Путешествие по родному краю
план-конспект занятия

Федоренкова Ирина Васильевна

Конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestie_po_rodnomu_krayu_2.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №66 «Забавушка»

ПРОЕКТ

Тема: «Путешествие по родному краю»

(Ханты - Мансийский округ)

                                                                             Составила: воспитатель

                                                                                                                Федоренкова И.В.

Практическое содержание:

Выявить и систематизировать знания детей о родном крае, его богатствах, о жизни и занятиях коренных жителей.

Расширить знания детей о поэтах северных народов. Прививать интерес к искусству народов Севера. Воспитывать чувство гордости за свой край, город, побуждать к бережному отношению родной природы. Учить детей грамматически правильно строить предложения, выразительно читать стихи, делать выводы. Использовать полученные знания и умения в работе с бумагой. Воспитывать усидчивость, внимание.

Предварительная работа:

занятия по теме «Животный мир нашего края», «Лес - наше богатство» Беседы: «Сибирь — нефтяной кран», «Коренные жители нашего края» Знакомство с творчеством Ю. Шестонова, А. Тарханова, М. Шульгина Чтение сказок, рассказов; заучивание национальных игр народов Севина загадок, пословиц. Оформление альбома «Наш край», фотовыставки «Паи город»; посещение краеведческого музея.

Часть 1.

Воспитатель:

- Сегодня мы продолжим разговор о нашем крае, подведем итог того, что узнали раньше на разных занятиях.

- Посмотрите на карту нашего края. Это Сибирь, а точка - Нижневартовск. Рядом река называется Обь. Дальше болото -  зыбкая юпь

А под болотом и рекой. Там глубоко, глубоко под землей Нефть, как в поре Спит со сказочных пор.

Вопросы для детей:                          

- Как называется наш край? (Ханты-Мансийский Автономный Округ, Тюменская область, Сибирь).

- Каким видом транспорта можно добраться к нам? (самолетом, поездом, машиной, теплоходом).

- А вы хотели бы отправиться в путешествие по нашему краю на теплоходе?

Прошу команду и пассажиров занять места (дети рассаживаются). Капитан:

Убрать трап! - Есть убрать трап!

Поднять якорь! - Есть поднять якорь!

Малый ход! - есть малый ход!

Полный вперед! - Есть полный вперед!

Желаю счастливого плавания!

Воспитатель:

Очень много лет назад была организована первая нефтеразведочная экспедиция в Сибирь. От Тюмени до Сургута две недели плыли геологи па стареньком колесном пароходе. Сначала по речке Туре, потом по могучему Иртышу, а дальше по самой полноводной Сибирской реке - Оби.

Чем же заинтересовал геологов наш край?

Они нашли большие запасы нефти и газа. Началась разработка месторождений и местность покрылась сетью буровых вышек.

1 ребенок:

Нефтяная вышка, как ракета смотрит на далекие планеты.

Бурый бур стоит как мамонт древний

Четырьмя ногами, вкопан в землю.

2 ребенок:

Не объять и не измерить

Буровых тугую сеть

Дал стране Тюменский север

Дорогую жидкость – нефть.

Воспитатель:

- Какие крупные месторождения нефти вы знаете? (Самотлорское, Покачевское, Мегионское, Мавмонтовское и др.).

Загадка о нефти:

Волшебная вода

В железных берегах,

Железные берега

Лежат в белых снегах,

Бежит та вода, горит та вода

Скажи -ка, дружок,

Что за вода в железных берегах течет?

Почему ей такой особый почет?

Ответ: Золотой рекой ее величают

Тюменской нефтью называют

 Ю. Шесталов

Как нефть из нашего края попадает в другие страны?

Что такое нефтепровод?

Как в народе другим словом называют нефть? (черное золото)

Воспитатель:

- Люди каких профессий помогают буровикам, нефтяникам? {летчики, речники, сварщики, водители, строители и многие другие).

-Где перерабатывают нефть? (на ГПЗ)

-Что делают из нефти? (рассматривают плакат - пособие)

Вывод:

Нефть залегает далеко под землей. Люди многих профессий трудятся вместе, чтобы добыть ее. Нефть это очень ценное ископаемое, из нее додаю i важные, полезные вещества и материалы. Поэтому ее называют -- Черным золотом!

Часть 2.

Воспитатель:

Как называется река по которой мы плывем?

Как называют сибиряки реку Обь?

Они называют Обь матушкой, кормилицей, красавицей. Начинается Обь в Казахстане и течет через всю страну с юга на север, впадая в Северный Ледовитый океан. Все лето плывут по реке-труженице теплоходы, баржи с грузами для жизни и труда людей, живущих по берегам реки в танго и в тундре.

Какие реки Тюменской области вы еще знаете? (Тура, Тобол, Иртыш, Вах).

Чем богаты наши Сибирские реки? (осетр, нельма, язь, щука)

Что делают с рыбой? (на рыбозаводе ее перерабатывают, делают консервы, коптят, замораживают и продают).

Вопросы:

Люди каких национальностей являются коренными? (ханты* манси)

Какие занятия для коренных жителей главные? (оленеводство, охота, рыболовство)

Как называется жилище хантов и манси? (чум)

Каких животных используют ханты и манси для езды? (оленей)

Ребенок читает стихотворение «Северный олень»

Вот он северный олень Белый словно снег Пусть сугробы до колен Легок его бег.

Я сожму рукой хорей

Только кину взгляд,

Только лихо кликну: «Гей!»

Все скорее и скорей нарты летят,

Дети надевают шапочки оленей.

Воспитатель:

От Тюмени до Надыма От Урал на Сургут Нас крылатые олени Очень быстро довезут.

Игра «Ловля оленей»

Воспитатель:

Мы прибыли в национальный поселок Варьеган. Радостная встреча е оленеводами, рыбаками, охотниками и нефтяниками. Да! Да! Коренные жители тоже работают на месторождениях нефти и газа.

А чем занимаются женщины и девочки ханты?

Дети:

Они шьют теплую одежду из оленьих шкур малицу, обувь - называется кисы, теплые шапки - капоры. Вышивают одежду бисером. Делают ремни, корзины из бересты, сувениры из рогов оленя и меха.

Воспитатель:

Я согласна, хантейская одежда очень красива, привлекательна. Прекрасны сувениры из кости, меха, бересты.

Народы ханты и манси умеют не только хорошо работать, по и хорошо отдыхать. Они устраивают различные праздники, игры, соревнования. Мы тоже с вами знаем игры народов ханты «Ловля оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман».

Сейчас мы поиграем в игры «Оленьи упряжки» (подвижная), «Белый шаман» (спокойная).

Воспитатель:

У каждого народа есть свои писатели, поэты, художники, которые любят свой край, слагают о нем стихи, песни, пишут картины.

Каких поэтов —ханты вы знаете? (10 вам Шестая ов, Ми куль Ш> эы шк Тарханов, Юрий Вела и др.)

Кому и чему посвящаются их стихи, сказки, пословицы, загадки?

Дети:

Родине, природе, людям.

Поэты очень любят свой край, северную природу', парод.

Чтение детьми стихотворений, пословиц, загадок.

«Север» - М. Шульгин, «Подорожник» - А. Тарханов Загадки: Ю. Шесталов

Что зимой не мерзнет, и лето не мерзнет (сердце).

Стоят казаки, на них белы колпаки (пни под снегом),

Сам маленький, а сильнейшего ловит. Даже «серого» остановит (капкап)

Загадка с математическим содержанием 1.

Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки

Рыбак Корнеи  

Поймал трех окуней,

Рыбак Евсеи  двух карксей

А рыбак Михаил

Одного сома уловил.

Сколько рыб рыбака

Изловили изреки ?(6).

Воспитатель:

Обратите внимание, оба берега реки покрыть! деревьями. Как называется Сибирский лес? (тайга).

Чем богата тайга? (зверями, деревьями, птицами, ягодами, гриба* лекарственными травами).

Назовите деревья которые растут в тайге?

Какие звери обитают в лесах?

Загадка с математическим содержанием 2.

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал
От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди ? (5).

Кроссворд «Животные леса» - 2 ребенка.


Игра «Птицы и коршун» (остальные дети).

Вывод:

Какую пользу приносит лес людям? (Одевает, кормит, греет, лепит, дает прохладу в жаркий день. Из деревьев делают бумагу, мебель, лекарства из хвои, смолы, строительный материал).

Как люди заботятся о лесе? (называют экологические правила)

Как об этом говорят народные пословицы?

Пословицы:

Лес богатство и краса.

Береги своп леса.

Много леса - не губи,

Мало леса - береги,

Нет леса — посади!

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу

беречь и любить.

Кто природу губит, тот край свой не любит.

Вывод:

Все люди должны беречь и охранять природные богатства. Они наша гордость и краса!

Часть 3.

- Ребята мы так далеко уплыли, так долго путешествуем, не заметили, как лед сковал реку, а нам нужно продолжать наш путь дальше в тун луп . Может нам в этом помогут коренные жители?

Ребенок:        Слышу чьи-то нарты

Режут первый снег',

То вдруг песня чья-то,

То вдруг чей то смех!

Слышу бег оленей - Эге - гей! Встречай гостей!

Пословица:

«Отдай людям все, чем сам владеешь».

Воспитатель:

- Не правда ли, замечательные произведения хантыйских нотой вы услышали?

Часть 4.

Воспитатель:

Из далекой тундры нам предстоит вернуться в Нижневартовск, где нас ждут наши родные и друзья. Чтобы сократить путь мы вернемся па самолете.

Стюардесса:

Дорогие пассажиры. Прошу занять места в салоне самолета. Наш ну лежит в город Нижневартовск.

(дети занимают места в самолете).

Воспитатель:

~ Посмотрите вниз. Слева река Обь, справа - озеро Самотлор, кругом нефтяные вышки, лес покрытый снегом. Наш город известен не только в нашей стране, но и в Америке, Канаде, Испании и др. странах. А что вы ребята знаете о нашем городе? Каким он был раньше?

Дети:

Нижневартовск был маленьким поселком на берегу Оби, здесь жили рыбаки, охотники.

Когда пришли геологи и нашли нефть, поселок стал е третьей и расти, та к как стали приезжать люди.

Выше дома, выше леса Здесь стоят стальные вышки,

Здесь в лесу среди болот Город строится, растет.

Воспитатель:

-Сейчас и нашему городу исполнилось 35 лет. Это молодой красивый город. Расскажите, какие достопримечательности есть в нашем городе.

(рассказы детей с опорой на иллюстрации, фотодокументы).

Какие улицы есть в городе? На каких улицах вы живете?

Люди каких профессий живут и трудятся в нашем городе? Расскажите о своих родителях.

Любите ли вы свой город? Почему?

Что нужно делать, чтобы город стал краше, а кран богаче?

Вывод:

Да, нужно хорошо учиться, трудиться, беречь и любить свой город, край, где мы живем.

Стюардесса:

Наш самолет произвел посадку в аэропорту города Нижневарчовска Вам предлагается пройти в зал ожидания и выполнить аппликацию «наш город» - как визитную карточку всем гостям и друзьям нашего гостеприимного города.

Воспитатель:

Вели хочешь увидеть ночью,

Что творит человеческий труд

Приезжай к нам и в полдень, и ночью

Погляди, как тут немцы и ханты живуч.

Не по сказке, а медленно, трудно,

Волю, дав и снегам, и ветрам

Покоряется хмурая тундра

Человеческим чудо-рукам.

Аппликация (коллективная)

Мы приглашаем всех посетить наш красивый и богатый край!

ИСТОРИЯ ГОРОДА И КРАЯ

  1. Что значит название города «Нижневартовск»?
  2. Когда поселок получил статус города?
  3. Где заложена «Капсула времени» и что это такое?
  4. Что общего между Чехословакией и Нижневартовском?
  5. Чем значился кинотеатр «Юбилейный»?
  6. Назови золотую ягоду Сибири, ее свойства?
  7. Почему в природе медленно восстанавливается зеленый покров?
  8. Назовите животных обитающих в нашем крае, ныне занесенных в Красную книгу?
  9. Где у нас в городе находится первый четырех этажный дом?
  10. В каком году получен первый нефтяной фонтан?
  11. Сколько лет нашему детскому саду?

ОТВЕТЫ:

  1. Варта - излучина реки, Нижневартовск - ниже излучины реки.
  2. 9 марта 1972 г. Опубликован Указ о преобразовании поселка в город Нижневартовск.
  3. « Капсула времени» была заложена возле памятника «Покорителям Самотлора». Это послание доброй воли к поколениям XXI века.
  4. Чехословацкие и российские специалисты совместно испытывали новые модели автомобилей «Татра», приспособленных к северным условиям. Был построен завод «Татра» по ремонту этих машин.
  5. Кинотеатр «Юбилейный» значился клубом, где встречались нефтяники.
  6. Золотой ягодой Сибири называют морошку. Она янтарно-оранжевая содержит все под группы витамин.
  7. Отличительной чертой медленного восстановления зеленного покрова в природе всей области является широкое распространение в нем болотных почв, а также повышенная влажность.
  8. Животный мир тайги нашего края богат белками, зайцами, бурундуками, лисами, медведями, есть ондатры, соболь, бобр. Широко распространены лоси, олени. Из птиц - глухари, кедровка, рябчик, белая куропатка.
  9. Четырех этажный дом первый построен на улице Нефтяников во 2 микрорайоне.
  10. 22 июня 1960 года в верховьях таежной реки Конды близ лесного поселка Шаим, получен первый фонтан высококачественной сибирской нефти, который назвали «Открытием века»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...

Конспект физкультурного занятия в средней группе "Путешествие по родному краю"

Конспект физкультурного занятия в средней группе Путешествие по родному краю«Ехау казачник Бай»http://vip-file.com/downloadlib/604029490668051632565483-61656.60f4c7f41719e473822a3392d992/Заняти...

тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа

тема: «Путешествие по родному краю»   Программные задачи:    Продолжать учить пользоваться как  краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...

Конспект познавательной деятельности по развитию речи "Путешествие по родному краю".

Этот материал позволит обобщить знания детей в умении различать город и населенный пункт (станицу), устанавливать связь между образом жизни домашних животных и человека....

"Путешествие по родному краю"

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в средней группе...

НОД "Путешествие по родному краю"

Конспект НОД для детей с ОВЗ...

Открытое занятие в старшей группе на тему :"Путешествие по родному краю"

Это занятие посвящено знакомству детей с растительным и животным миром родного края.Включает в себя:1.Образовательные и воспитательные задачи2.Предшествующую работу3.Методику занятия4.Приложение...