ПРОЕКТ мини музей «Русская изба».
проект

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sozdaniya_mini_muzeya_russkaya_izba.doc763.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ « Детский сад комбинированного вида № 27»

        ПРОЕКТ

мини музей «Русская изба».

г. Ачинск

Содержание проекта:

1. Общие положения (название проекта, законодательная часть, региональный компонент)

2. Актуальность выбранной темы

3. Цели и задачи проекта

4. Участники проекта.

5. Сроки реализации проекта.

6. Этапы реализации проекта

7. Обеспечение проекта

8. Оценка результатов проекта. Мониторинг

9. Предполагаемые результаты

Общие положения

Название проекта: Организация деятельности мини музея «Русская изба»

Законодательная часть:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Закон « О музейном фонде РФ и музеях РФ»;

 - Положение о мини музеи «Русская изба» МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27».

Актуальность темы

Человек не знающий и не любящий свою культуру
не уважает культуру других народов.

(Татарская пословица)

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Наша задача передать детям за короткий период детства основы духовных ценностей, которые созданы народом. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, потешки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального поведения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций. Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов. В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура — чужды. У детей старшего дошкольного возраста основным достижением является национальная идентификация, проявляющая в осознанном обозначении национальной принадлежности. Поэтому важно не упустить время. В противном случае процесс национальной идентификации как один из важнейших элементов национального самосознания нивелируется, что может привести впоследствии к закомплексованности, проявлению национальной ущербности, низкому уровню социальной успешности. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и общества обеспечит фундамент для формирования более прочного опыта социокультурной идентификации, толерантности в период перехода к школьному образованию. Одна из важных задач в дошкольном возрасте — приобретение дошколятами элементарных знаний об истории и культуре своего народа.

Одно из  направлений воспитательной работы нашего учреждения — формирование духовности, нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста. Содержание работы реализуется в различных формах: экскурсии, беседы, игры — путешествия, организация кружковой деятельности. Педагогическая практика воспитательной работы последних лет обозначила определенную проблему — недостаточность программно — методического обеспечения для организации кружковой работы по направлению нравственно — патриотического воспитания дошкольников, в частности по приобщению дошкольников к культуре русского народа. Поэтому в нашем учреждении был организован мини музей «Русская изба».

 Основная цель проекта создания мини музея «Русская изба» — приобщение детей дошкольного возраста, к культуре русского  народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.

 Задачи проекта:

- создание условий для восприятия сведений об историческом прошлом и  культуре  русского народа (действенный модуль развивающей предметной среды)

           - приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа.

      - воспитание чувства гордости и уважения к нашим  предкам;

      - знакомство детей с познание быта и традиций русского народа;

 -развитие связной речи детей; обогащение и активизация словаря      

обучение детей свободно мыслить, фантазировать;

- создание возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности для детей;

- воспитание у дошкольников основ музейной культуры;

- развитие познавательного интереса детей.

 

Участники проекта

Администрация, педагоги, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, дети старшей речевой группы, родители.

Сроки реализации проекта

Деятельность мини музея «Русская изба» осуществляется в рамках реализации национально- регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста 1 раза в неделю (пятница) во вторую половину дня по 20 минут. Работа мини-музея «Русская изба» организована согласно календарно-тематическому планированию. Реализация курса обучения дошкольников  рассчитана  на 2 года ( 74 занятия).

Организация и деятельность проекта

Реализация курса обучения дошкольников, по средствам мини музея «Русская изба», предусматривает оптимальное сочетание видов детской деятельности (коммуникативную, игровую, учебную, речевую, двигательную, изобразительную, музыкальную). Изучение каждой темы начинается с просмотра и обсуждения наглядного материала. Дети знакомятся с национальными костюмами, предметами быта, народными изделиями. На занятии используются игровые ситуации, знакомство с легендами, сказками в различных изобразительных и познавательных формах В содержание  занятий включены темы, которые наиболее интересны и доступны дошкольникам: «Одежда», «Жилище», «Фольклор», «Подвижные игры». К темам подобран и систематизирован разнообразный наглядно — иллюстративный материал, подготовлены альбомы, дидактические пособия, оформлены экспонаты для мини-музея: предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы. на Познавательный материал способствует расширению и углублению детских представлений о том, как жили русский народ в разное историческое время. Изучение речевых традиций позволяют в интересной, увлекательной форме закреплять и совершенствовать необходимые при подготовке к школе знания и умения детей: освоение форм общения, формирование звуковой культуры речи. Связующим звеном выстроенной системы работы по ознакомлению с культурой русского народа является познавательная деятельность детей, основанная на естественном интересе детей, направленная на освоение культурного наследия. Содержательной основой работы мини музея «Русская изба» является богатейший познавательно — исторический материал, который разделен на три тематических блока. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре. Наличие блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно — тематическому планированию процесса реализации основных задач. Национально — культурная среда, воздействуя на ребенка, вовлекает его в процесс усвоения содержания этносоциального опыта, через механизмы сочувствия, сопереживания, соучастия. Постепенное введение ребенка в мир национальной культуры (народного костюма, сказок, фольклора), через знакомство с её элементами, которые присутствуют в любой культуре, сравнивая их, определяя особенности помогает детям осознать свое единение с окружающими людьми, развивает чувство общности, помогает испытать совместную радость, удивление по поводу увиденного, услышанного. Эмоционально — выразительные образы эталонного поведения, представленные в произведениях народного творчества помогают ребенку идентифицировать себя с формами поведения героев народных сказок.. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня, длительность занятия 20 −25 минут. Усвоенный материал дети закрепляют в народных играх (подвижные, хороводные, досуговые), играх-драматизациях, в собственном творчестве. Диагностика уровня усвоения материала проводятся два раза в год (сентябрь, май) в форме беседы с использованием иллюстративного материала. Организация и проведение национальных праздников осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями, которые помогают детям узнать о реальных исторических фактах, собрать ознакомительный материал, приобщают детей к выполнению трудовых поручений в домашнем хозяйстве. На наш взгляд знакомство с историей, традициями, бытом, играми одно из важных условий сохранения культуры русского  народа

Обеспечение проекта.

- экспозиция «Русская изба» в старшей речевой группе;  

- альбомы, иллюстрации;

- дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ);

- национальные костюмы;

- аудио, видео материалы;

- методическая, краеведческая литература.

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный
  • практический
  • итоговый

Подготовительный этап реализации проекта включает в себя:

  • подготовку к участию в проекте педагогов, детей, родителей;
  • распределение обязанностей между участниками проекта по созданию мини- музея «Русская изба»;
  • сбор материала по теме

- изготовление оборудования, сбор и группировка экспонатов, изготовление игр и макетов;

- накопление материала по теме (изучение теоретических вопросов по теме, составление календарно-тематического планирования, диагностических карт для выявления уровня освоения детьми пройденного материала)

  • выбор места для экспозиции мини-музея;
  • оформление мини музея.

Практический этап реализации проекта включает в себя:

  • исходная диагностика детей;
  • проведение занятий согласно перспективному планированию;
  • постоянное пополнение мини музея материалами, экспонатами;
  • работа с родителями;

Итоговый этап реализации проекта включает в себя:

  • итоговую диагностику детей и анкетирование родителей;
  • выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете;
  • обобщение и оформление материалов, презентация «Мини музей Русская изба»  

 

Мониторинг

Итоговые задания для определения уровня сформированности  знаний в рамках реализации проекта  мини музея «Русская изба»    у детей 5-6 лет.

Задание 1 «Интерьер избы»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о мебели и убранстве русской избы.  

Материалы:   экспозиция мини музея «Русская изба».

Методы: беседа, экскурсия

Ход проведения: Беседы и рассматривание   экспозиции «Русская изба».

Оценка результатов.

 Высокий уровень (3 балла).

 Ребенок правильно называет предметы мебели и убранства избы. Без труда объясняет  их назначение.  Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о предметах мебели и их назначении.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется назвать предметы мебели и утвари избы. Затрудняется,  постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 2 «Предметы утвари русской избы»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Предварительная работа:  Беседы, занятия

Условия: Экспозиция мини-музей в ДОУ «Русская изба».

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского утвари, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в мини музее « Русская изба». Рассказать о предметах утвари в избе.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы утвари, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название и их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы утвари. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы утвари. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Задание 3. «Народные праздники наших предков»

Цель: Определить уровень знаний о народных праздниках.   Назвать праздники, особенности празднования.  

Предварительная работа:  Беседы

Оборудование: Иллюстрации с изображением народных праздников

Методы: Беседа,  запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на иллюстрацию, назвать праздник и рассказать о нем.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название народного праздника. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает особенности празднования, традиции.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название праздников, но не может объяснить их особенности. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать праздника. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Итоговые задания для определения уровня сформированности  знаний в рамках реализации проекта  мини музея «Русская изба»   у детей 6-7 лет.

Задание 1.  «Национальный костюм »

Цель: Определить уровень сформированности знаний о национальном костюме.  

Предварительная работа: Беседы.

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о национальном костюме.  Спрашивает: как можно описать, в каких цветовых красках можно изобразить русский костюм? Предлагает сыграть в Д/и «Чей костюм» и из всех предложенных найти русский национальный костюм.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно описывает национальный костюм, связно и последовательно рассказывая об особенностях и цветовой гамме. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к костюму. Правильно и самостоятельно выделяет национальный костюм от других костюмов.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к костюмам. Отказывается сыграть в игру «Чей костюм»

Задание 2.  «Русские народные игры »

Цель: Определить уровень сформированности знаний о русских народных играх.  

Предварительная работа: Беседы.

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о народных играх.  Спрашивает: как можно поиграть в эти игры?  Предлагает сыграть в иргу.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно называет народную игру, описывает правила игры и необходимые атрибуты. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эмоциональное  отношение к игре.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эмоционального отношения к игре.

Задание 3 «Личностное отношение к собственным национальным истокам»

Цель: Определить   отношения к собственным национальным истокам. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Как ты думаешь, какой национальности ты?»

- «А кто такие предки?», «Когда они жили?» «Какой национальности они были?»

-«Какие национальные традиции ты знаешь?»

- «Понравилось ли тебе посещать русскую избу?»

-«Что интересного ты узнал, посещая мини музей «Русская изба?»

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из занятий в мини музее «Русская изба». Ребёнок передает настроение, впечатление от занятий и игр и экскурсий..

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.

- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности

- Проявление самостоятельности и творческой активности   в театрализованной деятельности

- Нравственно- патриотические чувства к  истории, культуре, природе родного края

- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини- музее ДОУ)

Воспитатели:

- Разработка конспектов занятий

- Практический материал по всем видам детской деятельности  

Заместитель заведующего по воспитательно –образовательной работе:

- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников

- Разработка анкет для родителей

- Составление перспективного плана работы  

- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта

- Разработка конспектов занятий   досугов и т.п.

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта

Родители:

- Повышение интереса к работе ДОУ

- Активное участие в конкурсах, выставках

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок

Развивающая- предметно-простанственная среда:

Экспозиция мини музей «Русская изба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»

Задачи:Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены....

Проект «Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем ...

"Приобщение дошкольников к истокам русской культуры". Проект Мини-музей "Русская изба"

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- со...

Проект "Традиции русского народа. Мини - музей "Русская изба" с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта формировать представление о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....

Презентация проекта "Традиции русского народа.Музей русская изба"

формирование представление детей о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...