" Родной мой край-Югра"
рабочая программа (старшая группа)

Кирилова Татьяна Григорьевна
Программа по патриотическому воспитанию старших дошкольников
 
 с учётом регионального компонента
 
 «  Родной мой край – Югра!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rodnoy_moy_kray_-_yugra.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное   образовательное учреждение детский сад комбинированного вида « Сказка»

Программа по патриотическому воспитанию старших дошкольников

 с учётом регионального компонента

 «  Родной мой край – Югра!»

                                                     г. Покачи

Содержание

страницы

1

Целевой раздел.                                                                                             Пояснительная записка.                                                                                                          

3

2

Концептуальные основы формирования патриотического воспитания у детей в дошкольном учреждении

5

3

Содержательный      раздел  

6

4

Организационный раздел

9

5

Заключение

 

10

6

Список литературы

11

  1. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Не так давно возникшая, а в последнее время усиливающаяся разобщённость людей, их стремление к «частной», обособленной жизни, участившиеся попытки переписать историю и постоянное равнение на Запад приводят к тому, что у наших людей медленно, но стабильно утрачивается гордость за свою страну, за её великое прошлое.

И поэтому, сегодня одним из важных аспектов воспитательного процесса является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатления. Потому все, что усвоено в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочными, и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Необходимо учитывать, что на каждом возрастном этапе ребенок приобретает важнейшие человеческие качества…

Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно- нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают.

Актуальность проблемы заключается в том, что в последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление компьютерной зависимости, включая жестокие игры. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин.

Поэтому главная задача дошкольного учреждения – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Теоретико-методологическую основу программы составляют:

          Социальный заказ государства на воспитание человека - современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в следующих документах:

- Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования на 2011-2015 годы.

- О приобретении нравственных ценностей, воспитании патриотизма и гражданского становления личности указывается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795

- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Коморава М.А.Васильева,  

Цель программы: 

Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к малой Родине посредством культурно-массовых мероприятий в ДОУ.

Задачи:

  1. Приобщение детей к истокам народной культуры своей страны, своего города
  2. Формирование уважительного толерантного отношения к культуре и традициям народов ханты.
  3. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  4. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  5. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.

Ожидаемый результат

1. Наличие у детей элементарных знаний о своей стране, об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного округа;

2. Сформировано толерантное отношение к культуре и традициям народов ханты.

3. Сформирована  привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

Основные принципы программы.

  1. Принцип научности – использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик проводимых мероприятий направленных на патриотическое воспитание.
  2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности
  3. Принцип последовательности и системности, который обозначает последовательную линейную логику разворачивания содержания образования и движение от частного к сложному.

4. Принцип доступности – использование образовательных технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

 5. Принцип прочности – повторение. Прочность знаний дополняется гибкостью и практичностью.

Отличительной особенностью программы  по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Родной мой край-Югра»» является то, что в ней выделено 3 раздела, включающие в себя организацию работы по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении на основе культурно-массовых мероприятиях. Праздники и игры оставляют яркий эмоциональный след в сознании детей, а также служат нравственному воспитанию старших дошкольников.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине... Родина - это всё: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа».

В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К.Д.  Ушинский («Человек как предмет воспитания»),  С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая («Родной дом»), Е.В.Соловьёва, Л.И.Царенко («Наследие»), О.Л. Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Н.В. Алёшина  («Патриотическое воспитание дошкольников»), Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.

        Базой патриотического воспитания в ДОУ является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки духовно–нравственных патриотических чувств.

Патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы образования.

Работу по патриотическому воспитанию необходимо начинать с организации условий: создание для детей теплой, уютной атмосферы, наличие наглядного и методического материала, игрового оборудования.  Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, доброжелательной обстановкой, пониманием со стороны взрослых. С воспитания чувства привязанности к детскому саду, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству.

                О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. К сожалению, в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны, народам, их традициям.

Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать «обретение родины». Но не следует забывать и о том, что педагог, не будучи патриотом сам, не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине

  1. Содержательный раздел

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Организуя работу по патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях, мы поддерживаем следующие идеи: гуманизация  педагогического процесса на основе развития познавательных способностей детей, формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству.

Базовым этапом  формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребёнком социального опыта жизни и усвоение принятых в обществе норм поведения и взаимоотношений.

Чтобы сохранить у детей интерес к новому материалу, используются следующие подходы и инновационные технологии:

- личностно – ориентированный подход к детям;

- личностно – деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач);

- интегрированная система;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии.

Особое значение для детей дошкольного возраста играют культурно-массовые мероприятия, включающие в себя: праздники, развлечения, досуги, викторины, игровые программы, спортивные состязания, концерты и т.д.

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать...».
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
          Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это является важным фактором эстетического воспитания.

В процессе реализации программы по патриотическому воспитанию старших дошкольников используются: игры – занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в мини-музее детского сада.

Весь комплекс задач по патриотическому воспитанию дошкольников мы разделили на 3 направления:

  • Работа с детьми старшего дошкольного возраста;
  • Работа с педагогами внутри педагогического коллектива;
  • Работа с родителями.

1 направление «Работа с детьми старшего дошкольного возраста»

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном округе, той местности, где они живут. Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, которая осуществляется через область «Художественно-эстетическое развитие».

Работа по патриотическому воспитанию посредством культурно-массовых мероприятий планируется по пяти блокам.

1 блок «Моя Родина — Россия»

Дети получают географические сведения о территории России и ХМАО, знакомятся с их государственными символами: герб, флаг, гимн. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу и гимну России и ХМАО. Дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основы гражданско — патриотических чувств: любовь и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Формы работы с детьми старшего возраста: викторина «Что мы знаем о Родине?», путешествие «Колесо истории», интерактивная игра «Путешествие по родному городу »,     развлечения «День Толерантности», Фестивальные огни дружбы», «День России»«Страна в которой мы живем», «День рождения ХМАО - Югра», познавательно-игровая программа «День единства», «Чтобы быть счастливым, нужно соблюдать закон», утренник – праздник «День Конституции»,  «Мой родной город» и т.д.

2 блок «Моя семья»

Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком - членом семейного сообщества. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет его сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Формы работы с детьми старшего возраста: семейные посиделки «В кругу родной семьи»,    семейный клуб «Мама, папа, я - спортивная семья!», проекты «Моя родословная», «Герб моей семьи», «Такие разные мамы», «С днем рождения Югра», фотовыставки, выставки рисунков: «Моя семья», «Мамы всякие важны,  мамы разные нужны», игровая программа «Детский сад и Я – дружная семья», викторина «Что ты знаешь о своих родителях?», праздник, посвященный Дню Мам и т.д.

3 блок «Культура и традиции»

Дети знакомятся с бытом и традициями России и Ханты-Мансийским автономным округом: гостеприимством, почитанием родителей, самобытностью кухни. Дети продолжают знакомство с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, закличками, праздниками и обрядами, народным декоративно - прикладным искусством. Очень важно сформировать у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учить детей любить и ценить народную мудрость.

Формы работы с детьми старшего возраста: посещение музея, выставок, развлечение «Детские забавы на Руси»,»  выставка детских работ «Диво – дивное» (народные промыслы), интегрированное занятие (музыка и изо)  « Югорские узоры» как элемент декоративно-прикладного искусства»,  развлечение «Вороний праздник» ,  «Легенды народов Севера»   досуг «Медвежьи игрища» и т.д.

4 блок «Родная природа»

Любовь к родной природе — одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сведения о России, её реках, растениях, животном мире, лекарственных травах. У детей воспитывается умение понимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.

Формы работы с детьми старшего возраста: познавательно-игровая программа «Счастливый случай», музыкально-спортивное мероприятие «Нефть – черное золото», развлечение «Богатство тайги», «Путешествие по Югре»    ,   экологический праздник «Что на свете всех милее?», проект по теме: «Формирование здорового образа жизни дошкольников через организацию проектной деятельности. Познавательно-игровая программа «Природа Сибири», создание коллекций природных материалов родного края, посещение краеведческого музея и т.д.

5 блок «Защитники Отечества»

На занятиях по этому блоку детям рассказывают о российской армии, о воинах, которые защищают нашу Родину, Знакомят детей с русскими богатырями, воспетыми в былинах; со знаменитыми российскими полководцами; опираясь на конкретные факты из жизни старейших членов семьи (прадедушек и прабабушек), рассказывают о подвигах русских солдат во время Великой Отечественной Войны. Прививают детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, героизм, трудовой подвиг.

Формы работы с детьми старшего возраста: выставки рисунков «Былинные богатыри», музыкально-спортивное развлечение «Сильны и могучи богатыри славной Руси», целевая программа к памятным местам города, возложение цветов к Вечному огню, праздник «Этих дней не смолкнет слава», встреча с ветераном ВОВ, изготовление подарка для ветерана, создание экспозиции «Никто не забыт, ничто не забыто»     и т.д.

Таким образом,  патриотическое воспитание дошкольников – сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, эффективность которой прослеживается в следующих результатах:

- наличие у детей знаний об истории своей родной страны, ее природных богатствах, социально-экономической значимости;

- возникновение стойкого интереса к народной культуре, традициям и обычаям народов ханты и манси;

- воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России;

- привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей и участие  в образовательном процессе детского сада (совместные проекты, акции, конкурсы, заседания семейного клуба).

- участие детей  и родителей   в конкурсах  по патриотическому воспитанию разного уровня.


2 направление «Работа с педагогами внутри педагогического коллектива»    

В  течение всего учебного года ведется  целенаправленная работа с педагогами по формированию патриотического воспитания. В работе задействованы воспитатели подготовительных групп, педагог по изобразительной деятельности, педагог по физической культуре, музыкальный руководитель. Поскольку работа с детьми по формированию патриотизма не может проводиться педагогами, не обладающими определёнными знаниями, среди воспитателей на начальном этапе, было проведено анкетирование для выявления уровня готовности и возникающих затруднений в организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Для выявления знаний педагогов о национальной культуре была составлена диагностическая карта по определению уровня готовности педагогов к приобщению детей к русской народной и хантыйской культур, которая выявила следующее:

  1. Уровень знаний педагогов о русской народной и хантыйской культур является высоким.
  2. Не все педагоги понимают необходимость приобщения детей к русской национальной и хантыйской культур.

На основе полученных данных, были разработаны формы работы с педагогическими работниками. Основными формами работы по патриотическому воспитанию являются:

  • консультирование воспитателей;
  • педагогический совет;
  • выставки детского творчества;
  • беседы, мастер-классы;
  • викторины, конкурсы, игры;
  • фольклорные праздники, досуги, развлечения.

3 направление «Работа с родителями»  

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Образовательный процесс предполагает вовлеченность семей воспитанников. Старшим членам семьи предоставляется возможность стать участником образовательного процесса в жизнедеятельности дошкольников. В наше время родители имеют много источников для получения информации о воспитании: это педагогическая и психологическая литература, информация с интернета и т.д.

С целью выявления знаний родителей по патриотическому воспитанию, а также повышения заинтересованности в данном вопросе были составлены анкеты.

Родители в ходе анкетирования показали высокий уровень знаний, однако не проявили особого желания знакомить детей с русским героическим эпосом, приобщать к народной культуре. Поэтому информирование, просвещение родителей по этим вопросам – это функция дошкольных учреждений. В течение года велась следующая работа:

  • Анкетирование и опросы;
  • Консультации;  
  • Беседы;
  • Памятки;
  • Рекомендации по вопросам патриотизма;
  • Выставки детских работ: рисунки, поделки;
  • Родительские собрания;
  • Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

III.Организационный раздел

3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение программы:

Помещение

Оборудование

Методическое обеспечение

Музыкальный зал

Аккордеон, музыкальный центр, необходимые музыкальные инструменты,

Ноутбук, мультимедийная установка.

Методическая литература.

Картотеки театрализованных игр.

Картотеки игр направленных на патриотическое воспитание.

Дидактические игры.

Методические рекомендации в соответствии с возрастом детей и др.

Группы дошкольного учреждения

атрибуты для сюжетно-ролевых игр

атрибуты для театрализации

Картотеки игр направленных на патриотическое воспитание.

Методические рекомендации в соответствии с возрастом детей.

Материалы по формированию патриотизма дошкольников.

Кабинет психолога

Сенсорная комната, центр воды и песка. Магнитофон

Методическая литература.

Комплекс игр направленных на снятие психоэмоциональное напряжение.

Картотеки развивающих и коррекционных игр.

Картотеки игр направленных на профилактику дыхания, мелкой моторики.

Отношение, интерес и активность детей в проводимых мероприятиях на начало и конец года показали, что значительно возрос интерес к русской народной культуре и культуре ХМАО, дети стали активнее принимать участие в народных праздниках.

На конец года было проведено повторное анкетирование родителей с целью выявления их заинтересованности в работе по патриотическому воспитанию. Результатом стало то, что родители стали чаще разговаривать с детьми на темы патриотизма, совместно с детьми изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства.

Работа, проведённая с педагогическим коллективом, также принесла свои результаты. Среди педагогов повысился интерес к изучению истории России, русской и хантыйской культуры с детьми старшего дошкольного возраста, это объясняется активным участием педагогов в жизни дошкольного учреждения.

Таким образом, проведенная нами работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, привела к положительным результатам.

IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, необходимо строить свою работу в соответствии с местными условиями и индивидуальными особенностями детей группы. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убеждённости, вдохновения.

Надолго остаются в памяти ребенка только те впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили пережить радость узнавания и сделать собственное открытие.

Воспитать действенную любовь к близким людям, к малой родине, к России возможно только совместными усилиями детского сада и семьи.

Для того чтобы дошкольное учреждение помогло воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Надолго остаются в памяти ребёнка только те впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили пережить радость узнавания и сделать собственное открытие.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников требует от педагога большой личной убежденности, вдохновения. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить страну, свой город, свой народ.

Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители в сложном деле воспитания патриотов.

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного округа.  Думается, это — выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди — всё это в своей работе мы передаём детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Нашим детям есть чем гордиться!

 

V.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
  3. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  4. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб:  Издательский Дом «Литера», 2007.                                                      
  5. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  6. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  7. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России:   подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  8. Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе! Беседы о Второй мировой войне. М.: ГНОМ и Д, 2008.
  9. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  10. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  11. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  12. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"

  Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»

Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...

Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Родничок» "КРАЙ МОЙ РОДНОЙ - ВОХОМСКИЙ" музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад №2 п.Вохма" Попова Наталья Леонидовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 п.Вохма"Вохомского муниципального района Костромской области.Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Род...

"Родной дом-родная деревня"

Конспект НОД образовательной области "Познание"в 2 младшей группе...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...

Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».

    « Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...