Перспективный план НРК вне НОД
календарно-тематическое планирование на тему

Шаихова Галина Трофимовна
Образовательная деятельность по реализации этнокультурного компонента вне НОД была запланирована с целью формирования у детей представления о природе Коми края, о традициях, культуре, о жизни и деятельности народа Коми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_nrk_vne_nod.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 общеразвивающего вида»

Перспективный план образовательной

деятельности с детьми 3 – 7 лет

по реализации этнокультурного компонента

вне НОД

Разработала: Шаихова Г.Т.,

 воспитатель, 1 к.к.

2016 год

Пояснительная записка

        Образовательная деятельность по реализации этнокультурного компонента вне НОД была запланирована с целью формирования у детей представления о природе Коми края, о традициях, культуре, о жизни и деятельности народа Коми.

Исходя из этой цели были поставлены следующие задачи в каждой возрастной группе:

Вторая младшая группа

  1. Формировать у детей представление о многообразии животного мира.
  2. Знакомить с понятием «Орнамент»
  3. Формировать у детей представление о предметах быта (муз. инструменты, посуда, игрушки – из бересты, глины, дерева)
  4. Знакомить детей с  произведениями устного коми народного творчества.
  5. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе родного края.
  6. Способствовать установлению добрых отношений между детьми, помочь лучше узнать друг друга.
  7. Вызвать желание участвовать в коми народных играх.

Используемые формы, методы, приемы: оформление фотоальбома, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, коми народные игры, беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Средняя группа

  1. Расширять представление детей о семье, детском саде и его ближайшем окружении.
  2. Формировать представления детей об особенностях внешнего вида, повадках диких животных, птиц родного края.
  3. Знакомить детей с элементами коми орнамента, способствовать применению знаний в дидактических играх.
  4. Формировать представление о предметах быта из бересты, глины, дерева и коми национальной одежде.
  5. Поощрять желание детей реализовывать свои впечатления в изобразительной деятельности.
  6. Поддерживать интерес детей к произведениям поэтов и писателей Коми республики.
  7. Продолжать знакомить детей с Коми народными играми.
  8. Знакомить детей с достопримечательностями родного города.
  9. используемые формы, методы, приемы: наблюдение, рассматривание иллюстраций, фото, образовательные ситуации, художественное творчество, экскурсии, чтение художественной литературы, дидактические игры, коми народные игры.

Старшая группа

  1. Формировать интерес к культуре и традициям коми народа в прошлом и настоящем.
  2. Углублять представление детей о животном мире Коми края, приспособлении их к среде обитания.
  3. Формировать умение видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде, украшениях, архитектуре, предметах быта.
  4. Формировать представление детей о родном городе, развивать патриотические чувства.
  5. Воспитывать стремление оберегать природный мир коми края, видеть его красоту.
  6. Обогащать представления о особенностях Коми литературы, многообразии жанров (стихи, сказки, рассказы, загадки, поговорки, народные приемы)
  7. Поддерживать стремление выразить свои впечатления, переживания в рисунках (красота природы Коми края, после посещения музея, выставок, экскурсий и т.п.)

Используемые формы, методы, прием: беседа, образовательные ситуации, чтение художественной литературы, художественное творчество, экскурсии, коми народные игры, коми фольклор, дидактические игры.

Подготовительная группа

  1. Развивать познавательный интерес к природе Коми края. Обогащать представления об особенностях существования животных, птиц коми края.
  2. Обогащать представления о быте, жизненных устоях в прошлом и настоящем времени.
  3. Формировать знания о богатствах Коми земли (дары природы, природные ресурсы)
  4. Формирование любви к родному городу, к его достопримечательностям.
  5. Формирование представления о государственной символике Коми республики (флаг, герб, гимн) и города (герб Ухты)
  6. Расширять представления детей о родном крае через коми фольклор, произведения поэтов и писателей Коми республики.
  7. Формировать представления о защитниках Родины, учить чтить память погибших земляков в годы Великой Отечественной войны.
  8. Воспитывать уважение и терпимость к людям любой национальности.
  9. Поддерживать желание реализовывать приобретенные знания о родном крае в творческой деятельности.

Используемые формы, методы, приемы: беседа, чтение художественной литературы, художественное творчество, экскурсии, коми народные игры, фольклор, дидактические игры.


Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД

сентябрь

До свидания лето, здравствуй детский сад (1-2 недели)

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Игра «Давайте познакомимся!»

Задачи: помочь адаптироваться в детском саду. Воспитывать вежливое обращение друг к другу и взрослым (дети встают в круг, предавая мяч, называют свое имя)

Беседа «Что такое детский сад?»

Задачи: дать представление о профессиях сотрудников детского сада. Расширять круг знакомств в детском саду. Воспитывать чувство уверенности.

Задачи: продолжать знакомить детей с сотрудниками детского сада, их трудовыми действиями. Познакомить с сотрудниками Коми национальности.

Беседа «День знаний»

Задачи: формировать у детей представление о школе, профессии учителя, школьных принадлежностях. Дать представление о роли правительства РК в создании условий для комфортного  проживания и современного обучения детей в нашей республике.

Оформление фотоальбома в группе «Я и мои сверстники»

Задачи: побуждать детей к узнаванию сверстников на фото, называть их имя. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Экскурсия в Коми горницу «Ребята, давайте жить дружно!»

Задачи: знакомить детей с бытом, культурой людей Коми национальности, используя атрибуты в горнице.

Задачи: расширить представления детей о быте, культуре людей Коми национальности в прошлом и настоящем времени.

Задачи: совершенствовать знания детей о быте Коми народа. Подводить детей к толерантному отношению в общении с людьми разных национальностей. Воспитывать уважение, социальную открытость в общении.

Осень урожайная, золотая, хмурая (3 - 4 недели)

Наблюдение за осенними листьями.

Задачи: дать представление об особенностях осени. Рассмотреть разноцветные листья. Составить с детьми осенний букет.

Беседа «Вот она какая – осень!»

Задачи: расширить представление детей о многообразии природных явлений в Коми крае. Закреплять представление о сезонных изменениях в природе (ст. гр – сентябрь, октябрь, ноябрь). Стимулировать детей активно участвовать в диалоге. Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

Д/и «Волшебная коробка»

Задачи: осваивать умение различать овощи и фрукты на ощупь. Называть характерные признаки. Выделить  овощи, которые растут в наших краях.

Д/и «Что лишнее»

Задачи: закрепить название овощей, совершенствовать умение группировать овощи по региональному признаку. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду.

Загадки-отгадки.

Задачи: расширить знания детей об овощах. Приобщить детей к разучиванию  2-3 названий овощей на коми языке.

Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД

октябрь

Тема

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Осень урожайная, золотая, хмурая (1 - 4 недели)

«Дары леса»

Д/и

Задачи: стимулировать детей различать и группировать карточки с изображением ягод и грибов.

Беседа

Задачи: расширять знания детей о дарах леса. Осваивать умение находить на картинках по описанию (Коми загадка) и назвать ягоды и грибы.

Беседа

Задачи: обогащать представления детей о дарах осени в лесу. Отмечать характерные признаки. Осваивать умение отгадывать загадки. Развивать внимание, память, наблюдательность.

Беседа «Опасно для людей – полезно для лесных обитателей»

Задачи: закрепить знания детей о дарах леса, которые растут в Коми парме. Формировать представление о ядовитых грибах и ягодах. Познакомить с правилами поведения в лесу.

«Животный мир пармы»

Рассматривание иллюстраций с изображением животных и птиц.

Задачи: дать представление о животном мире Коми края. Упражнять в назывании знакомых животных и птиц на дидактических карточках.

Д/и  «У кого домик лучше»

Задачи: познакомить детей с животными Коми края. Развивать познавательный интерес. Упражнять детей в назывании жилища диких животных.

Беседа

Задачи: продолжать обогащать представления об образе жизни диких животных, птиц Коми края (подготовка к зиме). Развивать любознательность. Воспитывать доброжелательное, заботливое отношение к животному миру.

Беседа

Задачи: расширить знания детей об адаптации птиц и животных к природным условиям. Развивать интерес и любознательность к животному миру Коми края.

Чтение художественной литературы

П. Образцов «Осень»

Задачи: познакомить детей с произведением Коми автора. Подвести к пониманию и воспроизведению содержания стихотворения.

П. Образцов «Кто поднял шум в лесу»

Задачи: познакомить с новыми произведениями Коми автора. Подводить к ответам на вопросы по содержанию, используя строки из стихотворения.

Ф. Журавлев «Осень – рыжая лисица»

Задачи: познакомить детей с произведениями Коми авторов. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к природе.

П. Образцов «золотая осень»

Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями Коми автора. Подводить к пониманию выделять характерные особенности Северного края. Совершенствовать отчетливое произношение слов, словосочетаний. Воспитывать любовь к поэзии.

Художественное творчество «Дары осени»

Задачи: развивать умение отражать в своих рисунках ягоды, овощи, грибы, встречающиеся в Коми парме.

Задачи: закрепить представления об осени в детских рисунках. Отражать в рисунке замысел стихотворений Коми поэтов. Стимулировать использовать нетрадиционные техники рисования.

Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД

ноябрь

Тема

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Неделя здоровья

(1 неделя)

Рассматривание фотоальбома, иллюстраций.

Задачи: формировать представления детей о том, что каждый человек имеет имя. Развивать интерес, доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.

Беседа «Витамины с грядки и с ветки»

Задачи: познакомить детей с понятием «витамины». Закрепить знания о пользе овощей, ягод, лечебных трав.

Рассматривание дидактических карточек «Чем вы похожи и чем вы отличаетесь»

Задачи: формировать представления о сходстве и различии детей в прошлом и настоящем (внешний вид, одежда)

Беседа «Каким видом спорта занимаются взрослые и дети в РК»

Задачи: формировать представления детей о преобладающих видах спорта в РК, о выдающихся спортсменах. Воспитывать чувство гордости, уважения.

Я и моя семья

(2 неделя)

«Мой дом, моя семья» рассматривание фотографий, сюжетных картинок.

Задачи: формировать представления детей о семье и о членах семьи. Воспитывать уважительное отношение у своим родным людям.

Беседа « Что значит слово «Семья»

Задачи: закрепить понятие «семья». Знакомить детей с Коми поговорками/пословицами о семье. Воспитывать уважительное отношение к своим близким.

Беседа «Наша дружная семья»

Задачи: познакомить детей с семейными традициями (на примере семей оленевода, охотника, рыбака).

Беседа «Семья в современном мире»

Задачи: формировать представление о приобретении семейных традиций в связи с изменением рода деятельности Коми народа. Воспитывать уважительное отношение к традициям семьи.

Мой дом. Мой город (3 неделя)

Рассматривание фото, иллюстраций «Строим дом, новый дом».

Задачи: дать понятие, что город – это дома, улицы, парки и т.д.

Познакомить детей с городом через фотографии различных объектов нашего города.

Беседа «Вот эта улица, вот этот дом»

Задачи: познакомить детей с объектами ближнего окружения. Побуждать детей к запоминанию своего домашнего адреса, название и адреса детского сада.

Чтение рассказа Е. Габовой «Меховой дом»

Задачи: знакомить детей с жизнью и бытом оленеводов. Воспитывать уважительное отношение к труду оленеводов.

«Такие разные дома» (рассказ воспитателя)

Задачи: показать разницу конструктивных особенностей домов (многоэтажный дом, чум, деревенские дома). Сравнит и найти различия и сходства. Формировать интерес к жизни коренных жителей РК.

Моя страна. Моя малая Родина

(4 неделя)

Коллективная аппликация «Улица нашего города».

Задачи: знакомить детей с частями зданий (крыши, стены, окна...). Стимулировать аккуратно наклеивать готовые детали. Воспитывать любовь к родному городу.

Чтение рассказа Е. Габовой «Флаги над островом»

Задачи: Формировать знания детей о флаге РК, гербе. Упражнять в умении узнавать флаг, герб РК среди других регалий (экскурсии)

Экскурсия в историко-краеведческий музей

Задачи: расширять знания детей о геральдике РК. Воспитывать любовь к родному городу, Коми краю.

Задачи: познакомить детей с историей заселения новых земель, выходцами из Коми края. Разучить поговорки о дружбе.

Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД

декабрь

Тема

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Новогодняя (1-4недели)

Чтение стихотворения «Добрый Толик»

Задачи: познакомить детей с произведениями поэтов РК. Расширять знания о природе северного края. Принимать чувство любви ко всему живому.

Чтение повести Е. Габовой «Дети древней земли»

«Звездочка»

Задачи: познакомить детей с детскими произведениями писателей РК. Расширять представления о загадочных природных явлениях родного края.

«Охотники за звездами»

Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями писателей РК. Способствовать развитию познавательного интереса к родному краю.

«Небо в огне»

Задачи: познакомить детей с новыми повестями Е. Габовой. Способствовать познанию природных особенностей родного края через литературу.

Беседа «История нашего края»

Задачи: расширять представления о приближающемся новогоднем празднике. Вызвать у детей живой интерес к новогодним костюмам.

Задачи: расширить знания детей о Новогоднем празднике. Помочь усвоить некоторые традиции Коми в новогодние каникулы.

Задачи: познакомить детей с традициями связанными с природным календарем (Рождество, Васильев день, Крещение, Святки). Сформировать представления детей о праздновании Нового года на Руси, в Коми крае.

Экскурсия «зимняя сказка»

Экскурсия «Я в историко-краеведческом музее»

Задачи: продолжать наблюдать за изменениями в природе. Обратить внимание на красоту зимнего пейзажа. Подвести к пониманию природы коми края и любить ее (использовать загадки и стихи коми авторов)

«Бабушкина елка»

Задачи: углубить представления детей о новогодних обрядах, присущих Коми народу, из чего создавались костюмы «ряженых», чем угощали их хозяева дома.

Художественное творчество «Елочные украшения» – конструирование из бумаги, бросовой материал

«Гирлянда из колечек»

Задачи: осваивать умение соединять цветные полоски в кольцо. Прививать аккуратность. Стимулировать детей сделать нарядной свою группу.

«Игрушки – зверюшки»

Задачи: упражнять детей скатывать мятую бумагу в шарик. Развивать мелкую моторику, фантазию. Передавать атмосферу радости от результата своего труда.

«Разноцветные фонарики»

Задачи: Сформировать у детей представление о празднике Новый год, назначении елочных игрушек. Подводить к выделению существенных признаков игрушек (цвет, форма, материал), изготовленных детьми совместно с родителями для украшения новогодней елки. Формировать аккуратность.

Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД

январь

Тема

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Неделя зимних игр и забав (1-2 неделя)

Любимые игры и игрушки детей в прошлом

Экскурсия в Коми горницу

Задачи: познакомить детей с игрушками из бересты, ткани, дерева, глины. Вызвать интерес к игрушкам, выполненным руками детей и взрослых.

Экскурсия в Коми центр

Задачи: продолжать знакомить детей с историей своего края, народа, Коми играми. Вовлекать детей в Коми игры,

Коми народные игры

«Куропаточки»

Задачи: познакомить детей с Коми игрой. Уточнить с детьми, что действовать они должны по сигналу. Развивать воображение, наблюдательность.

«Стой, олень»

Задачи: познакомить детей с Коми народной игрой, ее правилами. Развивать ловкость, быстроту реакции, умение ориентироваться на площадке.

«Ловля оленей»

Задачи: познакомить детей с Коми народной игрой и ее правилами. Развивать ловкость, меткость, настойчивость, выдержку.

«Прыжки через нарты (санки)»

Задачи: упражнять в прыжках через препятствие. Развивать ловкость, целеустремленность.

Чтение произведений Коми авторов

Зимушка – зима (3-4 неделя)

Авторская загадка П. А. Образцова на тему «Зима»

Задачи: формировать умение слушать и отгадывать загадки. Активизировать словарь. Развивать образное, логическое мышление.

Стихотворение П. А. Образцова «Затейница зима»

Стихотворение П. А. Образцова «На лыжах»

Рассказ Е. В. Козловой «Лыжи – неумехи»

Задачи: стимулировать следить за развитием действия в рассказе. Развивать способность внимательно слушать художественное произведение.

Задачи: формировать у детей интерес к литературным произведениям. Стимулировать проговаривание некоторых фраз и выражений из стихотворения. Вызвать радостные эмоции при восприятии поэтического произведения о зиме.

Художественное творчество «Затейница зима»

«Зима в тундре»

Задачи: обобщить, систематизировать представления детей о зиме в Коми крае. Способствовать активному изучению природных особенностей родного края через литературные источники.

Задачи: побуждать творчески проявлять способности в изображении несложного пейзажа в соответствии с содержанием стихотворения. Изображать ель в снежном убранстве. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи: побуждать детей к умению видеть, замечать красоту и богатство родной природы. Развивать творческие способности с опорой на произведения поэтов, писателей РК.

Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД

февраль

Тема

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Неделя изобразительного искусства (1 неделя)

Особый узор – Коми орнамент

Беседа. Художник – график А. В. Мошев.

Задачи: Продолжать знакомит детей с понятием «графика», «Художник-график». Познакомить с творчеством А. В. Мошева.

Дидактическая игра «Составь узор» используя элементы коми орнамента.

Задачи: познакомить детей с узорами из коми орнамента. умение

Художественное творчество «Нарисуй пояс. Укрась его орнаментом»

Художественное творчество «Нарисуй полотенце, укрась его орнаментом»

Задачи: продолжать знакомить детей с элементами коми орнамента. Дать сведения о декоративном оформлении мужской и женской одежды. Побуждать детей составлять узор. Развивать интерес, фантазию, эстетический вкус.

Защитники Отечества (2-3 неделя)

Рассматривание иллюстраций на тему  «Наша Родина сильна, охраняет мир она»

Задачи: познакомить детей с праздником День защитника Отечества. Воспитывать стремление быть мужественным, смелым.

Беседа «Герои – защитники Отечества»

Задачи: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города: уточнить знания о защитниках Отечества. Вызвать у детей чувство любви к родному краю, Родине, пробудить, активизировать дух патриотизма, подвести к чувству гордости за солдат, за и героизм.

Художественное творчество «Праздничная открытка»

Экскурсия к памятным местам (стела воинам афганцам)

Наши любимые мамы (4 неделя)

Задачи: дать представление о празднике «День защитника Отечества». Вызвать чувство гордости и положительный эмоциональный отклик к российским солдатам и людям военных профессий. Вызвать желание изготовить праздничные открытки для пап. Развивать фантазию, творчество.

Задачи: познакомить с российской армией, ее функцией защиты Отечества от врагов.. Подвести к пониманию, что значит быть мужественным, смелым, ловким, отважным;

Экскурсия в коми горницу

Беседа «Быт коми женщины в прошлом»

Задачи: познакомить детей с традиционной мужской и женской народной коми одеждой (рубашка, сарафан, пояс, передник, лапти, тобоки). Подводить к отгадыванию загадок об одежде.

Задачи: Сформировать знания детей о жизненных устоях, бытовых условиях, традициях коми женщин в давние времена, с предметами быта.

Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД

март

Тема

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Наши любимые мамы (1 неделя)

Дидактическая игра «Одень куклу»

Задачи: познакомить детей с коми народной одеждой, обувью, головными уборами. Формировать представление о последовательности действий.

Дидактическая игра «Дочки-матери»

Задачи: осваивать прием подбора двух одинаковых плоскостных кукол, находить незначительные отличия в коми орнаменте. Развивать внимание, логическое мышление.

Беседа «Мамы разные нужны, мамы разные важны»

Задачи: формировать представление о профессии современных женщин. Подвести детей к пониманию того, что забота о близких доставляет огромную радость.

Задачи: расширить представления детей о бытовых условиях, традициях, увлечениях современных женщин РК (художники, писатели, работники правительства и министерства)

Сказочная (2-4янедели)

«Сказки о животных»

Задачи: познакомить детей с названиями коми сказок, в которых главными персонажами являются животные (использовать иллюстрации из художественной литературы).

Беседа «Сказка в фольклоре коми народа»

Задачи: продолжать знакомить детей с коми народными сказками, персонажами коми сказок.

Задачи: познакомить детей с распространенным жанром в фольклоре коми, основными мотивами сказок. Помочь детям понять основную идею коми народных сказок.

Чтение коми народных сказок

«Лиса и заяц»

Задачи: формировать желание слушать произведение не отвлекаясь, проявлять эмоциональный отклик на содержание произведения.

«Кот, коза и баран»

Задачи: способствовать проявлению интереса к коми народным сказкам. Формировать умение выражать свое отношение к персонажам произведения.

«Медвежьи няньки»

Задачи: подводить к пониманию определенной последовательности событий в тексте. Активизировать желание откликаться на содержание прочитанного.

«Лошадь и волк»

Задачи: вовлекать в более углубленное восприятие текста. Способствовать осмысленному и обобщенному обсуждению произведения.

Театрализованная деятельность (настольный, кукольный театр) по коми народной сказке.

Задачи: стимулировать более качественное освоение произведения. Вовлекать детей в повторение характерных движений и звукоподражаний из текста за педагогом.

Образовательная ситуация «Занимательные задания»

Задачи: формировать знания о коми народных сказках. Создать игровую для ситуацию для закрепления знакомых коми народных сказок. Развивать мышление, память, речь.

Беседа «Легенды и сказания народов Коми»

Задачи: познакомить с отличительными признаками легенд, сказаний, приданий. Закрепить знания детей о персонажах коми легенд с опорой на иллюстрации.

Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД

апрель

тема

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Неделя музыки (1 неделя)

Рассказ воспитателя «Старинные музыкальные инструменты народов Коми»

Рассматривание музыкальных инструментов.

Задачи: способствовать пробуждению интереса детей к музыкальным инструментам.

Задачи: дать некоторые представления о внешнем виде старинных коми музыкальных инструментах.

Задачи: расширить представления детей о старинных музыкальных инструментах народа коми и их предназначении.

Задачи: совершенствовать знания детей о старинных музыкальных инструментах. Способствовать выявлению ряда инструментов и определению их в быту коми-зырян и коми-пермяков.

«Весна-красна» (2-3 недели)

Наблюдение «Приход весны»

Задачи: познакомить детей с признаками ранней весны. Обогащать словарный запас.

Беседа «Весенние ночи с заячий хвост»

Задачи: развивать представления о весне. Закрепить признаки ранней весны. Прививать любовь к родной природе.

Беседа «Весенние проявления в природе коми края»

Задачи: закрепить представления о сезонных изменениях в природе. Активизировать детей к участию в диалоге.

НОД «Почему так говорят?» (коми народные поговорки, приметы)

Задачи: расширить знания детей о весенних изменениях  в природе коми края. Подводить к пониманию смысловой направленности родного изречения.

Чтение художественной литературы

Стихотворение «Снеговик» П.А. Образцов

Задачи: побуждать к запоминанию строк стихотворения, рассказывать с интонацией. Прививать интерес и любовь к родному краю.

Стихотворение «К весне» П.А. Образцов

Задачи: Продолжать знакомить детей с произведениями коми авторов. Вызвать эмоциональный отклик на красоту родного края.

Стихотворение «Береза» П.А. Образцов

Задачи: побуждать детей к запоминанию текста произведения. Вызвать желание восхищаться красотой коми края.

Цикл стихотворений «Год начинается с весны» В. Демидов.

Задачи: закрепить и обобщить знания детей о весне строками из стихотворений. Активизировать интерес к поэзии.

«День победы» (4 неделя)

Беседа «Почему наш город так расцвел?»

Задачи: закрепить приметы весны. Уточнить в беседе, что улицы города стали чище, развиваются флаги, скоро праздник «День победы»

Экскурсия к памятнику «Вечный огонь»

Задачи: расширять знания детей о великих сражениях наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Формировать патриотические чувства (отвагу, смелость, уважение к ветеранам ВОВ)

Планирование образовательной деятельности по реализации этнокультурного компонента вне НОД

май

Тема

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

«День победы»

(1 неделя)

Беседа «Защитники Родины-солдаты»

Задачи: вовлекать в диалог с педагогом, отвечать на простые вопросы. Формировать патриотические чувства.

Беседа «Родной город»

Задачи: формировать представление детей о приближающемся празднике 9 мая. Закрепить знания о геральдике нашей страны и республики коми.

Беседа «День победы»

Задачи: расширить представление о праздновании Дня победы. Вовлекать в слушание рассказа о мужестве солдат защищавших нашу Родину. Передать атмосферу чувства гордости за пройденный путь ветеранов ВОВ.

Беседа «Спасибо за мир на земле»

Задачи: познакомить детей с памятниками, обелисками, созданными в память павших солдат и живых ветеранов ВОВ. Вызвать чувство восхищения и гордости за мужество защитников страны в годы ВОВ.

«Мои игрушки, мои друзья»

(2-4 недели)

Чтение стихотворения «Закаляю голыша» П.А. Образцова

Задачи: познакомить с произведением. Вовлекать в диалог с педагогом, отвечать на простые вопросы педагога.

Чтение стихотворения «Штопаю» П.А. Образцова

Задачи: познакомить детей с произведением коми автора. Подвести к пониманию содержания произведения.

Чтение стихотворения «Лечу куклу» П.А. Образцова

Задачи: продолжать знакомить детей с творчеством коми поэта. Подвести к пониманию и пересказу текста произведения. Развивать память.

Чтение стихотворения «Играю в Айболита» П.А. Образцов

Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями коми поэтов. Подвести к пониманию и пересказу текста произведения. Развивать память, связанную речь.

Художественное творчество

Задачи: формировать умение раскрашивать силуэт игрушки изготовленной из бумаги. Знакомить с основными цветами.

Задачи: продолжать формировать умение рисовать предметы круглой, овальной формы. Развивать цветовое восприятие, память.

Задачи: формировать умение украшать шаблоны одежды коми орнаментом. Закрепить знание коми узора.

Задачи: формировать умение рисовать фигуру человека в коми одежде (малице), украшать одежду элементами коми орнамента.

Коми народные игры

«Воробей»

Задачи: формировать умение ходить по кругу, держась за руки, проговаривать слова вместе с педагогом.

«Кукушка»

Задачи: формировать умение соотносить движения со словами, развивать внимание.

«Каша»

Задачи: познакомить с ингредиентами необходимыми для приготовления каши. Развивать внимание, быстроту реакции.

Презентация на тему «Чем играли дети в далеком прошлом»

Задачи: познакомить детей с игрушками выполненными из бересты, глины, дерева.


Результаты освоения детьми  образовательной деятельности и освоения программы по реализации этнокультурного компонента вне НОД

Вторая младшая группа (3-4 года)

  •  Ребенок приветлив с окружающими (взрослыми и сверстниками). Охотно участвует в организации воспитателем общей деятельности с другими детьми.
  • Задает вопросы о людях и их действия, о городе в котором живет.
  • Ребенок замечает изменения в природе родного края в разное время года.
  • Различает и называет некоторых животных, птиц Коми края, плоды овощных культур.
  • Вступает в общение по поводу игрушек из бересты, глины, дерев, так же музыкальных инструментов, узора на одежде из элементов Коми орнамента.
  • Отражает свои впечатления о природе родного края, праздниках в рисунках, аппликации, конструировании из бумаги.
  • Охотно слушает коми народные сказки, стихи и рассказы коми авторов.
  • Проявляет интерес к подвижным коми народным играм, дидактическим играм.

Средняя группа (4-5 лет)

  • У ребенка выражен познавательный интерес к труду взрослых.
  • Проявляет любовь к родным, интересуется семейными традициями.
  • Знает несколько хороводных, подвижных коми игр.
  • Знает содержание прослушанных произведений коми авторов, узнает их по иллюстрациям и обложкам знакомых книг.
  • Внимательно, с интересом рассматривает предметы быта в коми горнице, игрушки из «прошлого» коми народа, иллюстрации, музыкальные инструменты.
  • Различает несколько элементов коми орнамента, применяет знания в дидактических играх.
  • Эмоционально откликается на красоту природы коми края, замечает изменения в разное время года.
  • Имеет представление о животных и птицах коми края, называет овощи, дары леса.
  • Активно участвует в разных видах творческой деятельности, рисует иллюстрации, участвует в коми народных играх, дидактических, театрализованных играх.

Старшая группа (5-6 лет)

  • Различает и называет предметы народных промыслов (игрушки, одежда с элементами коми орнамента, предметы быта, музыкальные инструменты) их назначение, материал изготовления.
  • Принимает участие в создании творческих работ, проявляет эмоциональное переживание.
  • Имеет представление о семейных традициях.
  • Различает и верно называет элементы коми орнамента. Может составить узор в дидактической игре, нарисовать узор.
  • Проявляет инициативу в коми народных играх, знает название игр.
  • Ребенок интересуется профессиями коми народа в прошлом и знает несколько профессий современности.
  • Может рассказать о некоторых животных, птицах коми края.
  • Отгадывает загадки, с помощью взрослого может сравнить коми  загадки с русскими.
  • Интересуется коми народными сказками, легендами.
  • Называет и различает геральдику Республики Коми: флаг и герб.

Подготовительная группа (6-7 лет)

  • Ребенок использует в речи коми загадки, пословицы, поговорки, понимает значение некоторых поговорок, коми народных примет.
  • Пересказывает некоторые коми народные сказки, может назвать персонажей из коми легенд
  • Может назвать трех-четырех писателей Республики Коми.
  • Проявляет интерес к дидактическим играм, может самостоятельно организовать коми народную игру.
  • Выражен интерес к самобытности, традициям коми народа в прошлом и настоящем времени.
  • Знает название страны, республики, государственные символы республики и города.
  • Имеет представление о городах Республики Коми, достопримечательностях родного города.
  • В творческих работах стремиться отразить свое отношение к природе родного края, сказкам, стихам коми авторов.
  • Узнает, называет большое количество растений, животных, птиц коми края, плоды овощных культур, дары леса.
  • Активно обследует и называет предметы ближайшего окружения, устанавливает связи между применением, строением, материалом изготовления предмета (музыкальные инструменты, предметы быта, игрушки)

Диагностические задания для выявления знаний у детей по реализации этнокультурного компонента вне НОД.

Вторая младшая группа

  1. «Животные коми края»

Задачи: выявить знания детей в умении узнавать изображенных на картинке животных родного края, используя дидактические карточки.

Материал: иллюстрации с изображением животных коми края: медведь, лиса, волк, заяц, белка.

  1. «Узнай птиц»

Задачи: выявить знания детей в умении узнавать на картинках птиц, а так же определять их в окружающей природе, используя дидактические карточки.

Материал: иллюстрации: сорока, ворона, воробей, голубь, снегирь.

  1. «Угадай овощи»

Задачи: выявить знания детей в умении находить на картинке овощи по определенному признаку через дидактическую игру.

Материал: дидактическая игра «Угадай овощи» (помидор, огурец, морковь, лук, капуста)

Средняя группа

  1. «Животные и птицы»

Задачи: выявить знания детей об образе жизни диких животных, птиц коми края через беседу.

Материал: иллюстрации с изображением диких животных: медведь, лис, волк, заяц, белка, лось, олень; птиц: ворона, воробей, голубь, снегирь, синица, сова, дятел.

  1. «Дары природы Коми края»

Задачи: выявить знания детей о грибах и ягодах леса; безопасном поведении в лесу.

Материал: иллюстрации ягоды и грибы: черника, брусника, земляника, белый-гриб, подосиновик, подберезовик, сыроежки.

  1. «Овощи на грядке»

Задачи: выявить знания детей  об овощных культурах.

Материал: дидактическая игра «Найди и расскажи», муляжи овощей: капуста, лук, помидор, огурец, морковь, картошка, свекла, репка.

  1. «Составь узор»

Задачи: выявить знания детей об элементах коми орнамента и умении составлять узор.

Материал: дидактическая игра «Составь узор», иллюстрации: рога, чум, следы, пирог, столб, ошейник.

Старшая группа

  1. «Что лишнее»

Задачи: выявить знания детей в умении группировать овощи, ягоды, грибы.

Материал: набор иллюстраций с изображением грибов: боровик, подберезовик, подосиновик, сыроежка, грузди, волнушки; ягод: брусника, черника, земляника, голубика; овощей: капуста, картошка, морковь, огурец, помидор, лук, репка, свекла, редиска, чеснок, редька.

  1. «Чей дом»

Задачи: выявить знания детей о птицах, диких животных и их детенышах, месте обитания, повадках.

Материал: дидактическая игра «Чей дом», иллюстрации животных и их детенышей: медведь, лиса, заяц, лось, лиса, олень, белка, бобр, кабан, рысь; птиц: воробей, сорока, голуби, ворона, дятел, кукушка, снегирь, синица, клест, сова.

  1. «Предметы быта и обихода»

Задачи: выявить знания детей об элементах коми орнамента, умение составлять узор используя дидактическую игру.

Материал: д/и «Назови орнамент», «Составь узор» (рога, чум, следы, веха, пирог, столб, солнце, ошейник, оленевод)

  1. «Особый узор»

Задачи: выявить знания детей об элементах коми орнамента, умение составлять узор используя д/и.

Материал: д/и «Назови орнамент», «Составь узор» (рога, чум, следы, веха, пирог, столб, солнце, ошейник, оленевод)

  1. «Геральдика Коми республики»

Задачи: выявить знания детей о Республике Коми, о столице, символах Коми республики (флаг, герб).

Материал: иллюстрации с символикой Коми республики.

Подготовительная группа

  1. «Музыкальные инструменты»

Задачи: Выявить знания детей и умения узнавать и называть старинные коми музыкальные инструменты через иллюстративно-наглядный материал.

Материал: дидактические карточки с изображением музыкальных инструментов (деревянная дщечка-барабан, колотушка-тотшкодчан, трещетка-сярган, деревянные палки-бедьяс, деревянные ложки-паньяс, балалайка, сигудок, полян, чипсан-свистульки)

  1. «Дары леса»

Задача: Выявить знания детей о грибах и ягодах, произрастающих в лесах коми республики, различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды по средствам  беседы, дид /игры.

Материал: д/игра, иллюстрации (грибы: боровик, подосиновик, подберезовик, волнушки, грузди, сыроежки, моховики, маслята, рыжики, лисички; ягоды: черника, земляника, брусника, голубика, клюква, морошка)

  1. «Предметы быта и обихода»

Задача: Выявить знания детей о посуде, игрушках, одежде народа Коми из прошлого, их назначении, материале из которого изготовлены – через беседу.

Материал: наглядные пособия, д/карточки.

  1. «Животный мир Коми края»

Задача: Выявить знания детей о животном мире коми края, о приспособлении птиц и животных к условиям сезонных изменений в ходе беседы.

Материал: иллюстрации (птицы: сорока, ворона, воробей, синица, голуби, снегирь, сова, дятел, кукушка, клест, глухарь, тетерев, куропатка, рябчики, кулик; животные: медведь, волк, лиса, заяц, белка, олень, лось, песец, бобр, кабан, рысь, черно-бурая лиса, ондатра, куница)

  1. «Мой город, моя Республика»

Задача: Выявить знания детей о достопримечательностях города, геральдике Республики, г. Ухты, используя наглядный материал.

Материал: иллюстрации, фотографии, наглядные пособия.

  1. «Книжная графика»

Задачи: Выявить знания детей о творчестве художника-графика А. В. Мошева используя для сравнения иллюстрации разных художников-графиков.

Материал: иллюстрации для сравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

перспективный план развитие речи средняя группа .Перспективный план по художественно-эстетическому развитию

перспективный план по развитию речи по программе от рождения до школы.  перспетивный план по художественно-эстетичнескому развитию по программе от рождения до школы средняя группа...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....

Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.Перспективный план по работе с родителями Группы раннего возраста 1-3года На 2021-2022учебный год.

Сентябрь1.  Консультативная деятельность для вновь поступающих детей.    Наглядная педагогическая пропаганда.Режим дня.«Адаптация»- что это такое?    2....