Образовательная деятельность по теме «Народная культура и традиции».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Бондаренко  Татьяна Александровна

: вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_microsoft_office_word.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Образовательная деятельность по теме «Народная культура и традиции».

Возраст: 6-7 лет.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Образовательная область: познавательное развитие

Цель: вызвать интерес к русским традициям; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Задачи: - расширить знания о культуре и традициях русского народа;                                        -познакомить с традиционными обычаями зимних посиделок;                                          

 -расширить словарный запас детей; развитие устной речи;                                                            

 - закрепить знания о русских народных играх ;            

- учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину, использовать приемы приманивания, рисование концом кисти (точки);

-воспитывать умение организовывать самостоятельно народные игры; 

    1этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Организационный момент.(Звучит русская народная мелодия).

Воспитатель читает стихотворение:

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

- Сегодня я приглашаю вас окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, в какие русские народные игры играли.

Я рада что вам нравится русская народная мелодия

    2 этап: способствует планированию детьми их действий

 Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Завалинка - земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

Светёлка (устар.) — небольшая комната, обычно в верхней части жилья.

Посиделки (устар.) - зимняя вечеринка молодёжи в деревне.

Лучина — тонкая длинная щепка.

Небосвод - то же, что небо.

Хоровод - русская народная игра - движение людей по кругу с пением и пляской.

Горелки - русская народная игра, в которой Стоящий впереди ловит других участников, убегающих от него поочерёдно парами.

Быт людей - повседневная жизнь.

Сусеки — отделения в ларе — в большом деревянном ящике для хранения муки.

Досуг - свободное от работы время.

- Как понимаете строки стихотворения: эти посиделки были праздником души?

- Какой призыв звучит в конце стихотворения? Что значит - возродить посиделки?

-Мне очень приятно что вы заинтересовались данной темой.  

 3  этап :способствует реализации детского замысла

  Содержание

Обратная связь на высказывание детей

 Экскурсия в русскую избу.

Комнату в избе называют горницей, она является и кухней, и гостиной, и спальней.

Главным в избе была печка. Печь – душа русского дома, она была большая, обогревала всю избу и людей.

А для чего нужна была печка (Чтобы готовить пищу, отапливать избу, валенки, спать на ней.)

-Что готовили в печи (Пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, борщ, тушили мясо, рыбу, овощи.)

-В чем варили еду? (В чугунке, в горшке) .

Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

На Руси в старину бывало, когда заканчивали работу, люди собирались вечерами, беседовали, пели песни. Особенно хорошо в избе зимой, за окном дедко Морозко, да бабушка Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. Прижмутся дети к тёплой печке, сказки слушают. Ох, хорошо!

- А какая польза была от печи? (готовили пищу, освещала избу, согревала)

- Чем она освещала избу? (древесные угольки)

- А почему говорят «согревала»? (от печи жар струился)

- Чем топили русскую печь? (дровами)

- Какое дерево использовали для топки печи? (берёзу)

- Почему берёзу? (дольше горела и больше тепла)

Отгадайте-ка загадку:

Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча. (печка)

-Что еще вы видите в избе (Сундук, прялка, лавка,деревянная ложка, самовар.)

-Кто знает, для чего нужен сундук (В сундуках лежали, белье, ценные вещи)

- А кто знает, для чего нужна прялка?

Прялка служила для ручного изготовления нитей из кудели (шерсть; или лен).

Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась – самопрялка. Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки.

- Объясните значение слова «ру-ко-дель-ни-ца». (Рукодельница - искусница в рукоделии; искусница - умеющая, хорошо знающая своё дело; рукоделие — ручной труд - преимущественно женский - шитьё, вязание.)

- Послушайте внимательно, отгадайте загадки, а отгадки вы найдете на этой выставке (прялка, веретено, чесало, пряжа).

Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто - к доске привязали! (Прялка.)

- Что это: чистое да пушистое к доске привязано? Конечно, шерсть! С овечки её остригли -после расщипали, а после. (Чесали.)

- Объясните слова: прялка - прядь - пряха - прясть - пряжа - прядение - прядильня.

Прялка - приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью;

прядь (спец. термин) - скрученная нить;

пряха - женщина, занимающаяся ручным прядением;

прясть — скручивая волокна, делать нити;

пряжа — нити, полученные прядением;

прядение - (от слова «прясть») ручное, машинное;

прядильня (устар.) - прядильная фабрика или мастерская.

- Чем оно больше вертится, тем толще становится. (Веретено.) Педагог показывает веретено.

Как из белых мхов, из того ли сруба дубового

Вытекала речка тихоструйная.

Как из белой-то кудели да из долгого льна,

Да с того ли донца расписного

Выпрядала девица тонкую нить,

Нитку тонкую, нитку прочную.

Веретено - главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было своё веретено. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки.

Подарил мне батюшка чудо- веретёнышко, серебряное донышко.

Нитка белая бежит, веретёнышко дрожит.

Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка,

Мне и весело, и жарко, я-то день-деньской кручу,

Нитки тонкие сучу и тихонечко пою.

- Вот так пели песни девушки и женщины, собираясь в долгие зимние вечера в одной избе на посиделки. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Веретено знай крутится, а на веретено нитка ложится. Работали раньше день-деньской, и даже вечером, когда на улице уже было темно. В печке огонь зажигали, весело поленья трещали в печке. В переднем углу светец ставили, лучину зажигали.

Светец - девичья отрада (радость). Светец — деревянный (или железный). Столбик с рогатиной наверху. Поэтому светец ещё и козой называли. В рогатину вставляли лучину, рядом со светцом обязательно ставили посудину с водой, чтобы рассыпающиеся искры не подпалили пол или стены. Светец украшала резьба. Глядели девушки на этот светец и мечтали о своём будущем.

— В старину вечерами избы освещались горящими лучинами, которые вставляли в железную подставку - светец. Словно высокий сказочный цветок, стоял светец на изогнутых ножках. Кованый, чёрный. А каким украшением был в доме! Зажгут осиновую лучину. Уютно, светло. Можно и шерсть прясть. И ребятишкам есть дело: менять лучины, догоревшие в кадку с водой бросать.

- Чем в старину освещали избы?

- Что такое светец?

- Как выглядел светец?

- Что можно делать при лучине?

- Что ярче светит?

-А еще что вы видите в горнице (Колыбелька с младенцем.)

- А что такое колыбелька (Это кроватка, которую мастерил для своего ребенка отец.)

-Давайте споем ему колыбельную. Кто знает, что такое колыбельная?

- Это песенка, под которую засыпает ребенок. (Пение колыбельной песни «Баю-баю за рекой …»)

Баю-баю, за рекой

Солнце скрылось на покой,

А у Мишиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки-заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам под осинку,

Мише на перинку.

-Ну вот наш малыш и заснул.

На посиделки парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто упряжью конской занимался. А что еще делали на таких посиделках? Пели песни, игры играли. (. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» ,«Горелки».

-Ребята, давайте, когда мы пойдем на прогулку поиграем в одну из русских народных игр «Горелки».

Что за диво посиделки на Руси!

Так и хочется и вас, детишек, пригласить.

Вечерком зимой студёной

В тёплый дом зайти с поклоном

Да совета у сердечка попросить!

- А совет простой — беречь пляски и песни народные, слово русское хранить, потому как в этом скрыта душа народа.

Рисование. «Платочек для русской красавицы»

Методика проведения: показать детям квадрат белой бумаги, у каждого на столе лежат такие «платочки», их дети будут украшать цветами. Объяснить, что украшать нужно середину и уголки (спросить, где они находятся). Показать, как нарисовать цветок способом приманивания, располагая лепестки симметрично. Определить (спрашивая детей) последовательность выполнения узора: сначала надо найти середину квадрата, отметить ее капелькой воды, проверив, правильно ли она найдена, начинать рисовать, затем размещать цветы по углам.

 

-Здорово, какие вы внимательные  и наблюдательные

-Как же замечательно

-Очень приятно  слушать ваши высказывания

Вот это да! Я даже не ожидала, что вы столько знаете

-Очень приятно  слышать ваши ответы.

теперь вы знаете, что такое народные традиции, культура, фольклор,

Молодцы знаете кто такие народные умельцы и что такое «народный промысел».

Когда вы придёте домой, обязательно расскажите о том, что интересного вы узнали, чему сегодня научились..

Я хочу, чтобы каждый из вас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, передавая своим будущим детям и внукам любовь к России.

4 этап:  способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

  Рефлексия.

- О чем мы беседовали?

- Что нового вы узнали?

- Какую песню мы пели?

- Что рисовали?

- В какую игру играли?

 Теперь вы знаете, что такое народные традиции, культура, фольклор, кто такие народные умельцы и что такое «народный промысел».
Когда вы придёте домой, обязательно расскажите о том, что интересного вы узнали, чему сегодня научились. Я вами очень довольна, молодцы!

-

Вижу вам очень понравилась экскурсия, а главное народные игры прошлых времён.

Молодцы, ребята! И пословицы, и поговорки знаете. И с русскими народными играми познакомились Я вами очень довольна, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе...

Планирование образовательной деятельности по теме "Народная культура и традиции" в старшей группе

Период: с 11.03.2019г. –  по 22.03.2019г. Тема: «Народная культура и традиции» Мотивация: Расскажи друзьям о народной культуре и традициях. Цель (как предполагаем...

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме: «Народная культура и традиции»

Задачи темы: продолжить знакомить детей с русской избой, ее строением, внутренним убранством, предметами быта, одежды; с народными традициями и обычаями , с народным декоративно-прикладным искусством...

Календарно –тематическое планирование образовательной деятельности по теме «Народная культура и традиции»

laquo;Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»...

Перспективное планирование проектной деятельности на тему: "Народная культура и традиции России"

Воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям,  традициям, к народным играм. Создать условия, способствующие воспитанию д...