Конспекты занятий по автоматизации звуков С.З.Ц. #Cидим дома# Дистанционное обучение
учебно-методический материал (старшая группа)

Абашева Виктория Витальевна

конспкты занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvukov_s.doc115.5 КБ
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_z.doc90 КБ
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_ts.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Автоматизация звуков  

                            С,  С'

                          Автоматизация С, С'

Занятие 1

Тема: Автоматизация звука С в слоге СА и в словах с этим слогом

  1. Артикуляционная гимнастика

2.  Пальчиковая гимнастика

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов а вот и вся семья, второй рукой охватить весь кулачок.

3. СА-СА-СА – медленно и длительно

4.Произносим столько раз СА – сколько услышим хлопков.

5.Произнесение слов  с длинным выделением звука

  Сад           сани               садик

  Сом          соня                санки

6.Картинный материал: (стр. 7)

7.Дома (картинки к словам сад, сани, сапоги, сахар, салат, самолет).

                                     Занятие 2

Тема: Автоматизация звука С в слоге СА, в словах  и фразах с этим слогом

  1. Артикуляционная гимнастика

  1. Пальчиковая гимнастика (повтор занятие №1).

  1. Произноси ряд слогов, соблюдая ударение

СА-СА-СА'            СА-СА'-СА                СА'-СА-СА

  1. Повторение слов

Сад          садик         лиса

Сам         санки         салат

Сани        салют        сапоги

Саня        оса             сабля

Сахар      коса          самолет

  1. У Сани сад.

Саня идет в сад.

В саду оса.

У самого носа оса.

      6. Игра 1,2 – 5 со словами (сапог, самолет).

      7. Картинный материал (стр. 8,9).

      8. Дома (картинки к словам: салют, оса, коса, сабля, салат, лиса).

                                       Занятие 3

Тема: Автоматизация звука С в слоге СО, в словах  и фразах с этим слогом

1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

  1. Произноси ряд слогов с выделением первого:

СО – СО – СО

  1.  Слова и фразы

Сом        соня        сом            носик

Сок         сода        песок        колосок

Сон        соты        кусок        волосок

В сотах мед.

Песок в совке.

Соль в солонке.

Днем совы не видят.

Соня купи маме соды.

Собаке дали кусок мяса.

      5. Картинный материал (стр. 11-14).

      6.  Игра 1,2 - 5 со словами (носок, колосок)

      7. Дома (картинки к словам: сок, соты, носок, колосок, сода, песок.).

                                        Занятие 4

Тема: Автоматизация звука С в слоге СУ, в словах  и фразах с этим слогом

1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

  1. Повтори:

СА–СА-СА  СО-СО-СО  СУ-СУ-СУ

  1.  Слова и фразы

Сук           суббота          рисунок

Суп           посуда            сухарь

Сумка       сосуд              сугроб

Соне налили супу.

В саду сухой песок.

Несут елку из лесу.

Сосулька упала в сугроб.

Соня рисует самолет.

В субботу соне купят посуду.

      5. Игра: «Запомни и повтори».

           Сумка – суп – сухарь – рисунок

      6.  Определить место звука в слове, по картинному материалу (стр. 14-15)

      7. Дома (картинки к словам: СУМКА, ПОСУДА, РИСУНОК, СУХАРЬ, СОСУД, СУК).

 

                                       Занятие 5

Тема: Автоматизация звука С в слоге СЫ, в словах  и фразах с этим слогом

 1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика:

              «Качели»

  Задрожали ветви елей,

  Мы в восторге от качелей.

  Мы летали вверх и вниз.

  Вместе  с нами веселись.

Упражнения выполняются сначала правой рукой, затем левой, а далее двумя руками. Кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка, согнув пальцы, мягко опускать вниз.

  1. Повтори:

СЫ-СЫ-СЫ

Произнеси столько раз слог СЫ, сколько палочек я положу.

  1.  Слова и фразы

  Сын    осы        классы     косы         косынка

  Сыр    бусы      весы         волосы

  Сыр    усы        носы        косынка

У сома усы.

В саду осы.

Соне купили весы.

У тети Сони новые бусы.

У Сони косынка.

      5. Игра: 1,2 – 5 со словами (коса, косынка).

      6.  Картинный материал (стр. 10-11).

      7. Дома (картинки к словам: сыр, бусы, весы, косынка, осы, усы, волосы, косынка).

 

                                         Занятие 6

Тема: Автоматизация звука С в слоге СА, СО, СУ, СЫ.

 1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика:

            «Качели»

  Задрожали ветви елей,

  Мы в восторге от качелей.

  Мы летали вверх и вниз.

  Вместе  с нами веселись.

   

 Упражнения выполняются сначала правой рукой, затем левой, а далее двумя руками. Кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка, согнув пальцы, мягко опускать вниз.

  1. Запомни и повтори:

СА-СА-СУ       СО-СО-СЫ

СУ-СА-СУ       СЫ-СЫ-СА

  1. Чистоговорка:

 

  СА-СА-СА  - у Сони сад.

  СА-СА-СА – в саду оса.

  СЫ-СЫ-СЫ – у Сони бусы.

  СЫ-СЫ-СЫ – у осы усы

  СУ-СУ-СУ – соня видит осу.

      5. Припоминание изученных слов со звуком С.

      6.  Хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук С в слове.

      7. Дома выучить стихотворение:

Самокат.

Я несусь на самокате

Мимо сосен и берез

Оставляем на асфальте

Самокат следы колес.

Самокат я сам катаю,

Встану сам, сам разгоню,

Ну, а если сам сломаю,

Сам его я починю!

                                              Занятие 7

Тема: Автоматизация звука С в обратных слогах и словах с ним.

 

 1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика:

                «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

 Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого пальца.

  1. Запомни и повтори:

АС-АС-АС            УС-УС-УС

ОС-ОС-ОС            ЕС-ЕС-ЕС

АС-ОС-ЫС-УС

  1. Слова и фразы

  Квас           нос             ус                 ирис

  Бас             поднос       фокус          Борис

  Ананас      матрос       трус             лес

  Класс         голос         рис              нес

Соня пьет квас.

Кто нес поднос?

Соня покупает ананас.

Трус один в лес не пойдет.

Матрос натягивает парус.

Таня любит ирис «Кис-кис».

      5. Картинный материал (стр.16-19).

      6. Чистоговорка:

АС-АС-АС – у нас дома квас

АС-АС-АС – у нас дома ананас

ОС-ОС-ОС – в саду много ос

УС-УС-УС – у Сони кактус

УС-УС-УС – у Сони новый автобус.

    7. Дома картинки к словам (ананас, поднос, лес, нос, ирис, пес).

                                             Занятие 8

Тема: Автоматизация звука С в  слогах со стечением

согласных (-ста).

 1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика:

                   «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого пальца.

  1. Длительное произнесение звука С.
  2. Повтори:

СТА-СТА – стакан

СТО-СТО – тесто

СТУ-СТУ – стук

СТЫ- СТЫ – кусты

      5. Слова и фразы:

Стакан             паста             стук            хвосты

Старик             место            стул            кусты

Капуста            тесто            пастух        мосты

Суп стынет.

Стул стоит у стола.

Купили зубную пасту.

Ставьте стакан на место.

На столе листы бумаги.

На выставке рисунки детей.

Летит стая уток.

    6. Картинный материал (стр. 20-21).

    7. Игра: «Запомни и повтори».

                                      Аист-мост-хвост-куст

  1. Согласование местоимений (мой, моя, мое, мои).

Стакан – мой

Капуста - …

Паста - …

Тесто - …

Стул - …

Хвосты - …

Кусты - …

      9. Дома картинки к словам (стакан, паста, стул, капуста, тесто, кусты).

                                             Занятие 9

Тема: Автоматизация звука С в  слогах со стечением

согласных (-ска).

   1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  Тише, тише не шумите,

  Наших деток не будите,

  Птички станут щебетать,

  Будут пальчики вставать.

    Раскачивать кулачек вверх и вниз, на слово вставать открыть кулак, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять сначала одной рукой, затем второй, в заключении двумя руками.

  1. Повтори:

                               СКА-СКО-СКУ-СКУ

        4.  Слова и фразы:

Маска              скорлупа        киска

Каска             сковорода           миска

Скамейка      скука                    воск

Сказка           скулы                  киоск

Скамейка стоит в саду.

Суп налили в миску.

Солдат в каске.

В миске вкусный суп

У Сони маска.

Соня искусана осами.

Сане купили маску.

Он сказал: «Спасибо».

    5. Картинный материал (стр. 22-23).

    6. Именительный падеж имен существительных

Миска – миски

Каска - …

Маска - ...

Скамейка - …

7. Дома картинки к словам (маска, скамейка, сковорода, каска, скорлупа, киоск).

8. Выучить:

Киска, киска, где твоя миска?

Ест киска суп из миски:

Сыта киска – пуста миска.

                                            Занятие 10

Тема: Автоматизация звука С в  слогах со стечением

согласных.

   1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

 Тише, тише не шумите,

  Наших деток не будите,

  Птички станут щебетать,

  Будут пальчики вставать.

     Раскачивать кулачек вверх и вниз, на слово вставать открыть кулак, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять сначала одной рукой, затем второй, в заключении двумя руками.

  1. Запомни и повтори:

                                Спуск – спутник – весна – сосна.

  1. Проговаривание чистоговорок:

Мы видим на суку совят.

Совята вместе тут сидят.

Когда не спят, они едят.

Когда едят, они не спят.

  1. Выделение слов со звуком С из чистоговорки.

  1. Игра: «1,2 – 5» со словами сова, совята.

  1. Дома (картинки к словам: спутник, сноп, сосна, весна).

  Весной ясные дни.

Слава снова влез на сосну.

Высоко на скале две сосны.

                                                 Занятие 11

Тема: Автоматизация звука С в  прямых слогах (-ся, сю, си, се).

   

   1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Идут четыре братца

Навстречу пятому:

-Здравствуй, Большак – говорят.

Здорово, Васька, указка,

Мишка – середка.

Гришка – сиротка.

Да крошка Тимошка!

  1. Повтори:

СЯ-СЯ-СЯ           СЮ-СЮ-СЮ

СЕ-СЕ-СЕ            СИ-СИ-СИ

    Произнеси столько раз слог СИ, сколько раз я хлопну в ладоши

  1. Повтори:

Сито                   сети                  сосед

Сима                  Сева                  гусята

Сирень               сено                  лисята

Гуси                   семь                  песенка

Такси                 сестра               синий

Сима и Вася едут на такси.

Сегодня дома вся семья.

Дядя Сеня косит косой.

Сема покупает сосиски.

Снова наступают весенние дни.

  1. Картинный материал (стр. 39-42).

  1. Запомни и повтори,  слова.

                             Сито – сени – гуси – такси.

  1. Словообразование по образцу относительных прилагательных:

              Осень – осенний день (лист, погода, небо).

  1. Картинки к словам (сито, сирень, такси, васильки, велосипед, сено).

Выучить: Мы сидим на лесенке,

                 И поем мы песенки.

                 Все поют, и я пою

                 Песню новую свою.

                                     Занятие 12

Тема: Автоматизация звука С' в  обратных слогах.

   

    1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Идут четыре братца

Навстречу пятому:

-Здравствуй, Большак – говорят.

Здорово, Васька, указка,

Мишка – середка.

Гришка – сиротка.

Да крошка Тимошка!

  1. Повтори слоговой ряд:

                      АСЬ-ОСЬ-УСЬ-ИСЬ

  1. Слова и фразы:

Карась              авоська           берегись

Крась                письма            одеваюсь

Гусь                  Васька            умываюсь

Весь                  торопись        боюсь

Карась на сковородке.

Лось стоит у кустов.

Я мчусь на санках.

Под мостиком гусь и гусыня.

Повесь костюм на место.

Саня, покрась флаг красной краской.

  1. Картинный материал (стр. 43-44)

  1. Игра: «Договори слово»

     Дети произносят слог СИ, взрослый договаривает слово. Дети произносят слово полностью.

СИ (рень)             СИ (то)            СИ (ница)

СИ (роп)               СИ (ла)            СИ (бирь)

СИ (няк)               СИ (ма)           СИ (ний)

СИ (фон)

7. Дома картинки к словам (карась, гусь, письмо, сирень)

                                       Занятие 13

Тема: Автоматизация звука С' в   слогах со стечением согласных.

 

     1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

 Хочешь покатать пальчики на коньках?

Мизинцем правой руки проскользни вверх по мизинцу левой руки. И так всеми пальчиками по порядку. Потом всеми пальцами левой руки одновременно проскользни по пальцам правой руки и наоборот.

  1. Повтори слоговой ряд:

                                 СВИ-СВЕ-СВЯ-СВЮ

  1. Слова и фразы:

Света         пески           миски             сметана

Свет           носки           свинка            смелый

Свисток     маски           смех               Степан

У нас сегодня гости.

На Степе новый костюм.

Степа свистит в свисток.

Все спят в темноте, а сова не спит.

В саду по всюду много снега.

Соня спит и видит сон.

  1. Картинный материал (стр. 45-46)

  1. Игра: «Запомни и повтори»

                           Свет-свисток-смех-сметана

7. Заучивание чистоговорки

Вместе с мамой я встаю

Сам постель свою стелю.

Умываюсь, одеваюсь,

С мамой в детский сад иду.

8. Дома картинки к словам (свитер, свекла, сливы, свисток, костюм, носки).

                                           Занятие 14,15

Тема: Автоматизация звука С' С в   текстах

 

  1. «Где сметана?»

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану.

А когда настал обед

Кот сидит – сметаны нет!

Помогите-ка Степану,

Поищите с ним сметану!

  1. «Тень на снегу»

Лег сугробом белый снег,

На сугробе синий след

Будто кто-то в синьке

Выпачкал ботинки

А за домом на снегу-

Синий домик на боку

А из синих труб на них

Вьется струйкой синий дым.

  1. «Новоселье»

Какое повсюду веселье!

Сегодня у птиц новоселье

Весенние песни свои

Не только поют соловьи.

Глядите, веселые ели

За ветки взялись и запели

И дуб, и сосну вековую

Осанка зовет, в плясовую.

               

               



Предварительный просмотр:

                    Автоматизация

                       

                               З, З'

                                        Занятие 1

Тема: Автоматизация звука З в   слоге ЗА и словах с ним.

     1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – ура!

В детский сад идти пара!

        Поочередно сгибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Большим пальцем касаться всех остальных, с восклицанием «Ура» кулак разжать.

  1. Произнести столько раз слог ЗА, сколько услышишь хлопков.

  1. Произнеси слова с длительным произнесением звука З:

  Зайка         завод          загадка             роза

  Закат         замок          ваза                  мозаика

  Запах        забава         Лиза                  глаза

  Коза         завтра          вокзал               гроза

Лиза умеет вязать.

Детям загадывают загадки.

Папа идет на завод.

Дом закрыт на замок.

Роза завяла.

Не забудь замкнуть дверь.

  1. Дома картинки к словам (замок, забор, закат, ваза, роза, глаза).

  1. Картинный материал (стр. 59-61)

                                           Занятие 2

Тема: Автоматизация звука З в   слоге ЗО и словах с ним.

     

      1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

           Большой палец встал один,

           Указательный, за ним.

 Средний будет безымянный,

 Тот поднял мизинчик малый.

 Встали братья все – ура!

 На работу им пора.

       Большим пальцем касаться всех остальных, с восклицанием «Ура» кулак разжать.

  1. Произнести  слог ЗО, с выделением первого.

                                          ЗО-ЗО-ЗО

  1. Слова и фразы:

Зоя               зорька             газон

Зонтик         глазок              бизон

Зов

Зою зовут домой.

В зоопарке мы видели зубра.

Зоя забыла зонтик у Лизы.

Вова Зорин будет водолазом.

  1. Картинный материал (стр. 63)

  1. Игра «1,2 – 5» со словами зонт, роза, замок

  1. Дома (выучить чистоговорку)

ЗА-ЗА-ЗА – у Зой коза,

ЗО-ЗО-ЗО – у Зои зонт,

ЗУ-ЗУ-ЗУ – Зоя под зонтом пасет козу,

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – у Зои нет ни зонта, ни козы.

                                             Занятие 3

Тема: Автоматизация звука З в слоге ЗУ, в словах  и фразах с этим слогом

  1.  Артикуляционная гимнастика.

     2.   Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – ура!

В детский сад идти пара!

      Поочередно сгибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Большим пальцем касаться всех остальных, с восклицанием «Ура» кулак разжать.

Большой палец встал один,

           Указательный, за ним.

Средний будет безымянный,

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братья все – ура!

На работу им пора.

   3.Произноси столько раз слог ЗУ, сколько фишек на столе.

                                  ЗУ-ЗУ-ЗУ

  4. Произнеси слова и составь с ними предложения:

                                         Зубы, зубр

      5. Картинный материал (стр. 64)

      6.  Употребление предлогов (за, из-за, из-под), упражнение с деформированной фразой

   Зайка куст сидит за

   Зайка куст выглянуть из-за

   Зайка куст вылезть из-за

      7. Дома выучить стихотворение:

Зайка не спит. Зою зовет,

Зайке коза спать не дает.

 Возьмите козу, замкните козу,

                                         И заинька мой заснет в тазу.

                                                 Зайка зевнет и Зоя зевнет

                                                   Зайка заснет и Зоя заснет.

                                            Занятие 4

Тема: Автоматизация звука З в слоге ЗЫ, в словах  и фразах с этим слогом

1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Ну-ка братцы за работу.

Покажи свою охоту.

Большаку – дрова рубить,

Печи все тебе топить.

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

  Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. В конце энергично шевелить ими.

  1. Произнесение слогов, соблюдая ударение

 ЗЫ'-ЗЫ-ЗЫ             ЗЫ-ЗЫ'-ЗЫ

 ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ'

  1. Слова и фразы

 Арбузы             вазы             язык

 Розы                 березы         пузырь

 Козы                тазы             музыка

У Лизы в ноге 2 занозы.

Зою никогда не наказывают.

Зоя любит музыку.

На возу арбузы.

У Лизы болят зубы.

      5. Картинный материал (стр. 62-63).

      6.  Взрослый начинает слово, а ребенок добавляет слог ЗЫ

 Моро(зы)                 арбу(зы)        зано(зы)

 гро(зы)                     бере(зы)        сле(зы)

      7. Дома (картинки к словам: зонтик, зубы, язык, розы, арбузы, тазы).

 

                                         Занятие 5

Тема: Автоматизация звука З в слогах со стечением согласных

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика:

  Раз, два, три, четыре, пять

  Вышли пальчики гулять.

  Раз, два, три, четыре, пять

  В домик спрятались опять.

  1. Запомни и повтори:

ЗНА-ЗНО-ЗНЫ-ЗНУ

ЗДА-ЗДО-ЗДЫ-ЗДУ

  1. Слова и фразы

  Знать           грозный              серьезный                   звонок

  Знания         звать                     звонкий                       здание

  Знамя           звук                     звезда                          воздух

  Знакомый    зной                    звездолет                    гнездо

На здании знамя.

Воздух в лесу полезен для здоровья.

Дрозды вьют гнезда.

Никогда не опаздывай на занятия.

Звонит звонок.

Зою позвали домой.

      5.  Картинный материал (стр. 64-65).

      6. Добавить к словам слог ЗА и произнести слово:

          Звонить – зазвонить

          Звучать - …

          Звенеть - …

          Звать - …

      7. Дома (картинки к словам: знамя, звезда, здания, гнездо).

                                      Занятие 6

Тема: Автоматизация звука З' в слоге ЗЯ, ЗИ, ЗЕ, ЗЮ.

 1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика:

       «Пальчики здороваются»

Пальцы поочередно соединяются в кольцо.

 Я здороваюсь везде –

 Дома и на улице.

 Даже, «здравствуй!» говорю

 Я соседской курице.

  1. Выделить ударением слог ЗИ

  ЗЯ-ЗИ-ЗЕ-ЗЕ                ЗЕ-ЗЮ-ЗИ-ЗЯ

  ЗЮ-ЗЕ-ЗЯ-ЗИ

  1. Слова:

  Газета           зелень             зерно

  Земляника    нельзя             зернышко

  Вазелин        магазин           изюм

  Зина              зима                корзина

  Зебра            резина             зеркало

      5. Преобразование предложений по образцу

У Зины газета. – Это Зинина газета.

У Зины земляника. - …

У Зины корзина. - …

У Зины изюм. - …

      6.  Картинный материал (стр. 66-68)

      7. Запомни и повтори:

                                    Газета – земляника – вазелин – изюм

       8. Дома картинки к словам (газета, земляника, вазелин, корзина, изюм, зеркало)

                                     Занятие 7

Тема: Автоматизация звука З' в прямых слогах.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика:

Можно пальчики считать

Раз, два, три, четыре, пять

На другой руке опять

Раз, два, три, четыре, пять.

  1. Произнеси столько раз слог ЗЯ, сколько палочек на столе

  1. Запомни и повтори:

                     Зеркало – корзина – обезьяна - изюм

  1. Упражнение в согласовании прилагательных зеленый, зеленая, зеленые с существительными:

 Банан – зеленый

Лист - …

Пальто - …

Скамейка - …

Змея - …

Яблоко - …

Кузнечик - …

Земляника - …

Дерево - …

Листва - …

      6. Звуко – слоговой анализ слов:

                                                                   Зима, корзина

7.Дома выучить стихотворение «Зеленая песенка».

В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок земляники несу

Зеленая ветка под елью не спит,

Зеленая музыка где-то звенит.

Зеленый кузнечик в зеленой листве,

Поет он зеленую песенку мне.

                                      Занятие 8

Тема: Автоматизация звука З' в  слогах со стечением

согласных.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика:

        Во дворе у брата

Бегали котята,
                      Испугались щелчка

Разбежались кто куда.

             Выполнять щелчки поочередно каждым пальцем.

  1. Повтори слоговые ряды:

                                             ЗНЯ-ЗНЕ-ЗНЮ-ЗНИ

       4. Слова и фразы:

Здесь            змея               кузнец              звери

Гвозди         змей               проказник        звенеть

Гвоздика     Кузьма           болезни            звезда

Зина возьми газету.

Змея ползет по земле.

У змеи длинный язык

Дети запускают змея.

Зеленеют грозди винограда.

В зоопарке много зверей.

Зверей нельзя дразнить.

    5. Повторение стихотворения «Зеленая песенка».

    6. Согласование прилагательных зимний, зимняя, зимнее с существительными.

Костюм – зимний

Пальто - …

Одежда - …

День - …

Погода - …

Сказка - …

Небо -…

Вьюга - …

Солнце - …

Метель - …

Ветер - …

  1. Картинный материал (стр. 69)
  2. Дома картинки к словам (гвозди, змея, звезда, гвоздики, змей).

Выучить: Зябнет нос, идет зима.

                 В зимней сказке лес, дома,

                 Все поземкой заметет

                 Землю, степи и завод

                                    Занятие 9

Тема: Дифференциация звуков С-З

   1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

  Оса села на цветок

  Пьет она душистый сок (указательный палец)

  Покажи уменье другу,

  Покружись как ты по кругу

большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения)

  1. Слоговые ряды

СА-СА-ЗА     ЗА-СА-ЗА

СА-ЗА-ЗА      ЗА-СА-СА

  1. Преобразование слов. Игра «Наоборот»

Зоя – соя

Зуб - …

Коза - …

Лиза - …

Зайка - …

  1. Картинный материал (стр. 75-79)

  1. Преобразование предложений с притяжательными прилагательными по образцу.

        У Зои зонт. – Это Зоин зонт.

        У Сони капуста. - …

   (собака, замок, ваза, зонт, сумка, носки, коляска, коза)

         7. Дома составить предложения из упражнения 6.

 

                                        Занятие 10

Тема: Дифференциация звуков С-З

    1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Выйду на крылечко,

Вынесу колечко.

Я его вместо игрушки

Подарить хочу Ванюшке.

   Соединять поочередно пальцы в кольцо.

  1. Звуки С-З, попеременное произнесение.

  1. Слова и фразы:

Засуха                         записать                   слезы

Засов                           сказать                     записка

Занавеска                   сказка                       застегнуть

Засыпать                    заставить                  заснуть

Написать записку

Заснуть в саду

Висит замок

Замазать замазкой

Возить коляску

Сказать слово

Засыпать песком

Сизый голубь

  1. Игра «1,2 – 5» со словосочетаниями

                         Знакомая сказка, висячий замок

  1. Дома картинки к словам (засов, занавеска, слезы, висит замок)

                                         Занятие 11

Тема: Дифференциация звуков С'-З'

   

   1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Пальчик, пальчик непоседа,

Где ты бегал, где обедал?

Я с мизинцем ел калинку,

С безымянным ел малинку.

Ел со средним землянику,

С указательным клубнику.

3. Слоговые ряды

СЯ-СЯ-ЗЯ                   ЗЯ-ЗЯ-СЯ

СЯ-ЗЯ-ЗЯ                    ЗЯ-СЯ-СЯ

  1. Игра «Наоборот»

ЗЯ-ЗЯ-СЯ-СЯ

ЗЕ-ЗЕ-СЕ-СЕ

ЗЮ-ЗЮ-…

ЗИ-ЗИ-…

  1. Группировка картинок – игра «Подарим картинки»

                                 Симе                    Зине

(листья, снеговик, апельсин, магазин, газета, василек, гусь, письмо, земляника)

  1. Упражнения в употреблении притяжательных прилагательных:  

              Симин, Симино, Зинин, Зинина – с картинками из

                                                                                            упражнения 5.

  1. Повторение четверостишия «Зима»

                 Зябнет нос, идет зима.

                 В зимней сказке лес, дома,

                 Все поземкой заметет

                 Землю, степи и завод.

Выделение из него слов со звуками С,З.

                                            Занятие 12

Тема: Дифференциация звуков З'-З в текстах

   1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья.

  1. «Над заводью зеленой»

Как над заводью зеленой

Поднялась звезда.

Пил из заводи лосенок –

Вкусная вода!

И река весной звенела

Только для него,

И звезда не пожалела

Света своего.

И была лосиха рада

Стоя под сосной

Вольно веяло прохладой

С заводи речной.



Предварительный просмотр:

 

                          Автоматизация

 

                         Ц

                                              Занятие 1

Тема: Автоматизация звука Ц в   обратных слогах.

     

     1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Маленький мизинчик

Плачет, плачет, плачет:

Безымянный не поймет,

Что все это значит?

Средний пальчик очень важный

Не желает слушать.

Указательный спросил:

- Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом

Тащит риса ложку,

Говорит

- Не надо плакать,

На, поешь немножко.

  1. Слоги:

АЦ-АЦ-АЦ                         УЦ-УЦ-УЦ

ОЦ-ОЦ-ОЦ                          ИЦ-ИЦ-ИЦ

  1. Слова и фразы:

Матрац                     боец                    птенец

Заяц                          беглец                 продавец

Месяц                       отец                    танец

Конец                       певец                  китаец

В гнезде, наконец, появился птенец.

Этот птенец не летает.

  1. Картинный материал (стр.82-84)

  1. Дома картинки к словам (матрац, месяц, заяц, птенец).

                                   Занятие 2

Тема: Автоматизация звука Ц в  обратных слогах.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок – пион!

  1. Произнеси столько раз слог АЦ, сколько услышишь хлопков.

  1. Слова и фразы:

Индеец           удалец           колодец                кузнец

Дворец           танец             молодец                пловец

Палец             леденец         огурец                   мизинец

Заяц сидит под кустом.

У Сани отец – певец.

Певец исполняет веселую песню.

Наконец Васе доли леденец.

Собака кусает за палец.

  1. Игра «Запомни и повтори»

                              Отец – кузнец – певец – заяц

  1. Картинный материал (стр. 82-84).

  1. Дома картинки к словам (дворец, леденец, огурец, палец, колодец)

                                         Занятие 3

Тема: Автоматизация звука Ц с прямым слогом ЦА.

 

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Кот играет на баяне,

Зайка наш – на  барабане.

Ну а Мишка на трубе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

   Имитируем игру на разных музыкальных инструментах.

  1. Слоги

ЦА'-ЦА-ЦА       ЦА-ЦА'-ЦА       ЦА-ЦА-ЦА'

Произносим меняя ударение

  1. Слова

Птица            улица              страница                  пуговица

Куница         мельница         певица                     синица

Лисица         мыльница        теплица                    спица

  1. Картинный материал (стр. 85-87).

  1. Игра «Запомни и повтори»

                     Птица  - лисица – певица – больница

  1. Игра «Доскажи словечко» прибавляем слог ЦА

Лукови..

Певи..

Умни..

Грани..

Пшени..

Пятни..

  1. Дома картинки к словам (мельница, пуговица, теплица, луковица, рукавица, граница).

                                             Занятие 4

Тема: Автоматизация звука Ц с прямым слогом ЦЫ.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

    Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

  Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

        Раз, два, три, четыре, пять

   Начинай считать опять.

       Раз, два, три, четыре, пять

 Мы закончили считать.

  1. Выдели ударением слог ЦЫ

ЦА-ЦА-ЦЫ                 ЦА-ЦЫ-ЦА

ЦЫ-ЦА-ЦА

  1. Слова и фразы:

Цыпленок            цыганка               милиция

Улицы                  ножницы             акация

Пальцы                рукавицы             спицы

Цветет акация.

Цыплята клюют яйцо.

На блюдце леденцы.

В цветнике цветут цветы.

5. Картинный материал (стр. 88-89).

6. Игра «1,2 – 5» со словами: цыпленок, ножницы.

7. Дома картинки к словам (цыпленок, ножницы, рукавицы, цифра).

                                                Занятие 5

Тема: Автоматизация звука Ц в словах с  прямым слогом ЦО, ЦЕ.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Пальчиковая гимнастика.

На двери весит замок,

Кто его открыть бы смог?

Потянули,

Покрутили,

Постучали

И открыли!

3. Игра «Запомни и повтори»

                                     ЦА-ЦО-ЦЫ-ЦУ

4.Слова и фразы:

Яйцо           письмецо                  платьице

Лицо           цель                           блюдце

Кольцо        цепь                          концерт

Крыльцо     цена                           целый

На улице больница.

На блюдце леденцы.

У мамы на  пальце кольцо.

Певец поет на концерте.

  1. Картинный материал (стр. 87-90).
  2. словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Тело – тельце

Дело – дельце

Сало - …

Мыло - …

Пальто - …

Здание - …

Письмо - …

Задание - …

  1. Дома выучить потешку «Цыплятки»

 Цып –цып – цып! Цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы

Вот бегут цыплятки –

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце –

Все они напьются.

                                              Занятие 6

Тема: Автоматизация звука Ц в словах и фразах.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод –полное лукошко!

Я попробую немножко.

     Кисть опущена. Правой рукой собираем ягоды.

  1. Припоминание слов со звуком Ц (фишки)

  1. Игра «1,2 – 5» со словами: заяц, яйцо, пуговица, мыльница.

  1. Родственные слова по образцу:

Хлеб – хлебница

Суп – супница

Салфетка - …

Конфета - …

Лист - …

Мыло - …

  1. Выучить

Метелица

 Пусть метет метелица,

     Легким снегом стелется.

                                           Зайцы бегали в лесу,

                                           Там заметили лису.

   На сосне сидит синица,

       Под сосной стоит лисица.

  1. Дома упражняться в употреблении притяжательных прилагательных.

У Сони хлебница. - Это Сонина хлебница.

У Сани салфетница. - …

У Люси синяя пуговица. - …

У Васи в саду лиственница. - …

 

                                                      Занятие 7

Тема: Дифференциация звуков С-Ц

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

             Кулачки мы вместе сложим,

             Нашим пальчикам поможем

             Разогнуться и подняться.

             Пальчик к пальчику прижмем.

             Снова в кулачки сожмем.

  1. Игра «Наоборот» в слогах

СА-СА-ЦА-ЦА        СО-СО-

СУ-СУ-                                     ЦЫ-ЦЫ-

  1. Образование родственных слов:

Свет - …

Цвет - …

  1. Игра «Что изменилось?» с картинками на звуки С,Ц.

  1. Слова и фразы:

Спица            лестница               солнце

Синица          страница               ситец

Лисица          сахарница             песец

Гусеница      сестрица                сердце

Поезд останавливается на станции.

Света скоро будет первоклассницей.

Лисица греется на солнце.

Синица сидит на суку.

Светит месяц, светит ясный.

  1. Дома игра «Закончи слово»

     Насо., ба., пылесо., но., зая., кузне., пе., ква., анана., коне., оте., автобу..

8. Картинный материал (стр. 92-94).

                                                   Занятие 8

Тема: Дифференциация звуков С-Ц.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

   Танюша Наташе секрет рассказала.

Наташа Марине его прошептала.

  Марина доверила тайну Светлане,

      Светлана открыла секрет Марианне.

А Марианна историю эту

Подружке поведала по секрету.

  1. Слоги

СА-ЦА-ЦА                            СУ-ЦУ-СУ

СО-СО-ЦО                            ЦЫ-СЫ-ЦЫ

  1. Игра «Запомни и назови» с картинками на звуки С,Ц.

  1. Игра «1,2 -5» по этим картинкам.

  1. Договаривание предложений по картинкам

Это Сонина (Сонин, Сонино)…  .

Это Санин ..  .

Это Светин ..  .

  1. Дома картинки к словам (спица, гусеница, сахарница, синица, лестница, солнце).

  1. Картинный материал (стр. 95-98).

                                                      Занятие 9

Тема: Автоматизация звука Ц в текстах.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик мой танцует.

Этот вот кружок рисует.

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий, легкий мячик,

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребет как мышка,

А большой мой толстячок,

Тот улегся на бочок.

  1. «Ошиблась улицей»

Забрели к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят.

Завела их с улицы

Пестренькая курица.

- Маленькая курица,

Ты ошиблась улицей.

Это детский сад

Но не для цыплят!

  1. Выделение слов со звуком Ц из стихотворения.

  1. Выучить стихотворение.

                                               Занятие 10

Тема: Автоматизация звука Ц в текстах.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Пальчик, пальчик непоседа,

Где ты был, где ты обедал?

Я с мизинцем ел калинку,

С безымянным ел малинку,

Ел со средним землянику,

С указательным – клубнику!

          3. Стихотворение

Из колодца принесла

Курица водицы.

И цыплята всей семьей

Побежали мыться.

Только Цып стоит в сторонке,

Не желает мыться,

Потому что как огня,

Он воды боится.

И сказала мама строго

«Мыться дети все должны,

Цып играть не будет с нами

Нам грязнули не нужны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека по грамматике #Cидим дома# Дистанционное обучение

Задание на самостоятельную работу родителей с детьми в период карантина...

Карточки для автоматизации звуков #Cидим дома# Дистанционное обучение

Картотека карточек по автоматизации звуков для самостоятельной работы родителей с детьми в период карантина...