Конспекты занятий по автоматизации звуков Р,Рь #Cидим дома# Дистанционное обучение
план-конспект занятия (старшая группа)

Абашева Виктория Витальевна

конспекты занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvukov_r-r.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация

Р, Р'

З А Н Я Т И Е   №  1

ТЕМА: Автоматизация звука Р в слоге - РА – и словах с ним.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Ну-ка, братцы, за работу,

                   Покажи вою охоту.

                   Большаку дрова рубить,

                   Печи все тебе топить.

   А тебе - воду носить,

   А тебе – обед варить,

   А тебе – посуду мыть.

   А потом всем песни петь,

                   Песни петь, да плясать,

                   Наших деток забавлять.

3. Звук Р (длительное произношение громко и тихо).

4. Слоговые ряды: РА – РА – РА.

5. Слова: рак          Рая          работа          ракета

                рама        радость   радуга         ракетка

                рана        радио      раковина

6. Картинный материал: стр. 74.

7. Дома картинки к словам:   рама          ракета          ракушка

                                                  радуга      ракетка        раковина

З А Н Я Т И Е   №  2

ТЕМА: Автоматизация звука Р в слоге – РА - ,

                          словах и фразах с ним.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Раз, два, три, четыре, пять –

                   Вышли пальчики гулять.

                   Раз, два, три, четыре, пять –

                   В домик спрятались опять.

3. Произнеси столько раз слог РА, сколько фишек на столе.

4. Слова и фразы:   нора          барабан          Юра          гитара

                                 гора          баран              Вера         карандаш

                                 кора          муравей         Ира           пирамида

   РА – РА – РА – высокая гора,

   РА – РА – РА – глубокая нора,

   РА – РА – РА – старая кора.

5. Картинный материал: стр. 75 – 76.

6. Игра «Телеграф» деление слов на слоги (упр. 4)

7. Дома картинки к словам:   гора          муравей          карандаш

                                                 барабан    гитара             пирамида

З А Н Я Т И Е   №  3

ТЕМА: Автоматизация звука Р в слоге – РО -,

                               словах и фразах с ним.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Я здороваюсь везде –

                   Дома и на улице.

                   Даже «Здравствуй» - говорю

                   Я соседской курице.

3. Слоги (произносить с выделением ударения)

     РО – РО – РО                          

     РО – РО – РО

     РО – РО – РО

4. Слова и фразы:   рот          роза          урок         ворона          ворота

                             Рома       огород      горох        творог          корова

                                 робот      перо         сорока      пирог            мороз

   Кира идет на урок.

   Ворона и сорока – это птицы.

   Юра и Тамара работают на огороде.

   У Ромы день рождения.

   Юра гонит к воротам корову и барана.

5. Картинный материал: стр. 77 – 79.

6. Игра «Телеграф» деление слов на слоги.

7. Счет от 1 до 5 со словами: роза, перо, ворона.

8. Дома картинки к словам: рот, роза, перо, робот, огород, горох.

   Скороговорка: Тара – тара – тара – ра,

                             Поднимайся, детвора! 

                             Поднимайся, детвора! 

                                 В детский сад идти пора!

З А Н Я Т И Е   №  4

ТЕМА: Автоматизация звука Р в слоге – РУ -,

                           словах и фразах с ним.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Можно пальчики считать:

                   Раз, два, три, четыре, пять.

                   На другой руке опять:

                   Раз, два, три, четыре, пять.

3. Слоги: РУ – РУ – РУ.

4. Слова и фразы:   рука          ружье          рубашка

                                 руки         ручей           рукавицы

                                 рукав       ручка            парус

    Руки моют перед едой.

   Вот рубашка с короткими рукавами.

   Новая рубашка мне впору.

   Шура руки мыл в ручье.

   В ручке новое перо.

   Юра умеет рубить топором.

   Ветер раздувает парус.

5. Картинный материал: стр. 80 – 82.

6. Игра «Запомни, повтори» со словами: рука, ручей, парус, ручка.

7. Дома картинки к словам:     рука          рубашка          парус

                                                   ручей        рукавицы        ручка

З А Н Я Т И Е   №  5

ТЕМА: Автоматизация звука Р в слоге – РЫ -,

                             в словах и фразах с ним.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Во дворе у братца

                   Бегали котята.

                   Испугались щелчка,

                   Разбежались кто куда.

3. Произнеси столько раз слог – РЫ -, сколько ты услышишь хлопков.

4. Слова и фразы:   рыба          рыжик          куры          заборы

                                 рыбак        топоры         горы          помидоры

                                 комары     норы            шары          корыто

   У рыбака в неводе рыба.

   Мы играем в новые игры.

   На дороге рытвины.

   Кира идет на рынок.

   Рая и Рома собирают рыжики.

   У Юры в руках подарок.

5. Картинный материал: стр. 83 – 85.

6. Игра «Запомни, повтори» со словами: рыба, топоры, норы, шары.

7. Игра «Телеграф» деление слов на слоги (упр. 4)

8. Дома картинки к словам: рыба, горы, шары, помидоры.

   Выучить стихотворение «Муравей»

                   Я просил, чтоб муравей,

                   В гости приходил скорей.

                   Муравей ответил: «Да»,

                   Но сейчас он занят.

                   Дом достроит и тогда,

                   И тогда заглянет.

З А Н Я Т И Е   №  6

ТЕМА: Автоматизация звука Р в обратных слогах.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Выйду на крылечко,

                   Вижу я колечко.

                   Я его вместо игрушки

                   Подарить хочу Валюшке.

3. Слоговые ряды: АР – ОР – ИР – ЕР

                                ОР – ИР – ЕР – АР

4. Слова и фразы:   пар          комар          марка          торт

                                 парта      повар           гармонь      порт

                                 парк       карман         морковь      борт

                                 Егор        куртка         абажур         топор

   У каравая румяная корка.

   В парке новая горка.

   Ира покупает сахар.

   Кира сидит на первой парте.

   У Юры оторван карман.

   Роме купят гармонь.

5. Картинный материал: стр. 86 – 87.

6. Игра «1 - 2 – 5» со словами: комар, куртка, марка.

7. Скороговорки: Вечером над озером ходит белый пар –

                              Это рыбы в озере ставят самовар.

   В яркой куртке мухомор гордо сел на косогор,

   Нам не нужен мухомор, не пойдем на косогор.

            (выделение из скороговорок слов со звуком Р)

8. Дома картинки к словам: карман, гармонь, торт, марка, морковь, куртка.

З А Н Я Т И Е   №  7

ТЕМА: Автоматизация звука Р в обратных слогах.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Набухай скорей, бутон,

                   Распусти цветок – пион!.

3. Слоговые ряды: ИР – АР – ЕР – УР.

4. Слова и фразы:    мир          дырка          актер

                                  пир          катер           терка

                                  кефир      веер             пятерка

                                  зефир      шофер          персик

   У Киры первая пятерка.

   У Иры в руках ветка вербы.

   Рая пьет по утрам кефир.

   На конверте марка.

   В кармане дырка.

5. Игра «1 – 2 – 5» со словами: дырка, пятерка, персик.

6. Картинный материал: стр. 88 – 90.

7. Игра «Телеграф» деление слов на слоги – по картинкам.

8. Дома картинки к словам:

           кефир            катер               терка

           зефир             веер                 пятерка

З А Н Я Т И Е   №  8

ТЕМА: Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных (- тра).

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Кот играет на баяне,

                   Зайка наш на барабане.

                   Ну, а Мишка на трубе

                   Поиграть спешит тебе.

                   Если станешь помогать,

                   Будем вместе мы играть.

3. Слоговые ряды: ТРА – ТРО – ТРУ – ТРЫ (произнесение слогов с выделением первого).

4. Слова и фразы:   трава          астра          матрос

                                 трамвай     тропа         утро

                                 трактор      тройка       труба

                                 тетрадь       метро        петрушка

   Юра играет на трубе.

   Рая рвет траву.

   Тропка не видна в траве.

   Дуют ветры.

   Матрос поднимает трап.

   Дядя Рома тракторист.

5. Картинный материал: стр. 96 – 97.

6. Игра «Запомни, повтори» со словами: трава, астра, тройка, метро.

7. Скороговорка: Труба трубит, труба поет,

                              Трубач по городу идет.

8. Дома картинки к словам: трава, астра, труба, тетрадь, тройка, ватрушка.

З А Н Я Т И Е   №  9

ТЕМА: Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных (- дра).

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Дружат в нашей группе

                   Девочки и мальчики.

                   Мы с тобой подружим –

                   Маленькие пальчики.

                   Раз, два, три, четыре, пять

                   Начинай считать опять.

                   Раз, два, три, четыре, пять

                   Мы закончили считать.

3. Слоговые ряды: ДРА – ДРА – ДРА                ДРУ – ДРУ – ДРУ

                                ДРО – ДРО – ДРО                ДРЫ – ДРЫ – ДРЫ

4. Слова и фразы:    драп          пудра          дрогнуть          бедро

                                  драчун      дрова          ведро               друг

                                  подруга    квадрат       дружить          кедры

   Дрова рубят топором.

   У Раи в руках ведро.

   Кедры растут в тайге.

   Моего друга зовут Рома.

   Друзья помогают друг другу.

   Дрозды вьют гнезда.

5. Картинный материал: стр. 98.

6. Определить место звука в слове (по картинному материалу).

7. Дома выучить стихотворение «Телефон»

                   А вчера поутру – кенгуру:

                   - Не это ли квартира Мойдодыра?

                   Я рассердился да как заору:

                   - Нет! Это чужая квартира!

                   - А где Мойдодыра?

                   - Не могу вам сказать,

                   - Позвоните по номеру сто двадцать пять.

З А Н Я Т И Е   №  10

ТЕМА: Автоматизация звука Р в словах со стечением согласных (- пра).

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   На дворе висит замок,

                   Кто его открыть бы смог?

                   Потянули, покрутили, постучали

                   И открыли!

3. Произнеси столько раз слог –ПРА - , сколько палочек на столе.

4. Слова и фразы:   правда        правильно        просто          пружина

                                 прадед        простуда          пробка          прыгать

                                 праздник    продукты         простыня      прыжок

   Надо говорить правду.

   По проводу идет ток.

   Вера прыгает на правой ноге.

   У Юры ивовый прут.

   В магазине продают продукты.

   В пруду много карпов.

5. Картинный материал: стр.

6. Игра «1 – 2 – 5» со словами: пружина, простыня, пробка.

7. Дома картинки к словам:

           пробка        провод          продукты           пружина.

З А Н Я Т И Е   №  11

ТЕМА: Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных (- бра).

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   С веток ягоды снимаю

                    И в лукошко собираю.

                   Ягод полное лукошко –

                   Я попробую немножко.

3. Игра «Запомни, повтори» со слогами: БРА – БРО – БРУ – БРЫ.

4. Слова:   брат          кобра          брошка          брусок

                  братик      зебра           бросить         брусника

                  брать        брови          брусья            бобры

5. Картинный материал: стр. 95.

6. Составь предложения со словами: Брат, кобра, брошка, брови.

7. Хлопнуть в ладошки, если в слове есть звук Р.

8. Дома картинки к словам:

         кобра      брошка       брусника       брови       брусок.

   Дети собирали бруснику.

   Кобра ядовитая змея.

   У Веры темные брови.

   У Иры красивая брошка.

З А Н Я Т И Е   №  12

ТЕМА: Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных (-кра).

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Кулачки мы вместе сложим,

                   Нашим пальчикам поможем

                   Разогнуться и подняться.

                   Пальчик к пальчику прижмем,

                   Снова в кулачки сожмем.

3. Слоговые ряды: КРА – КРО – КРУ – КРЫ

                                КРЫ – КРУ – КРО – КРА

4. Слова и фразы:   краб          кровь          кровать          кружок

                                 кран         крот            круг                крыша

                                 краски      крошки      кружево         крыжовник

   Ира открывает кран.

   Кур кормят крупой.

   В кружке крыжовник.

   Юра красит красками.

   На рукавах красивые кружева.

   Коробка покрыта крышкой.

5. Картинный материал: стр. 99 – 100.

6. Игра «Запомни, повтори» со словами: кран, краски, круг, крот.

7. Игра «Телеграф» деление слов на слоги.

8. Дома картинки к словам: кран, кровать, кружок, краски, кружево, крыжовник.

   Выучит стихотворение «Крот»: К нам во двор пробрался крот,

                                                          Роет землю у ворот.

                                                          Что же надо там кроту?

                                                           Потемнее темноту.

З А Н Я Т И Е   №  13

ТЕМА: Автоматизация звук Р в слогах со стечением согласных (- гра).

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Танюша Наташе секрет рассказала

                   Наташа Марине его прошептала

                   Марина доверила тайну Светлане

                   Светлана открыла секрет Марианне

                   А Марианна историю эту

                   Подружке поведала по секрету.

3. Выдели ударением последний слог:    ГРА – ГРО – ГРУ – ГРЫ

4. Слова и фразы:   град          грабли          гром          грузди

                                 грамм      граница        гроза         грузовик

                                 грач         графин         груша        грузчик

                                 игры        градусник    тигры        грызуны

   Гром грохочет.

   Вера в первой группе.

   Грузчики грузят грузы.

   Грачи прилетают ранней весной.

  Дядя Рома умеет играть в разные игры.

   Мыши и крысы – грызуны.

5. Картинный материал: стр. 101.

6. Игра «1 – 2 - 5» со словами: градусник, груша, грузовик.

7. Заучивание скороговорок: В небе гром, гроза –

                                                  Закрывай глаза.

                                                  Грома нет, трава блестит,

                                                  В небе радуга горит.

8. Дома картинки к словам: грабли, груша, грузовик, графин, грузди, градусник.

З А Н Я Т И Е   №  14

ТЕМА: Автоматизация звука Р' в прямых слогах.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Этот пальчик мой танцует,

                   Этот вот кружок рисует.

                   Этот пальчик ловко скачет

                   Будто легкий, легкий мячик.

                   А мизинчик мой, малышка,

                   Ноготком скребет, как мышка,

                   А большой мой, толстячок,

                   Тот улегся на бочок.

3. Слоговые ряды: РИ – РИ – РИ – РИ – РИ

                                РЯ – РЯ – РЯ – РЯ – РЯ

4. Слова и фразы:    Рита          пузыри          гири          зарядка

                                  Марина     рис                звери        порядок

                                  Ирина       рисунок         моря         нарядный

                                  Боря          фонари          звери        моряк

   Боря будет моряком.

   На дворе рябина.

   Марина, открой двери.

   Юра любит порядок.

   Рита дарит Роме фонарик.

   Варя варит варенье.

5. Картинный материал: стр. 111 – 113.

6. Подбор предметов к признакам: нарядный, нарядная, нарядное

                                                           резиновый, резиновая, резиновое

                                                           горячий, горячая, горячее.

7. Дома: картинки к словам: рисунок, фонари, двери, аквариум, пузыри, рябина.

З А Н Я Т И Е   №  15

ТЕМА: Автоматизация звука Р' в слогах – РЕ, - РЮ и фразах с ним.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Пальчик, пальчик, непоседа.

                   Где ты бегал, где обедал?

                   Я с мизинцем ел калинку,

                   С безымянным ел малинку.

                   Ел со средним – землянику,

                   С указательным – клубнику.

3. Слоговые ряды: РИ – РЯ – РЕ – РЮ.

4. Слова и фразы:   репа          редиска          Сережа          огурец

                                 редька      ресницы         рюкзак           варенье

                                 речка       береза              резинка

                                 ремень     веревка           дерево

   У Бори новый ремень.

   Ирина моет репу и редиску.

   Сережа несет рюкзак.

   Сережа рисует березу.

5. Картинный материал: стр. 114 – 119.

6. Игра «Телеграф» деление слов на слоги (упр. 4)

7. Родственные слова: береза – березка, березонька, березовый, подберезовик, березняк.

8. Дома картинки к словам: репа, ремень, варенье, редиска, речка, береза, ресницы, рюкзак.

   Скороговорка: У моей сестры Марины

                             Щеки словно мандарины,

                             А сама сестра Марина

                             Чуть побольше мандарина.

З А Н Я Т И Е   №  16

ТЕМА: Автоматизация звука Р' в обратных слогах.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                             Вот дедушка,

                             Вот бабушка,

                             Вот папочка,

                             Вот мамочка,

                             Вот деточка моя,

                             А вот и вся семья.

3. Выдели ударением слог – АРЬ –

              АРЬ – ОРЬ – УРЬ – ИРЬ

4. Слова и фразы:   январь          словарь          теперь          зорька

                                 сухарь          глухарь          поверь         борьба

                                 фонарь         пекарь            Игорь           серьги

                                 календарь    снегирь         горько           богатырь

   Ирина, вымой дверь.

   У дома горит фонарь.

   Марина, примерь кофту.

5. Картинный материал: стр. 120 – 121.

6. Подбор признаков и действий:                    снегирь

                                                         красногрудый     перелетает

                                                         замерзший           клюет

7. Игра «1 – 2 – 5» со словами: снегирь, фонарь, пузырь.

8. Дома выучить стихотворение «Снегири»:

                   Снегири, снегири на дворике у двери.

                   Я насыпал за порог гречку, семечки, творог.

                   А когда я вышел в сад, то от них услышал:

                   - Ты добрее всех ребят, молодчина, Гриша!

З А Н Я Т И Е   №  17

ТЕМА: Автоматизация звука Р' в слогах со стечением согласных (- три).

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Наша Маша варила кашу,

                   Кашу сварила, малышей кормила:

                   Этому дала,

                   Этому дала,

                   Этому дала,

                   Этому дала,

                   А этому не дала:

                   Он много шалил

                   Свою тарелку разбил.

3. Слоговые ряды: ТРЕ – ТРИ – ТРЮ – ТРЯ

                                ДРЕ – ДРИ – ДРЮ – ДРЯ

4. Слова и фразы:   три               стрела          матрешка

                                 тридцать     стрелять      дряхлый

                                 треска          тряпка         кудрявый

                                 Андрюша

   Андрей, вытри слезы.

   Вера трясет грушу.

   Рита вытирает дверь тряпкой.

   У меня над кроватью портрет.

   Конь раздувает ноздри.

5. Картинный материал: стр. 124 – 125.

6. Игра «1 – 2 – 5» со словами: матрешка, гриб, погремушка.

7. Игра «Запомни, повтори» со словами: три, стрела, тряпка, матрешка.

8. Дома картинки к словам: тряпка, стрела, кудри, матрешка.

         Как большой сидит Андрюшка

         На ковре перед крыльцом.

         У него в руках игрушка –

         Погремушка с бубенцом.

З А Н Я Т И Е   №  18

ТЕМА: Автоматизация звука Р' в слогах со стечением согласных (- пря, - бря).

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Сидит белка на тележке,

                   Продает она орешки:

                   Лисичке – сестричке,

                   Воробью, синичке,

                   Мишке толстопятому,

                   Заиньке усатому.

3. Скажи столько раз слог - ПРЯ, сколько услышишь хлопков.

4 Слова и фразы:   пряник          прекрасно          брюки

                                Прямо           прическа            бревно

                                Природа       бритва                бригада

                                Приемник    абрикос              фабрика

   Марина покупает пряники.

   Ира прекрасно рисует.

   У Юры новые брюки.

   Ребята играют в прятки.

   Передайте привет нашему брату.

   Мой брат – бригадир.

5. Картинный материал: стр. 121 – 122.

6. Распространение предложений: Пришла зима (к кому?).

                                                           К нам пришла зима (какая?).

                                                           К нам пришла волшебница-зима.

7. Дома картинки к словам: пряник, прическа, брюки, приемник, абрикос, бревно.

З А Н Я Т И Е   №  19

ТЕМА: Автоматизация звука Р' в слогах со стечением согласных (- кре, - гре).

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

                   Идут четыре братца

                   Навстречу пятому.

                   «Здравствуй, Большак!» - говорят.

                   «Здорово, Васька – Указка,

                   Мишка – Середка,

                   Гришка – Сиротка,

                   Да Крошка – Тимошка!»

3. Слоговые ряды: КРЕ – КРЕ – - КРЕ – КРЕ – КРЕ

                                КРЯ – КРЯ – КРЯ – КРЯ – КРЯ

4. Слова и фразы:   крем          криво          греть          грядки

                                 крепко      крючок       гречка        Гриша

                                 крик          крякать       грива         грелка

                                 крикнуть  гребень       гриб           погремушка

   На берегу крякают утки.

   Григорий копает грядки.

   На грядках будет морковь.

   У рыбака на крючке карп.

   В этом году много грибов.

   У петушка красивый гребешок.

5. Картинный материал: стр. 123 – 124.

6. Игра «Запомни, повтори» со словами: крем, крючок, гриб, грелка

7. Игра «Телеграф» деление этих слов на слоги.

8. Дома картинки к словам: крем, гребешок, грядки, крючок, гриб, погремушка.

З А Н Я Т И Е   №  20

ТЕМА: Автоматизация звука Р в текстах.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика:

   Хочешь покатать пальчики на коньках?

3. Выучить стихотворение «Раковина»

                   Я раковину эту в коробке берегу,

                   Она лежала раньше, в песке на берегу.

                   Мой дедушка с Кавказа привез ее с собой,

                   Ее приложишь к уху – а в ней шумит прибой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека по грамматике #Cидим дома# Дистанционное обучение

Задание на самостоятельную работу родителей с детьми в период карантина...

Карточки для автоматизации звуков #Cидим дома# Дистанционное обучение

Картотека карточек по автоматизации звуков для самостоятельной работы родителей с детьми в период карантина...