Казачество
картотека на тему

Качалова Екатерина Игоревна

некотрый матариал из книги О Кубани

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihi_i_kubanskie_narod_igry.docx28.42 КБ
Файл traditsii_i_byt_kazakov.docx74.88 КБ

Предварительный просмотр:

"Кубанский рушник"

Вышивала казачка рушник

Поздней ночью при свете луны.

Под рукой разливался родник,

Под рукой распускались цветы.

Напевала о женской судьбе.

Нить скользила тонка и легка.

Богородица-мати, в беде

Не оставь моего казака.

Вышивала калинову гроздь.

Счетный крест – рукоделье веков.

Лютый враг да непрошенный гость

Пусть не тронут родных берегов.

Вышивала пока рассвело,

Петухи закричали вдали.

В Красный угол легло полотно

Оберегом кубанской земли.

***

Пасха на Кубани.

Солнышко румяное

Глянуло в окно.

В горнице кубанской

Чисто и светло.

На столе скатерочка,

Крынка с молоком.

Хлеб накрыла матушка

Чистым рушником.

Куличи пасхальные -

Чудо из чудес.

Тихо шепчет бабушка

Мне: "Христос Воскрес".

Пред иконой свеченька.

А со всех сторон

Над казачьей вольницей

Колокольный звон.

***

Распушилась верба – вербочка златая.

Подходила к вербе дева молодая.

Посмотрела вправо, влево посмотрела.

От лихого ветра верба зашумела,

Наклонилась низко вербочка златая:

Не ломай мне веток дева молодая.

***

Над станицею казачьей звонок Благовест.

Как он дивен, как отраден. Ведь Христос Воскрес.

Нынче писанку для мамы в Святый уголок

Пред иконою поставит маленький сынок.

Пусть вам солнце улыбнется в этот чудный миг.

Пусть с икон с любовью смотрит самый светлый лик.

Над станицею казачьей звонок Благовест.

Как он дивен, как отраден. Ведь Христос Воскрес.

***

Курень казачий – старое жилище.

Откроем дверь, входи смелей, дружок.

Здесь стол и лавки, значит, будет пища:

Сметана, борщ да сдобный пирожок.

Здесь колыбель, а значит, будут дети.

В казачьих семьях деток целый ряд.

А там где дети, ярче солнце светит

А там где дети, мир, любовь и лад.

***

Вьется наша Кубань, Будто ленточка синяя.

Что да диво река, Нет на свете красивее.

По брегам камыши, Да ракиты плакучие.

Здесь живут казаки, Да казачки здесь лучшие.

Здесь гурьбою бегут Казачата-ребятушки. Поклонись до земли Ты Кубани, как матушке.

***

Солнышко румяное глянуло в окно.

Стало в хате нашей чисто и светло.

В «Красный угол» матушка ставила свечу.

Я склоню головушку к мамину плечу.

Ах, как славно молится утренней порой.

Это Богородица любит нас с тобой.

Стихи о Краснодарском крае, стихи о Кубани

Весенняя пришла пора,
Гудят моторы до утра.
Земля цветет, красуется,
Душа поет, волнуется.
Хлеба, звеня, колышутся,
Степная песня слышится
Широкая, раздольная,
Веселая и вольная.
Богатые вокруг поля,
Кубанская щедра земля -
Героями ребятами
Да знатными девчатами.
Мы пашем степь, растим хлеба.
Счастливая у нас судьба.
Цвети, Кубань родимая,
Прекрасная и милая.
Пусть будет мир, пусть будет труд,
Пусть птицы нам всегда поют.
Пускай земля всегда цветет
И радостно душа поет.
*  *  *
Моя любимая станица,
Меня зовут твои поля!
И остается лишь молиться,
Чтоб ты по прежнему цвела.
Твоя волшебная природа
Всегда манит меня к себе.
И, несмотря на время года,
Стоишь ты в дивной красоте.
Моя любимая станица,
Горжусь, что здесь я родилась!
Твоя сирень мне часто снится...
Здесь радость жизни началась.
*  *  *
Казак вернулся после ратных дел:
Он защищал от ворога границу.
Клинок над ним, как будто бес, свистел,
А пуля пела смертоносной птицей.
И лишь душа, уставшая от битв,
Разлукою изъедена до боли.
Молилась, улетая в теплый скит, -
В родное неохваченное поле.
Не раз судьба пытала тяжело.
Он не о страхе думал - об Отчизне.
Рука немела и рвалось седло...
Полки казачьи положили жизни.
Но знали твердо, что они - стена
Для Родины и веры православной!
Чтоб на Кубани вновь цвела весна,
Не должен пасть с высот орел державный!
Как верный сын по матери скучал.
Слеза скользнула: ведь живым остался...
Папаху скинул и к земле припал.
С колосьями ржаными побратался.
Звенело сердце сотнями литавр:
В червонных вишнях хаты утопали.
Знакомый с детства аромат вобрав,
Он шел туда, где бесконечно ждали.
Всего себя готов казак отдать
За свет земли, за исцеленье мира!
В станичной церкви сходит благодать,
Так сладко пахнет теплая просвира.
И этот дух, прошедший сквозь века,
К сердцам и душам без конца взывает.
Жаль: образ удалого казака
Туманом лет все больше укрывает.
*  *  *
Земля - большой и круглый шар, 
На нем есть город - Краснодар, 
Где расположена и школа и наш дом, 
Где с мамой, папой и друзьями мы живем! 
Березки есть, есть ивы, тополя, 
Растит их всех кубанская земля! 
У нас есть очень интересные места, 
Мила мне Краснодара красота! 
Вот чище всех и самая прекрасная 
Главная улица города - Красная, 
Надо вам книжку купить - чего проще, 
Есть книжный рынок в нашей Первомайской роще, 
На Солнечном острове много зверей, 
Дети, идите, смотрите скорей! 
Поет кто громче всех - оставьте спор, 
Вот он - Кубанский Казачий хор! 
А это кто отбивает вновь гол? 
Желто-зеленые! Мы пришли на футбол! 
Есть много интересного у нас, 
Про все мне и не рассказать за раз. 
*  *  *
Вот они последние станицы, 
И вся Кубань встает перед тобой. 
Ты видишь, как пшеница золотится, 
Ты слышишь, как о берег бьет прибой... 
И, если даже родом ты не здешний, 
Однажды побывав у нас, поймешь, 
Какой природой славен край наш вешний, 
Какой красой особенно хорош. 
Богат наш край садами и хлебами. 
Цемент и нефть он Родине дает... 
Но самый ценный капитал Кубани - 
Простой и скромный труженик - народ. 
*  *  *
Дивный Краснодарский край!!! Житница России. 
Твои бескрайние поля, пролегли на мили. 
Здесь под небом голубым райский сад цветущий, 
А в полях твоих стоит  вечный хлеб насущный. 
По Кубани, по  реке  хутора гнездятся, 
Солнца нежные лучи  в той реке резвятся. 
Рыбаки блесну кидают в плавное теченье, 
Солнцем одаренный край!!! Божье сотворенье. 
Знать, по щедрости Творца  природа одарила, 
Нивы, реки и моря, всё в одном вместила. 
Люди  едут отдыхать  сюда со всей России.
Ах, какая благодать, край ты сердцу милый. 
Есть под небом чудный рай.  Это Краснодарский край!!!
*  *  *

Частушки

Мы кубанские девчата

На Кубани мы живём

Мы кубанские припевки

По-кубански пропоём.

На кубанской на земле

Поля все обширные

Приезжайте в гости к нам

Мы все люди мирные.

Во саду, ли в огороде
Урожай хороший.

Много яблок, много груш
Будут у нас гроши.

Во саду, ли в огороде
Картошечка родит.

А казачка каждый день
Кучери наводит.

За Кубанью за рекой

Пашут наши трактора

Мы кончаем петь припевки

Нам домой идти пора.


Кубанские народные игры

        Игровому фольклору кубанцев свойственны ярко выраженные трудовая и военно-прикладная направленность. Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.

        Заметное влияние на игры оказали исторически сложившиеся особенности национальных культур разноязычного населения Кубани. Многие из игр, которые отражали бытовые обычаи и обряды отошли в прошлое. Однако нельзя допустить, чтобы замечательные игры забылись, затерялись. Ведь игры не просто детские забавы - это животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений.

«Кубанка» (шапка казака)

Варианты игры: Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку - кубанку. У кого кубанка подброшена выше (падает последней, тот побеждает. По кругу сидят игроки (20-30 человек)через одного, на голове кубанка. У ведущего в. руках тоже кубанка. Он находится в центре круга. Как только ведущий надевает шапку одному из игроков без кубанки, рядом сидящие должны передавать со своей головы тем, кто без кубанок, свои шапки по цепочке (идет смена головных уборов). Там, где две кубанки будут рядом (т. е. у одного человека, игрок выходит из круга, поэтому нужно передавать как можно быстрее. Для начала игры надо выбрать водящего, который незаметно для игроков (2 команды по 8 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все будут искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит «Есть» и старается отнести ее в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать кубанкуКубанку можно передавать своей команде, но не перебрасывать. Чья команда положит кубанку в условленное место, та и выиграла.

«Брыль» (соломенная шляпа с высокими полями)

Играющие сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5 - 6 см от края начерчен еще круг. По команде ведущего «Солнце» все руками закрывают глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову Брыль и сразу говорит «Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по команде бежит в центр круга. Остальные игроки не должны пускать во внутренний круг. Если забежал в центр - ведущий он, если не успел - выходит из игры.

«Тополек»

В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки - «пушинки», 3 игрока - «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии. Ведущий: «На Кубань пришла весна, распушила тополя! Тополиный пух кружится, но на землю не ложится. Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!» После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т. е. ловят) «пушинки»«Пушинки»устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами»Выигрывают те, кто остался возле тополя.

«Кубанка» Все сидят по кругу, кубанки надеты через одного. Под музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась – игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки.

«Коники»

Проводится как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути - препятствия: ров, вода и т. д. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.

«Подсолнухи»

Игроки - подсолнухи стоят в несколько рядов. Один - земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий: «Солнце светит, дождь идет,

Семечко растет, растет. К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелек. Небосвод весь обегая,

Солнце светит, не моргая. Земледелец, не зевай,

Перемены отгадай!»

«Петушок»

Все дети сидят, Ведущий считалкой удаляет одного игрока, он становится ко всем спиной. Среди оставшихся назначается Петушок. Ведущий говорит: «Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спивает, спать мешает казаку и кричит.» Петушок«Кукареку!» Выбранный отгадывает, кто кричал.

«Утки»

Играющие становятся в круг. Один из них называется селезнем, а другой уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом поют: «Утка киря, по полю лета, поспивай, селезень, за ней. Скорий, скорий, бо мало дити пищать, исти хотять». Утку свободно пропускают, а селезня стараются задерживать.

«Не займай» (не тронь меня)

В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки убегая, кричат«Не займай!» Пойманым считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в этой цепи, игра кончается.

«Моргушки»

Девушки сидят по кругу. За каждой девушкой, стоит парень. Перед одним из парней, водящим, стоит стул. Он оглядывает всех сидящих девушек и незаметно моргает одной из них. Она должна быстро занять свободное место, а парень, стоящий за ней. должен её удержать. Если он не успел удержать свою девушку, то он становится водящим.

«Стадо»

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец - два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

«Пастушок, пастушок, заиграй в рожок! Трава мягкая, роса сладкая,

Гони стадо в поле, погулять на воле!» Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу «Волк» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого волк поймал, выходит из игры.

«Перетягивание»

Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну но одному выстраиваются две команды игроков. По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает. Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.

«Мак»

Играющие стоят по кругу плечо к плечу. Один из них в середине круга - это огородник. Он поет: «Ой, на горе мак, Под горой так!»

Играющие берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук. На слова: «Маки, маки, маковочки, Золотые головочки!»

все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед-назад. На слова:

«Станьте вы так, Как на горе мак» все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают: «Огородник, огородник,

Поливал ли мак?» Огородник отвечает«Поливал». На припев: «Маки, маки, маковочки, Золотые головочки!» все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова:

«Станьте вы так. Как на горе мак» все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты - имитируют цветок мака. На припев: «Маки, маки, маковочки, Золотые головочки!»

все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками. Потом спрашивают: «Огородник, огородник, Поспел ли мак?» Огородник отвечает: «Поспел!» Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. На слова«Станьте так!»- показывают, какая спелая головка у мака. Движения выполняются в соответствии с текстом песни.

«Кауны»

На одном конце площадки проводится черта. Это «бахча», за чертой, на расстоянии 2-3 шагов от нее, «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадки обозначается линией «дом детей». Выбирается сторож. Остальные играющие – дети. Когда «сторож засыпает», дети направляются к бахче со словами: Крадем, крадем кауны, Деда не боимся Дед нас палкой - мы его каталкой. Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша.



Предварительный просмотр:

Детям о казаках

        Казаки – это часть славянского народа, воины и охранники, пограничное воинственное население  Руси.     Селились казаки в южных свободных землях за пределами Руси, там, где люди боялись селиться из-за постоянных набегов врагов.

        Казаки – это русские, которые жили обособленно, сохраняя свою культуру, но по своим обычаям, говорили на особом языке. 

        Главным занятием казаков было военное дело: охрана границ Русской земли от врагов, защита Руси от набегов врагов.  В мирное же время казаки занимались скотоводством, охотой и рыболовством. Земледелие не было развито, потому что частые набеги делали это занятие, требующее покоя и постоянства, невозможным. Хлеб  казаки получали либо из царской казны, либо в обмен на рыбу и пушнину.   

        Одевались казаки нарядно и красиво: их повседневной одеждой были штаны-шаровары, рубахи и кафтаны из толстого сукна.  Праздничная одежда шилась из шелка и бархата. Все казаки носили особенную прическу: головы брили и натирали мылом, а наверху оставляли длинный чуб.  Когда чуб сильно отрастал, заматывали его за левое ухо, проводили за затылком и заматывали на левое ухо и так ходили. Бороду казаки не носили, а вот усы длинные были в почете.   

        Вооружены казаки были саблями, пиками, карабинами и мушкетами.   

Традиции, быт, культура кубанского казачества

        Без  казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.

        Подрастающее поколение  бережно хранит традиции предков, поет дедовские песни, пляшут народные танцы, хорошо знают свою историю, гордятся  своими казачьими корнями.

        УвеличитьДомостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы. Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)».

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Внутреннее убранству казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачий костюм. Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».

УвеличитьТрадиционный женский костюм состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

«..Юбки шили из покупного материала широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - учкуре. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - подол, по-украински спидница. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой».

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом - тоже в кухне или в летней печи во дворе): В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги».

УвеличитьСемейный и общественный быт. Семьи на Кубани были большие.  Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение а военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, ведению хозяйства.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

УвеличитьВ казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.

Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же «уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы и игры.

Обряды и праздники. На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

УвеличитьСвадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В старин у свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. В процедуру заключения браков могла вмешаться община и войсковая администрация. Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого.

«В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный, который включал в себя сватовство, рукобитие, своды, вечеринки в доме невесты и жениха; свадьбу и послесвадебный ритуал». В конце свадьбы главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте, запирали на горище, откуда им приходилось откупаться при помощи «четвертинки». Доставалось и гостям: у них «крали» кур, ночью замазывали известью окна. «Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества. Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен».

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Особым событием и торжеством в народе считали Пасху. Об этом говорят и названия праздника - «Вылык дэнь», Светлое Воскресенье.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он - подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками. Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу». красили яйца, пекли паску, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный - кровь, огонь, солнце; голубой - небо, вода; зеленый - трава, растительность. В некоторых станицах на яйца наносили геометрический рисунок - «писанки». Обрядовый хлеб паска, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение - оно должно было стимулировать рост всего живого.

Устная разговорная кубанская речь - ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов - русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Все население кубанских станиц, говорившее на двух близкородственных славянских языках - русском и украинском, легко усваивало языковые особенности обоих языков, и без труда многие кубанцы переходили в разговоре с одного языка на другой с учетом ситуации. Черноморцы в разговоре с русскими, особенно с городским человеком, стали использовать русский язык. В общении со станичниками, с соседями, знакомыми, родными «балакали», т.е. говорили на местном кубанском диалекте. В то же время язык линейцев пестрел украинскими словами и выражениями. На вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки, на русском или украинском, многие отвечали: «На нашем, казачьем! На кубанском».

Народные промысли и ремесла - важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды - плетень.

Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образования, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказывала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось казачьего населения Кубани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Быт и традиции Кубанского казачества"

Цель занятия: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью,  бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.Словарная работ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развиват...

«Ознакомление дошкольников с природой Кубани и традициями казачества» из опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории Гаврилко Ирины Николаевны

Данный материал это описание опыта работы Гаврилко И.Н. в направлении ознакомления дошкольников с традициями казачества и природой Кубани...

Паспорт проекта «История, культура и быт донского казачества»

Проект воспитателя МБДОУ детский сад №2 «РАДУГА»   АНТЮХИНОЙ ЛИНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ. Данная работа способствует воспитанию у детей гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития...

Презентация "Развитие личности ребенка в процессе приобщения к культурно-историческому наследию казачества"

Представляю вам презентацию "Развитие личности ребенка в процессе приобщения к культурно-историческому наследию казачества". Надеюсь она будет полезна воспитателям....

Казачество. Природа России и казачество

Экологический праздник для казачат в старшей группе....

«Формирование начального представления о кубанском казачестве в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества»

laquo;Формирование начального представления о кубанском казачестве в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества»...