"А мы живем в Хакассии"
план-конспект урока (младшая группа)

Кошелева Оксана Михайловна

Формирование первичных представлений у дошкольников о Хакассии, ее особенностях,праздниках, быта,  различных народов, проживающих на этой территории. Развитие активного словаря, чувство патриотизма, сопричастности к коренному населению - хакасам, предкам и пращурам, оставивших свой след в Истории и становлении нашей Республики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_v_serdtse_rodina_moya.doc343 КБ

Предварительный просмотр:

Кошелева Оксана Михайловна

Воспитатель МБДОУ - ЦРР Д/С «Рябинушка»,

г Абакан, Республика Хакасия

Методическая разработка  открытого мероприятия:  «В сердце Родина моя».

        Актуальность – Человеку никак нельзя жить без Родины, как  нельзя жить без сердца» К. Паустовский.

        Возраст детей – Четыре года.

        Цель: Формирование первичных представлений о Республики Хакасия, народах и национальностях,      проживающих на ней. Ознакомление детей с основными предметами быта древних хакасов, музыкальными инструментами, национальными костюмами взрослых и детей. Привлечение родителей к жизни ребёнка в условиях детского сада.

        Задачи:  

        - рассказать о гербе, флаге нашей Родины, государственной символике России.   

 - дать представления о том, Хакасия – столица нашей Республики, о районах и городах республики.               

     -  воспитывать любовь к своей Республике, и стране России, гражданскую ответственность и чувство    с      патриотизма и гордости за Родину.

        - способствовать развитию интереса к народным обычаям, традициям, промыслам, к народной культуре.        

Предварительная работа: беседа с детьми о Республике Хакасия, посещения музея, выставок народной культуры совместно с родителями. Рассматриваем с детьми музыкальных хакасских национальнах  инструментов: хомыс, чатхан., рассматриваем альбомы «Хакасские народные игры и праздники», совместно с родителями организуем выставку в группе «Мини-музей хакасской культуры»

    Ожидаемые результаты: расширение знаний детей о Республике Хакасия, народе, проживающем на ее территории, развитие творческих способностей детей. Формирование интереса к своей малой Родине, памятниках и курганах, расположенных на нашей Республике. Развитие умения создавать паго, национальное хакасское украшение. После окончания открытого мероприятия «В сердце Родина моя» дети показывают родителя нашей группы хакасские украшения, в приемную группы вывешиваем плакат: «А мы живем в Хакасии» Дети читают стихотворения и песни на хакасском языке.

Вступление :

С древнейших времен люди тщательно собирали знания о своей культуре, о самобытной местности, о традициях и обычаях своего народа. К большому сожалению в XIII веке в результате монгольского нашествия письменность коренных жителей – хакасов была утрачена и в последующие века народ передавал свои знания в устной форме (в сказаниях, легендах, национальных сказках, песнях хайджи). Вместе с ними ушли некоторые тайны Хакасской истории и культуры. Под воздействием времени, людей, немало памятников археологии и этнографии были разрушены и пришли в негодность как исторический источник. По крупицам приходится восстанавливать историю становления Хакасии, ее фольклора, быта и национальных обрядов. Этому способствует изучение и раскопки курганов хакасских степей разных эпох, петроглифы, письмена, каменные изваяния, орудия труда. Поистине уникальна природа и ландшафт нашей Хакасии, ее называют маленькой Швейцарией, на территории которой повсеместно встречаются удивительные камни, разбросанные у подножий древних курганов. Часто на них можно рассмотреть бороздки и неровности, и только настоящий специалист может определить, где тут каменная неровность, созданная природой: дождем и ветром, а где – настоящий рисунок древности, кропотливо выбитый рукой доисторического художника. К слову сказать, сказочные артефакты издавна будоражат воображение и тех, кто побывал тут проездом. Это и заповедник «Казановка» с экологическими тропами, галереями наскальных рисунков и небольшой этно-деревней с юртами и шалашами, где можно посидеть, отдохнув с дороги. Это и знаменитая мать-матерей Улуг Хуртаях Тас. Это и Сундуки, и знаменитый Салбыкский курган, чего толь стоит взглянуть на боярские писаницы времен Тагарской и Окуневской культуры. В Хакасии есть одиночные стелы и чаатасы, что означает «камни войны»Необходимо тщательно беречь некрополь – это наша история. Как говорят хакасы: «люби свою малую родину, она твоя колыбель, она вырастила тебя, и принимала тебя и в горе, и радости, а ты – лишь часть продолжения бытия!  

Особым почитанием у хакасов,  как и в древние времена пользуются предки, необходимо почитать и уважать их старость, накопленный жизненный опыт и знания, именно они хранители былых времен помнят о традициях и обычаях их дедов, прадедов и пращуров. Так, в сказаниях и легендах древние люди высоко подняли нас над животным миром, объяснили смысл жизни, взрастили нас и поставили на ноги. Многие хакасы издавна помнят закон «семи колен», он действует и сегодня. Каждый человек должен знать и помнить семь поколений своих предков по материнской и отцовской линии. Это семь ступеней в глубину, в прошлое. Известен и другой хакасский обычай, отправляясь на войну, или опасное место, стоит приехать на могилу своих родителей, взять с нее горсть земли и сохранить ее. Это поможет защитить твою жизнь.

Основная часть:

Проживая на территории Хакасии нельзя не слышать о национальных праздниках и фестивалях, одним из них является эколого-этнический фестиваль театров кукол «ЧирЧайаан, что в переводе с Хакасского языка означает «Дух земли» Он стал значительным культурным событием не только Республики Хакасии, но и России в целом. С большим желанием местное население ждут такие праздники, как Тунпайрам, Чилпазы и другие. Они объединяют сотни людей разных национальностей, и вероисповеданий. Проведение национальных выставок, чтение национальных сказок и легенд, театральные представления, посещение музеев и картинных галерей, все это побуждает изучать историю Хакасии, вызывая чувство патриотизма у подрастающего поколения. Все чаще мы используем элементы хакасского национального узора, самостоятельно из бисера и пуговиц совместно с детьми создаем украшение паго, организуем не большие выставки рисунков и поделок на базе школ и детских садов. (Дети делают поделку поделку паго, украшая ее пуговицами по схеме) К детям приходит бабушка Тарина, угощает их конфетами из Талгана, и сибирскими кедровыми шишками) Воспитатель группы знакомит детей с хакасскими народными инструментами (Хомыс, Чатхан), показывает родителям слайды и фотографии праздников: «Тун-Пайрам», «Читлпазы», «Айран» Детей и родителей группы знакомят с предметами музейных экспонатов: «Хакасского народного платья», «Хакасских национальных платков», «Хакасской национальной вышивки».

Создание музейной этнопедагогики на сегодняшний день актуально и необходимо как для детей, так и для их родителей. Это богатый опыт и для педагогов, обменивающихся опытом и знаниями. Очень интересно проводятся открытые занятия с применением национальной музыки, хакасских костюмов, прослушиванием мелодий ветра в степи, или воды в хакасских озерах. Именно совместный труд педагогов и родителей является общей целью и задачей в создании предметно-развивающей среды воспитанников, позволяя каждому ребенку открывать для себя новый неизученный мир Хакасии, полный новых красок и ощущений. В своей работе организуя музей с элементами хакасской вышивки, национальными рисунками на ткани и камне, мы пытались донести до малышей красоту хакаской культуры, быта, национальных особенностей и традиций коренных жителей Хакасии. Размещая флаг и герб Хакасии, необходимо познакомить детей с национальным платьем, принадлежностью свадебного наряда «паго». Разновидностью хакасской праздничной одежды является «сигидек» – безрукавка, которую носили замужние женщины поверх костюма. Особой частью хакасского наряда являлись хакасские рукавицы. Их шили мастерицы из овчины, украшая орнаментом, вышитыми шелковыми нитками. Обязательной частью национального костюма являются головные уборы и платки. Среди летних головных уборов у мужчины были популярные черные войлочные шляпы. Женщины в обычные будничные дни носили ситцевые и шерстяные платки, а в праздники надевали нарядные шелковые платки. Завершали национальный костюм правильно подобранные сапоги. Летом – кожаные, а зимой теплые, меховые. Каблуков раньше не носили. Женщины летом носили тапочки,

а девушки надевали удобные туфли. В летние праздники женщины надевали хромовые сапоги, которые украшали золотым шитьем.

Заключительная часть: 

В своей выставке педагоги нашей группы ставили ветки березы, украшенные специальными ленточками разных цветов: зеленый, красный, голубой. Исторический интерес представляют статуэтки и маски шаманов. Китайская летопись XI века отмечает шаманистскую обрядность у хакасов: «Жертву духам приносят в поле. Для жертвоприношений нет определенного времени. Шаманов называют гань (кам). При похоронах не царапают лиц, только обертывают тело покойника в три ряда и плачут, а потом сжигают его, собранные же кости через год погребают. После чего в известные времена производят плач.

И пускай история Хакасии оставляет много тайн и пятен, нам необходимо сделать многое для детей и подростков, только начинающих оценивать красоту природы степи и хакасских гор. Для этого необходимо ценить опыт и мудрость предков, когда то давно проживающих на нашей земле.

Выставка национальной культуры может быть различной, но целью и задачей является воспитание чувство любви к родному краю, который  имеет богатую и самобытную историю. Дети создают совместную аппликацию дерево березы, вешают на него разноцветные ленточки, а родители на листиках пишут свои пожелания детям. По желанию малыши украшают национальным орнаментом хакасские варежки из картона. В заключение мероприятия дети исполняют песню на хакасском языке и читают родителям стихи в хакасской и монгольской национальной одежде. Бабушка Тарина благодарит детей за выступления, малыши фотографируются с ней и прощаются на хакасском языке.

Фольклор в естественной форме ненавязчиво учит ребёнка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим краем и своей Родиной. В основе данного педагогического процесса лежит воссоздание художественными средствами традиционных художественных ценностей: Красоты Родной земли, Домашнего очага,  родной природы. Его специфика определяется использованием подлинного народного материала. Нами совместно с родителями накоплен опыт ознакомления детей с Русской и Хакасской культурой: создан уголок хакасской национальной культуры, изготовлены альбомы о культуре, традициях, праздниках. Почти каждый народный праздник мы превращаем в театрализованное представление, в котором участвуют дети и родители, что имеет большое воспитательное значение и подтверждает высокую практическую значимость в работе с детьми. Участие в таких праздниках помогает детям почувствовать вкус к народной песне, танцам, народным традициям. Такие праздники важны для детей, поскольку здесь явно ощущается взаимосвязь прошлого и будущего, любовь к Родине, народу, его обычаем и традициям..

Таким образом, именно в детстве необходимо заложить привязанность к культуре своего народа, развитие понимания национальной гордости , единство культур разных народов, населяющих нашу Республику, что бы воспитать у ребёнка дружеское отношение ко всем народам и национальностям, видинее их вклада в общечеловеческую культуру.

Библиографический список:

  1. Чебодаев П. И. История Хакасии с древнейших времен до конца XIX в. Абакан, 1992. 300 с.
  2. Акулов А. В. Путеводитель Хакасии. Москва, 2006. 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная деятельность( живая и не живая природа)

Вторая младшая группа1.Опыты по теме «Воздух»2.Опыты по теме «Вода»3.Опыты по теме «Песок»4.Опыты по теме «Человек»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ...

"Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный...

Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга    Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...

Живая природа. Растения как живые организмы.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества....

Перспективный план наблюдения за живой и не живой природой во время прогулки в средней группе

Перспективный план за наблюдением живой и не живой природой во время прогулки по сезонам....

Проект"Музыкальная культура моей Родины Хакассии"

Отчизной наделен каждый человек. И если он любит свою Родину, то участвует в ее судьбе, печалится из-за её горестей, веселится на ее праздниках, заботится о ее делах. Для каждого из нас Родина имеет с...