Мой край
учебно-методический материал


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Государственный герб Республики Коми

Представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы на красном геральдическом щите: на груди птицы - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. В композиции «птица - человек - лось», выполненной в стиле культового литья, нашли отражение мифологические воззрения коми. Государственный герб Республики Коми

В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу Зарни Ань (Золотой Бабы), жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты. В космологических представлениях он несет в себе синтез гармоничного строения мира. Сочетание золотого и красного, положенное в основу цветового решения герба, символизирует в коми фольклоре утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение. Наряду с этим, в современной общественно-политической трактовке красное поле (фон) означает деятельность, активность народа и власти, а в сочетании с формой щита может ассоциироваться с исторической судьбой коми народа, входящего в состав многонационального Российского государства. При этом сама фигура птицы с полураскрытыми крыльями приобретает форму креста, что может трактоваться как символ духовной и государственной власти.

Государственный флаг Республики Коми

Представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально трех полос в последовательности сверху вниз: синего, зеленого и белого цветов шириной в одну треть ширины флага каждая. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Государственный флаг Республики Коми

Цветовое решение флага отражает специфические географические особенности и богатства природы Республики Коми. Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. Зеленая полоса - символ надежды и изобилия - является условным обозначением необъятных таежных массивов коми пармы - основного богатства и среды жизнедеятельности коми народа. Белая полоса флага, воплотившая белизну и чистоту снега, девственность, простоту и суровую красоту северной природы, означает принадлежность территории Республики Коми к Северу, ее северное положение. В другой трактовке белый цвет - символ равенства проживающих в республике народов и единства их культур.

Государственный гимн Республики Коми

Является символом демократического правового государства, сохранения традиций национальной культуры, единства ее многонационального народа. Мелодия гимна создана на основе песни Виктора Савина «Варыш поз» (Соколиное гнездо)



Предварительный просмотр:

Игры по краеведению

«Наградной знак»

     Игровое задание: принять участие в создании наградного знака, которым может быть отмечен Коми край за заслуги перед Родиной.

     Оборудование и материалы: Белый бумажный силуэт наградного знака в виде ордена размером 50*50 см; плоскостные изображения животного и растительного мира Коми края (береза, песец, медведь, олень и т.д.); магнитная доска, магниты.

     На магнитную доску помещаются силуэт ордена и изображения представителей местной флоры и фауны, которые символизируют те или иные качества (например, ……). Воспитатель рассказывает дошкольникам о различных наградах, орденах, о том, что такими почетными знаками награждаются не только люди, но и города, области . Детям предлагается создать собственный наградной знак, которым мог бы быть отмечен Коми край. Для этого можно использовать изображения деревьев, зверей, живущих в данной местности. Необходимо также договориться о цвете награды и разместить на её лучах символы – пожелания. Предлагаемые участниками цвет и символы в процессе обсуждения рассматриваются с позиции «хорошо – плохо». Укрепляя на лучах ордена изображения растений и животных, дошкольники желают своему краю долголетия (его символом может стать сосна…), силы (символы – дуб медведь) и т.д. Можно проявить инициативу и придумать новые обозначения (но в этом случае нужно обязательно объяснить их смысл).

«Мой город»

     Игровая задача: определить исторические памятники, памятники природы и место их расположения, дать их описание.

     Оборудование и материалы: карта – схема города Воркуты размером 60*80 см, на которой квадратами 5*5 см отмечено расположение наиболее интересных памятных мест; карточки такого же размера с изображениями памятников и других достопримечательностей города. Содержание карточек может быть разным в зависимости от варианта игры.

     1 – й вариант  - изображения и названия достопримечательностей.

     2 - й вариант – описание памятных мест.

     3 – й вариант – цифры, указывающие местоположение памятника на карте – схеме.

     В игре могут принимать участие 4 – 5 детей. На столе раскладывается карта – схема города. Дошкольники получают карточки с изображениями памятных мест. Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию по городу и перемещает карточки с описаниями, положив их «рубашками» вверх. Игра может постепенно усложняться.

     1 –й вариант. Ведущий достаёт карточки, называя памятник и цифру, обозначающую его местонахождение на карте. Ребёнок, у которого есть карточка с изображением названной достопримечательности, закрывает ею соответствующее место на карте – схеме.

     2 – вариант. Ведущий достаёт карточки с описанием, читает текст, не называя памятник и цифру, которой обозначено его расположение. Дети должны догадаться, о чем именно говорит педагог, назвать памятник или историческое место, найти его на карте и выложить нужную карточку.

     3 – вариант. Ведущий достаёт карточки с цифрами. Ребёнок, у которого есть карточка с изображением соответствующего цифре памятника, произносит нужное название и рассказывает о нём. Игра заканчивается, когда все отмеченные на картосхеме места будут закрыты карточками. Побеждает участник, выложивший все свои карточки первым.

     

«Город будущего»

     Игровое задание: придумать и построить город будущего.

     1 – й вариант игры.

     Оборудование и материалы: доска или лист ватмана для записей.

     Воспитатель предлагает ребятам помечтать, представить, каким будет город Воркута через сто, двести и даже тысячу лет. Дети предлагают идеи: город должен стать безопасным, чистым, уютным, красивым. Педагог пишет на доске или на бумаге какое – нибудь слово, размещая его вертикально (как в кроссворде). Участники игры должны подобрать к каждой букве этого слова определения, каким город не должен быть в следующем веке. Придуманные слова располагаются по горизонтали (опять – таки, как в кроссворде). Возьмём для примера название города:

     Ветхим

     Опасным (оставленным, обгоревшим, обнищавшим…)

     Расстроенным

     К

     Угарным (устаревшим, ухабистым, ужасным…)

     Тёмным (тревожным…)

     Антисанитарным

     Затем к придуманным словам подбираются антонимы, и дети описывают город таким, каким он, по их мнению, должен стать. По завершении обсуждения создаётся объёмный  макет города будущего.

     2 – й вариант игры.

     Оборудование и материалы: кольца Лулия, свободно вращающиеся на штыре. На секторах колец расположены картинки и условные обозначения. На первом кольце даны варианты улиц, на втором варианты домов, на третьем варианты озеленения, на четвертом изображены различные виды транспорта, на пятом -  различные места отдыха, на шестом – люди. Кроме того, для создания макета города понадобятся различные материалы: ленты, веревки, куски ДВП, картонные, на подставках, изображения деревьев, домов, транспорта, фигурки людей и т.д.

     Воспитатель предлагает ребятам представить, как преобразится город Воркута через сто, двести, тысячу лет. Если бы мы попали в будущее, то, наверное, не сразу бы узнали свой любимый город. Попробуем его описать с помощью колец Лулия. Дети вращают кольца, после остановки которых, рассматривают получившиеся сочетания секторов разных колец. Опираясь на находящиеся на одной линии изображения улиц, транспорта, людей и т.п., они составляют рассказ о городе будущего. Все варианты рассматриваются с позиции «хорошо – плохо». Неприемлемые варианты с общего согласия исключаются, оставшиеся же становятся основой проекта города будущего. Затем проект «воплощается в жизнь». Из подручных материалов дети строят на ковре улицы, площади, реки. В городе вырастают деревья, появляются дома, транспорт, люди (всё в соответствии с проектом). Улицы получают новые названия. Со временем, дошкольники, по желанию, изменяют проект, добавляя новые объекты.

 



Предварительный просмотр:

Колыбель воркутинской цивилизации

История Воркуты — это история преодоления: природных условий, политической тоталитарной машины, несвободы и рабской покорности судьбе, преодоления представлений о том, на что способен Человек. Первопроходцев Заполярья и их труд нельзя назвать подневольными — они, прежде всего, созидатели, которые сделали невероятное — создавали развитый индустриальный центр в непригодных для жизни условиях. Они были первыми...

Биография нашего города начинается вместе с освоением угольного бассейна в 1932 году и связана с политическими событиями того времени…

История грандиозного строительства города за Полярным кругом — это явление мирового масштаба. Это истории жизни реальных людей, которые, несмотря на крайне суровый климат, нечеловечески трудные условия быта, исковерканные репрессиями судьбы, самоотверженно трудились. Они верили в идею светлого будущего и надеялись, что их труд — это вклад в процветание своей Родины.

Интересно, что отрывочные сведения о наличии угольных месторождений в бассейне реки Печоры появились еще в XIX веке! В 1867 году купец-промышленник М. К. Сидоров во всеподданнейшей записке на имя цесаревича Александра Александровича предлагал начать освоение богатств на Печоре «как средство вырвать север России из бедственного положения …». На этой записке рукой генерал-лейтенанта Зиновьева была начертана резолюция: «Так как на севере постоянные льды, хлебопашество и никакие другие промыслы немыслимы, то необходимо народ с Севера переселять во внутренние районы государства, а вы хлопочете наоборот...».

Несколько десятилетий спустя глава Советского государства В. И. Ленин так описывает эти земли: «Посмотрите на карту РСФСР к северу от Вологды. Это необъятные пространства, на которых уместились бы десятки громадных культурных государств. И на этих просторах царит патриархальная полудикость и самая настоящая дикость».

Именно в начале 20-х стратегически мыслящее государство финансирует первые геолого-разведочные экспедиции, которые, как известно, организует профессор А. А. Чернов. 1924 год считается годом открытия Печорского угольного бассейна. В 1930 году сын первооткрывателя Г. А. Чернов открыл месторождение воркутинских углей: «Признаться, в те молодые годы, — вспоминает он, — я не мог по-настоящему оценить открытие. Это месторождение находилось в самой глухой отдаленной части Болъшеземельской тундры, вряд ли думалось мне тогда, что оно заинтересует угольную промышленность. Я совершенно не понимал, как в такой труднодоступной местности можно начать не только добычу, но даже разведочные работы».

Тем не менее, в апреле 1931 года правительство приняло ряд постановлений, предусматривавших уже в  этом же году заложить шахты с наклонными стволами. Эти задачи требовали перехода к работе стационарных разведочных партий, выявления  объема промышленных запасов угля, его качества, определения стоимости добычи, решения проблемы транспортировки угля потребителю. Решение этих вопросов было поручено Ухтинской экспедиции ОГПУ.

В памяти старожилов северного края сохранилась легенда: якобы, после того как Сталину доложили о богатейших запасах печорских углей, вызвал он к себе наркома Ягоду и приказал: «Займись, Генрих, у тебя  большой опыт по строительству Беломорканала...». А тут как раз на имя Ягоды поступила докладная записка от отбывавшего на Соловках заключение бывшего одесского нэпмана и валютчика Нафталия Френкеля, в которой он обосновал возможность построения социализма через труд политзаключенных, используя его на неосвоенных отдаленных территориях, откуда невозможно убежать. Солженицын в своем «Архипелаге ГУЛАГ» упоминает Френкеля и говорит, что лагеря были и до него, но «не приняли единой формы, отдающей совершенством». Трудно сейчас дать оценку влияния идей Френкеля, но интересно, что он действительно был освобожден, назначен начальником строительства БАМЛага, позже получил орден Ленина и вырос до генерала главного управления железнодорожного строительства МВД. Уже невозможно отделить правду от вымысла, но идея освоения труднодоступных территорий с помощью труда заключенных стала претворяться в жизнь 21 августа 1929 года  на берегу таежной реки Чибью, в районе сегодняшней Ухты высадился отряд в 125 заключенных. «Кадры» подбирали на Соловках: отобрали самых выносливых, способных к тяжелому физическому труду. Это были раскулаченные крестьяне, уголовники, такие специалисты, как  горные инженеры, электрики, геологи, химики, врачи, строители. Так был образован Ухто-Печорский трест, вошедший в 1932-м в систему ОГПУ НКВД. Новому Ухто-Печорскому лагерю правительство придавало огромное значение, и он стремительно разрастался. О динамике освоения Севера свидетельствуют цифры, в 1929 году разведано 125 кв. км; в 1930-м — 35 000 кв. км; в 1931-м — 300 000 кв. км; в 1933-м — 1 500 000 кв. км. Непосредственное освоение Печорского угольного бассейна началось летом 1932 года. В тех районах уже велись активные разведочные работы тридцатью геологическими партиями, которые выявили на этой территории площадь с запасами угля в 34 млн. тонн. Впоследствии определено, что общие запасы угля составляют 260 млрд. тонн. Это обеспечивало начало развития масштабной каменноугольной промышленности...

Как же все начиналось?.. 20 мая из поселка Чибью пошла первая партия на Воркуту в составе 43 человек, куда из-за трудностей в пути она прибыла лишь через два месяца. Вот как вспоминает об этой экспедиции один из ее участников геолог А. А. Волошановский: «Партия, прибывшая 1 июня пароходом с двумя баржами, груженными лесом и продовольствием в устье Воркуты, основала здесь базу. 5 июня экспедиция в составе 24 человек двинулась на лодках по незнакомой реке. Только немногим охотникам удавалось до этого пробраться в угленосный Воркутский район. Наши проводники тоже не знали реки. Люди и лошади часто пускались вплавь, выворачивали на порогах камни, расчищали путь и двигались дальше. Бывали дни, когда мы продвигались всего на 2-3 километра, и чем дальше мы двигались, тем труднее и труднее становился путь».

         Первой экспедиционной партией руководили геологи Н. Н. Инкин, П. И. Дмухановский, И. М. Лямин. Все они были политзаключенными, которых освободили из-под стражи и отправили в экспедицию.

2 августа нога человека «впервые ступила на землю». Уже на следующий день на левом берегу реки  заложили первый шурф, а 6 августа на правом берегу была заложена первая штольня. Так был основан первый воркутинский поселок — Рудник.

Один из первопроходцев Н. Н. Инкин вспоминал: «Леса не хватало, нам приходилось строить землянки. Уже в начале октября наступила зима, исключительно морозная и пуржистая. Мы боялись отходить от территории Рудника и долго путались буквально в нескольких шагах от своих землянок. Через реку был перекинут канат, держась за который ходили на работу... 27 ноября забурилась первая разведочная скважина. С технической точки зрения она не выдерживала никакой критики. «Здание» буровой состояло из нескольких стоек и трех игл копра, покрытых брезентом, мешками и снежными кирпичами. Керосина не было. Работа велась при свете факелов из консервных банок: в банку наливалась нефть и клались тряпки вроде фитилей. Обогревать буровую не было возможности. Морозы доходили до 50 градусов.

Неимоверно сложные условия! Но уже 1 июля 1932 года была заложена первая шахта с наклонным стволом, а 20 октября — вторая. К этому времени Рудник был обеспечен радиосвязью, снабжен материалами, оборудованием, лесом для строительства.  

Один из крупных специалистов горного дела, впоследствии доктор технических наук А. Н. Штендинг, который жил в Воркуте с1934 по 1957 годы и в то время возглавлял проектное бюро, писал: «Шахты были с наклонными стволами. Перед входом в стволы имелась металлическая плита для маневрирования вагонетки; метрах в 20 от входа было помещение, где размещалась лебедка с барабанами, благодаря чему происходил подъем и спуск вагонеток, это был единственный механизм, все остальные работы осуществлялись вручную».

Талантливые инженеры проектировали шахты, основываясь лишь на своих знаниях. У них не было ни справочников, ни технической литературы – все расчеты производили на память.        

1 сентября 1934 года сдана первая воркутинская шахта. Эту дату считают днем рождения печорского угольного бассейна. А выполнение первого плана по добыче угля — это еще одна уникальная страница истории города. В 1935 году две первые шахты должны были дать на-гора 100 000 тонн угля. По расчетам специалистов, этот план было выполнить нереально — слишком примитивны были шахты и слишком тяжел труд в них. Но, тем не менее, начальник Ухтпечлага Я. М. Мороз распорядился: задание должно быть выполнено, даже если это невозможно. И план был выполнен!.. На 103,5%!

За этими цифрами — подвиг. Каждый день требовал работы на износ, без всяких компромиссов.

Первостроители Воркуты — «мозговой центр», высококвалифицированные специалисты — были в основном из числа политзаключенных, зачисленных перед отправкой в штат вольнонаемных. Сроки по 58-й статье в то время были еще небольшими — 2, 3, 5, реже 10 лет. Но и потом, как правило, из Воркуты не выезжали, а переходили в разряд спецпереселенцев, если не получали дополнительного срока. Но, независимо от статуса, и заключенные, и лагерное начальство жили в одинаково тяжелых, экстремальных условиях. Охрана заключенных была тогда слабой, по территории все могли передвигаться свободно, так как побег из Воркуты означал для человека верную смерть.

В 1932-1934 гг. населения было немного. Точные цифры неизвестны. Отдаленность, отсутствие железной дороги и проблемы доставки буквально всего речным транспортом приводили к постоянному недостатку оборудования, стройматериалов, продовольствия. Люди работали по 12 часов — такова была норма, выходных и праздников не было. Зимой из-за ураганных ветров трудно было даже просто передвигаться по поселку. Летом появлялись в несметном количестве комары и мошкара, и работать можно было только в противомоскитных сетках и перчатках. К  весне многие заболевали  цингой, лекарств не было, пили отвар из еловых веток.  Тем и спасались, если удавалось. Этапом шли новые люди. А рудник продолжал жить и развиваться. Каким он тогда был, мы знаем из воспоминаний очевидцев.

А. Ф. Ирклеев приехал на Рудник летом 1933-го в 10-летнем возрасте вместе с семьей к осужденному отцу. В детских воспоминаниях четко запечатлелась жизнь на Воркуте: «Жили в основном в землянках, леса для строительства не было. Пол земляной, нарами служил уступ земли, стены заделаны хворостом. В землянке строилась плита, в центре — столб, подпирающий потолок. Освещалась землянка коптилкой». Память ребенка цепко удержала все, чем жила, чем была богата «колыбель воркутинской цивилизации». В то время на Руднике было несколько радиопродукторов, была мастерская в деревянном здании. В нем находилась динамомашина на 8 киловатт... История Рудника, история рождения города Воркуты была еще впереди. Впереди была война и новые, нечеловечески трудные задачи...».

Глядя в пустые оконные проемы завершивших свой век исторических зданий Рудника, мы стояли на берегу реки Воркуты... На этом берегу, в дикой тундре, стояли и те, кто пришел сюда в далеких тридцатых.

Мы думали о том, что справедливо было бы сохранить память о том времени, когда, для проверки на прочность, вместо экстремальных видов спорта человеку предлагали экстремальную жизнь: экстремальный масштаб исторических задач и экстремальный быт на долгие-долгие десятилетия. Для многих — добровольно. У нашего города масштабная и очень несентиментальная история. Наверное, как-то по-другому надо беречь все, что отвоевано человеком у природы такой ценой. Юбилей города — это хороший повод проявить уважение к истории и задуматься о будущем, которое, все-таки, должно быть соразмерно масштабному нашему прошлому... Чтобы не было стыдно.

 

Э.Гущина  (Заполярье. 2008.17 июля)


 





Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...

ПРАЗДНИК «КРАЙ ТЫ МОЙ, ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»

Цель:прививать любовь к родному краю, воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свой народ Оборудование:выставка продукции заводов, фабрик города и фотовыставка «Кольчугино – мой...

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Сценарий "Край родной - Чувашский край"

Сценарий развлечения о Родном крае....

Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

Интегрированное занятие, посвящённое 73 годовщине Приморского края (музыка, окружающий мир, аппликация): "Край мой любимый"

Данное занятие - совместная разработка воспитателя Бельковой Алёны Михайловны и музыкального руководителя Манжуриной Натальи Викторовны. В занятии использованны подборка стихов о Приморском крае, позн...