Конспект НОД «Мы живем на Южном Урале»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Конспект НОД (Непосредственно-Образовательной Деятельности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_0.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в подготовительной группе

«Мы живем на Южном Урале»

Задачи:

1. Систематизировать и обобщить знания детей о Южном Урале, как о родном крае.

2. Приобщение детей к народным промыслам Южного Урала, через народное искусство , традиции, быта национального характера.

3. Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, трудом жителей родного края. Воспитывать интерес к сказам П.П.Бажова.

Оборудование и материалы: карта, куклы в народных костюмах, макеты русской избы и башкирской юрты, выставка предметов из каслинского литья, краски, кисти, стаканчики для воды, салфетки.

Предварительная работа: заучивание стихотворений на башкирском языке (Дарина, Айрат), чтение башкирских сказок, лепка из пласилина (подсвечники, тарелки, статуэтки и т.д.), рассматривание картин, иллюстраций с изображением природы родного края, знакомство с коллекцией камней-самоцветов.

Методы и приемы: использование художественного слова (стихи), музыкальное сопровождение, беседа, индивидуальная работа, поощрение, сюрпризный момент.

Словарная работа : карта, юрта, изба, национальность, глобус, канделябр.

Ход занятия

Дети входят в зал.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте!

Ребята, отгадайте загадку:

        Дорога есть - ехать нельзя,

        Земля есть - пахать нельзя,

        Луга есть - косить нельзя,

        В реках, морях - воды нет (ответ)
В: Для сегодняшнего занятия я приготовила карту

        На карте мира не найдёшь

        Тот дом в котором ты живёшь.

        И даже улицы родной

        Мы не найдём на карте той.

        Но мы на ней всегда найдём

        Свою страну – наш общий дом.

Ребята, а как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей). Да, действительно Россия. Посмотрите на карту, какая она огромная: здесь есть леса. А каким цветом они обозначены на карте? Моря, а они какого цвета? И реки. А как вы думаете, что обозначено на карте коричневым цветом? (ответы детей)

В нашей стране есть замечательный край. Если посмотреть на карту России, то в самой ее середине можно увидеть широкую коричневую полосу. Это и есть знаменитая каменная страна Урал, Уральские горы. Люди относятся к нему уважительно, с почтением называют «Седой Урал», «Урал-батюшка». А само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «Каменным поясом».

Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в карманах все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан уронил его, и пояс лег через всю землю: от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовались Уральские горы.

Ребята, давайте вспомним , какие народы проживают на территории Южного Урала (ответы детей). Правильно русские, евреи, украинцы, но больше всего проживают татары и башкиры.

У каждого народа свой язык.Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например мордовский, татарский, башкирский, и обязательно русский язык. Потому что русский язык – это государственный язык России. Я предлагаю вам послушать стихотворения на башкирском языке, которые нам подготовили Айрат и Дарина.

АЙРАТ: (РасимаУраксина)

                Богон йома кон етте,

                Олэсэй мэсеткэ китте.

                Йома кон ул бит байрам,

                Эшкэ ойрэнеп барам.

ДАРИНА: Икмэк (РасимаУраксина)

                        Тирмэн яны он тартты,

                        Атай тирмэндэн кайтты.

                        Яны икмэк – яны аш,

                        Алып кайттым уга «баш».

                        Эсэй изэ икмэкте,

                        Хуза минэ илэкте.

                        «Лэп-лэп» килэ илэгем,

                        Илэнем дэ илэнем.

Так же у каждого народа есть свои традиции, праздники. Какие русские народные праздники вы знаете? (пасха - в этот праздник красят яйца, масленица - пекут блины, колядки - ходят по домам и колядуют за угощение). А какие башкирские праздники вы знаете? (ураза байрам, сабантуй)

Рассказ Айрата про праздник сабантуй. Этот праздник проводят каждое лето, после посева в поле…

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: …

Ребята, скажите, чем славится Урал? (ответы детей)

Урал славится богатством и разнообразием полезных ископаемых (руда, золото, асбест, уголь), камнями-самоцветами (александрит, изумруд, аметист, топаз, малахит, агат, яшма, гранит), каслинским художественным литьем из чугуна, мастерами оружейниками художнико-граверами на стали, Бажовскими сказами («Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок», «Горный мастер»), металлургией (черная – чугун, сталь, и цветная – цинк, медь, алюминий, никель).

Давайте послушаем стихотворение, которое подготовила Лера А. Л.Татьяничевой «Гордое имя – Урал».

Найдешь ли прекрасней Уральского края?

Здесь горные реки в ущельях играют.

Здесь горы в зеленых, лохматых уборах,

Прозрачные воды шумят на озёрах.

Здесь золотом, хлебом богата земля.

Кругом самоцветы, железо, руда.

Живут здесь умельцы мастеровые,

Из камня цветы вырезают живые.

Слова здесь не ценят, а ценят дела.

Чтоб дружбою крепла уральцев семья.

Здесь сказы Бажова все помнят и знают.

Рябинка листвою тихонько качает.

Любимый Урал! Недаром ты гордостью Родины стал!

Ребята, давайте представим, что мы с вами мастера чугунного литья. Вылепим подсвечники из пластилина. (Во время лепки звучит мелодия Курая.)

О чем мы сегодня с вами беседовали? (ответы детей)

Что именно вам понравилось, запомнилось?

Для вас, ребята и гости, я приготовила башкирское национальное угощение, которое называется «Чак - чак».

На этом наша встреча окончена.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "История жизни человека нам Южном Урале"

Конспект занятия рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и рассказывает о истории заселения людьми Южного Урала....

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...

1. Конспект занятия «На кого пойти учиться, чтобы на Южном Урале пригодиться…» (07.12.2017)

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе...

Конспект НОД по национально - региональному компоненту "Путешествие по Южному Уралу"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо з...

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Мы живем на Южном Урале»

Систематизировать и обобщить знания детей о Южном Урале, как о родном крае....