Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Калевала»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Логинова Юлия Геннадьевна

Цель: Приобщение  детей подготовительной к школе группе к основными сюжетными линиями, связанными с образом главного героя – Вяйнемёйнена, посредством ознакомления с карело-финским эпосом «Калевала».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalevala.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Логинова Юлия Геннадьевна

Воспитатель подготовительной к школе группе

МДОУ «Детский сад №98»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Калевала»

 (по мотивам карело-финского эпоса)

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель: Приобщение  детей подготовительной к школе группе к основными сюжетными линиями, связанными с образом главного героя – Вяйнемёйнена, посредством ознакомления с карело-финским эпосом «Калевала».

Программное содержание:

Художественно-эстетическое развитие.

Продолжить знакомство с героями карело-финского эпоса КАЛЕВАЛА (Вяйнямёйнен, Лоухи, Илмаринен, Айно). Познакомить детей с древним женским национальным костюмом карел.

    Познавательное развитие

 Развивать внимание, воображение, память, мышление с помощью составления кроссворда, восстановления последовательности  возникновения мира из утиного яйца, составления пазла – расписной крышки мельницы Сампо.

 Речевое развитие

 Развивать умение рассуждать о значении символов на крышке Сампо, говорить полным предложением.

 Социально-коммуникативное развитие 

Вызвать эмоциональный отклик от встречи с героями эпоса, интерес к познанию истории Карелии. Воспитывать уважительное отношение, любовь к родному дому. Развивать доброжелательные отношения в детском коллективе, умение не перебивать, уважать мнение другого.

Оборудование:

Кукла в исторически достоверной копии древнего женского карельского костюма, корзина  с предметами внутри (кантеле, щучья голова, пазл расписной крышки мельницы Сампо, деревянное яйцо, картинки с изображением земли, солнца, тучи, месяца, звезд, книги разных издание карело-финского эпоса КАЛЕВАЛА, 3 сосуда с разным содержимым – мука, деньги, соль). Аудио запись «Звуки кантеле».

Предварительная работа: Чтение: Детская «Калевала», Армас Мишин. Авторский пересказ эпоса «Калевала» для детей. Иллюстрации к эпосу «Калевала».

Ход:

-Terveh! Terveh teile! - Здравствуйте!- так здороваются карелы. И сегодня мы с вами поговорим о древних жителях Карелии, а точнее о жителях далекой страны Калевала.

Рассаживаемся на коврик по кругу. Обращаю внимание на куклу в костюме. Подробно рассматриваем с детьми все элементы наряда, вышивку на сарафане, прическу. И обращаем внимание на то, что девушка явилась к нам не с пустыми руками, а принесла с собой корзину с интересными предметами.

- Сегодня переместиться во времени нам поможет вот эта самая корзина. Давайте посмотрим, что нам показывает эта девушка?

1 предмет – яйцо

- Как Вы думаете, почему здесь оказалось яйцо… Посмотрите оно большое, необычное. (ответы детей)

Зачитываю отрывок из авторского пересказа эпоса «Калевала» для детей:

 «Было время, когда ещё ничего не было: ни Земли, ни неба, ни карельских пирогов с картошкой.

Опустилась как-то Илматар, дева воздуха, на прозрачный хребет моря. Замутилось море, забушевали ветра. Понесли волны деву воздуха в морские просторы. Вскоре почувствовала Илматар, что зреет в ней живой плод. Стала она ждать дитя. Ровно семьсот лет ждала, скитаясь по бескрайним морским просторам, а дитя всё не рождалось.

— Эй! — крикнула Илматар богу Укко. — Помоги! Я так нуждаюсь в твоей помощи!

Тотчас прилетела утка, стала искать места для гнезда. Высунула Илматар своё колено из воды. Подумала утка, что это кочка, и уселась на нём. Снесла утка шесть золотых яиц, а седьмое — железное. Раскалённые яйца обожгли колено. Вскрикнула Илматар и стряхнула их в воду. Вдруг всё прекрасно изменилось вокруг. Из нижней части яйца вышла Земля, из верхней — высокий свод небесный, из желтка — солнце, ясный месяц и звёзды. Ровно через тридцать лет после этого события родился у Илматар сын — могучий Вяйнямёйнен. Упал он в море. Семь лет качало его море на волнах, как в люльке, на восьмой год выбрался он на сушу.»

- У каждого народа есть свои легенды о том, как произошел мир. Карелы верили в то, что мир произошел из утиного яйца.

Из яйца, из нижней части,

Вышла мать-земля сырая.

Из яйца, из верхней части,

Солнце светлое явилось.

Из белка, из верхней части,

Ясный месяц появился,

Из яйца, из пестрой части,

Звезды сделались на небе,

Из яйца, из темной части,

Тучи в воздухе явились.

 - Предложить детям разложить картинки с символами по порядку (земля, солнце, месяц, звезды, тучи)

Дети раскладывают, вместе повторяем, проверяем.

2 предмет – ЛОУХИ (кукла)

Вспомнили с детьми, кто такая Лоухи: (Ловхи, Похъёлы хозяйка, редкозубая большуха)

Старый мудрый Вяйнемейнен был ранен, и воды принесли его к дому старухи Лоухи, в темную страну Похъелу.

"Слышала я плач у моря,

громкий ропот - за рекою".

Ловхи, Похьелы хозяйка,

редкозубая старуха,

выбежала на подворье,

подошла к своим воротам,

чутко уши навострила,

молвила слова такие:

"Этот плач - не плач ребенка,

этот плач - не жен стенанье,

так рыдают лишь герои,

с бородой мужчины ропщут".

Лодку на воду столкнула,

трехтесинную - на волны,

начала грести поспешно,

и гребет сама, и правит,

к Вяйнямейнену стремится,

едет к плачущему мужу.

-Так мы с вами и Вяйнемёйнен познакомились со старухой Лоухи.

"Ой-ой-ой, старик несчастный,

ты в края попал чужие!"

Вековечный Вяйнямейнен

 голову свою приподнял,

так сказал он, так промолвил:

 "Сам уже давно я понял,

что попал в края чужие,

     в незнакомые пределы.

Был я дома лучше многих,

на родной земле известней".

- Почему плакал Вяйнемейнен?…(ответы детей) Он грустил по родной земле и очень хотел вернуться обратно

- Чтобы вернуться, Вяйнемейнен пообещал сделать мельницу Сампо. Кто помог ему в этом…

Сам кователь Илмарийнен,

Славный мастер вековечный,

Принялся ковать усердно,

Бить кувалдою упорно.

- И смастерил Илмарийнен мельницу Сампо, которая давала людям все, что нужно было для жизни.

Выковал искусно Сампо:

Сделал сбоку мукомолку,

Со второго - солемолку,

С третьего же - деньгомолку.

Там было три отдела. Давайте подойдем к столу и наполним эти сосуды.

Что случилось с мельницей Сампо… Она разбилась, осколки разлетелись. Давайте соберем эти осколки.

Дети собрали пазл, рассмотрели…

Видит - Сампо вырастает,

Всходит крышка расписная.

- Посмотрите, на крышке изображены символы счастья карельского народа Что они ценили, давайте назовем и подумаем, почему это выбрали.

Дети рассуждают (здесь изображены колосья пшеницы, потому что ее было сложно вырастить, хлеба было мало, он очень ценился. Ель была особо почитаемым деревом в Карелии. Медведь и лось были животными, к которым относились бережно).

3 предмет – кантеле

Почему Кантеле лежит в этой корзине?…

Это древний карельский инструмент. На нем играл старый мудрый Вяйнемейнен. Из чего же он его сделал… Ответить на этот вопрос на поможет щучья голова.

Короб кантеле откуда…

Он из челюсти той щуки.

Гвозди кантеле откуда…

Из зубов огромной рыбы.

Струны кантеле откуда…

Из волос коня у Хийси.

Создан короб многострунный,

Кантеле давно готово.

- Прослушивание мелодии кантеле.

4. КРОССВОРД.

Предлагаю расположиться перед доской, на которой кроссворд.

Надо расшифровать слово, которое объединяет все предметы. Это песни с завершающим сюжетом. Слово – РУНА.

Дети заполняют кроссворд по горизонтали словами: Карелия, Лоухи, Вяйнемёйнен, Айно. По вертикали получается слово РУНА.

Мы с Вами услышали древние песни, которые назывались рунами.

Я уста теперь закрою,

Завяжу язык свой крепко,

Прекращу я эту песню

Распевать не буду больше.

-Пора нам возвращаться обратно. Что Вам запомнилось?  Что удивило? (Ответы детей).

До свидания Калевала. До новой встречи. На память о нашей встрече я оставляю Вам самое маленькое издание карело-финского эпоса «Калевала» и раскраску, где герои этой книги оживут, если Вы раскрасите их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Школа. Учитель"

Конспект  для воспитателя  подготовительной к школе группе....

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Беседа о школе"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...