Главные вкладки

    Комплексы артикуляционных упражнений #Cидим дома# Дистанционное обучение
    материал (старшая группа)

    Абашева Виктория Витальевна

    Комплексы артикуляционных упражнений на звуки

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

             ПОДБОР АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ  

                     ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОВ  «Р»,  «РЬ»

    Артикуляционный уклад. Для произнесения звуков р, р' необходима согласованная работа всех мышц языка. При произнесении Р рот открыт. Губы принимают положение в соответствии с последующим гласным звуком. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам (бугоркам) и вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть спинки языка опущена, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; голосовые связки сомкнуты и колеблются, производя звук. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя сильная, целенаправленная.

       Мягкий звук Р′ отличается от твердого тем, что при его артикуляции средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении [р] твёрдого, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

    Артикуляционные упражнения

       1.  «Качели»

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

    Возможные варианты:

    а) рот открыт, губы в улыбке, широкий край языка поднимается к носу, затем опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы,  нижняя челюсть не двигалась;

    б)  рот открыт, губы в улыбке, широкий край языка поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

    в)  рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;

    г)  рот открыт, широкий край языка просунуть  между  верхними  зубами и губой, а затем между нижними зубами и губой. Следить, чтобы язык как можно больше загибался и не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны;

    д)  рот открыт, губы в улыбке, широким   кончиком  языка дотронуться  до бугорков за верхними резцами, затем за нижними.  Следить,  чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

    е)  рот открыт. Губы в улыбке. Широким   кончиком  языка  дотронуться до бугорков  за нижними  резцами,   затем поднять  язык вверх,   кончиком дотронуться до мягкого нёба. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

       2.   «Достать языком  нос»

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

       Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка поднять к носу, затем опустить к верхней губе.

       3. «Дотянись язычком до подбородка»

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность его кончика, умение им управлять.

       Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык опустить к подбородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и челюсть не двигались.

       4. «Почистим зубки»

    Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

       Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы губы не закрывали зубы, нижняя челюсть не двигалась.

       5. «Маляр»

    Цель: вырабатывать движения языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

       Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка проводить поглаживающие движения по небу (назад - вперед) от резцов в глубину рта и обратно. Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не выходил за пределы рта, губы не закрывали зубы, нижняя челюсть не двигалась.

       6. «Лошадка», «Пощелкай кончиком языка»

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

       Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

       7. «Грибок»

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движения языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

       Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык всей плоскостью прижать к небу (присосать) и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык напоминает тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не закрывали зубы. При повторении упражнения постепенно увеличивается амплитуда движений.

     

      8. «Гармошка»

    Цель: укреплять мышцы языка, удерживать его в вертикальном положении, растягивать подъязычную связку.

       Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижат к небу (спинка языка присасывается). Не отрывая спинку языка, раскрывать и закрывать рот, увеличивая амплитуду движений. Следить, чтобы при открывании рта губы улыбались, оставались неподвижными, язык не провисал, зубы были видны.

       9. «Вкусное варенье», «Оближи варенье»

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать широкий подъем передней части языка.

       Рот открыт, губы в улыбке, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по верхним коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не закрывают зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх, она должна быть неподвижной.

       10.   «Фокус»,  «Снегопад»

    Цель: удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

       Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края и кончик языка приподняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдуть ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не закрывали зубы, ватка летела строго вверх.

       11.   «Останови лошадку»,  «Фырканье»

    Цель: развивать вибрацию кончика языка.

       Широкий распластанный язык просунуть между зубами и дуть на него и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы и язык не напрягались, щёки не раздувались и не вибрировали.

       12.   «Автомат»

    Цель: выработать подъем, гибкость и подвижность кончика языка.

       Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в альвеолы (бугорки) за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося: Т-Т-Т-Т. Сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, а звук Т носил характер четкого удара, «не хлюпал», кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя.

       

       13.   «Барабанщик»

    Цель: выработать подъем языка и точные дифференцированные движения его кончика.

       Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к небу и произносить поочередно отчетливо: Д-Д-Д-Д, затем: ДА-ДЫ. При произнесении слога «да» язык отводится к центру нёба, при произнесении «ды» кончик языка перемещается к бугоркам за верхними резцами.



    Предварительный просмотр:

    Подбор артикуляционных упражнений для шипящих звуков:  Ш Ж Ч Щ

       

       Артикуляция шипящих. При произнесении звука Ш губы округлены и слегка вытянуты вперед (перед последующим гласным а округление минимально, перед ы (и) округление практически сглаживается). Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2—5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или к передней части твердого нёба и образует с ними щель. Передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края «ковшика»), но не касается нёба, а образует с ним щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Задняя часть спинки языка поднимается по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки, образует качественный нёбно-глоточный затвор и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки не напряжены, разомкнуты, голос не образуется. Воздушная струя сильная, теплая, легко ощущается тыльной стороной кисти, поднесенной ко рту.

       При образовании Ж артикуляция сходная с артикуляцией звука Ш, но она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок, производящих голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее, а щель между кончиком языка и твердым нёбом меньше, чем при образовании глухой фонемы Ш.

       Звук Щ в русском языке произносится, как долгий мягкий фрикативный шипящий. При его произнесении губы округлены и выдвинуты вперед рупором, широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов, но ниже, чем при произнесении Ш. Передняя часть спинки языка прогибается, средняя часть приподнимается к твердому нёбу, а задняя часть опущена и продвинута вперед. Язык напряжен, нёбная занавеска поднята, голосовые связки разомкнуты. Сильная воздушная струя проходит через две щели: 1) между средней частью спинки языка и твердым нёбом; 2) между кончиком языка и передними зубами или альвеолами. Образуется сложный шум, более высокий, чем при звуке Ш.

       При произнесении звука Ч губы, как при произнесении всех шипящих, округлены и вытянуты. Звук имеет сложную язычную артикуляцию; он начинается со смычного элемента (как при звуке Т). Кончик языка опушен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам, средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу. Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается кратким щелевым элементом (как при звуке Щ). Граница между взрывным и щелевым (фрикативным) элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как элементы слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки разомкнуты.

       Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

     Артикуляционные упражнения.

       1.  «Лопатка»,   «Блинчик»

       Улыбнуться, на нижнюю губу положить широко распластанный язык. Удерживать его в спокойном состоянии до 5—10 раз. Верхние зубы видны.

    1. «Пирожок»,  желобок, лодочка.

    Цель: укреплять мышцы языка, умение поднимать боковые края языка.

       Рот открыт, губы в улыбке, язык - блинчиком. Боковые края широкого язычка поднимаются вверх, и по его средней продольной линии образуется впадина. В таком положении язычок удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы оставались неподвижными.

       3.   «Качели»,   «Чей пароход гудит лучше»

    а)  Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка,  развивать подвижность и гибкость кончика языка, его точность, дифференцированные движения.

       Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка вставить между верхней губой и верхними зубами, затем опустить между нижней губой и нижними зубами. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

    б)  Цель: вырабатывать умение быстро  менять  артикуляционные  позиции языка, развивать гибкость, дифференцированные движения его кончика.

       Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

       4.   «Маляр».

    Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение произвольно управлять им, выполняя точные, дифференцированные движения.

       Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка производить поглаживающие движения по нёбу (назад - вперед) от резцов в глубину рта и обратно. Следить, чтобы язык не сужался: доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не выходил за пределы рта, губы не закрывали зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

     

        5.   «Грибок».

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

       Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык всей плоскостью прижать к нёбу (присасывается) и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык напоминает тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к твердому нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не закрывали зубы. При повторение необходимо увеличивать амплитуду движений.

       6.   «Гармошка».

    Цель: укреплять мышцы спинки языка, удерживать его в вертикальном положении, обеспечить растяжение подъязычной связки.

       Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижат к нёбу (спинка языка присасывается) и, не отрывая спинку языка, раскрывать и закрывать рот, увеличивая амплитуду движений. Следить, чтобы при открывании рта губы улыбались, оставались неподвижными, язык не провисал, зубы были видны.

       7.   «Оближи варенье».

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, отработать подъем широкой передней части языка.

       Рот открыт, губы в улыбке, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по верхним коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не закрывают зубы, нижняя челюсть неподвижна, она не должна «подсаживать» язык вверх.

       8.   «Чашечка»,  «Ковшик».

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

       Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, его боковые края и кончик приподняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не закрывали зубы, челюсть была неподвижной.

       9.   «Фокус»,  «Снегопад».

    Цель: удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка в заданном направлении.

       Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, его боковые края и кончик приподняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдуть ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не закрывали зубы, ватка летела строго вверх.

    1. «Саночки», «Железная дорога».

    Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать его в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями, прижав их к верхним коренным зубам.

       Рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по верхним коренным зубам. Следить, чтобы  нижняя   челюсть   не двигалась, губы не закрывали зубы.

       11.   «Рупор»

       Язычок   -     чашечкой, зубы сомкнуты, губы напряжены и вытянуты вперёд. Видны два верхних и два нижних резца.

       12.  «Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка ».

    Цель: укреплять круговую мышцу рта, отрабатывать быструю смену положения губ.

       Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков: и—о—у.

    Упражнение выполняется с голосом и без него.

       13.   Упражнение  в   произнесении звуков т'— щ.

       Перед постановкой звука Ч полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков   т' и щ. Это способствует быстрому переключению языка из одного артикуляционного положения в другое, что необходимо для произнесения  звука   Ч.  Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы дети не произносили  тыщ или  тэщ.

       14.   «Горка»,  «Кошка сердится».

    Цель: вырабатывать подъем средне-передней части спинки языка, умение быстро менять положение языка.

       Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимаются до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не закрывали зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

    Примечание: для одного комплекса подбирается от 4 до 8 упражнений в зависимости от возраста ребёнка и его компенсаторных возможностей.



    Предварительный просмотр:

    ПОДБОР АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ

    ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ:  С, С', 3,  3', Ц

       

    Артикуляционный уклад. В норме при произнесении свистящих звуков губы не напряжены, слегка растянуты в улыбку; перед лабиализованными гласными губы округляются. Зубы сближены на 1—2 мм, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в основания нижних резцов, не задевая верхушек зубов. Передняя часть спинки языка широкая, приподнимается к верхним альвеолам и образует с ними щель в форме желобка. Средняя часть спинки языка опущена, посередине ее образуется продольный желобок. Задняя часть незначительно приподнята. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам и образуя узкий проход (круглую щель) вдоль языка по средней линии. Проходя через щель, сильная воздушная струя вызывает свист. Воздушная струя должна быть узкая, холодная, легко ощутимая тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

    Артикуляционные упражнения.

     

     1.    «Массаж язычка».

    Цель: выработать умение, удерживать широко распластанный язычок.

       Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет до 5-10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью бумажки или ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, бумажка (ватка) будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

       2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».

    Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

       Рот открыт, губы в улыбке, широкий передний край языка положить на нижнюю губу, удерживая его в таком положении под счёт до 5—10.

       3.  «Качели».

    Цель: развивать подвижность, гибкость, дифференцированность движений кончика языка.

    а)   широкий   язык  поднять  к  носу, опустить к подбородку;

    б)  широкий язык поднять к верхней губе, опустить к нижней;

    в)   широкий   язык  вставить  между верхними зубами и губой,  затем между нижними;

    г)  широкий язык поднять к верхним зубам, опустить к нижним.

       Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

       При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не закрывали зубы.

       3. «Язык перешагивает через зубки».

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.

       Рот открыт, губы в улыбке, выполнять следующие движения:

    а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

    б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

       4.   «Почистим зубки».

    Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

       Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов, нижняя челюсть не двигалась.

       5.   «Пирожок»,   «Блинчик с вареньем »,  «Трубочка».

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.

       Рот открыт, губы в улыбке, широкий язычок положить на нижнюю губу, боковые края языка приподнять и свернуть в «пирожок».

       Если это упражнение долго не удается, можно помочь себе руками (следить за чистотой рук!).

       6.   «Желобок»,   «Лодочка».

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять подъемом боковых краев языка вверх.

       Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка поднять, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

       7.   «Самосвал».

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.

       Рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков, широкий кончик языка поднимается и опускается, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

       8.   «Горка»,   «Кошка сердится».

    Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

       Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов, спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

       9.   «Катушка».

    Цель: вырабатывать умение прогибать спинку языка, удерживая кончик языка прижатым у нижних зубов (альвеол).

       Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

       10.   «Загони мяч в ворота».

    Цель:   вырабатывать   длительную, сильную,  целенаправленную воздушную струю.

       Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. «Забивать гол» на одном выдохе. Следить, чтобы щеки не надувались, для этого слегка прижать их пальцами.

       11.   «Подуть через трубочку».

    Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную, целенаправленную воздушную струю, выходящую по середине языка.

       Рот открыт, губы в улыбке, язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее в этом положении. Следить, чтобы щеки не надувались.

       12.   «Кто дальше загонит мяч».

    Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную, целенаправленную воздушную струю, идущую по середине языка.

       Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка подняты. Сдуть ватку на противоположный край стола, длительно произнося звук Ф. Постараться «забить» мяч (ватный шарик) в ворота, обозначенные двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, а дети произносили звук Ф так, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

       13.   «Сдуй снежинку».

    Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.

       Рот приоткрыт, губы в улыбке, широкий язык высунут, кончик языка опущен, боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1x1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались, губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук Ф, а не Х.

       14.   «Буря в стакане».

    Цель: направлять воздушную струю по середине языка.

       Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец опускается в стакан с водой (соком, компотом). Дуть через соломинку так, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы оставались неподвижными.

       15.   «Заборчик».

    Цель: укреплять круговую мышцу рта, удерживать губы в улыбке.

       Зубы сомкнуты, губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.

       16.   «Рупор».

    Цель: укреплять круговую мышцу рта, округлять губы и удерживать их в таком положении.

       Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке О. Верхние и нижние резцы видны.

       17.   «Трубочка».

    Цель: укреплять круговую мышцу рта, вытягивать вперед округленные губы.

       Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед (звук У).

       18.  «Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка».

    Цель: укреплять круговую мышцу рта, отработать быструю смену положения губ.

       Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков: И-О-У.

       Перед постановкой звука Ц полезно отработать быстрое переключение языка из одного положения в другое.

       Сначала звуки произносятся медленно, затем темп увеличивается. Звуки произносятся без перерыва: ТС-ТС-ТС. При произнесении ощущается одиночный удар воздушной струи. Контроль осуществляется тыльной стороной ладони. Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.

    Примечание: из напечатанных упражнений выбираются только те, которые необходимы для коррекции конкретного дефектного звука.



    Предварительный просмотр:

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УКЛАДОВ ЗВУКОВ  Р,Р’.

    1. «Качели».

    Цель:  укреплять  мышцы  языка,  вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Варианты:

    а)   Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку (12). Следить, чтобы язык не су жался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

    б)   Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе (7), затем опускается к нижней (8). Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

    в)  Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прикасается к верхним резцам (11), затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;

    г)   Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зубами и губой (9), а затем между нижними зубами и губой (10). Следить, чтобы язык как можно больше загибался и не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны;

    д)  Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними (13, 14). Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

    е)  Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за нижними резцами, затем поднять язык вверх, кончиком дотронуться до мягкого нёба. Следить, чтобы язык не су жался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    2. Достать языком нос.

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

    3. Достать языком подбородок.

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны,

    4. «Язык перешагивает через зубы»

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

    а)  широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

    б)  широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

    При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался,нижняя челюсть и губы были неподвижны.

    5. «Чьи зубы чище»

    Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «по чистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    6, Маляр

    Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    7. «Лошадка»

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).

    8 Грибок

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5- -10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянута подъязычная уздечка - - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно при жаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

    9 «Гармошка».

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опускал языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

    10. Пощелкать кончиком языка. Цель:  укреплять  мышцы  языка,  вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

    11. «Вкусное варенье»

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делал движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят.Губы не натягиваются на зубы, нижняя  челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.

    12. «Болтушка», «Индюк».

    Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким перед ним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    13. «Фокус»

    Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

    14. «Фырканье».

    Цель: развивать вибрацию кончика языка. Широкий расслабленный язык положить между губами, дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

    15. Автомат

    Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги; при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

    16. «Барабан 1»

    Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, посте пенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

    17. «Барабан 2»

    Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и подвижность кончика языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить,чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УКЛАДОВ ЗВУКОВ              

                                С,С’,З,З’,Ц

    1. «Наказать непослушный язычок»

     Цель: выработать умение, расслаблять мышцы языка, удерживать его широко распластанным. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-Ю. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

    2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка» (1,19).

     Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не рас-

    тягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

    3. «Качели».

    Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гиб кость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке, движения языка:

    а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку (12);

    б)  широкий язык поднимается к верхней губе (7), затем опус кается к нижней губе (8);

    в)  широкий язык вставить между верхними зубами и губой (9), затем между нижними зубами и губой (10);

    г)  широкий кончик языка прикасается к верхним резцам (11), затем к нижним;

    д)  широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами (13), затем за верхними (14);

    е)  широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем     - до мягкого При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

    4. «Язык перешагивает через зубы»

     Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

    а)  широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

    б)  широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

    При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

    5. «Почистим зубы»

    Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался останавливался у верхнего края зубов и не

    выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

    6. «Пирожок».

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в «пирожок». Если это упражнение долго не удается, полезно помогать подниманию боковых краев языка губами, надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание по средней линии языка зондом, спицей и т. п.; дети могут помогать себе руками (следить за чистотой рук!).

    7. «Желобок», Лодочка (15).

     Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.неба.

     8. «Самосвал».

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.

     Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков. Широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней десны, за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

    9. «Горка», «киска сердится» (20).

    Цель: вырабатывать подъем спинка языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

     Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

    10. «Катушка» (18).

    Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов. Рот открыт. Губы в улыбке.  Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

    11. Упражнение в произнесение звука и.

    Цель: вырабатывать умение управлять языком. В игровой форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.

    12. «Загнать мяч в ворота».

    Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

    Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном вдохе, не допускам, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

    13. «Подуть через трубочку»

    Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воз душную струю, идущую по середине языка.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.

    14. «Кто дальше загонит мяч».

     Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воз душную струю, идущую по середине языка.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не х, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

    15. «Сдуть снежинку»

    Цель: произносили звук ф, а не х. вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.

    Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кон чик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1x1 см и сдуть его. Следить, чтобы щека не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы

    16. Подуть через соломинку

    «Шторм в стакане»

    Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

    17. «Заборчик»(21).

    Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке. Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. 18.«Рупор»(22).

    Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.

    19. «Трубочка» (23).

    Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы. Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

    20. «Заборчик, рупор, трубочка»(21,22,23).

    Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ. Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

    21. Упражнение в произнесении звуков т-с. 

    Перед постановкой звука ц полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т и с, что способствует быстрому переключению языка из одного положения в другое и необходимо для правильного произнесении звука ц. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается один удар воздушной

    струи (проверять тыльной стороной ладони). Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УКЛАДОВ ЗВУКОВ Л,Л’.

    1. «Наказать непослушный язычок»

     Цель: выработать умение, расслаблять мышцы языка, удерживать его широко распластанным. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-Ю. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

    2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»  

    Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не рас-

    тягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

    3. «Качели 1» (7, 8).

    Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачивать как можно больше. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    4. «Качели 2» (9,10).

    Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, точность его движений. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами, затем между нижней губой и нижними зубами. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны. 

    5. «Качели-3»

    Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    6. «Вкусное варенье»

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делал движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх она должна быть неподвижной.

    7. «Пощелкать кончиком языка»

    Цель: укреплять кончик языка, вырабатывать подъем языка.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка не подворачивался внутрь.

    8. «Беззвучно пощелкать кончиком языка»

    Цель: вырабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать точность движений кончика языка.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались. Кончик языка не должен загибаться внутрь и не должен высовы.

    9. «Индюк».

    Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части. Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким перед ним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    10. «Горка Киска сердится» (20).

    Цель:  укреплять  мышцы  языка,   вырабатывать подъем спинки и корня языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

    11. Упражнения в произнесении звука к (г). Цель:  укреплять  мышцы языка,  вырабатывать подъем языка. Варианты:

    а)   Рот открыт.  Губы в улыбке.  Кончик языка опущен и оттянут назад. Медленно произносить звук к, стараясь задержать выгнутый язык в верхнем положении как можно дольше. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны;

    б) То же, но произносить звук г.

    12. «Катушка»(18).

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка, их подвижность. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными.ваться изо рта. 

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УКЛАДОВ ЗВУКОВ

                           Ш, Ж, Ч, Щ.                       

    1. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка»

    Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

    2. «Пирожок»

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

    3. «Качели»

    Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гиб кость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке, движения языка:

    а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку (12);

    б)  широкий язык поднимается к верхней губе (7), затем опус кается к нижней губе (8);

    в)  широкий язык вставить между верхними зубами и губой (9), затем между нижними зубами и губой (10);

    г.) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам (11), затем к нижним;

    д)  широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами (13), затем за верхними (14);

    е)  широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними резцами, затем   до мягкого нёба.

    4. «Язык перешагивает через зубы»

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять. Рот открыт. Губы в улыбке. Движения а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

    б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

    При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

    5. «Маляр».

    Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

    6. Грибок (24).

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5- -10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянута подъязычная уздечка - - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно при жаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

    7. «Гармошка».

    Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опускал языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

    8. «Вкусное варенье»

    Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делал движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх она должна быть неподвижной.

    9. Чашечка Ковшик (16,17).

    Цель:  укреплять  мышцы  языка,  вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать пол счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

    10. «Фокус».

    Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть

    спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

    11. «Саночки»

    Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен, движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

    12. «Рупор»

    Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.

    13. «Заборчик»       «Рупор»-    «Трубочка»

    (21,22,23). 

    Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ. Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

    14. Упражнение в произнесении звуков т-щ. Перед постановкой звука ч полезно проводить упражнение в поочередном произнесении звуков т и щ. Это способствует бы строму переключению языка из одного положения в другое, что необходимо для произнесения звука ч. Сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы дети не произносили тыщ или тэщ.

    15. «Горка»(20).

    Цель: выработать подъем передне-средней части спинки языка, умение быстро менять положение языка.

    Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека по грамматике #Cидим дома# Дистанционное обучение

    Задание на самостоятельную работу родителей с детьми в период карантина...

    Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников #Cидим дома# Дистанционное обучение

    Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников...