Формирование субъектной родительской позиции в условиях деятельности родительского клуба «Мамина школа» (из опыта работы)
статья

Юсупова Миниса Минатуловна

       Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Всегда нужно помнить, что родители для дошкольника – самые близкие люди. Они влияют на все стороны его развития: физическую, нравственную, этическую и умственную. Сколько бы усилий не было приложено со стороны педагогов и специалистов для воспитания, развития   или коррекции недостатков у детей, без помощи семьи результата не будет.  Деятельность родителей, педагогов и специалистов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом оказать  помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении,  гармонизации детско – родительских отношений.  Для решения перечисленных проблем особенно важным на сегодняшний день видится создание таких организаций для взрослых и детей, где в атмосфере сотрудничества, доверия и взаимоуважения решались бы педагогические и психологические значимые задачи. Решение этих задач, на наш взгляд, возможно с помощью оптимальной и особенно актуальной формы такой организации, как клуб для родителей и детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_subektnoy_roditelskoy_pozitsii.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование субъектной родительской позиции в условиях деятельности родительского клуба «Мамина школа»

(из опыта работы)                                          

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ№ 37

                                                         г. Ачинска

                                                          Красноярского края

Юсупова М.М.

                                                Человечность, сердечность,   отзывчивость – этот моральный иммунитет против зла  приобретается лишь тогда, когда человек в раннем  детстве прошёл школу доброты, школу подлинно человеческих отношений, а этой школой может быть только хорошая семья….  

В.А.Сухомлинский

               

Роль семьи в воспитании  развитии детей дошкольного возраста трудно переоценить, поэтому всегда нужно помнить, что родители для дошкольника – самые близкие люди. Они влияют на все стороны его развития: физическую, нравственную, этическую и умственную. Сколько бы усилий не было приложено со стороны педагогов и специалистов для воспитания,  развития детей, без помощи семьи результата не будет.  Деятельность  родителей, педагогов и специалистов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях,  получить психолого - педагогическую помощь  в понимании индивидуальных особенностей детей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении,  гармонизации детско – родительских отношений.

Так у меня  возникла идея  создания клуба «Мамина школа», в   котором были бы    созданы все  условия для развития зрелой родительской позиции, формирования детско-родительской общности и  гармонизации детско – родительских отношений. Заседания клуба  проходят в   форме   нетрадиционного  общения  с  родителями,  такими, как:  «Круглый  стол», «Семинар – практикум», «Мастер – класс», «Педагогическая игра», детско - родительские  игровые  занятия, обучающие тренинги.            Деятельность и  общение с родителями простроены  на принципах открытости, взаимопонимания и доверии,  интересах и запросах семьи. Родителям  не  навязывается  готовая  точка  зрения;  проблемная  постановка  вопроса  заставляет   их  думать,  искать  собственный  выход  из  сложившейся  ситуации,  опираясь  на  свой  опыт. В  ходе  заседания  большинство родителей находят   ответ, удовлетворяющий всех.  Общение строится   на  основе  диалога -  открыто и искренне, без  критики и оценки партнера по общению, что     позволяет   учесть не только  актуальные потребности родителей, но и  способствует формированию активной родительской позиции.

На мероприятие,  приглашаются родители, которым, на их взгляд, или на взгляд специалиста необходимо получить информацию и освоить практические навыки для работы с ребёнком. Например, мастер – класс ««Сенсорное развитие детей в домашних условиях»» посетили  родители младших групп,  которым необходимо было  пополнить знания по развитию  мелкой моторики и сенсорному развитию детей. Погружение в проблему сенсорного  развития  и развития мелкой моторики у детей, и разговор о важности организации  развивающей среды в домашних условиях проходят ненавязчиво и оптимально по времени, в форме организационно – деятельностных игр с использованием интерактивного метода. Каждый участник делает выводы, вместе получают «обратную связь». А самое, главное – у родителей возникает желание помочь своему ребёнку, появляется умение правильно реагировать на проблему.

 С целью повышения  уровня знаний педагогов и родителей в вопросах адаптации, оказания практической помощи в решении возникающих проблем родителям вновь прибывших детей, в рамках «Маминой школы» провела  круглый стол «Первый раз в детский сад», «Адаптируемся вместе», где родителям предлагаю практические упражнения, в ходе которых они должны были найти способы решения обозначенной проблемы.  Использую  приём «Устами младенца..»,  где родители  обсуждают  письма    от детей,  написанных  с моих  наблюдений и со слов детей,  и переведённых на взрослый язык,  делают выводы и  получают рекомендации, советы. Именно это взаимодействие  позволило родителям осознать, что они нуждаются в помощи и готовы  принимать наши советы.

Для  формирование субьектной   позиции  родителей по вопросам гендерного воспитания   использую  психологическую   игру для родителей "Два взгляда на воспитание ребенка". Родители активно участвуют  в дискуссии «Нужно ли мальчиков и девочек в дошкольном возрасте воспитывать по-разному?». Обмениваются опытом семейного воспитания девочек и мальчиков, обсуждают   вопросы личностного  развития  детей разного пола.

Применение     игрового моделирования  на встречах с родителями,  позволило      родителям  получить  возможность пополнить   арсенал своих воспитательных и игровых  методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком.   Из «зрителей» и «наблюдателей»  родители   становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании.

На каждых  заседаниях  клуба, с помощью   метода   анализа  собственной воспитательной деятельности  сформировалась родительская позиция, позиция    родителя, как педагога.   Родители  научились   смотреть на ситуацию глазами ребёнка, понимать его.            

В  рамках «Маминой школы провожу  тренинговые и игровые   детско – родительские занятия, направленные  на формирование навыков сотрудничества  и взаимодействия  родителей с ребёнком, и гармонизацию детско - родительских отношений.  Участие родителей в совместной деятельности и использование таких технологии, как арттерапия (« рисование вдвоём с мамой»), телесная терапия («Печём пирог»), релаксация,  вызывает у ребенка положительные эмоции,  гордость за свою семью и своих родителей. Следовательно, создаётся детско-взрослая развивающая общность. Оснащение позиции родителя новыми способами действия предоставляет возможность развития личностной зрелости родителя, что, в свою очередь, вносит изменения  в отношения  со своим ребёнком и  педагогами.

На основании опроса, анкетирования, родителей об эффективности родительского  клуба  «Мамина школа» можно выделить наиболее значимые показатели родительской позиции:

- лучшее понимание своего ребёнка, появление нового положительного опыта взаимодействия;

- ощущение эмоциональной близости с ребёнком;

- стремление создать обстановку, в которой удовлетворялись бы  потребности и развивались бы  способности ребёнка;

- позиция активного, непрерывного  участника   в жизни ребёнка;

- исчезла потребность в «хорошем ребенке»;

- родители чувствуют себя «успешными родителями» и полноценными участниками образовательного процесса.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы родительского клуба "Мамина школа" на 2012-2013 год

Примерный план работы клуба на учебный год....

Презентация родительского клуба "Мамина школа"

краткое описание мсистемы работы с детьми перед поступлением в детский сад...

Детско-родительский клуб «Мамина школа »

Третий год жизни – непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Это период превращения бессознательного крохи в активного и самостоятельного деятеля, полноправного члена семьи. А источ...

родительский клуб "Мамина школа"

Всреча в клубе "Мамина школа" на тему "Мы и наши имена"...

родительский клуб "Мамина школа"

Материалы проведения клуба "Мамина школа"...

Занятия педагога-психолога с родителями в РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ - МАМИНА ШКОЛА

В помощь педагогу-психологу для работы с родителями. В материале дается план мероприятий-занятий (последним листом) с родителями во время подготовительного периода к "поступлению" в детский сад. Вводн...