Национально-региональный компонент в подготовительной к школе группе.
методическая разработка (подготовительная группа)

Национально-региональный компонент в подготовительной к школе группе.

1 Блок «Дон-батюшка, степь-матушка»

2 Блок «Кто мы и откуда?

3 Блок «Золотые зерна мудрости»

«Великие сыны Дона»

«Здоровье - великая ценность»

4 Блок «Наш город Новочеркасск»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Национально-региональный компонент в подготовительной к школе группе.

1 блок «Дон-батюшка, степь-матушка»

Основные цели

Конкретизация задач

Виды деятельности 

Содержание 

К концу года дети должны знать 

Литература

Формировать    понимание законов,

по    которым живет

природа, ощущая

себя её частицей,

способствовать

действенному  

отношению к природе.

Продолжать   знакомить   детей,  с основными экологическими зонами

края: степь, лес, луг,  

водоем и их

обитателями.  Устанавливать   взаимосвязь

внешнего вида

животных и среды

обитания;

Формировать  

понятия о том, что в

природе нет

вредных животных.

Дать представления о том, что человек — часть природы,   он зависит от природы и живет по ее законам .

Природоохранительная      работа человека.

Продолжать   знакомить   детей    с лекарственными

растениями нашего края, правилами

их сбора.

«Познание»

«Каждое растение знаю в лицо»,

Дидактическая

игра «Ни да, ни

нет», Оформление

«Зеленой   книги»       группы: внести все

растения, живущие

на участке

детского сада;

Викторина

«3еленая аптека».

«Социализация».

Сюжетные игры

«На приеме у

врача», «Лесные гномы советуют», «Цветы      спорят», «Птицы со

Двора – Пришла осенняя пора  «Познание»     «Разноцветная земля»,

«Милый сердцу край».

Организация

экологической

тропы на территории детского сада.

Экскурсии     в

природу в разные сезоны; «Музыка»

«Бал любимых

растений»,

«Чем я похож

на березку?»

(развлечение).

Познакомить детей с основными  признаками     степи, леса, луга, водоема. Про-

должать   знакомить с животными, населяющими

эти   экосистемы,   внешним

видом, питанием,     передвижением,

зимовкой, врагами этих животных (хомяк,    суслик, байбак, кабан,     заяц, лиса, лоси, волки)

земноводными  лягушки, жабы.

Рассказать о

донской грибнице:   съедобных и

несъедобных  

грибах.

Познакомить с

пресмыкающимися: змеи, черепахи.

Рассказать    о

заказниках и

заповедниках

на территории края.

Познакомить

со строением

организма человека, основными  

системами: кровеносной,

дыхательной, выделительной.

Продолжать

знакомить с

лекарственны-

ми растениями

Дона (на усмотрение воспитателя),их

внешним видом, лечебными свойствами

правилами их сбора -    вдали от дорог, срезать     только утром.

Знать основные экологические  зоны

края: степь, лес, луг, водоем и  их

обитателей. 

«Край родной».

Ростовское

книжное

издательство 1995год

Левченко В.С.

«Знай свой

Край».

Ростовское

книжное издательство 1977год

2 блок «Кто мы и откуда?

Основные цели

Конкретизация задач

Виды деятельности 

Содержание 

К концу года дети должны знать

Литература

Формировать чувство национально – культурной самобытности, гордости за прошлое нашего края, за своих предков.

Продолжать    знакомить детей с происхождением  суперэтноса - донской народ,

его исторической ролью в истории России.

Воспитывать

уважение и терпимость к

людям других национальностей.

Продолжать    знакомить детей с донским

костюмом, названием основных

одежд, соотнесением с современной одеждой её названием.  Формировать эстетический вкус.

Расширять представление детей о жилище на Дону, предметах быта казаков, особенности оформления куреня.

Дать детям представления об особенностях донской кухни, рецептах приготовления некоторых блюд. Познакомить детей с традиционными обрядами казаков: крещением, проводами в армию, встрече из похода.

Дать представления о роли матери в семье в прошлом и сейчас. Воспитывать  уважение к матери. Формировать чувство гордости  за  наших предков.

«Познание»

«Донской

Край - легенда», «Как на Доне на

Дону», «За что

уважают  во

всем мире

память казаков»,

«Наша родословная»,

«Кто мы и откуда»,

Чтение легенд.

«Социализация»,

«Труд»

Приготовление казачьих

костюмов

детьми и родителями;

Рассматривание иллюстрации,

работа кружка

«Донская

модница».

Оформление

уголки в группе      в стиле «Курень».   «Художественное творчество»

Рисование

«Курень - донская   изба». Кружок для девочек «Стряпуха». «Познание»

«Рассказы Деда  Щукаря: «Мудрые обычаи». «Материнская    ласка конца не знает». Изготовление подарков

маме.

«Труд»

изготовление  из

соломки: «Конь»,

«Сабля».

Рассказать откуда люди пришли на Дон, причины, их национальности:

русские,    украинцы,

греки, турки, армяне.

Их  быт,   особенности

жизни, основные занятия: скотоводство, рыбная ловля, охота, торговля  (рыбой,   икрой,

медом).

Рассказы детей о своих

родственниках.

Рисование генеалогического дерева. Обереговая символика в

одежде.

Подготовка приданного

для невесты.

Символика в одежде.

Умение   хорошо   одеваться.

Выступ на курене назывался — балясник. Объяснить его значение.

Отношение к предкам

фотографии у зеркала.

Заповеди        казачьей

нравственности.

Донской квас, бабашки, донской чай, домашняя лапша, уха.

Крещение в проруби.

Обучение езде на коне с 3-х лет.

Крещение     отцовской

боевой фуражкой (если погиб отец), обращение к мальчику по имени отчеству. Роль отца в воспитании сыновей. Воспитание умению преодолевать трудности, подготовка к жизни, наука выживания в прошлом и сейчас. Рассказ о роли матери в прошлом и сейчас. Какие профессии у мамы, почему говорят : «У мамы руки золотые».

Называть обряды

казаков: крещение,

проводы в  армию.

Астапенко М.Л. «Донские Казаки»

«Пегас»1992 год

«Мудрость

отцов. Пословицы и

поговорки».

Магарыф

1984год

Мининков Н.А. «Донское казачество на заре своей истории» Ростов -на – дону

Невак Л., Фрадкина Н., «как у нас то было на Тихом Дону». Ростовское книжное издательство 1988 год

3 блок «Золотые зерна мудрости»

Основные цели

Конкретизация задач

Виды деятельности

Содержание

К концу года дети должны знать

Литература

Способствовать приобщению детей к традиционной народной культуре, используя устное народное творчество, знакомство с традициями и обрядами казаков и вовлечение детей и взрослых в организацию и проведение праздников, состязаний, гуляний и досугов по сезонным циклам.

Обогащать знания детей о праздниках, их нравственной сущности. Продолжать знакомить детей с донскими сказками, сказками людей других национальностей. Подвести к пониманию того, что не всегда поведение людей соответствует нравственным нормам. Уметь отличать хорошее от плохого. Развивать понимание смысла пословиц и поговорок. Нравственные идеалы казаков.

«Познание»

«Капустник» Обмен рецептами выпечки блинов, приготовление «Кутьи».

«Художественное творчество»

Изготовление масок для колядования, рисование куклы масленицы.

«Музыка» Празднование масленицы. Заклинание птиц.

«Труд»

Выпечка жаворонков, золотых «Колобанов»

«Музыка» Развлечение  «Встреча птиц». Интегрированное занятие (Инструктор по физкультуре, логопед, музыкальный руководитель)

«Праздник русские берёзки»

Выпечка «Козулек», плетение венков.

«Чтение сказок, драматизация. Музака» Музыкально – литературный праздник «Донская сказка».

«Познание»

«Аксиньин сундучок рассказывает…»

«Социализация»

«Донские игры» -«Сказка лож да в ней намёк» (нравственные уроки.

Викторина «Золотые зёрна мудрости».

Покров - сбор урожая, заготовки на зиму. Святки -всеобщее веселье, цель их -создать хорошее настроение у людей.

Доброже-

лательность, любовь к людям - колядо-вание. Щедрость - угоще-

ние гостей, юмор — если хозяева жадные, то их наказы-

вали шутя. Справедливость — де-

лить все после

праздника поровну. Масленица.

Налаживание хороших отношении

в семье, с друзьями.

Хлебосольствоумение прощать

обиды и просить

прощения у других, умение веселиться и отдыхать.

СОРОКИ. (22 марта)

Забота о птицах,

развешивание

скворечников, кор-

мушек. 

Обмениваются

венками, кумятся,

становятся подру-

гами га весь год, обещают не ссо-

риться. Под березой рас-

сказывают предкам о том как живут, что хорошего делают для людей.

При чтении сказок обратить внимание на отражение

особенностей быта, своеобразие сказок людей других национальностей в репертуаре донских казаков. Понимать своеоб-

разие национально

го характера, быта,

обычаев, одежды и

т.д. Выделять об-

щечеловеческие

ценности.

Познакомить детей

с любимым занятием казаков - Донским театром. Разбор содержания

пословиц и поговорок казаков, в чем их отличие.

Объяснять нравственный смысл праздников (Покров, святки, мас-леница, троица)

Народ-ный месяце-слов, сост. Рыжен-ков Г.Д..М.: «Совре-меник» 199 1.

Хренов Л.С.На-

родные

приметы

и кален-

дарь.

М. «Агр

опромиз

дат».

1991.

«Великие сыны Дона»

Основные цели

Конкретизация задач

Виды деятельности

Содержание

К концу года дети должны знать

Литература

Познакомить детей с творчеством художников: Грекова, Дубовского; Донских пи-сателей.

Способствовать творческому и целостному освоению

казачьей куль-туры во всех ее великих

образцах -

сказок, ка-зачьих песен,

легенд о сла-

ве казачьей,

былых похо-дах, битвах и

героях пословиц и

поговорок

«Латание»

экскурсии в музей Грекова, музей донского казачества.

Беседы с детьми о жизни и творчестве донских художников, писателей. Рассматривание картин М.Б, Грекова «Конь русак», «Луга». Н.Н. Дубовского «Радуга». Чтение рассказов М..М. Шолохова «Нахалёнок» др.

Знать фамилии донских писателей: М.Шолохова, художников: Грекова, Дубовского, Называть и узнавать их произведения: Б.Грекова

«Конь ру-

сак»,

«Луга».

Н.Н. Дубовского «Рудуга»

Шолохов М.  Из ранних рассказов М.: «Современ-ник» 1987

Хмелёвский К.А.  Сыны степей донских». М.: Политич. литература.1985 Дом музей Грекова. Путеводитель составленный Волощенко В.П.Воениздат 1976

«Здоровье - великая ценность»

 Основные цели

Конкретизация задач

Виды деятельности

Содержание

К концу года дети должны знать

Литература

Способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни. Создавать условия для подражания образу идеального Казака, на основе которого сложилась вся казачья культура бытия, ну и конечно воспитания.

Познакомить детей с охраной здоровья человека на Дону, что такое пост, зачем он соблюдается. Траволечение, особенности питания, развитие хорошей осанки, ловкости, подвижности. Что мы используем в наше время, а что нет. Дать понятие духовного здоровья казака, выработка скорости мышления, и адекватная реакция на внезапно изменившуюся обстановку и появление чего-то нового по принципу: увидел- осознал-сделал. Создавать условия для духовного – нравственного воспитания, как основа деятельности и саморазвивающейся личности, умение оказывать помощь всем нуждающимся.

«Познание»  «В здоровом теле здоровый дух» «Физкультура»  Спортивный праздник «Донские богптыри»

Донские игры.

«Познание» «Казачата - бравые ребята»,

совместная деятельность

«Я- человек»., «Мои друзья», «Мои умения».

Людям нужна забота о здоровой душе больше, чем о душе больной» -пословица.

Таинство имени

(по святцам).

Традиции в пита-

нии:280 дней в году - пост.

Траволечение.

Казачьи игры

развивали красивую

осанку, ловкость,

подвижность всех

суставов.

Считалось, что она передается на генетическом уровне. Детей учили вести себя   в трудных

жизненных   ситуациях, не теряться, быть уверенным в себе, это развитие

умений детей

справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. «Не бойся, казак   ничего не боится», «Терпи, казак, атаманом будешь!»   Казачье умение решать все

спорные вопросы

сообща, учитывая

мнение других, посправедливости.

Невак Л., Фрадкина Н.

«Как у нас - то было на Тихом Дону».

Ростовское

книжное

издательство. 1985.

4 Блок «Наш город Новочеркасск»

Основные цели

Конкретизация задач

Виды деятельности

Содержание

К концу года дети должны знать

Литература

«Наш город Новочеркасск»

Познакомить детей с историей основания города Новочеркасска, основными

историческими памятниками: Вознесенским собором, Памятником Ермаку, Памятником Платову, Триумфальной аркой

«Познание»

Экскурсия по городу,

рассматривание

достопримеча-

тельностей, история их строительства. Оформление альбома «Наш город».

Чтение легенд, рассказы о событиях, людях, основавших наш город.

-Какие были постройки.

-Чем занимались люди.

Знать

достопримечательности

Новочеркасска:

Вознесенский собор, Памятник Ермаку,

Памятник Платову,

Триумфальная арка.

Музей истории Донского

казачества

«Внешторгиздат».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по формированию элементарных математических представлений со здоровьесберегающими компонентами в подготовительной к школе группе.

Данный материал способствует :развитию  речи  детей, логического мышления, внимания, коммуникативных качеств;формированию потребности в здоровом образе жизни;воспитанию активной жизненной по...

Конспект занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие»

Тема: Дифференциация звуков [C-Cь-З-Зь]. Буквы С, З.Задачи:1.     Коррекционно-образовательные:- Закреплять знания о звуках [C-Cь-З-Зь] и буквах С и З; понятия «гласный – согласный...

Календарно-тематическое планирование НОД по формированию речевых компонентов в подготовительной к школе группы детей с тяжёлыми нарушениями речи

Календарно-тематическое планирование-это часть программы  коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи у воспитанников в группах  компенсирующей направленности для...

Познавательно-исследовательский проект по региональному компоненту в подготовительной к школе группе «Моя Родина – Алтайский край»

Основной раздел программы:познавательное развитиеРазделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, з...

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе

На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достиже...