Конспект природоведческой экскурсии для детей старшего дошкольного возраста "Течет Коломенка, речушка милая..."
план-конспект занятия (старшая группа)

Качанова Наталья Николаевна

Конспект экскурсии к реке Коломенка, которая протекает рядом с селом Лукерьино Коломенского района Московской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_4.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект природоведческой  экскурсии для детей  старшего дошкольного возраста

Тема: «Течет Коломенка речушка милая…»

Цель: познакомить детей с рекой села - Коломенкой,  с  географическом положением и ее особенностями.

Задачи:

образовательные: 

- рассказать детям об образовании   Коломенки, об  истоке, о протяженности,  о  ее устье;

- учить детей проводить простейший опыт по очистке воды;

- развивающие: 

- развивать  у детей интерес, внимание, наблюдательность;

-  пополнить словарь детей   новыми словами и  активизировать их в речи;

воспитательные: 

- воспитывать бережное отношение к водному объекту родного края - села Лукерьино.

Словарная работа: объяснить значение слов рельеф, перелески, броды, заливчики, исток, устье и активировать их в речи.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический; беседа, наблюдение, игра.

Материал и оборудование:  карта Коломенского района, банка с крышкой для воды, материал для экспериментирования: колба, вата, 2 стакана, воронка.

Предварительная работа: чтение познавательной литературы о воде, рассматривание иллюстраций,  игры с водой,  опытно-экспериментальная деятельность.

Организационная работа: предварительный осмотр места проведения экскурсии, знакомство с состоянием объекта; разработка маршрута экскурсии, плана размещения детей для наблюдения и игр.

Ход экскурсии

1.Вводная беседа

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, а куда вы узнаете, если  отгадаете загадку.

Из ручейков, возник поток
Воды живой и пресной.
Шумна, быстра она весной,
Широка и  глубока,
Льдом покрывается зимой,
Зовут ее... ( 
Река.)

Воспитатель: Правильно, мы отправимся на  экскурсию к реке, которая протекает рядом с нашим селом Лукерьино. И  называется речка... (Коломенка).

Течет Коломенка, речушка милая.

Через Лукерьино, село родимое…

Воспитатель: Для  жителей Коломенского района и города Коломны  не Ока, не  Москва - река, а именно Коломенка  самая  дорогая сердцу речушка. Наверное,  потому, что принадлежит не пол - стране,  пробегая  по России с севера на юг, а только нам да еще паре районов по соседству – Ступинскому, да Озерскому (показать карту Коломенского района).

     Очень много сел и поселков  расположилось на берегах Коломенки, все не перечислить  и среди них наше Лукерьино.

 Воспитатель: Сейчас я вам расскажу,  как появляются реки.

Просачиваясь сквозь почву, дожди и талые весенние воды достигают плотных пород земли, которые не пропускают воду. Слои земли, лежащие на них, пропитываются водой, как губка. Так образуется водоносный слой. Вода под землей может образовывать настоящие озера и реки. Чаще всего в образовании реки участвуют родники.  Вот исток реки Коломенки–это небольшой родничок, который находится около деревни Утинково   Ступинского района Московской области (показать фото истока реки). Протяженность реки небольшая – всего 51 км. Машина их за полчаса  пробегает.

       Коломенка —  извилистая речка, течет в основном по лугам, но есть и небольшие леса и перелески. Перелески -  это небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков, или редкий лес, соединяющий лесные массивы.

    Около  города Коломны,  Коломенка впадает в  Москва - реку. Место, где река впадает в другую реку, называется устьем. Москва-река, конечно, больше нашей Коломенки.

       Но когда-то и  Коломенка была довольно крупной, полноводной  рекой, очень богата рыбой. На ее  берегах строили мельницы. Одна из них стояла  недалеко от Лукерьино. Строились также и плотины, чтобы задерживать огромное количество воды. Одна из них была у старого моста, куда мы с вами недавно ходили на экскурсию.  

      О бывших размерах реки можно судить по рельефу - неровной поверхности, который  был прежним  руслом реки, т.е. современная река намного меньше той, которая течет сейчас. Это мы наглядно увидим на экскурсии. Этому способствовало освоение новых земель вдоль русла реки: овраги засыпали, распахивали около реки поля, уменьшалось поступление  подземных  вод из-за заиливания дна реки, что существенно сбавило приток воды в  реку. Река Коломенка  мелела.  Когда-то по ней ходили небольшие суденышки, но сейчас только на лодке можно путешествовать.

     Река Коломенка очень разнообразна - порой можно подумать, что ходили на 4-5 разных рек! На реке есть широкие и тихие места,  где-то она узкая и быстрая, как ручей, есть и броды (мелкое место поперек реки, удобное для перехода), и небольшие заливчики (часть водного пространства, вдавшаяся в сушу). В этом плане среди подмосковных рек она уникальна.

                  Вода появляется из ручейка,
                 Ручьи по пути собирает река,
                 Река полноводно бежит на просторе

                  Пока, наконец, не вливается в море.  

2. Коллективное наблюдение  

Затем дети идут к реке Коломенка. По дороге рассматривают знакомые деревья, называют их, любуются красотой окружающей природы.

Воспитатель: Дети, мы с вами даже и не заметили,  как пришли к реке. Мы стоим на правом  берегу реки. Давайте рассмотрим берег. Какой он  крутой или ровный,   песчаный или покрыт  травой? (Ответы детей).

Затем воспитатель спрашивает о значение  новых слов: брод, заливчик,  перелесок и наглядно показывает  на берегу Коломенки небольшой заливчик, дети рассматривают перелесок, а затем   подходят к броду.  Новые слова дети    закрепляют в своей речи.

 Воспитатель: А как вы думаете, наша Коломенка быстрая река? (Тихая, спокойная).

Воспитатель:  Вода в реке посмотрите  чистая?  А почему вы так думаете? (Обратить  внимание детей на цвет, прозрачность воды.)

Воспитатель:  Да, вода в реке чистая, прозрачная, но  можно ли пить воду из реки  и почему? (Ответы детей).

Сделать  вывод о том, почему нельзя пить воду из реки,  она не прошла очистку.

Воспитатель: Дети, а давайте зачерпнем немного воды, чтобы потом сравнить ее с водопроводной (воспитатель зачерпывает воду в колбуу и закрывает крышкой).

 3.Игра с мячом

«Какая бывает вода?»  Варианты ответов: морская, речная, болотная, водопроводная, минеральная, дождевая, чистая, грязная, прозрачная, бесцветная, безвкусная, горячая, холодная, теплая и т.д.

«Что может делать вода?» 

Варианты ответов: плещется, журчит, бежит, льется, течет, переливается и т.д.

Воспитатель: - Эх, Коломенка! Маленькая  речушка  в полсотни километров, а сколько натерпелась от человека! Любое живое существо является частичкой этой прекрасной речки, а мы   загрязняем ее,   не бережем. Стекают химические удобрения с полей и ферм, устраиваем свалки на ее берегах, сливаем грязную воду, выбрасываем мусор.

         Давайте будем оберегать нашу Коломенку и помогать ей. Не забывайте, что вода это уникальное богатство живой природы и самое драгоценное полезное ископаемое.  Вода дает жизнь всем нам. Вода - краса всей природы.

4. Работа после экскурсии

Опытно-экспериментальная работа: опыт по очистке загрязнённой воды.

Инвентарь: колба с  водой, вата-фильтр, два пустых стакана, воронка.

Воспитатель: Мы  с собой мы взяли немного речной воды. Давайте проведем опыт.  В воронку  я положу кусочек ватки, затем перелью через нее воду из «речки». Посмотрите, что стало с ватой? (ответы детей) 

Воспитатель: Да, она стала грязной, на ней остался речной песок.

 -А теперь тоже сделаем с водопроводной водой. Какая вата, посмотрите (ответы детей).

-Какой можно сделать вывод? (Вода из реки грязная, ее пить нельзя.)  

      Объяснить детям,   что есть большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую с заводов. Вспомнить, как крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы. Тема: «Весенний лес»

Экскурсии в природу имеют важное значение в воспитательном отношении. Только на экскурсии дети приучаются смотреть на природу как на друга, убеждаются в необходимости активной ее охраны. Воспитать гум...

Конспект итогового занятия для детей старшего дошкольного возраста по проекту "Виленка с Коломенкой водами встречаются..."

Конспект разработан  по проекту дошкольного учреждения "Виленка с Коломенкой водами встречаются..."...

Конспект занятия-экскурсии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Творчество Евгения Ивановича Чарушина»

Возраст: дети 6-7 лет.Цель: познакомить детей с творчеством писателя Е.И. Чарушина.Задачи:- познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;- углубить знания детей о животном ...

Конспект виртуальной экскурсии для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия по Храму Покрова Пресвятой Богородицы».

Цель: способствовать усвоению нравственных норм и ценностей, принятых в Российском обществе.Задачи: Образовательные:формирование представление о Храме Покрова Пресвятой Богородицы; учить детей пр...