Конспект квест- игры по познавательному развитию на тему: "Цветик - семицветик в подготовительной группе..
методическая разработка (подготовительная группа)

Нуретдинова Елена Николаевна

С помощью данной квест-игры воспитатель закрепляет представление у детей о лекарственных растениях Южного Урала, знакомит с неизвестными. Рассказывает правила их сбора, хранения, применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_-_igra_tsvetik_-semitsvetik.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект квест – игры по познавательному развитию в подготовительной группе  на тему: «Цветик - семицветик»

Цель:

- дать представление о лекарственных растениях Южного Урала, правилах их сбора, хранения, применения.

-развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение, умение устанавливать причинно – следственные связи;

- развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы, отгадывать загадки, давать полный содержательный ответ на вопросы.

- повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве.
     - воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: изготовленный из бумаги цветик – семицветик. Участок  д./с, где растут:  подорожник, крапива, лопух, одуванчик,  мать-и-мачеха, календула, тысячелистник

Словарная работа: Обогащение: репейное масло, календула.

Активизация: подорожник, крапива, лопух, одуванчик, мать-и-мачеха, тысячелистник.

Место проведения: Участок детского сада.

Ход игры:

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

 Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно. 
Собрало друзей всех в круг 
Я твой друг, и ты мой друг. 
Улыбнемся, подмигнем, 
Путешествовать пойдём. 
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.) 
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. Это путешествие будет необычным. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт волшебный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок? 
Дети: Это Цветик - Семицветик. 
Воспитатель: Правильно, Цветик - Семицветик. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и  принёс к нам на участок этот цветок. Чтобы вернуть его в эту страну нужно отгадать загадки, которые написаны на лепестках. Загадки эти о лекарственных травах. Эти травы растут в нашей местности, а где мы живём? Верно, на Южном Урале. Эти травы помогают людям выздороветь, и сегодня мы с вами попробуем отыскать их на нашем участке.

И так начнём.

Воспитатель отрывает первый лепесток, и загадывает загадку:

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог.  (Подорожник)

- Кто знает, почему так назвали это растение? (Ответы детей).

Дети вместе с воспитателем ищут подорожник и рассматривают его.

Воспитатель. Подорожник люди используют для заживления ран, при заболевании желудка, при простудах. Ребята, подорожник он – путешественник, хотя вроде и сидит неподвижно. Семена подорожника вместе с грязью налипают на обувь и на колеса машин и разносятся по всем дорогам. Около Антарктиды есть небольшой остров Гоф, сюда подорожник был завезен моряками, он распространился по всему острову. Этому способствовали пингвины, которые перенесли семена на своих лапках.

- Отрываем следующий лепесток и читаем загадку.

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

Воспитатель: Да, это крапива. Ищем крапиву. Нашли, молодцы.

- Крапиву люди используют для приготовления щей, салатов. Но если сырую крапиву истолочь, то можно приложить к ранам. Она вычисти раны и заживит. Ещё крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. Косметологи используют отвары крапивы в косметологии.

- О каком же растении следующая загадка?

Выпускает он листы

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберёшь,

На себе их все найдёшь.  (Лопух)

- Где же у нас спрятался лопух? Вот он.  (Показывает лопух).

Лопух, он же репей, замечательное растение.
Лопух по величине листьев даже чемпион! Из листьев лопуха готовят настойку, которой потом опрыскивают садовые растения. Такие растения дадут хороший урожай, потому что им не страшны будут гусеницы и другие вредители.

Для приготовления лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. С помощью этого растения лечат болезни, заживляют раны, укрепляют волосы. (Можно показать детям пузырек с репейным маслом). Недаром появились такие поговорки: «Лопух — от ста недуг», «Репей не прилипала, хорош, когда здоровья мало!».

- Отрываем следующий лепесток, и читаем загадку.

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух,

И превратился в пух. (Одуванчик)

Одуванчик –  это тоже лекарственное растение. Лекарства на основе одуванчика помогают от многих болезней и обладают, например, противомикробными свойствами.  А, ещё из цветков одуванчика люди  делают вкусный салат, варят очень вкусное и полезное варенье,  поджаренные корни одуванчика могут с успехом заменить кофе. И не только люди пользуются одуванчиками. К этим красивым цветам любят прилетать пчёлы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. Пчёлы потом из него делают одуванчиковый мёд – густой и ароматный. 

-Дети, а как вы думаете, что будете, если мы сорвём все одуванчики?

(Ответы детей: если мы сорвём все одуванчики, то для бабочек не будет сладкого сока.)

Воспитатель. Правильно, бабочки или погибнут от голода, или улетят искать себе новые цветочки. И нам будет плохо - скучно, некрасиво вокруг. Поэтому давайте мы не будем срывать одуванчики и сохраним красоту на земле. Пусть они растут и радуются солнышку! Да и пчёлки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.

- А сейчас немного поиграем.

Физкультминутка «Одуванчики».

Распускается одуванчик.               Поднимают руки вверх.

Прямо к солнцу, на восток.          Встают на носочки, тянутся.

Так прекрасны, так тонки

Золотые лепестки,

 И дрожит, дрожит роса,                 Стряхивают руки.

 Как упавшая слеза.                        Руки к глазам и в стороны.

Листик ярок и зелен,                          Качают руками.

 С ветерком играет он.

Стебель крепок и упрям,                    Руки вперед-назад. 

Он согнется тут и там,                        Наклоны в стороны.

Даже буря не сломает,                        Круговые вращения.

Лишь немного помотает,                  Раскачиваются из стороны в сторону.

Всех приветствует головкой,            Ладошки под подбородок.

Улыбается, звенит,                             «Фонарики», повертели ладошками.

Свежесть дарит, наслажденье,           Повороты. 

Береги его, малыш!

- Продолжим наши поиски лекарственных растений.

Что за странный цветок

Цветок золотистый!

Вот головка, стебелёк…

Где же твои листья?

Будут, будут листья –

Большие лопушистые,

Сверху гладкие,

Снизу пушистые.  (Мать – и мачеха)

Попробуем отыскать это растение.

Мать – и – мачеха один из самых ранних цветов. Но цветет он недолго всего одну неделю. И только после этого, как отцветут цветы, появятся крупные темно-зелёные листья. Листья сверху гладкие, прохладные на ощупь. Снизу – мягкие войлочное опушение,  листья на ощупь теплые. Этот признак и отражается в названии цветов мать-и-мачехи. Помните, в сказках «Ленивица и рукодельница»«Золушка», и в других – теплая и ласковая матушка, и суровая холодная мачеха?

А научное название мать-и-мачехи образовано от латинских слов «кашель» и «изгонять».

Листья мать-и-мачеха служат для всех грудных сборов. Отвар из листьев помогает избавиться от кашля, его пьют и полощут горло. Чистый, свежий листок мать-и-мачеха, немного помятый накладывают, как компресс при укусах насекомых. 

- Отрываем следующий лепесток, и отправляемся искать…

Растет на клумбе огонек - оранжевый цветок.

Ты отыщи его дружок, он очень нужный огонек.

Дети: - Это календула.

Воспитатель: Кто хочет показать и рассказать об этом ярком и нужном растении?

Дети: Календула растет на клумбе. У нее есть корень, сочный стебель, сочные продолговатые зеленые листья и яркий оранжевый цветок.

Воспитатель: Верно. У нас на клумбе много растет календулы. А, кто из вас помнит, как в народе называют это растение?

Дети: Его называют ноготки.

Воспитатель: А почему его так называют?

Дети: Потому что, семена, которые мы собираем осенью, очень похожи на

скрученные изогнутые ноготки.

Воспитатель: Ноготки применяются для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке.

По цветкам есть знатоки?

Что же это? Ноготки?

Лепестки у них сорвите,

потом горло полощите.

При ангине, при простуде

лучше доктора не будет!

- Ну и последняя загадка.

Каждый лист разбит на дольки

Посчитайте, долек сколько?

8,10,20,30

Тут легко со счёта сбиться.  (Тысячелистник).

- Правильно, это растение называется тысячелистник. Найдите, где оно прячется.

- Посмотрите на листья этого растения, теперь вам понятно, почему его так назвали. Каждый лист состоит из множества крохотных листочков, а у каждого листочка ажурные края. В лечебных целях используют соцветия этого растения

Тысячелистником лечат заболевания желудка.  Останавливают кровотечение, так же его используют для улучшения аппетита.

-Ну вот, мы и отгадали все загадки цветика-семицветика. И теперь он сможет улететь в свою волшебную страну. А мы с вами сегодня вспомнили и познакомились с неизвестными лекарственными растениями.

Все эти растения произрастают в районах нашего края. Как вы думаете, где и когда можно собирать лекарственные растения? Как правильно их заготовить? (Ответы детей).

Запомните правила сбора лекарственных трав:

-Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.

-Если не знаешь растения, то его не рви.

-Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.

 - Нельзя рвать много растений.

- Нельзя пробовать плоды, корневища.

- После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.

Итог игры:

-Что мы сегодня делали? О чём говорили?  (Ответы детей).

Теперь давайте проверим, как вы запомнили лекарственные растения.

-какое растение используют для заживления ран? (подорожник)

-какое растение жжётся, но используют в еде и для остановки кровотечения? (крапива).

-настоем, какого растения укрепляют волосы?  (лопух).

-из стеблей какого растения делают вкусный салат и варят варенье. (одуванчик).

-отвар какого растения помогает избавиться от кашля. (мать-и-мачеха).

-настоем, какого цветка можно полоскать больное горло? (календулой или ноготками).

-с помощью какого растения лечат желудок? (тысячелистник).

Вы хорошо всё запомнили. Молодцы,  не болейте и дружите с лекарственными растениями бережно к ним относитесь, не рвите их зря, иначе лечиться нам будет нечем, если мы их все уничтожим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект квест-игры по познавательному развитию в подготовительной группе."Помощь Природе!"

Для выполнения заданий в игре-квесте Эколёнок Умница ребятам вручила письмо-посылку, с просьбой о помощи лесам Краснодарского края. По пути их ждали интересные экологические задания: отвечали на вопро...

Конспект квест- игры по познавательному развитию в подготовительной группе « В поисках клада»

Данный материал был использован в рамках проекта моя семья. Он будет полезен для проведения непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию....

Конспект квест-игры по познавательному развитию в старшей группе "Сюрприз от Знайки"

Квест-игра для старшего дошкольного возраста "Сюрприз от Знайки". Предназначено для открытого просмотра с привлечением в игру присутствующих гостей....

Конспект Квест - игры по познавательному развитию в подготовительной группе «Волшебный лес»

Данная игра создаст условия для закрепления знаний детей о животных и их видах....

План- конспект. Квест-игра по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) по мотивам сказки « Колобок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский  сад  №41  комбинированного   вида         План- консп...

Квест-игра по познавательному развитию (знакомство с окружающим миром) в подготовительной группе «Дикие животные Рязанской области»

Цель: Создание условий для выявления уровня знаний и представлений о диких животных Рязанской области.Задачи:образовательные: закрепить знания детей о диких животных Рязанской области;воспитательные: ...

Конспект квест-игры по познавательному развитию в разновозрастной группе №6 Тема: « В поисках подарков»

Цель: активизация и закрепление полученных      навыков и умений посредством участия в игре-путешествии.Задачи:Образовательные:Упражнять в счете в пределах 10; закреплять...