Конспект занятия "Мы ремесленники" с элементами клубного часа
методическая разработка (подготовительная группа)

Дранишникова Ирина Ильинична

Цель: приобщить детей к культуре Кубани.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с особенностями работы гончара, ткача, лозоплетельщика, кузнеца, вышивальщицы, приобщать детей к ручному труду, формировать знания детей о ремеслах Кубани

Развивающие: развивать творческое воображение, мышление, память, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, любовь к малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл remeslenniki.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами клубного часа

«Мы – ремесленники»

Дранишникова Ирина Ильинична

Возраст: подготовительная к школе группа

Цель: приобщить детей к культуре Кубани.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с особенностями работы гончара, ткача, лозоплетельщика, кузнеца, вышивальщицы, приобщать детей к ручному труду, формировать знания детей о ремеслах Кубани

Развивающие: развивать творческое воображение, мышление, память, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, любовь к малой Родине.

Словарная работа:

- активизация: лозоплетельщик, ткач, гончар, кузнец, гончарный круг, ткацкий станок

- обогащение: кросна

Материал и оборудование: ивовые прутья, ножницы, картонные рамки для ткацкого станка, нити, фольга, глина, дощечки, стеки, канва, лоскуты ткани, иголки, пяльца, наперстки, корзина с письмом, материалы для развивающей среды каждой группы: корзины, вазы, коробы, полотенца, рубахи, горшки, игрушки, подковы, картины, иллюстрации.

Ход занятия:

1 Мотивационный этап

В группе стоит плетенная корзина. Дети обращают на нее внимание.

Воспитатель: что это, ребята? (корзина). Чья она? (дети затрудняются ответить). В ней что-нибудь лежит? (письмо). Что будем делать? (прочитаем)

Воспитатель читает письмо:

 «Ремесло — золотой кормилец.

Ремесло не коромысло — плеч не оттянет.

Не просит ремесло хлеба, а само кормит.

Ничем хвалиться, коль все из руки валится.

Ремесло не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает.

С ремеслом весь свет пройдешь — не пропадешь.

Ремесло за плечами не носят, хлеба не просит, а хлеб дает.

Без ремесла как без рук.

Имею ремесло — и на камне хлеб достану»

Воспитатель: ой, это совсем не письмо. Что это, ребята? (пословицы, поговорки). О чем? (о ремесле). А что такое ремесло? (варианты детей). Да, ремесло – это изготовление чего-либо из подручных средств. Что такое подручные средства? А какие вы знаете?

С ремеслом мы разобрались. А вот от кого письмо? Как вы думаете? (варианты детей – от путешественника). Наверное, он знал, что мы сегодня отправимся на экскурсию по детскому саду и подготовил нам сюрприз!

Дети проговаривают правила перемещения по детскому саду.

2 Деятельностный этап

Далее в каждой из групп находятся «мастера своего дела», дети ,заходя в каждую группу, узнают об определенном ремесле.

 Группа № 1, на двери табличка «ГОНЧАР»

В  развивающей среде группы стоят кувшины, тарелки, глиняные игрушки.

«Гончар» приветствует детей: здравствуйте гости дорогие! Я – гончар. Кто-нибудь знает, что это за профессия? (ответы детей). А вы помните, какой самый главный предмет моего ремесла? (гончарный круг)

 Правильно! Гончар – это человек, который изготавливает из глины посуду, игрушки, маленькие скульптуры. Если вы выбрали мою мастерскую, то я могу вам предложить тоже стать гончарами. Вы можете изготовить из глины любое изделие, а потом я передам ваши работы воспитателю.

Группа № 2, на двери табличка «ТКАЧ»

В развивающей среде группы льняные полотенца, русские рубахи и т.д.

«Ткач» приветствует детей: здравствуйте! Знаете ли, кто я? (варианты ответов детей). Я – ткач (или: да, правильно, я – ткач). Какой самый главный инструмент в моей работе? (ткацкий станок).  В старину называли его кросна. Но не только ткацкий станок мне служит. Еще у меня есть прялка. Что можно делать прялкой? (ответы детей).

Ткачество давало материал для одежды, украшения жилища. 

Раз вы пришли ко мне в гости, я могу разрешить вам попробовать соткать небольшое полотно (на картонных шаблонах закреплены нити). «Ткач» показывает как продевать нити, где их закреплять (см.приложение)

Группа № 3, на двери табличка «ВЫШИВАЛЬНОЕ РЕМЕСЛО»

В развивающей среде много вышивок: в пяльцах, рубахи с вышивками, вышитые картины, полотенца, платки.

Детей приветствует «хозяйка»: здравствуйте, мои дорогие гости! Я – хозяйка этого дома. Как вы думаете, чем я люблю заниматься? (вышивать). Как вы это поняли? (ответы детей). Молодцы! На Кубани умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4-5 лет.

Я могу показать как учатся вышивать, хотите?

На лоскутах ткани заранее прорисовывается пунктир, для помощи ребенку прокалывать иголкой ткань в нужном месте. «Хозяйка» показывает «шов вперед иголку»; для усложнения на канве показывается вышивка крестом. После того как, дети попробовали «шов вперед иголку», дети пробуют на канве вышивку крестом.

Группа № 4, на двери табличка «КУЗНЕЦ»

В развивающей среде подковы, иллюстрации казаков с оружием и т.д.

«Кузнец» здоровается с детьми: здравствуйте, маленькие помощники! Знаете ли вы, кто я? (ответы детей). Да, я  кузнец. Делаю много интересного из железа, которое меня слушается. Какой мой самый главный инструмент? (наковальня и  молот).

Это ремесло с давних времен считается очень редким и почетным, но сейчас кузнецы  редко встречаются и некоторые полагают, что кузнецов и вовсе уже не существует. Но это не так!

И вы, мои юные кузнецы можете сами в этом убедиться! Хотите попробовать?

Для данной работы потребуется фольга:

Гравирование – нанесение на фольгу рисунка и выкалывание узора зубочисткой.

Рельефный способ – оборачивание пуговиц, мелких предметов фольгой

Тиснение - отпечатки на фольге монет, пуговиц.

Дети пробуют сминать, разглаживать, делать всевозможные фигуры из фольги.

Девочкам фольгу можно превратить в кольца – скручивая фольгу  в жгутик и оборачивая вокруг пальца, либо в кулоны: оборачивая картон разных форм фольгой.  К кулону прикрепить ниточку.

ГРУППА № 5, на двери табличка «ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ»

В развивающей среде: корзины, вазы, коробы.

Детей встречает «лозоплетельщик»: здравствуйте, дорогие мои гости! А знаете ли вы – кто я такой? (варианты ответов детей). Я – лозоплетельщик. Чем я занимаюсь? (ответы детей). А из чего плету? (ответы детей).

Плетение лозой – старинный народный промысел.

А вы когда-нибудь плели что-нибудь из лозы? Попробовать хотите?

Материал для детей: ивовые прутья и ножницы. «Лозоплетельщик» показывает как плести из прутьев.

3 Рефлексия

После посещения всех групп, дети возвращаются в свою группу, садятся в рефлексивный круг и делятся впечатлениями.

Где вы были? Что делали? Какие ремесла увидели? Что изготавливали у гончара? А у ткача? Как? И т.д.

Выставка детских работ, выполненных на данном занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по Клубному часу

                               Ситуация месяца: «Мальчики и девочки»...

Конспект занятия по Клубному часу

Конспект занятия по Клубному часу                            Ситу...

Конспект занятия по Клубному часу

Конспект занятия по Клубному Часу: «Мы все жители Земного шара». Ситуация месяца - страна «Испания». Подготовила воспитатель подготовительной группы Ким Р.В....

Конспект занятия по Клубному часу

                                     Конспект занятия по Клубному часу...

Клубный час "Лего" - конструирование Организационные проекты "Клубных часов"

Организационные проекты клуба "Лего" - конструирования при реализации технологии "Клубный час"...