Педагогический проект по этнокультурному компоненту
проект (подготовительная группа)

Цель: приобщение детей к этнокультурным ценностям через знакомство с традициями, культурой коми народа, его историей, с природой Коми края.

Задачи:

2. Повышать компетентность родителей (законных представителей) в части совершенствования этнокультурного образования детей в условиях семьи, через консультирование и информирования

3. Совершенствовать содержание развивающей предметно – пространственной среды в группе для реализации этнокультурного направления основной общеобразовательной программы -  образовательной программы дошкольного образования ДОУ с учётом современных требований. 

Участники проекта: дети подготовительной группы -19, воспитатели-1, родители 19. 

Сроки проекта: долгосрочный  

Продукт проекта: Создание мини-музея Коми - изба

Актуальность проекта:

       Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

       Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией.

 

  Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Национальная  культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

     Воспитание детей на народных традициях, формирование человека, знающего историю и культуру своего народа, родной язык, обычаи, обряды, является одной из главных задач развития современного образования.

       К. Д. Ушинский отмечал: "Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое"; "В душе каждого человека черта национальности коренится глубже всех прочих"; "Каждый народ имеет свою особенную характеристическую систему воспитания".

      Таким образом, этнокультурный компонент – это форма функционирования федерального стандарта в нашем  регионе. Основываясь на традициях этнопедагогики, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:

  • обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;
  • позволяет использовать идеи индивидуально-личностного воспитания и обучения;
  • создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;
  • способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях нашего региона.

       История России, Республики Коми, города Сыктывкара сложна и многообразна, она вбирает в себя историю сел и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая детей представлениями об истории родной республики,  где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях.

    Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость исторического пути родной  земли.

   Богатейшие материалы по истории нашей республики собранные краеведами, историками, поэтами и писателями позволяют прославить культурное наследие Республики, страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_etnokulturnomu_komponentu.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №120» г. Сыктывкара

Педагогический проект

по этнокультурному компоненту

                                на 2017 – 2018  учебный год

Воспитатель:

Калинина А.И.

                                                     

Сыктывкар, 2018

Цель: приобщение детей к этнокультурным ценностям через знакомство с традициями, культурой коми народа, его историей, с природой Коми края.

Задачи:

2. Повышать компетентность родителей (законных представителей) в части совершенствования этнокультурного образования детей в условиях семьи, через консультирование и информирования

3. Совершенствовать содержание развивающей предметно – пространственной среды в группе для реализации этнокультурного направления основной общеобразовательной программы -  образовательной программы дошкольного образования ДОУ с учётом современных требований.  

Участники проекта: дети подготовительной группы -19, воспитатели-1, родители 19.  

Сроки проекта: долгосрочный  

Продукт проекта: Создание мини-музея Коми - изба

Актуальность проекта:

       Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

       Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. 

  Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Национальная  культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

     Воспитание детей на народных традициях, формирование человека, знающего историю и культуру своего народа, родной язык, обычаи, обряды, является одной из главных задач развития современного образования.

       К. Д. Ушинский отмечал: "Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое"; "В душе каждого человека черта национальности коренится глубже всех прочих"; "Каждый народ имеет свою особенную характеристическую систему воспитания".

      Таким образом, этнокультурный компонент – это форма функционирования федерального стандарта в нашем  регионе. Основываясь на традициях этнопедагогики, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:

  • обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;
  • позволяет использовать идеи индивидуально-личностного воспитания и обучения;
  • создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;
  • способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях нашего региона.

       История России, Республики Коми, города Сыктывкара сложна и многообразна, она вбирает в себя историю сел и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая детей представлениями об истории родной республики,  где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях.

    Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость исторического пути родной  земли.

   Богатейшие материалы по истории нашей республики собранные краеведами, историками, поэтами и писателями позволяют прославить культурное наследие Республики, страны.


Ноябрь

День

недели

Неделя

Вторник

Пятница

Работа с

родителями

1.

Выездная экскурсия краеведческого музея «Деревянных дел мастера»

Заучивание по модели стихотворения П.Образцов «Желтеют листья на осине»

Консультация для родителей: «Ознакомление с проектом реализации этнокультурного направления в группе на 2016-2017 г.»

2.

Чтение П. Черкашин «Охотник и Чукля»

Повторение стихов

3.

Д. игра «Краеведческое лото».

Беседа «Основные виды деятельности народа Коми: охота, рыбалка, изготовление посуды»

Заучивание по модели стихотворения В.Приходько «Улетали лебеди с севера на юг»

4.

Беседа: «Наша родина-Россия». Знакомство с картой, гербом, флагом России.

Д. игра «Символика страны»

Повторение стихов

Разви-

вающая

среда

Изготовление альбома "Коми народные промыслы»

Декабрь

День

недели

Неделя

Вторник

Пятница

Работа с

родителями

1.

Выездная экскурсия краеведческого музея «Лепная красота»

1. Практическая деятельность с родителями по изготовлению мнемотаблиц, моделей для разучивания стихотворений.

2. Родительское собрание: «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»

2.

Чтение П. Образцов «Затейница зима»,

А. Журавлев «Снежная баба»

Повторение стихов

3.

Беседа по картинкам «Национальные костюмы народов России»

Заучивание стихотворения по модели    

4.

Знакомство с коми орнаментом.

Д. игра «Найди такой же узор»

Повторение стихов

Разви-

вающая

среда

Изготовление альбома «Животные республики Коми»

Январь

День

недели

Неделя

Вторник

Пятница

Работа с

родителями

1.

Выездная экскурсия краеведческого музея «Коми охотники»

Заучивание стихотворения по модели       П. Образцов «Мороз»

Папка-передвижка «Наша родина- Россия»

2.

Чтение П.Черкашин «Черный песец»

Повторение стихов

3.

Рассматривание фотографий, открыток с видами г. Сыктывкара

Заучивание стихотворения по модели        А. Журов «Мы живем в глубинке»

4.

Отгадывание загадок, ребусов о животных, рыбах, птицах республики Коми

(Н.Мельникова «Сундук с добром»)

Повторение стихов

Развив.

среда

Изготовление альбома «Сыктывкар, ты мой город родной»

Февраль

День

недели

Неделя

Вторник

Пятница

Работа с

родителями

1.

Выездная экскурсия краеведческого музея «Игрушечные истории»

Заучивание стихотворения по модели       П. Образцов «Север мой»

Памятка для родителей: «Воспитание добротой»

2.

Чтение «Ема и две сестры»

Повторение стихов

3.

Беседа по картинкам «Защитники Отечества»

Заучивание стихотворения по модели        Н Сурикова «Вот моя деревня»

4.

Знакомство с картой, гербом, флагом республики Коми.

Д. игра «Символика республики»

Повторение стихов

Разви-

вающая

среда

Собрать открытки на тему: «Наш любимый Коми край»

Март

День

недели

Неделя

Вторник

Пятница

Работа с

родителями

1.

Выездная экскурсия краеведческого музея «Закрой глаза, и ты увидишь»

Заучивание стихотворения по модели   Г.Виеру «Мамин день»    

Семинар «Использование

мнемотехники и моделей при обучении пересказыванию и разучиванию стихотворений»

2.

Чтение С.Попов «Мамин день»

С. Демидов «Год начинается с весны»

Повторение стихов

3.

Беседа по картинкам «Занятия Коми женщин» (шитье, вязание, вышивка, ткачество).

Д. игра «Краеведческое лото»

Заучивание стихотворения по модели   Е.Благинина «Посидим в тишине    

4.

Рассматривание альбома «Народное искусство Коми»

Повторение стихов

Разви-

вающая

среда

Собрать картинки на тему: «Лекарственные растения севера»

Апрель

День

недели

Неделя

Вторник

Пятница

Работа с

родителями

1.

Выездная экскурсия краеведческого музея «Превращения бабочки»

Консультация для родителей: «Чувство любви к Родине развивается под влиянием воспитания»

2.

Чтение П.Черкашин «Два брата»

Повторение стихов

3.

Д.игра «Домино»

(Коми орнамент)

Заучивание стихотворения по модели М.Исаковский «Поезжай за моря, океаны»

4.

Знакомство с прошлым. Город Усть-Сысольск

Повторение стихов

Разви-

вающая

среда

Альбома «Старый город – Усть-Сысольск»

Май

День

недели

Неделя

Вторник

Пятница

Работа с

родителями

1.

Выездная экскурсия краеведческого музея «Они сражались за родину»            

Участие родителей в презентации проекта.

Альбом семейных фотографий с видами нашего города.

НОД «Знакомство с традициями Коми народа».

2.

Беседа по картинкам «Этот день победы»

Чтение О. Мажова «Пусть будет мир»

Повторение стихов

3.

Презентация  проекта:

НОД «Знакомство с традициями Коми народа».

Презентация  проекта:

Альбом семейных фотографий с видами нашего города.

4.

Рассматривание иллюстраций в книге Е.Габовой  «Дети древней земли»

Повторение стихов

Разви-

вающая

среда

Создание мини-музея Коми - изба

Список литературы:

Г.Виеру «Мамин день»    

П. Черкашин «Охотник и Чукля»

В.Приходько «Улетали лебеди с севера на юг»

П. Образцов «Затейница зима»,

А. Журавлев «Снежная баба»

П.Черкашин «Черный песец»

П. Образцов «Север мой»

С.Попов «Мамин день»

С. Демидов «Год начинается с весны»

Е.Благинина «Посидим в тишине    

П.Черкашин «Два брата»

М.Исаковский «Поезжай за моря, океаны»

Е.Габовой  «Дети древней земли»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация "Использование этнокультурного компонента в работе воспитателя"

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию обобщённый опыт работы в направлении "Использование этнокультурного компонента в ДОУ". Надеюсь, кому-то будут интересны мои наработки....

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ

Физкультурные занятия изначально вводились в сетку занятий с целью разностороннего развития детей дошкольного возраста. Новые федеральные требования возвращают нас именно к этой цели. Как говорится, в...

«Этнокультурный компонент в художественно эстетическом воспитании дошкольников, формирование этнокультурного самосознания и самоэдентичности дошкольников на основе музыкально-игровой культуры, народно- праздничной культуры и народных музыкальных инструмен

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот в...

Этнокультурный компонент в рамках реализации педагогического проекта по экологии для детей старшего дошкольного возраста «От Арктики до Антарктики»

Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к...

Педагогические проекты по этнокультурному компоненту

Одним из основных средств по внедрению национально - регионального и этнокультурного компонента  в ДОУ является технология проектирования.Технология проектной деятельности позволяет направить поз...

Педагогический проект «Этнокультурный компонент в ДОУ в рамках реализации Национального проекта «Образования»

Цель: приобщение детей к этнокультурным ценностям через знакомство с традициями, культурой  народа ханты, его историей, с природой Шурышкарского района....

Педагогический проект, ориентированный на реализацию этнокультурного компонента в рамках ФГОС второго поколения в условиях сельского ДОУ

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обе...