Проект «Искусство родного края»
проект (старшая группа)

Изучение детьми культуры  и искусства родного края и формирование в детях гражданских чувств, чувства любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_iskusstvo_ak_5_gruppa.docx50.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему  «Искусство родного края»

                                                                                           Воспитатели : Ярных Е.В.

                          Штанько Н.Г.

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой ее ты в детстве увидал».

К. Симонов

 

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой.   

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление детьми дошкольного возраста социального опыта жизни в своем микрорайоне (городе), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием  Алтайского края.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Любовь к родным местам, знание истории и культуры своего  края помогут детям в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов, помогут ощутить свою неотрывность с окружающим миром, и, в целом, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.

Формирование у воспитанников детского сада нравственных начал, любви к своей Родине, приобщение к истокам русской культуры, воспитание творчески развитой личности проблема духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания становится в нашем детском саду приоритетной. В этой связи с особой остротой встает необходимость создания условий для формирования духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю,  что является основополагающим для проекта «Искусство родного края». 

Гипотеза: Если в воспитательно-образовательный процесс с детьми ввести систему мероприятий по расширению их знаний культуре родного края, это позволит значительно повысить их познавательную активность, а также будет способствовать воспитанию патриотических чувств. Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации детей дошкольного возраста.

 Цель проекта: изучение детьми культуры и искусства  родного края и формирование в детях гражданских чувств, чувства любви к Родине.

Задачи проекта:

Социально-коммуникативное развитие:

1.     Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

2.     На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические  чувства, любовь к Родине.

3.     Воспитывать любовь к родному краю. Умение видеть прекрасное и этим гордиться.

4.     Совершенствовать речь детей, как средство общения

5.     Приучать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

 

Познавательное:

1. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и цели деятельности.

2.    Расширять представления о культуре  Алтайском крае

 Продолжать знакомить с творчеством художников, поэтов, писателей нашего края

 

Речевое развитие:

1.     Продолжать работу по обогащению словаря детей. Умение применять их в речи.

2.     Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

3.     Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, воспитывать культуру речевого общения.

 

Художественно- эстетическое:

1.     Воспитывать интерес к искусству и традициям родного края, любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

2.     Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

 

 

Вид проекта: информационно-творческий.

Форма проведения : групповой, фронтальный

Продолжительность:  11.03-29.03

Участники проекта: родители, воспитатели, дети старшей группы

Возраст детей: 5-6 лет.

 

Предполагаемый результат:

Дети:

- осуществляют проектную деятельность вместе со взрослыми коллективно и в подгруппе;

- проявляют интерес к культуре родного края;

- имеют представления о художниках, писателях Алтайского края; камнерезном искусстве Колыванских мастеров; театрах г. Барнаула.

- с помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами;

- используют полученные знания и умения в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой),

Участие родителей в реализации проекта,

- совместном изготовлении детско-родительских поделок

- создали дома условия для формирования у детей интереса к культуре  родного края

- укрепили детско-родительские отношения.

Педагоги (воспитатели):

- повысили педагогическую компетентность по теме «Искусство родного края»;

- создали условия для восприятия сведений о творчестве алтайских  художников , поэтов, писателей; театрах Барнаула

 - пополнили педагогическую копилку конспектами занятий, дидактическими играми, альбомами, и т.д.;

- организовали воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности;

- организовали итоговую презентацию по результатам проектной деятельности.

 

Этапы проекта:

1.     этап – подготовительный. 

Проблема. 

С детьми была проведен первичный мониторинг по выявлению уровня общих знаний и представлений о родном крае, его культуре. Оценка сформированности патриотического воспитания детей осуществлялась в процессе выполнения детьми различных познавательных заданий, интереса к  содержанию бесед, на основе наблюдения, анализа результативности и качества  выполнения практических заданий.

По результатам мониторинга был сделан вывод, что у большинства детей отсутствует познавательный интерес к культурному наследию родного края

Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по формированию у детей знаний о культуре и традициях родного края и воспитание нравственно – патриотических чувств. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Искусство родного края». Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.

Материально-технические ресурсы необходимые при выполнении проекта:

  • подбор репродукций художников Алтайского края;
  • Подбор фотоматериала по теме « Камнерезное искусство Колывани»
  • подбор художественной литературы алтайских поэтов и писателей
  • подбор наглядного материала изделий народного промысла Алтая
  • подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности
  • дидактические игры
  • выставки книг, рисунков, поделок

 

   2.     этап - практический

  • Оформление альбомов: «Колыванский камнерезный завод», « Художники Алтая: времена года», « Василий Кукса: времена года»
  • Познавательные беседы о родном городе,  крае, о знаменитых людях родного города (писатели, художники)
  • Познавательные беседы о подземных богатствах АК; камнерезном искусстве колыванских мастеров.
  • Познавательные беседы о театрах Барнаула, истории развития театрального искусства, театральных профессиях
  • Знакомство с творчеством поэтов наших земляков. Чтение произведений,
  • Знакомство с творчеством художников Алтайского края через рассматривание альбомов с репродукциями картин художников

 

Заключительный этап:

  • Оформление мини-галереи детских работ « Наш вернисаж»
  • Выставка детских работ « Вазы из колыванских самоцветов»
  • Участие в выставке макетов « Театры Барнаула»
  • презентация проекта.

План реализации проекта

 

этапы

цель

мероприятия

ответственный

1 - организационный

Создание условий для реализации проекта

1.Определение темы проекта

Воспитатели

2. Формулирование цели и определение задач

Воспитатели

3.Составление плана работы над проектом

Воспитатели

Работа с детьми

2- основной

Организация проектной деятельности

Беседа « Путешествие в галерею художников»

воспитатели

Беседа «Весна в картинах художника Василия Куксы»

Воспитатели

Рассматривание альбома «Времена года» (художники АК)

Воспитатели

Творческая работа «Будущие художники» (по картинам художников АК)

Воспитатели

Д/И «Найди такую же картину»

Воспитатели

Оформление мини-галереи детских работ « Наш вернисаж»

Воспитатели

Беседа « Что такое подземные богатства?»

Воспитатели

Беседа « Камнерезное искусство Алтая»

Воспитатели

Лепка «Вазы из колыванских самоцветов»

Воспитатели

Рассматривание альбома « Колыванский камнерезный завод»

Воспитатели

Рассматривание альбома « Изделия народных мастеров Алтая»

Воспитатели

Выставка детских работ « Вазы из колыванских самоцветов»

Воспитатели

Чтение стихотворений Валентины Крюковойиз книги « Кто устроил тар-ра-рам?»,  «Солнечный зайчик»

Воспитатели

Чтение сказок из книги И. Цхай « Поющая радуга»

Воспитатели

Рисование иллюстраций по мотивам стихотворений В. Крюковой « Кто устроил тар-ра-рам?»,  «Солнечный зайчик»

Воспитатели

Беседа о театрах Барнаула

Воспитатели

Беседа и рассматривание сюжетных картинок, изображающих разные эмоции. 

Воспитатели

Свободное общение « Правила поведения в театре»

Воспитатели

Этюды на выражение основных эмоций: «Заинька», «Зимняя шутка» (В. Викторов), «Плачет котик» (П. Синявский).

Воспитатели

Игра с имитацией движений “Кто как ходит?”

Воспитатели

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Воспитатели

Работа с родителями

Воспитатели

Информационный материал для родителей « Театры Барнаула»

Воспитатели

Информационный материал « Как сводить ребенка в театр»

Воспитатели

Информационный материал « Народные промыслы Алтая»

Воспитатели

Привлечение родителей к совместному изготовлению с детьми макетов театров Барнаула, театральных масок

Воспитатели

3 этап - заключительный

Анализ организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Оформление отчетной документации

Воспитатели

Оформление презентации проекта

Воспитатели

Анализ работы по проекту.

У детей имеются представления о культуре родного края:

  • познакомились с творчеством художников АК ( В. Кукса, В. Октябрь, Е.Октябрь, С .Прохоров);
  • познакомились с творчеством И. Цхай, В. Крюковой .
  • имеют представления о камнерезном искусстве Алтая
  • имеют представления о театрах Барнаула .

Дети проявили интерес к совместной творческой деятельности для мини – галереи, выставке детских работ.

Родители с интересом отнеслись к творческому заданию по изготовлению театральных масок

Приложение к проекту

Беседа « Путешествие в театр»

Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения театра, с различными видами театральных кукол (марионетки, объёмные куклы из поролона).

Развивать способность видеть себя глазами сверстников, навыки сотрудничества, уважения другого, уверенность в себе. Упражнять в управлении куклами.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: куклы би-ба-бо, декорации, рамка-зеркало, ноутбук

Ход беседы

Дети входят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть.

Давайте пожелаем всем «Доброго дня и веселого настроения!»

Дети, кто из вас был в кукольном театре? (Ответы детей)

Что вы там делали? (Ответы детей)

Кто вам показывал сказку? (Куклы)

Многие из вас бывали в театре и смотрели интересные спектакли. Но как появляется спектакль, кто помогает ожить куклам? Сегодня мы об этом узнаем.

Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в театр. Мы познакомимся с его историей, узнаем, каким он был в древние времена, и каким стал сейчас, Итак, в путь.

Воспитатель: послушайте какие слова надо сказать: Повернись, повернись и в театре окажись. Давайте скажем вместе. Присаживайтесь на ковёр и послушайте мой рассказ.

Театральное искусство возникло давным-давно, в стране – Древняя Греция. Жители этой страны – древние греки, строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и пьесы, и высокие зрительные места. (слайды)

Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию они надевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры надевали веселые, улыбающиеся маски. (слайды)

(Давайте вместе скажем (трагедия, комедия вместе; шёпотом).

Предлагаю вам игру «Зеркальце». Встаньте парами лицом друг к другу. Тот, кому я дам рамочку, будет зеркало. Тот, кто смотрит в зеркало, говорит такие слова: Свет мой, зеркальце скажи, да всю правду расскажи: какое у меня настроение?». Зеркало отражает, то есть повторяет настроение того, кто в него смотрится.

Воспитатель: А сейчас передайте рамку своему другу. Поиграем ещё раз. Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Положите рамочки на стол, продолжим наше путешествие, присаживайтесь.

Прошли годы и в городах появились большие, красивые здания – театры. (слайд). Внутри театра есть большой зрительный зал. Центральное место в нем занимает сцена на которой выступают актёры. Для того чтобы представление было ярким и красочным сцену украшают декорации (закрепить мальчики. девочки).

 Они помогают зрителям оказаться у великолепного замка, или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках.

В нашем городе Барнауле есть различные театры как для взрослых- театр драмы, театр музыкальной комедии;  , так и для детей – театр кукол « Сказка», театр юного зрителя

В драматическом театре и театре музыкальной комедии на сцене выступают взрослые люди – артисты;  а в театре кукол « Сказка»актеры разыгрывают спектакли для детей с помощью театральных кукол. А управляет куклой человек, которого называют – кукловод (закрепить с детьми индивидуально)

Воспитатель: чтобы быть кукловодом нужно уверенно, пластично двигаться по сцене, четко и ясно проговаривать слова, иметь ловкие руки, чтобы управлять куклами.

Сейчас для вас будет звучать музыка Петра Ильича Чайковского «Вальс». Вам надо передать её характер различными красивыми движениями. (во время выполнения упражнения воспитатель: представьте что вы на сцене, на вас смотрят восхищённые зрители, по ходу даёт оценку: как ты пластично двигаешься….)

Воспитатель: молодцы, вы были неотразимы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь есть небольшая сцена. Обратите внимание, на ней что-то есть.

Воспитатель: Я предлагаю вам взять по куколке и попробовать управлять ими .

Обратите внимание: все куклы разные. Как вы думаете, герои какой сказки здесь собрались? (Теремок)

У нас сегодня будет необычная сказка, как вы думаете, почему? Предлагаю вам показать эту сказку, я буду рассказчицей, а вы – артистами –кукловодами.

Подойдите сюда. Это – зрительный зал, зрители с нетерпением ждут представления.   Здесь – сцена, на которой стоят декорации, а стульчики – наш домок – Теремок. Кто в сказке первый подошёл к теремку? (затем кто и т.д.). Посмотрите как моя кукла будет двигаться по сцене. Итак, начинаем представление. Не забывайте голосом передавать характер героя. (показали)

Воспитатель: все замечательно справились со своей ролью, выступили как настоящие актёры. Мышка говорила тонким голоском, а от голоса медведя даже мне стало страшно.

Воспитатель: вот и закончилось наше театральное представление. Ваша дружба, старание помогли вам показать сказку. Вы были настоящими артистами, а артисты после представления выходят на поклон.

Сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Наше путешествие подходит к концу. Давайте скажем «Повернись, повернись и в саду очутись!»

Воспитатель: Давайте вспомним, что мы узнали о театре.

1. В какой стране появился первый театр (В древней Греции).

2. Как называются весёлые спектакли (комедии), грустные (трагедии)

3. Что есть внутри театра (сцена, зрительные места).

4. Кто управляет куклами. (кукловоды)

 

 

Беседа «Путешествие в галерею художника»

Виды детской деятельности: продуктивная. Коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая.

Форма проведения: развивающие игры.

Интеграция образовательных областей: "Художественное творчество ", "Коммуникация ", "Физическая культура ", "Здоровье ", "Познание ".

Цель

Развивать у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, воспитание потребности узнавать о художниках Алтайского края; развивать воображение, память, речь, и речевую выразительность, формировать навыки составления сложных предложений; формировать интерес к окружающему.

Задачи:

Способствовать умению детей рассуждать о картинах художников, составлять описательный рассказ. Развивать связную речь, логическое мышление.

Художественно-продуктивная деятельность детей: рисование собственных картин.

Ход беседы:

 Организационный момент.

Воспитатель: Доброе утро! Ребята сегодня я вас приглашаю в путешествие. А чтобы узнать в какое, вы должны отгадать загадку (загадка о художнике).

Воспитатель: а вы знаете, кто такой художник? (дети рассказывают)

Дидактическая игра "Художник и его помощники "

Цель: выявить знания детей о профессии художник и его рабочих инструментах, учить детей оценивать свой багаж знаний, нацелить на тему деятельности, активизировать потенциал ребенка. (дети выбирают нужные картинки на мольберте и объясняют свой выбор).

 Галерея художника

Воспитатель: А вы знаете, что такое "галерея "? (дети объясняют). Я сегодня вас приглашаю посетить галерею, где выставлены работы художников нашего края

Вопросы : В каком жанре исполнены картины художников ( пейзажи, натюрморты, портреты)Какие репродукции картин вам больше всего понравились? (дети описывают картины).

 Динамическое упражнение "Ветер "

Воспитатель: ребята, а какие пейзажи изображали художники… солнечную, пасмурную, ветреную.. А давайте вместе изобразим ветреную погоду.

Ветер тихо клен качает, влево, вправо наклоняет,

Раз наклон и два наклон, зашумел листвою клен.. Ш-Ш-Ш-Ш…

Дидактическая игра "смешивание красок ".

Воспитатель: ребята, назовите мне цвета в наших красках (дети называют основные цвета). А, что же делает художник для получения других цветов: розовый, голубой, сиреневый… дети отвечают: смешивает цвета на палитре.

Воспитатель: ребята я предлагаю вам помочь художнику в смешивании красок и получить новые оттенки. (дети на карточках соединяют цвета объясняют свой выбор).

Дидактическая игра "Собери свою картину "

Я сейчас вам предлагаю собрать свою картину, но для этого сначала давайте вспомним, что такое "пейзаж ", "натюрморт ", "портрет ". (дети рассказывают о жанрах картин). А работать я предлагаю в парах, подумайте какая картина у вас должна получиться и начинайте работать. (дети из деталей собирают на столе картины, работая парами, по окончании рассказывают о своей работе). Дидактическая игра "Придумай и собери свой портрет ".

Воспитатель: Ребята, а портреты все одинаковые или чем-то отличаются? Правильно: эмоциями, Цветом глаз, волос, прической, аксессуарами и т. д. А я вам предлагаю составить свой портрет из отдельных частей, заранее все перемешав. А вы потом расскажете что же у вас получилось. дети из деталей собирают на столе портреты, работая парами, по окончании рассказывают о своей работе).

Творческая работа "Будущие художники ".

Воспитатель: ребята, а вы любите рисовать? Я предлагаю превратиться в настоящих художников и нарисовать свою картину. Возьмите все необходимое для работы и можете приступать. (дети готовят себе рабочее место для рисования, и под спокойную музыку начинают рисовать). по окончанию творческой работы, дети дают название своей картине и рассказывают о ней.

 Рефлексия

По окончании образовательной деятельности, воспитатель предлагает детям выбрать человечков: веселого - если им все понравилось в путешествии и грустного - если не понравилось. Дети объясняют свой выбор.

Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы! На этом наше приключение заканчивается. А эти необычные человечки вам будут напоминать о нашем необычном путешествии.

Оценка результата: если у детей больше веселых человечков, то цель достигнута, так как дети смогли выполнить рефлексию своей деятельности, вычленив для себя новые знания.

Беседа « Что такое подземные богатства?»

Задачи

формировать  представление  детей  о  камнерезном

искусстве колыванских мастеров, историей его возникновения.

Расширять знания детей о полезных ископаемых.

Ввести в активный словарь детей: самоцветы яшма, порфир; вазы, чаши.

Воспитательная:

Воспитывать гордость за свой край, богатый полезными ископаемыми и

людьми (мастерами камнерезами).

Развивающая: развивать у детей любовь к родному краю, мелкую моторику

Ход беседы

В:  Ребята,  сегодня  мы  будем    знакомиться  с  полезными

ископаемыми. Кто может объяснить, что такое полезное ископаемое?

Д: Это камни, добываемые из земли, которые приносят какую -нибудь пользу человеку.

В: Назовите, какие полезные ископаемые вам уже знакомы?

Д: Гранит, каменный уголь, золото, серебро, поваренная соль.

В: Сегодня я познакомлю вас с другими полезными ископаемыми, которые

добываются и используются в Алтайском крае.

Послушайте мой рассказ: около 300 т лет назад жил на Алтае богатырь

Колыван. Шел как то Колыван степями и вышел к озеру, которое находилось

на краю гор. Вокруг горы был синий-синий туман. И не спадал он почти

никогда.  И  назвал  богатырь  эту  гору  Синюха.

Присмотрелся  богатырь Колыван к озеру, а в него впадает речка, и назвал он речку Колыванною, а  озеро Белым (показ на карте). Присел Колыван на горушку и стал камни рассматривать. Много земель прошел Колыван, но каменьев таких нигде не видывал. Вода творила чудеса с этими каменьями. Она омывала камни, и на них  оставались  небольшие  прожилки,  похожие  на  ветки  небывалого растения. Камни назвались яшма и порфир (повторить названия камней с детьми).

Стук в дверь. Приносят письмо

В: Читает надпись на письме

Куда: Алтайский край, г. Барнаул,

Детский сад № 133 « Радуга»

Кому: Детям группы №5

Откуда: Алтайский край, пос. Колывань

От кого: Колыванские камнерезы

Открываем письмо, там лежат фотографии изделий из поделочных камней

В: Ребята, эти бусы изготовлены из яшмы. Порфир очень похож на яшму, но

вместо  волнистых  линий  у  порфира  крапинки.  

 камни  бывают  разных  расцветок:  темно -зеленые,  серо-зеленые,

сиреневые, красноватые, однотонные, со светлыми полосками или волнами ( а порфир –с крапинками).

В:  Как вы думаете, почему эти камни такие гладкие?

Д: Они уже обработаны.

В: На месте, где Колыван нашел камни, образовался поселок. Как бы вы

назвали этот поселок? (ответы детей)

В: А люди назвали поселок Колывань. Часто названия населенных пунктов

выбирали по названию рек (показ на карте, обозначение его флажком).

В:  Люди  стали  обрабатывать  камни  яшмы  и  порфира.  Кто  помнит,  как

называли мастеров, которые обрабатывали камни?

Д: Этих людей назвали камнерезы.

В: В Колывани этих мастеров называли Колыванскими камнерезами. 208 лет

назад, в 1802 году Филиппом Васильевичем Стрижковым была построена

Колыванская  камнерезная  фабрика.  Как  вы  думаете,  какие  изделия

изготавливали Колыванские камнерезы?

Д: ответы детей:  украшения и др.

В: В те далекие времена было очень модно украшать дворцы большими и

даже  огромными  сосудами –вазами  и  чашами  из  камня,  колоннами,

торшерами,  каминами.  Вы  уже  знаете,  что  обработка  изделий  из  камня

требует большого труда.

Колыванские мастера изготавливали свои вазы и чаши так: сначала мастера выбирают подходящий по размеру камень, затем обтесывают его (срезают) специальными инструментами, затем шлифуют (делают гладким), вырезают узор или орнамент. Раньше все это мастера делали  вручную, а теперь на специальных станках. ( показ фотографий)

В:  Изделия  из  яшмы  и  порфира  получались  гладкими,  блестящими,

зеркальными. У Колыванских мастеров существовал обычай «освещения»

готовых изделий.

Поздно вечером в мастерской гасили свет и мастер с зажженной свечой

подходил к яшмовой вазе. И свеча, и сам мастер отражались на зеркальной

поверхности  отполированного  камня.  Если  изделие  было  законченно,  то

невозможно  было  отличить,  где  настоящее  пламя  свечи,  а  где  его

отражение».я изделия Колыванских мастеров?

В. Как вы думаете, а у нас в Барнауле имеютс

Д: 1) На пересечении ул. Пушкина и пр. Ленина стоит ваза из порфира (показ фотографии)

Эту вазу подарили нашему городу Колыванские мастера, когда г. Барнаулу исполнилось 250 лет.

2) Ваза из яшмы во Дворце бракосочетаний.

3) В алтайском музее изобразительных искусств –ваза из яшмы и ваза из

порфира.

4) Чаша в краеведческом музее.

В: Ребята, как вы думаете, почему изделия Колыванских мастеров ставятся в

скверах, аллеях, парках города?

Д: Они украшают город. Люди приходят сюда отдохнуть и любуются не

только природой, но и этими камнями.

В: Ребята, Алтайские изделия из Колывани есть во всех городах нашего края.

Колыванские изделия, большие и малые, разошлись по всему белу свету. Они украсили дворцы Санкт-Петербурга и Москвы, а одна ваза была подарена царем Александром I городу Парижу. В те времена не было машин и поездов и  все  изделия  перевозили  на  лошадях.  Эту  вазу  везли  в  Москву  целых полгода. Много яшмовых ваз можно увидеть в Зимнем дворце или Эрмитаже в  Санкт-Петербурге.  Есть  в  этом  музее  одна  очень  большая  ваза, изготовленная колыванскими камнерезами в форме овальной чаши, которую назвали «Царица ваз». Для нее был построен специальный зал, а вносили ее во дворец 770 рабочих. Кварциты, яшмы и порфир известны славой на весь мир.

Из рудников Алтая, дети, добывали камни эти.

Из них вазы, посмотри, небывалой красоты.

Душою мастера согреты, руками и резцом задеты

До блеска отшлифованы, стоят как очарованные

Красота родной природы запечатлена в камнях на годы

Во всем свете, так и знай, славится трудом Алтай.

Изделия Колыванских камнерезов есть в Японии, Лондоне, Вене, Швеции,

Турции.

Вот  как  прославили  Колыванские  мастера  наш  Алтайский  край  и  его

богатства  –изумительные камни яшму и порфир.

 

 Конспект занятия по лепке « Вазы из Колыванских самоцветов»

Задачи

Продолжать  учить  работать  с  цветным  пластилином,  предавая  цветом

структуру и расцветку камня.

Закреплять приѐмы намазывания пластилина на картон

Воспитывать гордость за свой край, богатый полезными ископаемыми и

людьми (мастерами камнерезами).

Развивающая: развивать у детей любовь к родному краю, мелкую моторику

Ход  деятельности

Воспитатель

Кварциты, яшмы и порфир

Известны славой на весь мир. 

Из рудников Алтая дети, 

Добыты камни были эти. 

Вазы сделаны из них-

(показ рисунков образцов)

Так и просятся на стих- 

Небывалой красоты,

воплощение мечты,

Душою мастера согреты,

руками и резцом задеты,

До блеска отшлифованы,

Стоят как зачарованы,

Красота родной природы

отразилась в них на годы. 

Во всем свете так и знай, 

Ими славится Алтай!

В. Я предлагаю вам сегодня стать мастерами – камнерезами. Что могут делать такие мастера?( вазы)

- Как из камня получаются необычайной красоты вазы и чаши? ( очищают камень, вытачивают на станках, шлифуют, промываю, покрывают воском, оправляют в бронзу) 

- Для чего такие вазы делали? (для украшения дворцов, парков) 

- Где в Барнауле видели вазы колыванских мастеров? 

Нам с вами архитекторы прислали заказ: для оформления парков нужны вазы из алтайских самоцветов. 

В: Хотя у нас и нет настоящих камней, но мы можем представить себя

Колыванскими мастерами и изготовить изделия очень похожие на настоящие яшмовые  вазы  из  разноцветного  пластилина  и  открыть  свой  музей.  Я приготовила  заготовки  разной  формы.  Вы  уже  знакомы  с  технологией соединения  пластилина  разных  цветов  и  нанесения  его  на  картон.  Как называется этот прием? (намазывание)

В:  Что  нужно  сделать,  чтобы  наши  изделия  были  такими  же  гладкими,

ровными, как у колыванских мастеров?

Д: Хорошо пригладить.

В: Выберите себе вазу, пластилин. Приступайте к работе. (Самостоятельная

работа, индивидуальная работа по факту).

В: Каждой вазе вечером мы сделаем табличку. Оформим так, как должно

быть в настоящем музее.

Далее: самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя индивидуальна. 

Этюды на выражение основных эмоций

П. Синявский « Плачет котик»

— Мяу, мяу, — плачет котик,
Гладит лапкой свой животик.
Он не слушал папу с мамой, мяу,
Он не кушал каши манной, мяу,
И в животике кота
Разболелась пустота.
Мяу, мяу, мяу!

Выразительные движения: туловища согнуто, брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, голова опущена, рука поглаживает живот, рот полуприкрыт.

В. Викторов «Зимняя шутка»

Ведущая:

Катя жалуется маме:

Катя: Не пойму, кто виноват

 - С горки санки едут сами,

 А на горку - не хотят.

Выразительные движения:

 Катя удивлена - рот раскрыт, брови приподняты, руки разведены в стороны.

В. Викторов «Заинька»

 Ведущая: Прыгай, заинька,

Прыгай, беленький...

Зайка прыг, Зайка скок!

Слышен зайкин голосок.

Зайка: Холодно заиньке, Холодно белому!

Как же быть мне зимой?

Замерзает хвостик мой!

Ведущая: Ах ты, наш зайка, Ах, ты, наш беленький!

 Приходи в детский сад, Погости ты у ребят.

Выразительные движения

1) мышцы лица расслаблены, улыбка. Зайка прыгает, испытывает удовольствие;

 2) дети приседают на корточки, сжимаются в комочек, стучат зубами от холода, дрожат;

3) дети испытывают жалость к бедному зайчику. Улыбаются, манят его к себе, галдят по голове, обнимаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Искусство родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения».

Проект«Искусство  родного  края  в  образовательном процессе  дошкольного  учреждения».                     ...

Проект «Духовно – нравственное развитие дошкольников на основе приобщения детей к искусству родного края »

Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношен...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей с народным искусством родного края и изобразительной деятельности Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ МАСТЕРОВ»

laquo;Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетия».М.И. Калинин...

Тематическо-корректурные таблицы по теме недели «Декоративно-прикладное искусство. Искусство родного края» ХВЗ. Краеведение «Народные промыслы Луганщины»

Хочу все знать. Краеведение «Народные промыслы Луганщины»Возраст: старшая группаЦель: закрепить представление о декоративно-прикладном искусстве родного края и его видах; формировать эмоци...

Проект — воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через ознакомление с декоративно-прикладным искусством родного края посредством мини-музея

В последние годы в системе дошкольного образования происходит ряд существенных перемен: обновляется содержание образования и воспитания детей, появляется множество инновационных программ, и тем очевид...