"Знакомство с историей Приморского района г. Санкт-Петербург» в подготовительной группе.
методическая разработка (подготовительная группа)

История возникновения Приморского района г. Санкт-Петербург начиная от стоянки Доисторического человека, до времен А.С. Пушкина.

 

Цель: Расширить знания и представления детей о родном районе. Закрепить в памяти ребят основные исторические события района, памятники архитектуры.

 

Задачи:

"Познавательное развитие".

- Познакомить с историей возникновения Приморского района, достопримечательностями.

"Социально-коммуникативное развитие".

- Расширять кругозор детей в процессе знакомства с историей Приморского района г. Санкт-Петербурга, как части культуры нашей страны.

"Речевое развитие".

- Развивать связную речь, умение рассуждать, последовательно излагать свои мысли.

Материал:

Иллюстрации с изображением исторической составляющей Приморского района, плакат с Гром-камнем, пазлы, карта Приморского района.

 

Ход занятия:

Беседа с детьми (дети сидят полукругом перед воспитателем).

Воспитатель:

Люблю тебя Петра творенье

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивый ночей

Прозрачный сумрак,блек безлунный,

Когда я в конате моей

Пишу,читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц,и светла

Адмиралтейская игла.

 

Воспитатель: Ребята, о каком городе А. С. Пушкин написал это стихотворение? 

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: А в каком городе мы с вами живем?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно дети, мы с вами живем в городе Санкт-Петербург.

Город Санкт-Петербург очень большой. В нем очень много, улиц, домов, рек и каналов. Для того чтобы было легче ориентироваться в городе, его разделили на части - районы. В Санкт-Петербурге 18 районов.

Как называется район, в котором находится наш детский сад?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, Приморский район.

Дети подходят к магнитной доске.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на карте расположен полностью весь Приморский район. Он был образован 9 апреля 1936 г. носил название Ждановский, а с 1989 года – Приморским. Собственно, это название район стал носить с началом застройки его Северо – Приморской части, которая и вывела его на живописный берег Финского залива. Сегодня площадь района составляет 110 квадратных километров, население – более 500 тысяч человек. В состав района входят муниципальные образования: Лахта – Ольгино, Лисий Нос, Каменка, Чёрная речка, Комендантский аэродром, озеро Долгое, Юнтолово, Коломяги и наше муниципальное образование № 65.

     История Приморского района начинается, в некотором смысле, даже раньше истории самого города. Посёлки, позже сформировавшие район были известны еще до того, как Пётр Первый задумал в Невском устье” в Европу прорубить окно”. Северный берег Большой Невки, где сегодня находится Приморский район, представлял собой бесконечные болота, заросшие мелким кустарником, с редкими хижинами поселенцев. До образования района на территории существовали селения: Лахта, Коломяги и Бобыльская. В 1721 году они официально вошли в состав Российского государства и стали пригородами Санкт-Петербурга. Ольгино, Лахта, Лисий Нос, Старая и Новая Деревни, Черная речка – всё это исторические местности

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему району, узнать его историческую значимость. Согласны?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а на чем можно путешествовать?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Нас очень много, давайте поедем на экскурсионном автобусе?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Только для того, чтобы узнавать новую информацию, нам нужно будет выполнять задания и тогда мы сможем отправится к следующей исторической остановке. Согласны?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Я думаю, что мы все справимся с заданиями. Ну что ж, тогда отправляемся в путь. Следующая остановка «Лахта».

 

Игра-инсценировка «Автобус» (дети сидят на стульчиках и повторяют движения за воспитателем).

Цель: Учить детей повторять слова и движения за воспитателем. Развивать речевую и двигательную активность детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

 

Воспитатель: Ну что ребята, мы добрались до промежуточной остановки «Лахта». А знаете, когда она появилась?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: На территории современной Лахты в 1923 году была найдена стоянка доисторического человека – ученые обнаружили здесь множество каменных орудий, резцов, наконечников для стрел. Согласно полученным данным, первые поселения возникли здесь более трех тысяч лет назад. В 1500 году в «Переписной окладной книге Водской пятины» есть первое упоминание о селе Лахта (которое уже в ту пору носило свое нынешнее название). В то время в селе было десять дворов, и, согласно информации из переписной книги, оно издревле принадлежало ореховским (шлиссельбургским) наместникам. (слайд)

В начале XVIII века вблизи Лахты была построена усадьба Петра I. Она носила название Ближние Дубки. По повелению императора здесь был возведён красивый деревянный дворец с парком и оранжереями. В 18 веке резиденция была подарена графу Орлову, а позже сменила еще множество владельцев. Со временем место превратилось в популярный дачный поселок: в красивейших особняках авторства самых знаменитых архитекторов проживали именитые дворянские семьи – тогдашний цвет общества. Некоторые здания сохранились здесь и до наших дней. (слайд)

Воспитатель: Ребята, а вот и первое задание. Умеете разгадывать загадки?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Я посмотрю, как хорошо вы знаете свой родной город.

Цель: Активизировать умение детей находить ответ, вспоминать историческое наследие Санкт-Петербурга, достопримечательности.

 

Загадки:

Триста лет тому назад
Был заложен этот град.
В Невской дельте, средь болот.
Здесь рождался русский флот.

(Санкт-Петербург.)

 

Средь петербургских берегов
В гранит она зажата,

Меж разводных течёт мостов.
Что за река, ребята?

(Нева)

 

Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нём наши цари.
Ну а сейчас в нём огромный музей,

Города гордость и Родины всей.

(Эрмитаж.)

 

Царь остров в устье указал, 
И поднялИсь за валом вал 
Шесть бастионов над рекой: 
Нарышкин, Зотов, Трубецкой, 
Головкин, Меньшиков, один 
Был Государев. Шесть куртин 
Сковали крепко островок. 
Теперь врагов и на порог 
Не пустит русская река, 
Пускай смирят свирепость, 
Узнав, что стала на века 
Здесь… (Петропавловская крепость.)

 

Красивый, просторный
Широкий и большой
Идет он от Дворцовой,

Встречается с Невой.
Мост Александра Невского
Задерживает путь,

По главному проспекту.
А как его зовут?

(Невский проспект)

 

Увидишь ты этих свирепых зверей

У дома Лаваля, у входа в музей

И рядом с Дворцовым мостом у Невы…

На постаментах – громадные…

(львы)

 

Памятник из бронзы: 
Честь царю, хвала! 
Мчится, словно ветер, 
Конь, Тянет удила. 
На коне сидит герой, 
Он красивый, молодой. 
Это – память в честь Петра, 
Много сделал он добра. 
Скачет воин в будни, в праздник, 
А зовётся… (Медный всадник)

 

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и теперь мы отправляемся дальше в наше путешествие, на самолете, а станция будет называться «Гром-камень». Ну что, полетели?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Отлично, тогда пристегните ремни, мы взлетаем!

 

Физ. минутка «Смотрите в небе самолет». (дети стоя повторяют за воспитателем).                                                                                                                  

 Цель: Развивать внимание, быстроту действий, координацию движений.

 

Воспитатель: Ребята, вот мы и прилетели на станцию «Гром-камень». А вы знаете почему она так называется?                                                                                                                                                                        

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте я расскажу.

На территории Лахты, т.е. нашего Приморского района, был когда-то найден знаменитый Гром-камень – огромный валун 13 м в длину, 8 м в высоту, 6 м в ширину, весом около 1600 тонн, который впоследствии послужил основанием для известного во всем мире памятника Петру Первому. Воспитатель: Знаете, как называется этот известный памятник?                                                                      

Дети: (Ответы детей)  

Воспитатель: Правильно, Медный всадник! Посмотрите на плакат, здесь вы сможете увидеть каким образом переправляли, транспортировали этот огромный камень.

Воспитатель: У Фальконе (скульптора памятника) была мысль обработать постамент на месте и доставить его в Петербург в облегченном виде. Однако императрица Екатерина Вторая приказала перетащить Гром-камень в целом виде. Был придуман хитроумный способ перемещения камня. Через Лахтинский лес прорубили просеку и 1 апреля 1769 г. начали движение камня. По суше скалу перетаскивали почти год. (слайд)

Далее по Финскому заливу её везли на барже. (слайд)

Обработка камня велась в процессе его продвижения к месту установки памятника, десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Многие петербуржцы приезжали посмотреть на передвижение «горы». (слайд)

20 января 1770 г. Екатерина лично присутствовала при передвижении гранитной глыбы. На данный момент единственным напоминанием для жителей Приморского района о раннем пребывании камня являются валуны, случайно отколовшиеся в процессе транспортировки и разбросанные по побережью Финского залива, да Петровский пруд, возникший на месте изъятия гром-камня. (слайд)

Воспитатель: Ребята, интересно?                                                                                                                           

Дети: (Ответы детей). 

Воспитатель: Очень хорошо! Дети, посмотрите, что это за волшебная коробочка? (дети подходят к воспитателю, смотрят на коробку). Та-а-ак, тут лежит записка. Может быть это очередное задание? Открываем?

Дети: (Ответы детей).                                                                                                                           

Воспитатель: (открывает записку, читает). «Дорогие ребята, чтобы доехать до следующей остановки, вам необходимо выполнить задание. Если вы не справитесь, то ваше путешествие закончится».

Воспитатель: Дети, вам страшно? А вдруг мы не справимся!

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Я надеюсь на вас! Тогда читаю дальше. «Вам необходимо достать из коробки все детали и собрать картину воедино».

Воспитатель: Давайте все вместе достанем детали и соберем картину, а в конце посмотрим, что у нас получилось.

Дети совместно собирают пазл с Медным всадником.

Цель: развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики, воображения, памяти, учится логически мыслить, работать в команде.                                                                                                                                                          

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы отлично справились с заданием, и мы отправляемся дальше в наше интересное путешествие, а знаете на чем?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: На поезде! Давайте, встанем друг за другом и поедем до следующей остановки, которая называется «Коломяги».

Физ-минутка «Паровозик».                                                                                                                                            

Цель: удержать умственную работоспособность, обеспечить кратковременный активный отдых детей во время образовательной деятельности, способствовать физическому и речевому развитию в целом.

 

Воспитатель: Итак, дети, мы прибыли на остановку «Коломяги», а знаете почему мы сделали здесь остановились?                                        

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Потому что, невозможно себе представить Приморский район без Коломяг. Его знаменитых историко-культурных реликвий - часовни Св. Александра Невского (построенная в 1883 г.), храма Св. Дмитрия Солунского (1906 г.) и бывшего «графского дома» Орловых-Денисовых, который сохранился до наших дней. (Слайд)

Воспитатель: Добраться в селение Коломяги можно было по Коломяжской дороге, а с 1893 г. и по Приморской железной дороге. Старинное село Коломяги когда-то было одним из самых живописных пригородов Петербурга, патриархальным «дворянским гнездом», очагом русской культуры, хранившим живую память о пушкинских временах, привлекавшим поэтов и художников, воспетым в стихах. Недаром Александр Блок, любивший совершать прогулки в этих местах, в августе 1914 г. записал в блокноте «Какие тихие милые осенние Коломяги».

                                                                                              

Воспитатель: С давних пор коломяжские крестьяне жили замкнутым обществом. В деревне очень ценились родовые связи и не поощрялись, когда коломяжцы вступали в браки с горожанами и даже с крестьянами из других, окрестных деревень. Поэтому в 1877 г., спустя 40 лет, всеми деревенскими избами в Коломягах владели 22 фамилии, а 70 % домов принадлежали представителям девяти самых распространенных в Коломягах фамилий (Лодыгины, Барабохины, Сморчковы, Шишигины, Мигуновы и др). История Коломяг очень богата начиная от большого количества владельцев, которая до сих пор сохранилась в названиях коломяжских улиц (1-я и 2-я Алексеевская улица, 1-я и 2-я Никитская улица, улица Репищева), до образования в конце 19 в. знаменитого ипподрома скачек, который был известен не только скачками и дуэлями, а главным образом стал рождением русской авиации. (Слайд)

С 1908 г, когда в столице возник Императорский Всероссийский аэроклуб, Коломяжский ипподром использовался для испытания летательных аппаратов, а в мае 1910 г. здесь состоялась первая в России авиационная неделя. А поскольку скаковое поле было не очень удобным для полетов, то под аэродром отвели расположенное рядом Комендантское поле, ставшее вскоре знаменитым Комендантским аэродромом. (Слайд)

В 1931 году перед своим полетом в Арктику здесь совершил посадку дирижабль «Граф Цеппелин». (Слайд)

История названия «Комендантский аэродром» начинается с того момента, когда Петр I жаловал во владение комендантов Петропавловской крепости обширную территорию в районе мыса Токсово. Тогда место это было далеким пригородом, и коменданты, сменяя друг друга, использовали угодья и сенные покосы как средство дополнительного дохода. Таким образом, земли на левом берегу Черной речки получили название Комендантской дачи. Далее и на долгие годы история Комендантского аэродрома  –  это история отечественной авиации, а названия улиц огромного спального района. Собственно Приморским, район стал с того момента, когда началась застройка его Северо-Приморской  части, которая и вывела его на живописный берег Финского залива. 

Имена первых авиаконструкторов и русских авиаторов навсегда связаны с нашим районом и вписаны в историю России. Это конструкторы:  Гаккель Я.М.,  создавший  биплан  и  первый  самолёт – амфибию; Сикорский И. И., сделавший многомоторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец»; Ребиков Н. А., сконструировавший серийные самолёты «Россия». Вот имена первых русских лётчиков: Пиотровский Г., Попов Н., Руднев Е., Ефимов М., Мациевич Л., Лебедев В., Уточкин С.

 

Воспитатель: Дети, пришло время выполнять следующее задание т.к. нам нужно отправляться дальше в путь.

Игра «Третий лишний»

Цель игры: научить детей группировать слова по общему признаку. Развивать умение выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям.

 

Санкт-Петербург – Нева – Москва

Мост – решётка – шпиль

Летний сад – статуя – мост

Улица – проспект – река

Грифон – сфинкс – улица

Ангел – Петропавловская крепость – цирк

Фонтанка – Мойка – Дворцовая площадь

Лахта – Коломяги – поселения

Гром-камень – Петр1-  Медный всадник

Комендансткий аэродром – коменданты – Исаакиевский собор

Ладожское озеро – Нева – поля  

Воспитатель: Молодцы, ребята, задание было сложное, но вы справились. Наверное, вы устали немножко. Для получения следующего задания, давайте прогуляемся по нашему замечательному городу пешком.  

 

Упражнение: «Люблю по городу гулять»

Цель физ.минутки: обеспечить кратковременный активный отдых детей во время образовательной деятельности.

 

Воспитатель выполняет с детьми.

«Люблю по городу гулять, - ходьба

Люблю смотреть, люблю считать. - ходьба с поворотами головы

Невский-раз, - руки прямо

Зимний-два, - руки широко в стороны

Три-красавица Нева - волнообразные движения руками

А четыре-мост Дворцовый, - руки дугой, сводим разводим над головой

Пять – гуляю по Садовой, - ходьба

Шесть – к Исаакию схожу - ходьба, смотреть вверх.

И на купол погляжу. - повороты с движениями вверх

Семь – конечно, Летний сад. - повороты с движениями рук

Как красив его наряд!

Восемь – крепость у Невы, - ходьба, руки на поясе

Были там, наверно, вы.

Девять- повстречался мне - полуприседания, имитируя езду на коне

Медный всадник на коне.

Десять – из –за поворота - ходьба, руки козырьком к глазам

Вижу Нарвские ворота».

Воспитатель: Отлично. Вот и последний пункт нашего путешествия. И здесь я хочу немного соприкоснуться с еще одним историческим событием. (слайд)

     Приморский район известен литературно-историческим местом дуэли знаменитого русского поэта А.С. Пушкина. В старом сквере, у пересечения Коломяжского проспекта и железнодорожной линии Сестрорецкого направления, 27 января (8 февраля) 1837 года великий русский поэт А.С. Пушкин был смертельно ранен на дуэли в живот. Дуэлянты стрелялись на пистолетах. Условия дуэли были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам, по условиям они становились на расстоянии двадцати шагов друг от друга, барьер составлял десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Дантес, противник Пушкина, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил первым. Пушкин упал после выстрела Дантеса.

Пушкина с места дуэли привезли домой, на набережную реки Мойки, дом 12.

Рана оказалась смертельной: поэт прожил два дня. Несмотря на усилия врачей Пушкин скончался 29 января (10 февраля) 1837 года. В момент его кончины были остановлены часы, которые, являясь реликтом эпохи, хранятся до сих пор, став одним из значимых экспонатов музея, организованного в этом доме впоследствии.

Ныне на месте последней дуэли к 100-летию со дня смерти поэта 8 февраля 1937 г, был установлен памятный, строгий обелиск из розового гранита с бронзовым барельефом. (слайд)

Воспитатель: Дети, давайте подведем итог нашего путешествия. Вам было интересно?

Дети: (ответы детей)

Вспитатель: Давайте вспомним все, о чем мы сегодня говорили и проведем небольшую викторину по пройденному материалу, а также вспомним основные исторические факты об Санкт-Петербурге.

 

Цель: приобщать детей к историческим и культурным ценностям и достопримечательностям Санкт- Петербурга, Приморского района.

 

Викторина:

1.   Назовите основателя нашего города. (Император Пётр первый)

2.   Как называется самая главная река города? (Нева)

3.   У платья два рукава, а у Невы? (5 рукавов: Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Малая Невка, Средняя Невка)

4.   Какие селения были до образования Приморского района? (Лахта, Коломяги, Бобыльская)

 5.   Назовите корабль российского флота, ставший музеем. (Крейсер “Аврора”)

 6.   Почему на гербе города два якоря? (Санкт-Петербург – крупнейший речной и морской порт)

7.   Для какого памятника перевозили огромный камень-валун из Лахты? (медный всадник)

8.   Назовите самый большой собор Санкт-Петербурга. (Исаакиевский собор)

9.   Как петербуржцы узнают, что наступил полдень? (по выстрелу пушки Петропавловской крепости)

10.  На каком острове находиться Петропавловская крепость? (на Заячьем острове)

11.  Какой русский поэт погиб на дуэли в парке на Черной речке? (А.С. Пушкин)

12.  Где впервые в России стали испытывать летательные аппараты (Комендантский ипподром)

13.  Как назывался раньше наш район, до названия Приморский (Ждановский)

14.  Сколько весил гром-камень? (1600 тонн)

15.  Как называлась резиденция Петр1 в Лахте (Ближние Дубки)

16.  На какой улице находится наш детский сад?

17.  Назовите самый большой дворец нашего города. (Зимний дворец)

18.  С кем стрелялся А.С. Пушкин? (Дантес)

19.  Для чего разводят мосты? (чтобы могли пройти большие корабли)

20.  Как называется главная площадь Петербурга? (Дворцовая площадь)

 

Воспитатель: Дорогие дети, вы большие молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Наше путешествие было очень интересным и познавательным. Любите и гордитесь историей родного уголка, историей Приморского района.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_primorskomu_rayonu.docx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация воспитателя ГБДОУ № 40 Приморского района г. Санкт-Петербурга "Методика работы по изодеятельности в старшей группе детского сада"

В основе современного образования лежит личностно-ориентированное обучение. Только через взаимодействие воспитателей – детей – родителей возможно развитие ребенка, формирование знаний и навыков, обога...

Викторина по истории Санкт-Петербурга для детей подготовительной группы детского сада.

В данном материале в игровой, занимательной форме уточняются и обобщаются знания днтей о таких достопримечательностях Санкт-Петербурга, как Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Летний сад, Зимний...

Конспект ННОД по подготовке к обучению грамоте для подготовительной группы детского сада. Разработала Михайлова Ирина Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад №39 Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Данное педагогическое мероприятие непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе проводится в форме занятия, что помогает формировать предпосылки универсальных учебных  д...