Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет Тема: «Русский быт»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Смирницкая Ольга Ивановна

Совместная обпазовательная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 87 Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 5-6 лет

Тема: «Русский быт»

Технологии: технология проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии 

.

Составила: воспитатель Смирницкая О.И.

г. Санкт-Петербург

2016

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет

 «Русский быт»

(занятие проводится в рамках проекта «В гостях у истории»)

Цель: формирование у детей представления о русской избе, русской печи  и традициях русского народа

 Задачи:

Образовательные

  • Познакомить детей с внутренним убранством русской избы, русской печью;
  • Познакомить с «бабьим» кутом;
  • Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде;

Развивающие

  • Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;
  • Обогащать словарный запас новыми словами;
  • Обобщить знания детей о народных промыслах;

Воспитательные  

  • Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к  русскому фольклору;
  • Воспитывать любознательность;
  • Воспитывать любовь к нашей Родине.

Технологии: технология проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии

Материалы и оборудование: лучина, шкатулка,  карточки с пословицами, предметы быта и утварь русской старины, бусы, соленое тесто, блюдо, поднос, доски разделочные деревянные (по количеству детей), противень.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора

Предварительная работа:

  • Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», «Русская изба»;
  • чтение русских народных сказок, былин, заучивание пословиц, поговорок;
  • рассматривание иллюстраций;
  • слушание русских народных  песен, колыбельных, сказок;
  • организация и проведение с детьми русских народных игр;

Методы и приемы:

  • Игровой
  • Наглядный (показ предметов старины);
  • Практический (лепка из соленого теста);
  • Словесный (беседы, рассказ воспитателя);

Ход совместной деятельности:

Дети находятся у входа в «Русскую избу».

Воспитатель

Ребята, сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались.  Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается.

Дети становятся в круг, берутся за руки. Открывается двери  русской избы

Воспитатель

Куда же это мы  с вами попали?

Дети

В русскую избу

Воспитатель

Правильно! Сегодня мы будем знакомиться с жилищем наших прадедушек и прабабушек. Узнаем, как они жили, чем занимались.

Хозяюшка  (воспитатель в русском народном костюме)

Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».

Проходите, проходите хорошо всё обглядите. Долго ж я вас дожидалась и вот вы опять ко мне пожаловали. Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Ох, и заработалась я, не заметила, что  на дворе стало темнеть. Ребятушки, раньше в избах не было  света, и в старину пользовались лучиной (показ лучины), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом могли  заниматься  в старину?

Дети

Шить, вязать, вышивать, прясть пряжу, лапти плести, лепить игрушки

Хозяюшка  

Правильно. А сейчас давайте позовем моего домового. Вы уже с ним знакомы. Кто помнит, как его зовут?

Дети

Кузьма.

Хозяюшка  

Правильно. Сейчас Кузьма  загадает вам  загадки о предметах быта.

Появляется домовой Кузьма (дети знакомились с ним на предыдущем занятии в русской избе)

Кузьма

Рогат, да не бык,

 Хватает, да не сыт,

 Людям отдаёт,

 А сам на отдых идёт. (ухват)

Давайте посмотрим, где у нас ухват в избе?

Наша толстая Федора

Наедается не скоро        

 А зато, когда сыта

 От Федоры теплота.   (печь)

Ребята, в каких сказках встречается русская печка?

Дети

«Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка».

Книзу узок, верх широк,

 Не кастрюля … (чугунок)

Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

Молодцы, ребята, хорошо отгадываете загадки.

Хозяюшка

Ой, посмотрите, какая красивая шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней. Давайте заглянем в нее.

В шкатулке лежат пословицы и поговорки о труде. Хозяюшка их читает.

Хозяюшка  

Красна птица опереньем, а человек – уменьем.

Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт.

Дело мастера боится.

Торопливый  дважды одно дело делает.

А  какие вы пословицы знаете?

Дети рассказывают пословицы

Дети

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Делу - время, потехе -  час.

Сделал дело – гуляй смело.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Терпение и труд, всё перетрут.

Кузьма

Молодцы, ребята!

Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду, начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочек учили прясть, а мальчики учились гвозди забивать (показ посуды).  Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана?

Дети

Из дерева и глины

Кузьма

Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глиняная.

Хозяюшка

Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила  - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. «Хочешь есть калачи - не сиди на печи». Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке.

А перед тем, как тесто месить, послушайте, что расскажет вам Кузьма.

Кузьма

Отгадайте-ка загадку.

Наша барыня-сударыня

Толста и бела.

 Щей да каши наварила

 Пирогов нам напекла. (печь)

Хозяюшка  

Правильно, дети! Самое главное  в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь массивна и долго сохраняет тепло.  Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа.

Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и называет её части

Кузьма

Печь  —  это очаг для приготовления пищи, варочная камера - горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду. Какую пищу в ней готовили?

Дети

Щи, каша, картошка, блины

Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной  на плите.

 А ещё в ней сушили продукты и одежду, на ней спали, раньше  даже мылись. Зимой в мороз  кур под печкой держали.

В  нижней части печки остается свободное пространство — подпечье части печи.  Его используется для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и др.

Поверху горнило в русской печи располагается лежанка. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?

Дети

Для  отдыха и сна людей

Под лежанкой  есть печурки. Они использовались не только для ускорения нагревания избы, но и в качестве сушилок. Что можно сушить в печурках

Дети

Валенки, носки, чулки и т.д

Кузьма

Не зря в старину говорили:

« Печка кормит, печка греет, печка мать родная»

Что-то мы засиделись. Надо нам поразмяться. Повторяйте за мной движения!

Проводится физкультминутка,  показывается 3 раза с ускорением.

Кузьма

За дровами мы идём

 И пилу с собой несём,

 Вместе пилим мы бревно,

 Очень толстое оно.

 Чтобы печку протопить,

 Много надо напилить!

 Чтоб дрова полезли в печку,

 Их разрубим на дощечки!

Хозяюшка  

Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами»

По тому, какой мастерицей была хозяйка, судили люди и о семье.  Все хозяйство у печи называлось в избе  «бабий кут». Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить скотину. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. Вот и брала хозяюшка в руки ухват и ворочала огромные чугуны.

Ох, заболталась, я с вами! Я хотела калачей к чаю напечь! Поможете мне?

 Сначала  надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! (кладет дрова в печку). Для того чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята помогайте.

Я колю, колю дрова,

 Колю дрова на чурочки —

 Гори огонь в печурочке!

 Гори, гори жарче, печь,

 Будет Дуня пышки печь.

Ай, да молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить (берет блюдо с тестом  и начинает перемешивать тесто). Чтобы тесто было вкуснее, в старину, когда его замешивали, приговаривали:

Над квашнёй сижу,

Пятернёй вожу,

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место.

Кузьма

Вот и тесто замесили, а пока оно доходит, мы ребятки поиграем в «цапки».

Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова

Кузьма

Под моею крышей,

Собрались мыши,

Заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

Пока дети играют, Хозяюшка раскладывает тесто детям на рабочее место

Хозяюшка  

 Вот и тесто подоспело,

 Нужно взяться нам за дело.

Напечь калачи всем дружно. (все вместе лепят калачи и  складывают их на противень, ставят в печку)

 Берем кусочек теста, скатываем его колбаской, вот так. Соединяем по кругу, получается у нас вот такая баранка, кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку.

Ой, ты, печка - сударыня,

  Помоги нам, боярыня:

   Ты свари, испеки,

  Обогрей, освети,

  Помоги и спаси,

  В дом богатство принеси. (Ставит в печь угощения).

Кузьма

Ребята, давайте послушаем еще добрые слова о печке.

Дети

1-й ребенок: Русской печки нет добрее

                        Всех накормит, обогреет,

                        Варежки сушить поможет

                        Деток спать в тепле уложит.

 2-й ребенок: Кот на печку пошел

                        Горшок каши нашел

                        На печке калачи

                        Как огонь горячи

                        Пряники пекутся

                        Коту в лапы не даются.

3-й ребенок:  И сверчок поет, где- то, рядышком

                        Как тепло с тобой печка - матушка!

Хозяюшка

Молодцы! А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю, а Настенька и Аленушка мне помогут

Две девочки в сарафанах инсценируют рассказ.

Хозяюшка

«Жили в одной деревушке две девчушки, Настенька и Алёнушка. Настенька очень любила наряжаться в мамины вещи, надевать бусы, туфли и всем говорить «Я уже стала взрослая! ». Алёнушка в тоже время убирала игрушки, подметала пол в избе и тоже говорила: «Я уже стала взрослая! ».

  Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему?

Дети

Алёнушка стала большой, потому что она помогает маме. А Настя только,  любит наряжаться

Хозяюшка

Так вот ребята, в народе говорят «По одёжке не суди, по делам гляди».

 - Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы!  А сейчас давайте отведаем наших калачей.

Хозяюшка  достаёт из печи калачи, и раздает их детям.

Хозяюшка

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Ну, а теперь подошло время нам прощаться, до новых встреч!

Воспитатель

Ну, что ребята пришло время  возвращаться нам из старины в наше время и в наш детский сад. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и скажем раз-два-три домой попади.  

Дети выходят из избы.

Воспитатель

Понравилось вам путешествие?

Чем освещали избу, когда темнело?

  Каким ремеслом занимались люди в старину?

Дети

Шили, вязали, плели лапти, пряли пряжу

Воспитатель

Что называли сердцем дома? (печку)

Что было главным  украшением избы? (красный угол, печка).

Чем же могла печь накормить своих хозяев? (щами, кашей, блинами, пирогами, калачами)

В каких русских народных сказках встречается ПЕЧКА?

  Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной группы (6-7 лет)"

Конспект совместной образовательной деятельности "Путешествие в мир Театра" направлен на ознакомление детей подготовительной группы с историей театра, на знакомство с театральными профессиям...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 6-7 лет Тема: «Прогулка по Летнему саду»

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 6-7 летТема: «Улица, придуманная нами»Цель: Развитие интереса детей к конструктивной деятельности.Зада...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет). Проект «Строим дом»

Конспект совместной образовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет).Проект  «Строим дом»...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста. Тематический досуг на тему: "По страницам книг А.Л. Барто" /с использованием ИКТ/

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста. Тематический досуг на тему: "По страницам книг А.Л. Барто"  /с использованием ИК...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста на тему: "Жизнь и творчество А.Л. Барто" /с использованием ИКТ/

Конспект  совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста на тему: "Жизнь и творчество А.Л. Барто" /с использованием ИКТ/...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста Тематический досуг на тему: По страницам сказок братьев Гримм" /с использованием ИКТ/

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста Тематический досуг на тему: По страницам сказок братьев Гримм" /с использованием ИКТ/...