Паспорт мини -музея "Мой хуторок"
методическая разработка (старшая группа)

Кох Алла Викторовна

                                   Что мы Родиной зовём?

                                    Дом, где мы с тобой живём,

                                    И березки, вдоль которых

                                    Рядом с мамой мы идём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini.docx366.05 КБ

Предварительный просмотр:

 ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ

«Мой хуторок »

                                   Что мы Родиной зовём?

                                    Дом, где мы с тобой живём,

                                   И березки, вдоль которых

                                   Рядом с мамой мы идём.

E:\МОЙ ХУТОРОК\фото\image (26).jpgE:\МОЙ ХУТОРОК\фото\image (29).jpg

                                   

E:\МОЙ ХУТОРОК\фото\image (23).jpg

           Информационная карта проекта

   Полное название проекта: « Мой хуторок ».   

   Тип проекта:  информационный.

   Цель, направление деятельности проекта: 

   Систематизация знаний об истории, культуре, природы  родного края.

    Краткое содержание проекта:

    - История развития хутора- от создания до настоящего: труд людей (занятия женщин и мужчин, орудия труда); быт людей (жилище, одежда, предметы быта,     традиционные блюда); развлечения людей (игры, песни, хороводы).

    -  растительный и  животный мир, водоемы.

   - Знаменитые земляки: участники  войн,  писатели, народные умельцы.

    -Дружная семья народов: традиции представителей разных национальностей  

 

  Сроки проведения: 2015 -2017г.

  Участники проекта:   воспитанники старшей группы,  воспитатели, родители воспитанников.

  Возраст детей: 5-6 лет.

 

Форма проведения: детско-родительский проект.

  Ожидаемые результаты:

  - Сформированная система представлений об истории, культуре, традициях,      

  природе родного края и чувство гордости, любви к малой родине.

  - Осознанно уважительное отношение к культуре, труду, традициям тружеников хутора.

-  Развит опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Актуальность проекта. 

Я живу в небольшом хуторке Железном , в котором проживает         человек. У моего хутора  большая и богатая история, со своими устоями и славными традициями.

В этом году мы отметили 105  летие  нашему хутору. Я хочу, чтобы мои воспитанники знали славную историю своего хутора , любили и гордились местом, в котором они живут, чтобы выросли достойными гражданами нашей Родины.

Обоснование:

В ходе экскурсий по хутору  и за его пределы, рассматривания фотографий, бесед о жизни односельчан у детей возникли самые разнообразные вопросы:

- Как и когда появился  наш хутор?

- Как жили люди в прошлом, чем они занимались?

- Чем  знаменит наш край?

- Каковы особенности природы нашего края?

- Какие народности проживают на территории района?

Решили совместно с воспитанниками и их родителями искать ответы на возникшие вопросы. Поэтому и был разработан проект «Мой хуторок ».

 Задачи проекта:                                                                                                           1.Формировать систему представлений об истории развития хутора, о природе и населении родного края.                                                                                                                                                   2.Развивать любознательность, наблюдательность, коммуникативную компетентность.                                                                                                                                          3.Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.                  4.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство уважения к культуре, труду, традициям тружеников хутора.

Гипотеза: В процессе приобщения к истории, культуре, природе ближайшего окружения, у воспитанников будет развиваться чувство любви к родному краю, к Родине.

Критерии отслеживания результативности:

  1. Сформированные представления у детей об истории, культуре, природе родного края.  
  2. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
  3. Любовь к Родине, уважение к труженикам села.

Способы оценки: наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества детей.

                       

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея: мини-музей «Мой хуторок »

 Цели:

: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, патриотического, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной        

Задачи работы:

        Образовательные:

  • На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;
  • Учить ориентироваться в природной среде обитания;
  • Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.

Развивающие:

  • Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения хутора.

Воспитательные:

  • Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю;
  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, хуторе;
  • Воспитание уважения к труду;
  •  

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  • Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  • Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
  • Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
  • Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
  • Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

Руководитель мини-музея: Кох А.В. - воспитатель старшей  группы.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

    -   поисковая;

    -   научная;

    -   экспозиционная;

    -   познавательная.

Оформление мини-музея:  музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты. Также  представлены: литература о хуторе Железном , подборки фотографий с достопримечательностями хутора ; подборка дидактических игр   ; а также консультация для родителей «Мой хутор Железный » .

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

«Мой хуторок»

Подготовительный этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

проведение консультации  с родителями: «Мини музей в детском саду»;

март

Кох А.В

2.

проведение бесед о создании музея в группе с  родителями

апрель

Кох А.В

3.

   

Родительское собрание на тему «Воспитание любви к родному хутору»

 агуст

Кох А.В

4

рассматривание фотоматериалов, презентаций с детьми;

август

Кох А.В

5.

Определение темы;                                                                         название мини-музея;                                                                  разрабатывание его модели;                                                          выбор места для размещения;

 июль

.  Кох А.В

                                         Основной этап  

Содержание работы

Сроки исполнения

 

1.

создание мини-музея в группе;

 август

2.

сбор экспонатов для музея;

 июль

3.

 разработка экскурсий.

Октябрь- ноябрь

4.

Пополнение музея экспонатами

 В течение года

Родители, дети

Заключительный этап

Содержание работы

Сроки исполнения

 

1.

открытие мини-музея в группах;

Сентябрь

2.

экскурсия в мини-музеи по группам;

 В течение года

3.

приглашение гостей, родителей;

В течение года

4.

разработка различных видов экскурсий для музея;

В течение года

5.

проведение образовательной деятельности в мини-музее.

В течение года

6.

оформление мини – музея:

альбома;

 презентации;

  паспорта;

 картотеки экспонатов

Август- октябрь

ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ

Бородина О.Н.

Описание: портрет с изображением  главы сельского совета Бородиной О. Н.

Цель: познакомить детей с главой сельского совета.

Флаг хутора Железный

описание: фотография с изображением флага.

Цель: знакомить детей с символикой хутора

 

Герб хутора Желзный

описание: фотография с изображением герба  хутора.

Цель: знакомить детей символикой  хутора.

Животный мир Железного

описание: экспозиция с макетами животных живущих в Железном.

Цель: знакомить с животными нашего края; воспитывать бережное отношение к природе.

Водный мир реки Кочеты

описание: экспозиция с картинками  рыб живущих в реке,  история названия реки

Цель: знакомить детей с пресноводными рыбами живущих в реке.

                 

 Макет «Улица, на которой стоит наш                    детский сад». 

описание: макет  изготовлен из    бумаги.

Цель:  . Учить детей ориентироваться в ближайшем окружении.

Николай Афанасьевич Неудачный-первый председатель.

описание: папка-раскладушка с материалом о Н.А.Неудачном

цель: знакомить с первым председателем колхоза , что он первый кто все большие изменения в жизнь Железного ; воспитывать чувство гордости за наш хутор.

Хутор Железный

описание: фотографии с достопримечательностями хутора.

Цель: знакомить детей с достопримечательностями хутора.

 

Птицы хутора .

описание: альбом с фотографиями птиц живущих в хуторе.

Цель: вызвать желание узнать как можно больше о птицах нашего края; учить их различать и определять перелетные они или нет.

Герои Великой Отечественной Войны х.Железный

описание: альбом с фотографиями героев  с описанием их подвигов.

Цель: знакомить детей с подвигами наших героев; воспитывать чувство патриотизма к нашему хутору.

  Увлекательное путешествие с семьей по     Железному .

описание: фотоальбом с фотографиями детей и родителей.

Цель: знакомить детей с историей своей семьи.

 

 Природа Железного.

описание:  фотоальбом с фотографиями природы Железного.

Цель:  знакомить детей с красотой природы родного хутора.

Лекарственные растения.

описание:  фотоальбом с фотографиями и кратким описанием лекарственных растений.

Цель:уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные  растения  и  правильно  их  называть;

Храм Железного.

Описание: фото, макет храма, папка с материалом и фото.

Цель:     Знакомить детей  с  предназначением храма, его строении                 

 

Народные умельцы.

Описание: альбом с фото работами Мазеевой Е.С, вязанные игрушки

 альбом с фото работами Сушко Л.И., салфетки вязанные крючком;

 Работа выполнена   Левченко Екатериной Михайловной ««Мой папа умелец на все руки», с фото приложением о Левченко М.С.

Работы Давыдовой Т.Д. вышивки крестиком.

Цель: Знакомство с народными умельцами хутора;  приобщение воспитанников к народному искусству.

Карта хутора Железный

Описание : карта Железного

Цель: Познакомить детей с картой, научить их находить границы своего хутора.

Поэты Железного.

Описание: папка с фото Мальцевой К.И., стихи.

цель Познакомить детей с биографией и творчеством  Мальцевой К.И., расширять знания детей о поэте родного хутора.

Земля отцов – моя земля!

Описание: папка с фотографиями с кинофестиваля, афиша.

Цель: знакомство с народными артистами.

Разделы мини-музея, особенности использования

Символика  хутора Железный , животный и водный мир , папка – раскладушка на тему: «Неудачный Н.А.», альбомы на темы: «Птицы», «Герои ВОВ», фотографии с достопримечательностями хутора Железного .

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для  игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»

«Сами своими руками»        

Некоторые экспонаты, такие как: Животный и водный мир   выполнены, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

 «Библиотека»

Здесь собраны загадки, стихи, фотографии и произведения о хуторе Железном , которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Игротека»

Игры и атрибуты для игр расположены в доступном для детей месте. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

Подбор детской литературы и наглядного материала ( сюжетной картинки).

– Проведение экскурсий для других групп детского сада

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "Птичий двор".

В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....

Паспорт мини-музея "Мой город"

Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...

Паспорт мини -музея "Русская изба"

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....

Паспорт мини-музея "Животные мира".

Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"

паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...

Презентация: паспорт "Мини-музея кошек"

В презентации содержится материал, который Вам поможет сделать паспорт мини-музея....