Перспективное планирование
материал (старшая группа) на тему

Региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_po_natsionalno.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по национально-региональному компоненту.

Сентябрь

1.Беседа  на тему: «Таежная, озерная, степная» (природа Бурятии).
2.Чтение бурятской сказки «Как перевелись в Сибири львы».

Октябрь

1.Чтение бурятской народной сказки “Медведь”.
2.Настольный театр «Легенда о Байкале и красавице Ангаре».

Ноябрь

1.Чтение бурятской народной сказки «Два мышонка».
2.Знакомство детей с бурятской юртой.

Декабрь

1.Просмотр видео «Моя родина- Бурятия».
2.Занятия история, живая картинка: животные Бурятии.

Январь

1.Чтение бурятской сказки «Лиса и тетерев».
2.Бурятская народная игра- « Бэлэй»-рукавичка

Февраль

1.Занятие-драматизация «Как встречаем мы гостей».
2.Чтение детям бурятских стихов.

Март

1.Азы бурятского языка через игровые сказки.
2.Бурятская-народная игра «Харсяк»- грибочек.

Апрель

1.Чтение бурятской народной сказки «Мышка и верблюд».
2.Бурятская-народная игра «Табун».

Май

1Знакомство с бурятской кухней.
2.Бурятская-народная игра «Туясок».

БУРЯТСКИЕ СКАЗКИ

Медведь

Жил-был бедный посудник. С утра до ночи мастерил он деревянную утварь,
этим и кормился.
Вот пошел он однажды на ьерег моря вырубить мягкую да гибкую ветку для
обруча на туесок. увидел красную березу и уже топор над нею занес, как
говорит береза человеческим голосом:
- Не губи меня, добрый человек! Не руби моих красных ветвей. Проси, что
захочешь. Любое твое желание исполню.
- Будь по-твоему, - согласился посудник. - Только сделай меня купцом.
И дня не прошло, как разбогател вчерашний бедняк, купцом сделался. На
подворье у него работников - не сосчитать, в амбарах разного товару
видимо-невидимо, в тугой мошне денег полно. А сам бывший посудник по двору
ходит, на слуг своих покрикивает. Но скоро надоела ему такая жизнь. Опять
пошел бывший посудник к красной березе.
-Хочу быть царем! - говорит.
Оглянуться не успел, как сделалось вокруг него дивное царство. даже
слуги в том царстве в бобровых шапках ходят, а богатые люди низко кланяются
царю-батюшке. И никто не вспоминает, что был он когда-то бедным посудником.
"Одна береза об этом знает", - думает новоиспеченный царь. А раз так, решил
он срубить красную березу.
Сказано- сделано. Отправился царь в сопровождении своего войска на
берег моря. Увидев красную березу, кинулись слуги с острыми топорами
исполнять царское повеление. Но зашумела береза всеми ветвями, заговорила
человеческим голосом:
- Оглянитесь а своего царя.
Оглянулись слуги и видят: царь превратился в медведя и пустился бежать
в дремучий лес. Но разве убежишь от самого себя.
Вот почему буряты говорят, что медведь прежде был царем, а встретившись
с глазу на глаз, обязательно обратятся к нему со словами: "Царь-человек,
уступи дорогу!" - и медведь сворачивает, рассказывает таежный народ.

 

Девица Хонхинур

В глубокой долине, изрытой кочкарником, на берегу Золотого озера жила в
незапамятные времена девица Хонхинур. И было у нее двадцать семь любимых
погремушек.
Пришла однажды к девице хитрая лисица и говорит:
- Позвали меня на свадьбу к Хартаган-хану, а у меня, несчастной, даже
погремушек нет. Не дашь ли мне двадцать семь своих, добрая девица Хонхинур?
- А я с чем останусь? - удивилась Хонхинур и не дала лисице погремушек.
Рассердилась лисица и говорит:
- Я ухожу, но через три дня вернусь, если ты и тогда не дашь мне своих
погремушек, то я проглочу твое Золотое озеро и растопчу твою кочковатую
землю!
Пригрозила и ушла.
Сидит девица Хонхинур, горько плачет. Летели два лебедя, услыхали
девичий плач и спрашивают:
- Отчего ты, девица, плачешь?
- Да как же мне не горевать, как мне слез не лить, - пожаловалась
Хонхинур. - Приходила ко мне лисица, просила двадцать семь погремушек, а я
не дала. Тогда лисица пообещала вернуться через три дня и забрать
погремушки. А если я не отдам их, она выпьет Золотое озеро и растопчет мою
кочковатую землю.
Говорят два лебедя девице Хонхинур:
- Не печалься и не плачь! Если придет лисица просить двадцать семь
погремушек, не отдавай ни одной. А если будет грозить, что проглотит озеро и
растопчет землю, ты спроси: "Не оттого ли у тебя такой широкий рот, что тв
когда-то уже пыталась проглотить озеро? Не оттого ли у тебя нет копыт, что
ты уже пыталась растоптать кочковатую землю?"Поднялись лебеди и улетели в
соседнюю рощу.
А через три дня явилась лисица и говорит девице Хонхинур:
- Отдавай двадцать семь своих погремушек, а не то я проглочу Золотое
озеро и растопчу кочковатую землю!
- Не получишь ты двадцать семь погремушек! - отвечает девица Хонхинур.
Не оттого ли у тебя такой штрокий рот, что ты уже пыталась проглотить озеро,
да не смогла? Не оттого ли у тебя нет копыт, что ты уже пыталась растоптать
кочковатую землю, да все без толку?
Удивилась лисица.
- Кто тебя научил таким словам? - спрашивает.
- Сама додумалась, - отвечает девица Хонхинур.
- А пока ты думала, никто рядом не пробегал, никто мимо не пролетал? -
не унимается лисица.
- Пролетали два лебедя, - проговорилась девица Хонхинур.
- И куда же они скрылись? - все допытывается лисица.
- В соседнюю рощу улетели, - отвечает Хонхинур.
Пошла лисица искать лебедей. Всю рощу обегала, каждый кустик и дерево
обнюхала. Наконец нашла она лебедей в сосновом дупле. Поймала их лисица и
давай трепать, приговаривая:
- Зачем вы научили девицу Хонхинур уму-разуму, зачем лишили меня
двадцати семи погремушек?!
- Не бей нас, лисица! - взмолились лебеди, - Лучше проси, что хочешь.
Все сделаем.
- Отвезите меня за море! - говорит лисица.
Взяла она в рот земли еловую палку, закусила ее покрепче, подхватили
лебеди своими калеными клювами эту палку с обоих концов и понесли лисицу за
море. Вот уже стали к другому берегу подлетать. Увидали люди двух лебедей,
несущих лисицу на палке, стали удивляться, гадать стали.
- Чего лисице на том берегу не хватило? - друг у друга спрашивают.
- Двадцати семи погремушек! - закричала она, разжав зубы, и полетела в
воду.
Еле-еле выбралась лисица на песчаную отмель. Отряхнулась она, проводила
взглядом улетевших лебедей и только тогда поняла, что не вернуться ей больше
на другой берег моря, не видать ей двадцати семи погремушек.

 

Девица Шурэлдэхэн

В давние-предавние времена жила на свете девица Шурэлдэхэн. еяла она
рис да просо, этим и кормилась. Единственным богатством в доме бедной девицы
были коралловые бусы, которые завещала ей покойная матушка.
Однажды приходит к Шурэлдэхэн незнакомая девушка с другого конца улуса
и говорит:
- Приглашена я в гости к Хартагай-хану, а у меня никаких украшений нет.
Одолжи мне свои коралловые бусы.
И Шурэлдэхэн дала поносить незнакомой девушке свои кораллы.
Минул месяц, за ним - другой, а незнакомая девушка все не возвращается.
Ждала ее, ждала Шурэлдэхэн, не могла дождаться и залилась горючими слезами:
жалко девице матушкиного подарка. В это время заходит к ней соседский батрак
и спрашивает:
- Отчего ты горько плачешь?
Отвечает девица Шурэлдэхэн:
- Как же мне не плакать? Отдала я незнакомой девушке матушкин подарок -
коралловые бумы, а она их третий месяц не возвращает.
- Если я принесу бусы, что ты мне дашь, чем отблагодаришь? - спрашивает
батрак.
- Дам тебе отборного риса да просо, - отвечает девица.
Отправился батрак в другой конец улуса искать незнакомую девушку. Идет
он, все высматривая да вынюхивая. И вот как-то раз, заглянув в цель одной
юрты, увидел батрак молодую невестку, которая выделывала кожу, а на правой
стороне юрты заметил он висевшие на столбе коралловые бусы девицы
Шурэлдэхэн.
Дернул батрак дверь, оказалась она запертой. Постучался - никто не
открывает. Тогда он взобрался на юрту, просунул голову в дымоход и крикнул:
- Отопри дверь, хозяйка!
- Откуда ты взялся, червь земной, батрак несчастный? Прочь с глаз
моих! - отвечает ему невестка.
- Если ты не отопрешь дверь, то я залезу на трубу и стану песни петь! -
пригрозил батрак.
- Лучше тебе плакать, чем песни петь, - сказала, как отрезала, невестка
и снова принялась за шкуры.
Тогда батрак залез на печную трубу, уселся и запел:
Если женщина красива,Добродушна да игрива,То коса у ней блестит.
А косички у молодки -Лиходейки да уродки -Бычьим хвостиком висит.
Рассердилась невестка на такую песню, выскочила из юрты и полезла на
крышу, чтобы побить батрака кожемялкой. А веселый парень только этого и
ждал: спустился он через дымоход в юрту, забрал бусы, висевшие на столбе, и
был таков.
На другой день принес он кораллы девице Шурэлдэхэн. Обрадовалась она и
на славу угостила батрака жирным мясом да брусничным квасом. А после
угощения насыпала ему в подол дэгэла меру риса и меру проса, наказав
строго-настрого:
- Когда будешь возвращаться домой, не ходи кустарником да кочкарником -
иди по дороге, ступая на плоские камни.
Взял батрак рис да просо и отправился домой, выбирая тропинку поровнее.
Шел он, шел, потерял тропу и набрел на заросли колючего карагатника. тал
искать дорогу в обход, но не нашел.
Пошел батрак прямо через заросли. Но уцепилась колючка карагатника за
полы дэгэла, и просыпалось золотое зерно на сырую землю - не собрать, не
высушить.
"Пойду-ка я к черным козам богатого Хартагай-хана, - думает батрак, -
попрошу у них помощи".
Пришел батрак к черным козам Хартагай-хана и говорит:
- Помогите мне. Вытопчите да вытравите колючий карагатник на соседних
холмах.
- Мы не успеваем выщипать да съесть весь сочный пырей с этих холмов, не
то что колючий карагатник, - ответили козы.
- Тогда я отправлюсь к серым волкам. Пусть они задерут вас всех, -
пригрозил батрак.
Пришел он к серым волкам и говорит:
- Подите, задерите черных коз Хартагай-хана.
- Мы не успеваем справиться с забитой дичиной. Зачем нам черные козы? -
отвечают серые волки.
- Если так, то я пойду к сторожам Хартагай-хана и попрошу их выбить вам
глаза, - пригрозил батрак.
Отправился он к сторожам с просьбой:
- Помогите мне. Выбейте глаза серым волкам.
- Мы не успеваем уберечь все богатства Хартагай-хана. До волков ли нам?
Тогда я пойду и пожалуюсь самому Хартагай-хану на вас. Пусть он побьет
вас сырыми прутьями.
Пришел батрак к хану и стал просить его:
- Батюшка-хан, побейте своих сторожей сырыми прутьями.
Заворочался на тюфяках Хартагай-хан и заворчал:
- Разве ты не видишь - я еле шевелюсь под тяжестью своего брюшного
жира. Куда уж мне махать сырыми прутьями?
Пошел батрак к полевым мышам.
- Помогите мне, - говорит. - Сходите и изгрызите брюшной жир
Хартагай-хана.
- Мы не успеваем накопать себе корешков саранки, а ты нам про брюшной
жир толкуешь, - отвечают мыши.
- Тогда я пойду к ханским служанкам и велю им отобрать у вас сладкие
корешки, - пригрозил им батрак.
Пришел он к ханским служанкам и говорит:
- Подите и отверите у полевок корешки саранки.
- Станем мы связываться с какими-то корешками, когда не успеваем
остричь всех овец да коз и собрать их шерсть! - отвечают служанки.
- Если так, то я пойду к черному ветру, - пригрозил батрак.
Пришел он к черному ветру и стал просить:
- Помоги мне, черный ветер. Разбросай, развей шерсть, собранную
служанками.
Сжалился черный ветер над батраком, резвеял по степи овечью да козью
шерсть. Стали ханские служанки ее собирать, заодно подобрали и корешки
саранки. Лишились мыши своего лакомства и давай грызть брюшной жир спящего
Хартагай-хана.
Вскочил Хартагай-хан и с криком: "Куда вы смотрите!" - начал бить
сырыми розгами своих сторожей. кинулись сторожа вслед за мышами, наткнулись
на серых волков и повыбивали им глаза. забежали волки сослепу в козье стадо,
стали щелкать своими зубами направо и налево. Забились черные козы с
перепугу в колючий карагатник и вытравили все до последнего кустика.
Тогда пришел батрак, собрал рис да просо и вернулся домой. А весною
посеял зерно и, говорят, собрал к осени богатый урожай.

 

Девушка и Месяц

Жила одна девушка-сирота. злая мачеха то и дело бранила ее и не давала
ей отдыха. Только и слышала сирота:
-Ступай туда! Сделай это!
Так продолжалось с самого раннего утра до самого позднего вечера.
Однажды мачеха послала бедную сироту на реку по воду.
Пришла девушка к реке, зачерпнула полные ведра и пошла обратно. А силы
у нее нет - сделает она шаг, оупстит на землю тяжелые ведра и стоит. Долго
она шла.
А мачеха бегает по юрте, сердится:
- Куда она запропала? Почему так долго не возвращается?..
Наконец выбежала она из юрты, увидела вдали сироту и принялась кричать
и ругаться:
- Пусть тебя схватят и унесут к себе Солнце и Месяц!
И только она сказала это, как с неба сатли спускаться Солнце и Месяц.
Увидела их девушка, испугалась и схватилась рукой за куст тальника.
Тут возле нее и опустились Солнце и Месяц.
Солнце хотело было унести девушку к себе, но Месяц сказал ему:
- Ты днем ходишь, а я хожу ночью - одному мне тоскливо и скучно. Отдай
девушку мне!
Солнце сказало:
- Правду ты говоришь! Нельзя с тобой спорить, возьми девушку!
Обрадовался Месяц, подхватил девушку-сироту вместе с коромыслом,
ведрами и кустом тальника и поднялся высоко-высоко.
Если посмотришь на Месяц - увидишь на нем девушку с ведрами и
коромыслом. Стоит она и держится рукой за тальниковый куст.

 

Женщина и Лиса

Одна богатая женщина втайне от мужа назначила в степи свидание совему
возлюбленному. Пока шла она к месту встречи, ее ограбили воры и оставили
совершенно нагой. Не могла она в таком виде домой возвратиться и решила
дождаться темноты. Накрылась ивовыми ветками и присела около дерева на
берегу большого озера. Видит: бежит лисица и кусок мяса в зубах тащит, а над
ней ворона кружит. Вдруг поднялся ветер, взыграла вода в озере, и большой
волной выбросило на берег рыбину. Волна откатилась обратно, а рыбина
затрепыхалась, забилась на берегу. Глядя на это, лиса оставила свой кусок
мяса и побежала чтобы схватить рыбину. Тем временем поднялась другая волна
и, накрыв рыбину, унесла ее опять в озеро. Так что лиса не успела ее
схватить. А ворона, кружившая над лисой, не стала мешкать, схватила кус мяса
и была такова. Вот сидит лиса, помахивает хвостом, да поглядывает то в
сторону озера, то вслед улетевшей вороне.
Увидела все это женщина, что сидела под деревом, накрывшись ивовыми
ветками, и говорит лисе:
- Вот ведь как получается: держала ты в своих зубах мясо, но тебе рыбки
захотелось. И вот поднялся кус мяса в небо, а рыба канула в глубине озера.
Позарилась ты на то и на другое, да ни с чем осталась.
- Это я, на тебя гладя, опростоволосилась, - отвечает лиса. - Был у
тебя муж, однако возлюбленного увидеть захотелось. Пока шла на свидание,
ограбили тебя воры. Вот и сидишь здесь, укрывшись листьями, ни к
возлюбленному пойти не можешь в таком виде, ни домой возвратиться.
У каждого человека есть свой порок, без этого не бывает человека. Так
что не спеши высмеивать чужие недостатки и ошибки, забывая о своих, говорят
мудрые люди.

 

Зима и Лето

...Говорят, жирный конь считается хорошим, а богатый человек -
мудрым... Не помню, кто придумал эту пословицу. И отец мой не помнит. И отец
моего отца не помнит.И дед моего деда, сказывают, не помнит. Одно ясно -
пословицу эту придумали богачи-нойоны. Дескать, смотрите, мы потому и
богаты, что родимся умными, а бедняки-пастухи глупы от рождения, потому
работают на нас, мудрых нойонов. Хитро сказано, да не очень! Вот вам
небольшая сказка...
Так начал старый бабай, когда однажды вечером улусная молодежь
собралась в его юрте.
...Жил когда-то хан со своими прислужниками нойонами. Были эти нойоны
один толще другого, другой жирнее третьего, третий хвастливей четвертого.
Знали нойоны одно - собирали налоги с населения, а потом лежали на мягких
шкурах, пили архи и объедались до бесчувствия. Был среди ханских нойонов
самый толстый и жирный, самый спесивый и хвастливый нойон Бадма. Не
проходило и дня, чтобы он, важно поглаживая бритую голову, не уверял хана:
- Всемогущий хан! Жирный конь считается хорошим, а богатый человек -
мудрым. Положись во всем на нас...
В это же время в далекой степи жил один бедный пастух со своей додчкой,
которая в народе прославилась умом и находчивостью. Говорили, что она могла
разгадывать самые хитрые загадки, а главное, так смело и умно разговаривать
с нойонами-сборщиками ханских налогов, что оин каждый раз, обескураженные,
уезжали от нее ни с чем.
Прослышал о дочке сам хан и рассердился:
- Неужели эта девчонка из рода козопасов умней моих нойонов?
И решил хан проверить ее мудрость и остроумие. И приказал поехать к ней
самому жирному и, как считалось, самому мудрому нойону Бадме. Тот сел на
своего коня, такого же, как хозяин, жирного, чересчур откормленного и еще
раз похвастал:
- Всесильный хан! Жирный конь считается хорошим, а богатый человек -
мудрым. Надейся на меня!
Долго ехал по степи важный нойон, а когда подъехал к юрте бедного
пастуха, не увидел ничего, за что можно было бы привязать коня. Даже
столбика не было около юрты - так бедно жил пастух. Потоптался нойон на
одном месте и крикнул:
- Эй, кто там в юрте! За что привязать коня богатому нойону?
Распахнулась дверца юрты, и оттуда выглянула черноволосая девочка с
бойкими, блестящими глазами. Послышался звучный голосок:
- Если хочешь привязать коня, то привяжи его за лето или за зиму...
- Как сказала? - остолбенел ханский прислужник.
- Я сказала: привяжи коня за лето или за зиму.
Нойон Бадма рассвирепел:
- Глупая девчонка! Неужели ты думаешь, что ханский нойон глупее тебя...
Или ты не знаешь, что жирный конь считается...
Однако Бадма так и не договорил свою излюбленную пословицу. Юркая
девочка захлопнула дверцу юрты и скрылась.
"Глупа, как овца, глупа" - подумал толстяк нойон и погнал скорей коня
назад, чтобы обрадовать хана известием, что в простом народе не бывает умных
людей. А дни в степи стояли жаркие. Палило солнце. Чересчур жирный,
малообъезженный конь Бадмы вскоре раскис и сдал, отказавшись везти дальше
своего толстого хозяина. Словом, не каждый жирный конь хорош... Нойон явился
во дворец пешком, запыленный, в порванных унтах, но по-прежнему
самодовольный и спесивый.
- Ну, что интересного слышал и видел? - спросил его хан.
- Ничего интересного, - отдышавшись, хихикнул Бадма, - ничего
интересного. Глупа она, всемогущий хан, как овца.
И нойон рассказал хану о разговоре с дочкой пастуха. Хан задумался и
спросил:
- А что еще ты видел у них возле юрты?
- Ничего, кроме худой телеги и саней.
- Сам ты дурак, Бадма,- нахмурился хан, - лето и зима это и есть телега
и сани...- И подумал хан, что недолго ему со своими глупыми нойонами
царствовать над народом.

 

Золотой перстень

В стародавнее время жила одна бедная женщина с маленьким сыном. Ничего
у них не было, кроме шестидесяти медных монет. Как-то раз узнала мать, что в
соседнем улусе продают хлеб. Отсчитала она двадцать монеток, дала их сыну и
велела купить хлеба.
Мальчик побежал, поднялся на пригорок и увидел, что два озорника
собираются убить щенка. Пожалел он щенка, дал мальчишкам двадцать монеток и
принес его в свою юрту.
- А где же хлеб? - спросила мать.
Сын все рассказал матери и показал щенка. Ничего мать не сказала.
Осталось дома сорок медных монет. Через несколько дней мать снова
послала сына за хлебом. Мальчик только поднялся на пригорок и увидел, что те
же озорники мучают котенка. Пожалел он котенка, отдал мальчишкам деньги и
притащил его домой.
- А где же хлеб и куда ты девал деньги? - спросила мать.
Сын все рассказал и показал спасенного котенка.
Мать заплакала и отдала ему последние двадцать монет, чтобы он купил
хлеба. На этот раз мальчишек на пригорке не было, но двое взрослых
собирались убить маленького львенка. Отдал им мальчик последние деньги и тем
спас львенка от смерти.
Поняла мать, увидев львенка, куда девал сын последние деньги и
заплакала еще горше. И приказала она, чтобы сын бросил львенка в лесную
чащу.
Не мог мальчик ослушаться матери и понес львенка в тайгу. Когда они
отошли немного, львенок сказал человеческим голосом:
- Не бросай меня мальчик...Отнеси к моей матери, она для тебя что
хочешь сделает, что хочешь отдаст. А ты ничего не бери, а попроси у нее
золотой перстень, который у нее находится на среднем пальце передней лапы.
Шли они, шли, и наконец, встретили львицу, такую большую, что мальчику
стало страшно. Львица обрадовалась, увидев своего львенка, стала ласкать
его, а потом спросила мальчика, что ему дать, чем платить ему за то, что он
спас ее сыночка.
Мальчик дрожащим голосом попросил перстень со среднего пальца. Львица
отдала, мальчик попрощался и пошел домой. Дорогой он устал, проголодался,
захотел спать. Присел под деревом и уснул. Когда он проснулся, то увидел
рядом с собой в деревянной тарелке много вареного сочного мяса, а в стороне
пасется оседланная лошадь. Понял мальчик, что не простой перстень подарила
ему львица, а волшебный. Наелся он досыта, положил остальное в сумку,
вскочил на коня и поскакал к дому. Мать увидела сына на коне, обрадовалась.
Построили они себе дом и с этого дня зажили сытно, без прежней нужды.
Прошло несколько лет. Мальчик вырос, женился. И тут случилась беда:
как-то утром проснулся он и видит, что нет рядом молодой жены, нет под
подушкой перстня, который подарила ему львица. И он уже не в новом доме, а в
прежней ветхой юрте, не под бобровым одеялом, а под старой овчиной лежит...
А на полке мышка сидит, жует сухую корку.
Поймал парень мышку рукой да и говорит:
- Все у меня пропало... никто меня не жалеет и я никого не буду.
Задавлю мышонка.
А мышка отвечает человеческим голосом:
- Не убивай меня, я тебе добрую службу сослужу, помогу перстень найти.
Его твоя жена украла, она теперь за морем живет...
Парень взял с собой собаку и кошку, которых раньше от смерти спас, взял
мышку, и все они пошли искать волшебный перстень. Дошли они до моря,
смотрят - на другом берегу стоит дом, из трубы клубится дымок.
Парень сел на собаку, на ее хвост посадил кошку, на хвост кошке -
мышку, и так они переплыли море... Парень остался на берегу, а собака, кошка
и мышка пошли к дому. Кошка залезла на крышу, мышка шмыгнула под дверь и
спряталась под кровать, а собака прямо зашла в дом. Жена парня увидела
собаку, вынула изо рта золотой перстень да и говорит:
- Ой, как эта собака похожа на нашу...
Тут кошка сверху прыг воровке на голову - та с испугу уронила
перстень - мышка подхватила его и все трое бросились вон из дома, к своему
хозяину.
Возвратившись домой, они долго и счастливо жили все вместе: парень с
матерью, собака, кошка и мышка.

 

Как перевелись в Сибири Львы

В давние-давние времена жили львы в Сибири. Были они косматые, обросшие
длинной шерстью и не боялись морозов.
Однажды встретил лев волка:
- Куда бежишь как сумасшедший?
- От смерти спасаюсь!
- Кто ж тебя напугал?
- Громкочихающий. Он раз чихнул - убил моего брата, во второй - сестру,
в третий - ногу мне перебил. Видишь, хромаю.
Лев зарычал - горы задрожали, небо заплакало.
- Где этот громкочихающий? Я его в куски разорву! Голову брошу за
дальнюю гору, ноги - на все четыре чтороны!
- Что ты! Он и тебя не пощадит, убегай!
Схватил лев волка за горло:
- Покажи мне громкочихающего, иначе задушу!
Пошли они. Встречают мальчика пастушонка.
- Этот? - злобно спрашивает лев.
- Нет, этот еще не дорос.
Пришли они в степь. Стоит на холме дряхлый старик, пасет стадо.
- Этот? - оскалил зубы лев.
- Нет, этот перерос.
Идут дальше. Навстречу им скачет на быстром коне охотник, за плечами  у
него ружье. Лев и спросить волка не успел - охотник вскинул ружье и
выстрелил. Загорелась на льве его длинная шерсть. Бросился он бежать, за
ним - волк. Остановились в темном овраге. Лев по земле катается, бешено
рычит.
Волк его спрашивает:
- Сильно он чихает?
- Замолчи! Видишь, теперь я голый, только грива осталась да кисточки на
кончике хвоста. Холодно, дрожь меня берет.
- Куда же нам бежать от этого громкочихающего?
- Беги в лес.
Волк скрылся в дальнем перелеске, а лев убежал в аркую страну, в
безлюдную пустыню.
Так перевелись в Сибири львы.

 

Красный бык

В давние времена, говорят, жил один охотник с женой. У них был жирный
красный бык. Однажды муж говорит:
- Давай заколем красного быка.
- Заколоть такого большого быка! Ведь нам не съесть всего мяса! -
удивилась жена.
- Если сами не сможем съесть, то поможет красная лапа*, - рассмеялся
муж.
- если так, давай заколем, - согласилась жена.
Их разговор подслушал один парень, который жил поблизости.
Однажды муж отправился на охоту в лес. Как только он ушел, тот самый
парень, который подслушал разговор, выкрасил руку красной глиной и протянул
ее в окошко. Хозяйка в это время собралась варить мясо. Заметила красную
руку, испугалась.
- Кто ты? - спрашивает она.
- Красная лапа. Мне нужно мясо красного быка.
Хозяйка подала кусок мяса. А парень спрятал мясо и снова, и снова
протягивает красную руку. Так хозяйка отдала хитрецу все мясо.
Вернулся муж с охоты и говорит:
- Свари-ка мне мясо красного быка.
- Уже всё мясо.
- Так быстро кончилось? - удивился охотник.
- Красная лапа всё съела. Ты же сам сказал, когда мы кололи быка, что
если не съедим мясо, то красная лапа поможет.
Рассердился охотник.
- Если не найду на белом свете человека глупее тебя, не вернусь
домой, - сказал он и пошел, сам не зная куда.
Приходит наш охотник в один улус и видит: богач с сыновьями строит дом.
Сидят они и колотят палками бревно.
- Что это вы делаете? - спросил охотник.
- Видишь, это бревно упрямится, не подходит: оно длинное. Вот мы и
хотим проучить его, чтоб короче стало.
удивился охотник их глупости, взял да и отрубил топором часть бревна. С
тех пор, говорят, эти люди поумнели и палками бревна не укорачивают.
Пошел охотник дальше, приходит в другой улус. Там один человек, по виду
богач, выходит из избы без окон, ставит маленький ящик, закрывает его и
обратно заходит в избу.
- Что ты делаешь?
- Да не могу никак занести в избу солнечные лучи. Закрою их в ящик,
пущу в избе, а там все так же темно.
Еще больше удивился охотник, взял топор, прорубил окно и пустил в избу
солнечный свет. С тех пор, говорят, тамошние жители и стали рубить свои избы
с окошками.
Охотник идет дальше и приходит в третий улус. Там была засуха, и тощий
скот лизал черную землю. У одной избы собралось много народу, тащат корову
за рога, хотят затащить ее на избу.
- Что вы делаете? - спросил охотник- Мы хотим, чтобы корова съела
траву, которая растет на избе. Будьте добры, помогите нам.
Опять удивился охотник, разыскал он согнутое железо, наточил его и
скосил траву на избе. С тех пор, говорят, тамошние жители и стали косить
траву согнутым острым железом - косой. Охотник пошел дальше. Видит, во дворе
богатого человека свинья с двенадцатью поросятами ходит. Охотник наш присел:
любуется поросятами. Выходит из дому хозяйка и спрашивает:
- О чем ты говоришь с нашей свиньей?
Посмотрел охотник на хозяйку - не шутит ли она.
- А мы с ней поговорили по душам, - отвечает он, - она ведь доводится
мне теткой. Я вот приехал пригласить свою тетю на свадьбу.
- Боже мой, это правда? Ну, что сказала тебе тетка?
- Она говорит: я могла бы съездить на свадьбу, но нет у меня ни одежды,
ни украшений. Да и все мои двенадцать сыновей просто голы. Она обижается на
вас, - говорит охотник.
Обрадовалась хозяйка случаю показать себя.
- А у нас все есть: и одежда, и украшения. Мы, ведь богаты! - говорит
она. Одела хозяйка свинью в праздничную одежду, надела на шею ожерелье.
Также одела двенадцать поросят и запрягла в тарантас тройку лошадей. Охотник
посадил "свою тетку" с поросятами в тарантас и уехал. Выехал он на дорогу,
спрятал лошадей, свинью и поросят в лесу, в стороне от дороги, и стал ждать
погони.
Приехал домой хозяин свиньи. Его встречает жена.
- Наша свинья с сыновьями поехала гостить!
- Что-о?! - опешил хозяин.
- На свадьбу к племяннику поехала. Я одела свинью и ее поросят в
праздничную одежду, надела ей на шею ожерелье, запрягла тройку, посадила на
тарантас и проводила.
- О, что мелет эта дура! - заорал богатый человек, сел на быструю
лошадь и поскакал в погоню. Он доскакал до места, где расходятся три дороги
и видит: сидит человек, закрыл шапкой что-то на земле, к чему-то
прислушивается.
- Ты не видел здесь человека со свиньей? Должен проехать по этой
дороге, - спросил богатый человек.
- видел.
- Куда направился?
- По середине этих трех дорог.
- Слушай, мужичок, я очень быстро скакал и ужасно устал. Будь добр,
садись на этого коня, догони того человека и приведи его ко мне, - говорит
богатый человек.
- Некогда.
- Почему?
- А я, видишь ли, накрыл шапкой золотую птичку. Ее нельзя смотреть
днем, можно только ночью. Иначе она превратится в обыкновенную птичку.
- Давай сюда! Я подержу, пока ты приедешь.
- Ну что ж! Придется помочь доброму человеку. Только смотри, если
откроешь до ночи - не будет золотой птички. - Охотник сел на хозяйскую
лошадь и помчался. Разыскал тарантас со свиньей и преспокойно поехал домой.
А тот, богатый, сидит, боится выпустить золотую птичку и лишиться
золота, сидит, осторожно придавливая шапку. Человек, которого он отправил,
не возвращается. Наступила ночь. "Хорошо, - думает жадный богач, - пусть не
возвращается, заберу я золотую птичку себе. Это куда будет дороже свиньи и
тарантаса!" Сунул он руку под шапку, а там кусок сухого коровьего помета.
Богатый чуть не умер со стыда и злости.
- Тьфу, черт! Дурная голова обманута собакой! - и пошагал обратно.
Между тем, наш охотник приехал домой и говорит жене:
- Зря я рассердился на тебя. Оказывается, есть такие люди на свете,
которые в семь раз глупее тебя.

 

 

Бурятские игры для детей 3-х лет

Игра «Табун»

Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два – три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.

Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ

Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...