Конспект занятия по УМК "Жили были овощи"
план-конспект занятия (старшая группа)

занятие для закрепления названия овощей на татарском языке

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Управление Образования Исполнительный комитет

Заинского муниципального района

«Жили-были овощи»

(конспект занятия по развитию речи с использованием УМК                     в                                                                                                              старшей группе)

Воспитатель:

Емельянова Л.П.

Возрастная группа: дети старшей группы (5-6 лет)

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель: Закрепление пройденного лексического материала по теме "Овощи", а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций в известных и новых учебно-игровых ситуациях.

Образовательные задачи: 

Активизация в речи слов, обозначающих предмет, его признак и действие. Способствовать умению составлять мини-диалоги в речевых ситуациях, учить понимать идею сказки, передавать ее содержание, подражая интонационно героям;

Развивающие задачи:

Продолжать развивать связную диалогическую речь, умение подбирать слова по смыслу.                                                                                                            Развивать и стимулировать память, внимание и мышление, мелкую моторику рук; самостоятельно выполнять задания, умение общаться на татарском языке со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях. обогащать словарь по теме «Овощи»;

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, если нужно корректно поправлять их.                                                                          Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, доброжелательность и выдержку.                                                              Воспитывать интерес к изучению татарского языка.

Список использованного программного обеспечения:

1.​ УМК для детей 5-6 лет "Татарча сөйләшәбез. Говорим по-татарски" З. М. Зарипова, Казань 2012.                                                                                               2.​ «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаехова, Казань 2012.                                                                                                                               3.​  Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».

Дидактическое обеспечение занятия:

Для воспитателя: ноутбук (герои сказки «Репка»),, аудиозапись "Бар матур бакча", демонстрационный и раздаточный материал, корзинка, презентация, воздушные шарики.

Для детей: муляжи овощей, руль, полумаски овощей, атрибуты дли сюжетно-ролевой игры "Репка".

Предварительная работа: создание языковой среды, , составление конспекта, разработка слайдов, подбор оборудования и демонстрационного материала, изучение детьми лексического материала и песенно-танцевальной игры "Бар матур бакча", разучивание пальчиковой игры «Овощи», изготовление полумасок.

Словарная работа: лексико-грамматический материал по теме "Овощи", песенно-танцевальная игра "Бар матур бакча".

 Ход занятия

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости.                                                Давайте с ними поздороваемся.  А сейчас поздороваемся на татарском языке (Исәнмесез).

 Пальчиковая гимнастика «Овощи»

              Воспитатель. Поиграем в пальчиковую игру. Приготовились, ребята? 

Хозяйка однажды с базара пришла,   («Шагают» пальчиками по столу.)

Хозяйка с базара домой принесла                                        

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу.                            (Загибают по одному пальчику.)                                                                                                                               

 Ох!..   (Хлопок.)                                                                                       

Вот овощи спор завели на столе —  (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле,          

Картошка?  Капуста?  Морковка? Горох?  Петрушка иль свекла?        (Загибают пальчики.)

Ох! (Хлопок)                                                                                               

Воспитатель. Что принесла хозяйка с базара?

-А как называется одним словом то, что она принесла (овощи)

Сегодня на занятии мы будем говорить об овощах, всё, что мы о них знаем.

 2. РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ПАМЯТИ

 Воспитатель. Ребята, на занятии мы будем играть с овощами и героями известной сказки. Какая сказка – сами догадаетесь, а пока встречайте ее героев…

 Игра «чудесный мешочек»

 На фланелеграфе появляется фигура деда.

Воспитатель. Кто это? (на татарском языке, бабай)

 Воспитатель. Дедушка в огороде собрал много овощей, да в мешочек они перепутались.… Поможем ему различить овощи.

Дети по одному угадывают овощ, опираясь на тактильные ощущения, достают его из мешка, сначала называют названия овоща на русском языке, а потом на татарском, складывают в корзину (Репка-шалкан, картофель- бәрәңге, морковь-кишер, свекла-чөгендер, капуста-кәбестә, огурец-кыяр, лук-суган)

Дедушка благодарит за помощь. .Игра проводиться до тех пор, пока в мешочке не закончится овощей.

 3. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 Игра «Садовод»

На фланелеграфе – фигурка бабушки.

Воспитатель. Кто это? (на татарском языке, әби)

 Воспитатель. У дедушки овощи перепутались, а у бабушки – слова в стихах. Давайте угадывать, о чем говорит поэт.

 Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста,

Сельдерошек поспел

И моркофель дозрел…

Н. Кончаловская

 Дети отгадывают названия овощей, которые перепутались.

 Игра «Большие – маленькие» (с мячом)

 На фланелеграфе – фигурка внука 

Воспитатель. Кто это? (на татарском языке, малай)

 Воспитатель.  Внук у деда с бабой маленький, и любит маленькие овощи.

Воспитатель кидает мяч одному из детей и называет овощ, ребенок возвращает мяч, добавляя к слову уменьшительно-ласкательный суффикс: огурец – огурчик, морковь – морковка…

 4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 На фланелеграфе – фигурка внучки.

Воспитатель. Кто это? (на татарском языке, кыз)

Воспитатель.  Внучка у деда с бабкой любит танцевать. Давайте включим музыку и подвигаемся вместе. (Все встают в круг, какого овоща называют в песне, выходит в круг и танцует).

Песня «Бар матур бакча»

Бар матур бакча

Анда кишер усә.

Менә шундый, кишер зур,

Менә шундый кечкенә.

Кишер, кишер кил эле

Биеп, биеп кит эле.

 Әл-лә-лә, әл-лә-лә

Биеп, биеп кит эле.

Бар матур бакча

Анда суган усә.

Менә шундый, суган зур,

Менә шундый кечкенә.

Суган, суган кил эле

Биеп, биеп кит эле.

Әл-лә-лә, әл-лә-лә

Биеп, биеп кит эле.

Шофер, шофер кил эле

Биеп,биеп кит эле.

Әл-лә-лә, әл-лә-лә

Биеп,биеп кит эле.

 5. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК

 На фланелеграфе –. Жучка.

Воспитатель. Кто это? (на татарском языке, Акбай-эт)

Дети из корзины берут муляжи тех овощей, которые доставали из «чудесного мешочка» (каждый – свой) и садится на стульчики.

 Воспитатель. Умная собака принесла загадки. Если загадка про ваш овощ – надо встать, поднять его над головой и сказать «Это мой огурец».

 1. Расту в земле на грядке я

Оранжевая, длинная, сладкая

(Морковь-Кишер)

2. Красный, вкусный, хоть не сладкий

Зреет на обычной грядке.

Но как в сказке с давних пор

Все зовут его сеньер

(Помидор)

Ребята, а какого цвета помидор? А как по-татарски красный? (Кызыл)

3. Я свежий, и солёный

Весь пупырчатый, зелёный

Не забудь меня, дружок,

Запасай здоровье впрок.

(Огурец-Кыяр)

Какого цвета огурец? Как по-татарски зелёный? (Яшел)

Цветочек у огурца жёлтый. По-татарски Сары

4. Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

(Лук-Суган)

5. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи, меня ищи.

(Капуста-Кәбестә)

6. Она в коричневом мундире,

Сытнее овоща нет в мире.

На грядке куст её цветёт,

Под ним в земле она растёт.

(Картофель-Бәрәңге)

 Круглый бок, желтый бок –

Сидит на грядке колобок.

 К земле приросла крепко.

Что же это?

(Репка- шалкан)

Молодцы, все справились с задание.

6. ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ «РЕПКА»

 Воспитатель. Из какой же сказки были герои на занятии? Кого не хватает на фланелеграфе? Правильно, кошки. Кто это? (на татарском языке. Мияу-песи). Она принесла нам «шапочки» и предлагает поиграть в театр.

 Драматизация сказки.

 7. ИТОГ

 Воспитатель. С кем играли на занятии? Герои из нашей сказки принесли вам в подарок разноцветные воздушные шары. А что бы их получить, нужно попросить на татарском языке и назвать цвет воздушного шарика, какого вы хотите. (Бир әле яшел, кызыл, ...  шар)

На этом наше занятие подошло к концу. Давайте скажем до свидание нашим гостям. А теперь на татарском языке. Сау булыгыз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» старшая группа «Знакомство с овощами»

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме "Овощи": "Знакомство с овощами"....

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» «Как растут овощи, сбор урожая» старшая группа

Как растут овощи? Каким образом их убирают? Все это можно узнать из урока  «Как растут овощи, сбор урожая» для старшей группы. В документе представлен картинный материал и фото (некоторые из...

Конспект занятия по экологии "Описание овощей. Лепка овощей"

Познакомить детей с этапами выращивания овощей; учить описывать овощи....

Конспект занятия "Чтобы Здоровой была кожа"

Формировать представление о совей принадлежности к человеческому роду. Воспитывать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли. Бережно относится к своему здоровью. Воспитыв...

Конспект занятия: «Чтобы не было беды. Детям об огне и пожаре»

Цель: Закрепить знания детей правил пожарной безопасности.Образовательные задачи: продолжать учить детей видеть, когда огонь друг, а когда – враг; учить видеть противоречия и уметь их решать.Развивающ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия по лексической теме «Овощи» в старшей разновозрастной группе «Знакомство с овощами»

Цель: работа над речевым материалом по теме «Овощи»Задачи:обогащение словаря по теме;обучение составлению рассказа-описания по картинке;развитие зрительного и слухового внимания;развитие памяти и логи...