Главные вкладки

    Конспекты занятий по автоматизации звуков Ш,Ж,Щ,Ч #Cидим дома# Дистанционное обучение
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Абашева Виктория Витальевна

    конспекты занятий

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Автоматизация

    Ш

    З А Н Я Т И Е   №  1

    ТЕМА: Автоматизация звука Ш в слоге – ША- и словах с ним.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Пальчик, пальчик, непоседа.

                       Где ты бегал, где обедал?

                       Я с мизинцем ел калинку,

                       С безымянным ел малинку.

                       Ел со средним – землянику,

                       С указательным – клубнику.

    3. Длительное произношение звука Ш.

    4. Произносим ША – ША – ША медленно и длительно.

    5. Картинный материал: стр. 99 – 100.

    6. Слова и фразы:   шаг          шакал          шарф

                                     шагом     шар             шалун

                                     шапка     шаль            шарик

       Маша надевает шапку.

    7. Дома картинки к словам:   шапка          шаль

                                                      шар             шарф

    З А Н Я Т И Е   №  2

    ТЕМА: Автоматизация звука Ш в слоге – ША- словах и фразах с ним.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Этот пальчик мой танцует,

                       Этот вот кружок рисует.

                       Этот пальчик ловко скачет

                       Будто легкий, легкий мячик.

                       А мизинчик мой, малышка,

                       Ноготком скребет, как мышка,

                       А большой мой, толстячок,

                       Тот улегся на бочок.

    3. Произнеси столько раз слог – ША -, сколько услышишь хлопков.

    4. Картинный материал: стр. 100 – 101.

    5. Слова и фразы:   лошадь          ваша          Миша          Алеша

                                     Даша              каша         крыша          наша

                                     Маша             Катюша    Наташа        

       У Дины шапка – ушанка.

       Алеша покупает шарик.

       Яша вешает шарф на вешалку.

       «Хороша каша», - говорит Миша.

       Яша едет на лошади.

       Наша Даша никогда не шалит.

    6. Игра «Запомни, повтори» со словами: каша, крыша, шапка, шар.

    7. Дома картинки к словам:   каша          крыша          лошадь

    З А Н Я Т И Е   №  3

    ТЕМА: Автоматизация звука Ш в слогах – ШУ, ШО - словах и фразах с ними.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Танюша Наташе секрет рассказала

                       Наташа Марине его прошептала

                       Марина доверила тайну Светлане

                       Светлана открыла секрет Марианне

                       А Марианна историю эту

                       Подружке поведала по секрету.

    3. Слоговые ряды: ШО – ШО – ШУ

                                    ШО – ШУ – ШУ

                                    ШУ – ШУ – ШО

    4. Слова и фразы:   шов          шорох          мешок          гребешок

                                     шепот      шорты          петушок      мышонок

                                     шелк        пушок          порошок      горшок

                                     шум         шуба            шутка           Мишутка

       Мишутке шьют новую шубу.

       На шубе виден шов.

       Я ношу новую шубу и шапку.

       У петушка гребешок.

       Петушок, петушок, выгляни в окошко!

       Шапка да шубка – вот вам и Мишутка.  

    5. Картинный материал: стр. 102 – 103.

    6. Игра «Телеграф» - деление слов на слоги (см. упр. 4).

    7. Подбор родственных слов:

       Кукушка – кукушонок, кукушата;

       Лягушка – лягушонок, лягушата;

       Мышка – мышонок, мышата.

    8. Дома картинки к словам:   шорты          мешок          гребешок

                                                      шуба            порошок     парашют

    З А Н Я Т И Е   №  4

    ТЕМА: Автоматизация звука Ш в слогах –ШИ, ШЕ - словах и фразах с ними.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Кулачки мы вместе сложим,

                       Нашим пальчикам поможем

                       Разогнуться и подняться.

                       Пальчик к пальчику прижмем,

                       Снова в кулачки сожмем.

    3. Слоговые ряды: ША – ШО – ШУ – ШИ

    4. Картинный материал: стр. 104 – 105.

    5. Слова и фразы:   шина          мыши          горошина          горошек

                                     шиповник  уши            плюшевый        шея

                                     шило         шалаши       башенка            вермишель

                                     машина     галоши        орешек              решение

       Миша моет шею и уши.

       У машины новые шины.

       Тише, мыши, кот на крыше.

       Наташа, надень калоши.

       Наташа сшила на машине кукле шапку.

       Машенька, дай башенку.

    6. Игра «1 – 2 – 5» со словами: машина, башенка, горошек

    7. Дома картинки к словам:   шина          галоши          башенка

                                                     машина     горошина       орешек

       

       Выучить скороговорку:   Тише, мыши, тише, мыши

                                                   Кот сидит и еле дышит.

    З А Н Я Т И Е   №  5

    ТЕМА: Автоматизация звука Ш в обратных слогах.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       С веток ягоды снимаю

                       И в лукошко собираю.

                       Ягод полное лукошко!

                       Я попробую немножко.

    3. Игра «Запомни, повтори» со слогами: АШ – ОШ – УШ – ИШ.

    4. Картинный материал: стр. 106.

    5. Слова и фразы:   наш          карандаш          финиш          ландыш

                                     ваш          шалаш               мышь           ешь

                                     душ          тишь                  малыш         идешь

       Маша, ешь кашу.

       У Алеши новая книжка.

       Малыш уронил карандаш.

       Миша пойдет в душ.

       Уж шипит.

       Мышь шуршит бумагой.

       Малыш нашел ландыш.

    6. Заучивание и пересказ рассказа «Кошка и мышка»:

       Все ушли из дома.

       Одна кошка сидит на окошке.

       Кошка видит мышку.

       Мышка шмыг на кухню.

       А кошка – с окошка и за мышкой.

    7. Дома картинки к словам:   шалаш          душ          ландыш

                                                      Мышь          уши          карандаш

    З А Н Я Т И Е   №  6

    ТЕМА: Автоматизация звука Ш в словах и фразах со стечением согласных ( - ШКА).

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       На дворе висит замок,

                       Кто его открыть бы смог?

                       Потянули, покрутили, постучали

                       И открыли!

    3. Слоговые ряды: ШКА – ШКО – ШКУ – ШКЫ

    4. Картинный материал: стр. 107 – 111.

    5. Слова и фразы:   шкаф          пушка          бабушка

                                     кошка        шишка         дедушка

                                     мошка       подушка      ромашка

       Мои книжки в шкафу.

       Мышка убегает от кошки.

       У Миши шишка на макушке.

       В шахматах не хватает пешки.

       Кошка катает катушку.

    6. Образование родственных слов:

       Мышь – мышка, мышонок, мышата.

       

    7. Игра «Телеграф» - деление слов на слоги (см. упр. 5).

    8. Дома картинки к словам:   шкаф          пушка          подушка

                                                      кошка        шишка         ромашка

       Выучить: Мышонку шепчет мышь:

                        - Ты все шумишь, шумишь.

                        Мышонок шепчет мыши:

                        - Шуршать я буду тише.

    З А Н Я Т И Е   №  7

    ТЕМА: Автоматизация звука Ш в словах и фразах со стечением согласных ( - ШКА).

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Дружат в нашей группе

                       Девочки и мальчики.

                       Мы с тобой подружим –

                       Маленькие пальчики.

                       Раз, два, три, четыре, пять

                       Начинай считать опять.

                       Раз, два, три, четыре, пять

                       Мы закончили считать.

    3. Игра «Запомни, повтори» со слогами:

                                 ШКА – ШКО – ШКУ - ШКЫ

    4. Картинный материал: стр. 107 – 111.

    5. Слова и фразы:   картошка          школа          кошка          шашки

                                     школьник        ушко            мышки         камушки

                                     окошко            пешком        шишки

    6. Звуко – слоговой анализ слова мышка.

    7. Игра «1 – 2 – 5» со словами: шкаф, шишка, подушка.

    8. Дома картинки к словам:   картошка          школа          шашки

                                                      камушки          окошко        мышки

    З А Н Я Т И Е   №  8

    ТЕМА: Автоматизация звука Ш в словах и фразах со стечением согласных ( - ШТА).

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Кот играет на баяне,

                       Зайка наш на барабане.

                       Ну, а Мишка на трубе

                       Поиграть спешит тебе.

                       Если станешь помогать,

                       Будем вместе мы играть.

    3. Слоговые ряды: ШТА – ШТО – ШТУ – ШТЫ

    4. Картинный материал: стр. 112 – 115.

    5. Слова и фразы:   штаны          шляпа          шлюпка          шнурок

                                     штопка         вишня          башня             душно

                                     шпора           швабра        шпулька         шланг

       Швея шьет на швейной машине.

       Машины штаны надо штопать.

       У дома вишня.

       На окне широкая штора.

       Миша и Маша ушли в школу.

       У мамы шляпа с широкими полями.

    6. Игра «Назови ласково» - употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов: зима – зимушка                  хлеб –

                                                 солнце – солнышко           камень -

                                                 изба – избушка                  хозяйка –

                                                 штаны – штанишки           воля -  

    7. Дома: картинки к словам:   штаны          шляпа          швабра

                                                       штора          вишня          шнурок

    З А Н Я Т И Е   №  9

    ТЕМА: Автоматизация звука Ш в текстах.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Набухай скорей, бутон,

                       Распусти цветок – пион!

    3. Игра «У кого кто?», «Кто с кем?»

             У мышки – мышонок                   мышка с мышонком

             У лягушки -                                   лягушка с

             У кукушки -                                   кукушка с

    4. Выучи стихотворение: Белка с ветки в свой домишко

                                               Перетаскивала шишку.

                                               Белка шишку уронила,

                                               Прямо в мишку угодила.

                                               Застонал, заохал мишка,

                                               На носу вскочила шишка.

    З А Н Я Т И Е   №  10

    ТЕМА: Дифференциация звуков С – Ш.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                                 Этот пальчик - дедушка,

                                 Этот пальчик - бабушка,

                                 Этот пальчик - папочка,

                                 Этот пальчик - мамочка,

                                 Этот пальчик – наш малыш.

    3. Звуки С – Ш - попеременное произнесение.

    4. Игра «Наоборот» СА – СА – ША – ША

                                       СО – СО – ШО – ШО

                                       СУ – СУ – ШУ – ШУ

                                       СЫ – СЫ – ШИ – ШИ

    5. Игра «Подарим картинки Соне и Маше» - носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка и т.д.

    6. Игра «Что изменилось?» с этими же картинками.

    7. Дома: скороговорки: Шашки на столе, шишки - на сосне.

                                            Шапкой Сашка шишку сшиб.

    8. Картинный материал: стр. 123 – 125.

    З А Н Я Т И Е   №  11

    ТЕМА: Дифференциация звуков С – Ш.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Сидит белка на тележке,

                       Продает она орешки:

                       Лисичке – сестричке,

                       Воробью, синичке,

                       Мишке толстопятому,

                       Заиньке усатому.

    3. Игра «Наоборот» со словами:

                  Уши – усы                      вас – ваш

                  Шутки – сутки               нас – наш

                  Кашка – каска                басня – башня

                  Машка – маска               мишка – миска

    4. Фразы: Миша носит сапожки.

       Симе шесть лет.

       Солнышко, солнышко, выгляни в окошко.

       У Катюшки на ножках носки и сапожки.

       Саша едет в больших санях.

       Дети нашли в лесу сыроежки.

    5. Подбор признаков и действий к предмету:

                                         Большая, пушистая, смешная, ушастая

        КОШКА

                                         Спит, ест, шалит, спешит.

    6. Дома: Игра «Отгадай слово»: …апка          …умка          …оль

                                                           …анки          …лем            …умит

                                                           …уба             …ова            …ок

                                                           …ом              …айба          …уп

    7. Картинный материал: стр. 127 - 130

    З А Н Я Т И Е   №  12

    ТЕМА: Дифференциация звуков С – Ш.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Задрожали ветви елей

                       Мы в восторге от качелей.

                       Мы летаем вверх и вниз

                       Вместе с нами веселись.

    3. Слоговые ряды: СА – СА --- СА – СА – СА

                                    ША – ША --- ША – ША – ША

    4. Слова: Саша               шесть                         сумки          шоссе

                    солнышко       шахматист                 пастушок

                    машинист       путешественник       пастушка

    5. Игра «Запомни, повтори» со словами: Саша, сушки, солнышко, пастушок.

    6. Игра «1 – 2 – 5» со словами: сушка, солнышко

    7. Упражнение в употреблении словосочетания пушистый хвост

       У (собака, кошка, лиса, белка) пушистый хвост.

    8. Дома: картинки к словам -   сумки          солнышко

                                                        шоссе         шесть

    9. Картинный материал: стр. 131 – 135.

    З А Н Я Т И Е   №  13

    ТЕМА: Автоматизация звука Ш в текстах.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       С веток ягоды снимаю

                       И в лукошко собираю.

                       Ягод полное лукошко!

                       Я попробую немножко.

    3. Выучить стихотворение «Бабушка»:

                          У бабушки нашей хватает забот:

                          Для Тани с Наташей и вяжет и шьет,

                          Читает им книжки, поет перед сном,

                          Гулять ребятишек ведет вечерком.

    4.  Шла по улице машина,

         Шла машина без бензина,

         Шла машина без мотора,

         Шла машина без шофера,

         Шла – куда сама не зная,

         Шла машина заводная.



    Предварительный просмотр:

       Автоматизация

    Ж

    З А Н Я Т И Е   №  1

    ТЕМА: Автоматизация звука Ж в слоге – ЖА- и словах с ним.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Пальчик, пальчик, непоседа.

                       Где ты бегал, где обедал?

                       Я с мизинцем ел калинку,

                       С безымянным ел малинку.

                       Ел со средним – землянику,

                       С указательным – клубнику.

    3. Длительное произношение Ж.

    4. Слоги: ЖА – ЖА --- ЖА – ЖА – ЖА.

    5. Картинный материал: стр. 136 – 137.

    6. Слова: жаба          жарко                кожа

                    Жалко        жаворонок        лужа

    7. Дома: картинный материал – жаба          лужа

                                                           пижама    пожар

    З А Н Я Т И Е   №  2

    ТЕМА: Автоматизация звука Ж в слоге –ЖА- словах и

                                              фразах с ним.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                                 Выйду на крылечко,

                                 Вынесу колечко.

                                 Я его вместо игрушки

                                 Подарить хочу Валюшке.

    3. Произнеси столько раз слог – ЖА, сколько фишек на столе.

    4. Слова и словосочетания:   жаба          жаворонок          пожар

                                                     жалко        кожа                    пожарник

                                                     жарко        лужа                    жало

                       бежать домой          дрожать от холода

                       уважать маму          жарить котлету

                                    уезжать из города

    5. Картинный материал: стр. 137 – 138.

    6. Игра «Запомни, повтори» со словами – жаба, кожа, лужа, пожар.

    7. Дома: Игра «1 – 2 – 5» со словами: жаба, лужа.

    З А Н Я Т И Е   №  3

    ТЕМА: Автоматизация звука Ж в слоге –ЖО- словах и

                                                 фразах с ним.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                                 Во дворе у брата

                                 Бегали котята.

                                 Испугались щелчка,

                                 Разбежались кто куда.

    3. Слоги: ЖО – ЖО – ЖО

                     ЖО – ЖО – ЖО

                     ЖО – ЖО – ЖО

    4. Слова и фразы:   ожог          прыжок          флажок

                                     утюжок    кружок            пирожок

                                     желудь     дружок            рожок

                     жженая пробка     желтая кожа     обжег ногу

       У Жоры есть флажок.

       У Тани – утюжок.

       Желтую кофточку прожег утюжок.

       Жора крепко держит флажок.

       Мама жарит пирожок.

       У ужа нет жала.

       На дубе желуди.

    5. Картинный материал: стр. 139 – 140.

    6. Договаривание предложений – добавить словосочетание ежиха с ежатами.

       Женя подбежал к лесу и увидел …

       Он подбежал поближе к …

       Женя обежал всю опушку и не нашел …

       Женя очень жалел, что не может показать, где живут …

    7. Дома картинки к словам:   утюжок          флажок          пирожок

                                                      желудь          кружок           рожок

    З А Н Я Т И Е   №  4

    ТЕМА: Автоматизация звука Ж в прямых слогах –ЖУ, ЖИ.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Можно пальчики считать:

                       Раз, два, три, четыре, пять.

                       На другой руке опять:

                       Раз, два, три, четыре, пять.

    3. Слоги: ЖУ – ЖУ – ЖУ --- ЖУ – ЖУ

                    ЖУ --- ЖУ – ЖУ – ЖУ – ЖУ

    4. Картинный материал: стр. 141 – 142.

    5. Слова и фразы:   жук          журавль          жить          жираф

                                     живот     дежурный       житель      жужжать

                                     Женя       журнал            жир            желудок

       Жук жужжит.

       Жене нужен ножик.

       Ножи лежат на полке.

       Жирафы живут в Африке.

    6. Скороговорки:  говорить, выделяя слова со звуком Ж

                                 Ель на ежика похожа:

                                 Ель в иголках, ежик тоже.

                       Бедный ежик ежится –

                       Все ему не можется.

    7. Дома картинки к словам:   жук     жираф     журнал     абажур

       Выучить скороговорки.

    З А Н Я Т И Е   №  5

    ТЕМА: Автоматизация звука Ж в прямых слогах – ЖИ.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Я здороваюсь везде –

                       Дома и на улице.

                       Даже «Здравствуй» - говорю

                       Я соседской курице.

    3. Произнеси столько раз слог – ЖИ, сколько услышишь хлопков.

    4. Картинный материал: стр. 143 – 144.

    5. Слова и фразы:   ножи          этажи          ужин          дружить

                                     ужи            лыжи           ножик        кружить

                                     ежи             уже             лужи          ежевика

       Женя живет на пятом этаже.

       Женя дружит с Жорой.

       Моржи не любят жары.

       Жоре покупают лыжи.

       Женя дежурит на первом этаже.

    6. Подбор признаков и действий к предмету:

                                             Жук

                  Маленький                         летит

                  Жужжащий                        сидит

                  Живой                                жужжит

    7. Дома выучить стихотворение «Жук»:

                                 Жук жужжит: «Жу – жу – жу!,

                                 Я живу, не тужу,

                                 Я на ветке сижу

                                  И жужжу, жужжу, жужжу!».

    З А Н Я Т И Е   №  6

    ТЕМА: Автоматизация звука Ж в словах и фразах со стечением согласных.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Раз, два, три, четыре, пять –

                       Вышли пальчики гулять.

                       Раз, два, три, четыре, пять –

                       В домик спрятались опять.

    3. Слоговые ряды: ЖДА – ЖДО – ЖДО – ЖДУ

                                     ЖНА – ЖНО – ЖНУ – ЖНЫ

     

    4. Картинный материал: стр. 145 – 146.

    5. ждать          невежда          жмурки          дружно

        одежда       однажды         между            нужно

        надежда      дожди             важно

        жажда         подожду         можно

             каждый день     живите дружно      ждем лета     идут дожди

       Одежда намокла от дождя.

       Нужно каждый день гулять.

       Однажды мы нашли ужа.

       Дети, живите дружно!

       В жаркий день томит жажда.

    6. Игра «Запомни, повтори» (см. упр. 5)

    7. Упражнение в образовании и проговаривании действительных причастий настоящего времени: жужжат – жужжащий (жук)

                                                            Визжать – визжащая (пила)

                                                            Жить – живущие (ежи)

                                                            Лежать – лежащий (уж)

                                                            Бежать – бегущая

    8. Дома выучить стихотворение: Встретил в чаще еж ежа:

                                                            - Как погода, еж?

                                                            - Свежа.

                                                            И пошли домой, дрожа,

                                                            Сгорбясь, съежась два ежа.

    З А Н Я Т И Е   №  7

    ТЕМА: Дифференциация звуков Ж – Ш.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Ну-ка, братцы, за работу,

                       Покажи вою охоту.

                       Большаку дрова рубить,

                       Печи все тебе топить.

       А тебе - воду носить,

       А тебе – обед варить,

       А тебе – посуду мыть.

       А потом всем песни петь,

                       Песни петь, да плясать,

                       Наших деток забавлять.

    3. Слоговые ряды: ША – ЖА – ЖА          ША – ША – ЖА

                                    ША – ЖА – ША          ЖА – ЖА – ША

    4. Игра «Наоборот» - заменить в словах звук Ш на Ж:

         Уши – ужи                   Луша –

         Жить -                          шалить -

         Житье -                        шея –

         Жутко -                        нашивка

         Жаль –

    5. Группировка картинок на Ш – Ж:

     Игра «Подарим картинки Маше и Жене» - жук, ежик, шапка, шахматисты, ножи, шина, шубы, медвежонок, лыжи, уши, мышка, кошка, желудь.

    6. Дома игра «Наоборот» (см. упр. 4)

    7. Картинный материал: стр. 153.

    З А Н Я Т И Е   №  8

    ТЕМА: Дифференциация звуков Ж – Ш.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Большой палец встал один.

                       Указательный - за ним.

                       Средний будит безымянный

                       Тот поднял мизинчик малый.

                       Встали братцы все – «Ура!»

                       На работу им пора.

    3. Слоговые ряды: выдели ударением первый слог:

            ШИ – ШИ – ЖИ          ЖЕ – ШЕ – ЖЕ

            ЖУ – ШУ – ШУ          ШО – ЖО – ШО

    4. Словосочетания и фразы:

         Женина шапка                         книжный шкаф

         Живой мышонок                     большой жук

         Бумажный шлем                      желтый карандаш

         Медвежонок плюшевый         дружные ребятишки

       У Маши живут кошки и ежик.

       У Наташи плюшевый медвежонок.

       В книжном шкафу много книжек.

       Миша и Женя пишут.

       Ежи едят мышей.

       Бабушка вяжет шарф.

       У Шурика день рождения.

       Женя кушает хорошо.

    5. Игра «Эхо» - упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов:   снег – снежок          утюг –

       Стог – стожок                    лук -                         смех

       Сапог -                               флаг -                        носок –

    6. Дома выучить: Тише, тише, жуки, жужжите,

                                   Не тревожьте теперь камыш!

                                   Тише, тише над полем кружите

                                   Не будите жужжанием тишь!

    З А Н Я Т И Е   №  9

    ТЕМА: Дифференциация звуков Ж – З.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

       Хочешь покатать пальчики на коньках?

    3. Игра «Наоборот»: за – за – жа – жа                кожа - коза

                                        Зо – зо –                             жевать - зевать

                                        Зу – зу –                             рожок - разок

                                        зы  - зы –

    4. Различение звуков Ж – З: Игра «Четвертый лишний»

        Зайка, замок, жаба, зубы – жаба

        Жук, ежик, одежда, фазан –

        Зонт, пижама, гвоздика, незабудки –

        Ваза, ежевика, ужи, ножи –

    5. Игра «До – между – за» - закрепление названий времен года:  лето, осень, зима.

    6. Картинный материал: стр. 156 – 157.

    6. Дома: упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:   снег – снежок     глаз

                                                          Стог -                  воз –

                                                          Сапог -                таз -

                                                          Утюг -                 стул -

    З А Н Я Т И Е   №  10

    ТЕМА: Автоматизация звука Ж  в текстах.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика:

                       Идут четыре братца

                       Навстречу пятому.

                       «Здравствуй, Большак!» - говорят.

                       «Здорово, Васька – Указка,

                       Мишка – Середка,

                       Гришка – Сиротка,

                       Да Крошка – Тимошка!»

    3. Бывают в жизни чудеса:

        Ужа ужалила оса –

        Она ужалила в живот

        Ужу ужасно больно. Вот.

                       А доктор – Еж сказал Ужу:

                       «Я ничего не нахожу,

                       Но все же думается мне,

                       Вам лучше ползать на спине –

                       Пока живот не заживет. Вот»

    4. «Обида»: - Женя, Женя, что стряслось?

                          Ты от слез промок насквозь.

                          Отвечает он, вздыхая:

                          - Приходила тетя Майя,

                          О каком-то одолженье

                          Очень вежливо просила.

                          И к себе на день рожденья

                          Наши стулья пригласила.

                          Пригласила нашу вазу,

                          Все ножи и вилки сразу,

                          Даже столик из угла,

                          А меня не позвала.



    Предварительный просмотр:

                         Автоматизация звука

                                        Щ

                                                  Занятие 1

    Тема: Автоматизация звука Щ  в прямом слоге ЩА и

    в словах с ним.

     1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика

    Можно пальчики считать

    Раз, два, три, четыре, пять

    На другой руке опять:

    Раз, два, три, четыре, пять

    3. Произносить слоги в соответствии с количеством счетных палочек.

                                       ЩА-ЩА-ЩА

    4.Картинный материал (стр. 195).

    5. Слова

    Щавель           роща                 площадь               щетка

    Пища              пищать              площадка             щечка

    6. Дома картинки к словам (щавель, площадка, роща, щетка)

                                                      Занятие 2

    Тема: Автоматизация звука Щ  в прямом слоге ЩЕ, в словах  и фразах с ним.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика

    Во дворе у брата

    Бегали котята,

    Испугались щелчка

    Разбежались кто куда.

            Выполнять щелчки поочередно каждым пальцем.

         3.Слоговые ряды

                                           ЩА-ЩО-ЩУ-ЩИ

    4.Картинный материал (стр. 197).

    5. Слова и фразы

    Щека            щенок             щегол             щебетать

    Щепка          щель               щетина           прощение

    Ущелье        ящерица         щеколда         угощенье

    Прищепка

    Щенок тащит щетку.

    Мама угощает детей щами.

    Площадь выложена щебнем.

    Мы щелкали орехи.

    Из щетины делают щетку.

    Щенку прищемили лапу.

    6. Игра «запомни и повтори»

                                  Щека – щепка – щель – щетина

    7. Употребление увеличительных суффиксов существительных

    Кулак – кулачище

    Сила - …

    Рука - …

    Сапог - …

    Голос - …

    Усы - …

    Карман - …

    Топор - …

    Нога - …

    Глаза - …

    Нос - …

    8. Дома картинки к словам (щепка, ящерица, прищепка, щенок)

                                             Занятие 3

    Тема: Автоматизация звука Щ  в прямом слоге ЩЕ, в словах  и фразах с ним.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика

    Выйду на крылечка,

    Вынесу колечко.

    Я его вместо игрушки

    Подарить хочу Ванюшке.

      Соединять поочередно пальцы в кольцо.

          3.Слоговые ряды

                                      ЩА–ЩО-ЩУ-ЩИ

           4. Картинный материал (стр. 196).

           5. Слова и фразы

    Щи            клещи              щука

    Вещи        щипчики          я ищу

    Овощи     ящик                 я чищу

    Ищи щенка.

    Тащи вещи.

    Полощи рот.

    Большой щит.

    В ящике лежат клещи и щипчики.

    Я чищу щуку, помогаю маме.

    Дети сами выращивают овощи.

    Вещи лежат в помещении.

    Нас угощают жареной щукой и овощами.

    6. Образование и употребление действительных причастий настоящего времени:

    журчать – журчащий

    свистеть - …

    шипеть - …

    блестеть - …

    читать - …

    кричать - ...

    летать - …

    кипеть - …

    играть - …

    7. Картинки к словам (вещи, щипчики, щука, овощи, ящик).

                                                Занятие 4

    Тема: Автоматизация звука Щ  в прямых слогах.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика

    Набухай скорей, бутон,

    Распусти цветок – пион!

           3.Слоговые ряды

                            ЩА-ЩО-ЩУ-ЩИ

       

          4.Игра «1, 2 -5» со словами ящик, щетка, щука.

         

          5. Словообразование существительных, обозначающих профессии людей – игра «Кто это?»

                     Работает на  экскаваторе – экскаваторщик.

                    На кране - …

                    Дрессирует животных - …

                    Играет на барабане - …

                    Стеклит окна - …

                    Чинит часы - …   .

          6. Дома выучить стихотворение «Щенок»

    Щенок такой тщедушный был

    Его я щами все кормил,

    От злющей стужи защищал,

    Щенок от радости пищал.

    Еще бы он счастливым рос!

    Теперь мой щен, не щен, а пес

    Настоящий.

                 

                                                     Занятие 5

    Тема: Автоматизация звука Щ  в обратных слогах.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика

    Кот играет на баяне,

    Зайка наш на барабане.

    Ну а Мишка на трубе,

    Поиграть спешит тебе.

    Если станешь помогать

    Будем вместе мы играть.

       

          3.Слоговые ряды

                                   АЩ-ОЩ-УЩ-ИЩ

         

          4. Слова и фразы

    Борщ           плащ          лещ             помощь

    Клещ           вещь          товарищ     овощной

    Хищник      хищный

    В дождь надевай плащ.

    У щенка на щеке клещ.

    Щука – хищная рыба.

    Женя – настоящий товарищ.

    Настоящий товарищ приходит другу на помощь.

     

          5. Картинный материал (стр. 198-200).

         

          6. «Запомни и повтори» со словами

                                               Борщ – клещ – лещ – вещь

         

          7.Дома картинки к словам (плащ, вещь, лещ, борщ).

         

          8.Чистоговорки:

    АЩ-АЩ-АЩ –у Тани новый плащ

    ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в реке плывет лещ

    ОЩ-ОЩ-ОЩ – у нас вкусный борщ

    ЮЩ-ЮЩ-ЮЩ – на стенке вьется плющ.

                                                          Занятие 6

    Тема: Дифференциация звуков Ч,Щ.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика

    Дружат в нашей группе

    Девочки и мальчики.

    Мы с тобой подружимся

    Маленькие пальчики.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Начинаем мы считать.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Мы закончили считать.

         3.Игра «Наоборот»

    ЧА-ЩА            ЧЕ-ЩЕ

    ЧО-ЩО             ЧУ-ЩУ

    Точу – тащу

    Четко – щетка

    Точить – тащить

    Лечи – лещи

       

         4.Игра « 1,2 -5» со словосочетаниями

                                                       чистая дощечка, копченая щука.

       

         5. «Назови ласково»

    Щука – щучка

    Щенок - …

    Вещь - …

    Щека - …

    Плащ - …

    Ящик - …

    Щепка - …

    Доска - ….

    Щипцы - …

    Щетка - …

     

         6.Картинный материал (стр. 212).

                                                     Занятие 7

    Тема: Дифференциация звуков Щ-С'.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика

    На двери весит замок.

    Кто его открыть бы смог?

    Потянули, покрутили,

    Постучали и открыли!

    3. Игра «Наоборот»

    СЯ-СЯ-ЩА-ЩА           СИ-СИ-ЩИ-ЩИ

    СЕ-СЕ-ЩЕ-ЩЕ             СЁ-СЁ –ЩЁ-ЩЁ

    СЮ-СЮ-ЩУ-ЩУ

    4. Игра «Четвертый лишний»

    Сирень, васильки, плющ, листья – плющ

    Щегол, гусь, снегирь, синица - …

    Свекла, овощ, слива, апельсин - …

    Ящерица, щука, щенок, гусенок – гусенок

    5. Игра «1,2 – 5» с ответами из упр. 4

    6. Дома, игра «Закончи слово»

                    Ры., ло., ле., помо.., ве.., пла. , укра.., ово., бою.., смею..  .

    7. Картинный материал (стр. 206-210).

                                                      Занятие 8

    Тема: Автоматизация звука Щ  в текстах.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика

    С веток ягоды снимаю

    И в лукошко собираю.

    Ягод – полное лукошко!

    Я попробую немножко.

    3. «Щука»

    Щука в озере жила

    Червячка с крючка сняла.

    Наварила щука щей,

    Пригласила трех ершей

    Говорила всем ершам:

    -Щи у щуки хороши!

     

                                           

                                                      Занятие 9

    Тема: Автоматизация звука Щ  в текстах.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2. Пальчиковая гимнастика

    Кулачки мы вместе сложим,

    Нашим пальчикам поможем.

    Разогнаться и подняться

    Пальчик к пальчику прижмем.

    Снова в кулачки сожмем.



    Предварительный просмотр:

                      Автоматизация

                            Ч

                                                 Занятие 1

    Тема: Автоматизация звука Ч в  обратных слогах.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2.Пальчиковая гимнастика.

    Вот дедушка,

    Вот бабушка,

    Вот папочка,

    Вот мамочка,

    Вот деточка моя,

    А вот и вся семья.

    3. Слоговые ряды

                         АЧ-ОЧ-УЧ-ЕЧ-ИЧ

    4.Картинный материал (стр. 158-159).

    5. Слоги и слова

    АЧ-АЧ - врач                           ОЧ-ОЧ – ночь

                 -грач                                          - дочь

                 -ткач                                          - ночка

                - калач                                       - точка

    6. Дома картинки к словам (калач, обруч, ночь, кирпич)

                                                      Занятие 2

    Тема: Автоматизация звука Ч в  обратных слогах.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2.Пальчиковая гимнастика.

    Наша Маша варила кашу,

    Кашу сварила, малышей кормила:

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому не дала.

    Он много шалил,

    Свою тарелку разбил.

    3. Слоговые ряды

    АЧ-АЧ-АЧ-АЧ        УЧ-УЧ-УЧ-УЧ

    ОЧ-ОЧ-ОЧ-ОЧ                      ИЧ-ИЧ-ИЧ-ИЧ

    4. Картинный материал (стр. 158-160).

    5. Слова и фразы

    Ткач                     ночь             кирпич            меч

    Врач                    дочь              печь                колючка

    Калач                  прочь            речь         мяч

    Грач                    обруч            ключ

    Врач лечит больного.

    Дочь катит мяч.

    В комнате меч.

    Вова, не потеряй ключ.

    Врач попросил больного лечь.

    У кадки лопнул обруч.

    6.  Запомни и повтори

                         Врач – луч – тучка – внучка

    7. Дома картинки к словам (мяч, ключ, меч, печь).

                                             Занятие 3

    Тема: Автоматизация звука Ч в   слогах со стечением согласных.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2.Пальчиковая гимнастика.

    Задрожали ветви елей.

    Мы в восторге от качелей.

    Мы летели вверх и вниз,

    Вместе с нами веселись.

    3. Слоговые ряды

    ЧКА-ЧКО-ЧКУ-ЧКИ

    ЧТА-ЧТО- ЧТУ- ЧТИ

    4. Картинный материал (стр. 161-162).

    5. Слова и фразы

    Точка             птичка           тучка                   бочка

    Пачка             водичка         ручка                   дочка

    Дачка             речка             печка                   точка

    Вовочка катит тачку.

    Внучка надевает бабушкины очки.

    Мамочка топит печку.

    На веточке в мае почки.

    На бочке бабочка.

    6. Игра «Телеграф» - деление слов на слоги (см упр 5)

    7. Словообразование отчеств мужского рода

    Иван – Иванович

    Роман - …

    Андрей - …

    8. Дома картинки к словам (речка, бочка, тучка, точка, ручка, птичка).

                                                   Занятие 4

    Тема: Автоматизация звука Ч в   слогах со стечением согласных.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2.Пальчиковая гимнастика.

    Сидит белка на тележке,

    Продает она орешки.

    Лисичке – сестричке,

    Воробью – синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому.

    3. Произнеси столько раз слог ЧТА, сколько услышишь хлопков.  

      4. Картинный материал (стр. 160-164).  

      5.Слова и фразы

    Кочка            яичко             тапочки              почта

    Колючка       колечко         ботиночки          почтальон

    Очки             удочка           Вовочка              почти

    Олечка играет на крылечке в мяч.

    Почтальон идет на почту.

    Девочка дает птичке водичку.

    У Верочки ручной грач.

    6. Назови ласково, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Блюдце – блюдечко

    Собака - …

    Белка - …

    Ложка - …

    Кольцо - …

    Пуговица -…

    Галка - …

    Шапка - …

    Рукавица - …

    Вилка - …

    Сумка - …

    7. Отгадай слово

                          Ме., пе.., мяч., вра., но.,до., обру., кирпи., гра..

    8. Дома выучить стихотворение «Скакалочка».

    Очень любит Галочка

    Быструю скакалочку.

    Скок да скок, скок да скок -

    Галочке не жалко ног.

    А бывает жалко

    Быструю скакалку:

    -Отдохни скакалочка,-

    Еле шепчет Галочка.

                                             Занятие 5

    Тема: Автоматизация звука Ч в   слогах ЧА, ЧО, в словах и фразах с ними.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2.Пальчиковая гимнастика.

    Идут четыре братца,

    На встречу пятому.

    -Здравствуй, большак!- говорят

    Здорово, Васька – указка,

    Мишка – середка,

    Гришка – сиротка,

    Да крошка – Тимошка!

    1. Слоговые ряды.

    ЧА-ЧА-ЧА-ЧА-ЧА

    ЧО-ЧО-ЧО-ЧО-ЧО

    1. Картинный материал (стр. 162-164).

    1. Слова и фразы

    Чай             чашка              кочан                печенка

    Чайка          туча                жучок                пчелка

    Чайник        дача               бочок

    В чайнике чай.

    На даче туча.

    На тачке куча глины.

    Девочка летом отдыхает на даче.

    1. Запомни и повтори со словами

                                    Чашка – чайник – туча – дача

    1. «Телеграф» Деление слов на слоги (см упр 5)

    1. дома картинки к словам (чайник, туча, жучок, чашка, пчелка).

                                                        Занятие 6

    Тема: Автоматизация звука Ч в  прямых слогах.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2.Пальчиковая гимнастика.

    Хочешь покатать пальчики на коньках.

    3.Слоговые ряды, выдели ударением первый слог

    ЧА-ЧА-ЧА

    ЧО-ЧО-ЧО

    1. Картинный материал (стр. 165).
    2. Слова и фразы

    Горячо            крючок             галчонок                плечо

    Пятачок          черный              галчонок          

    Толчок             волчок              печеное                 яблоко

    Таня Ткачева получает отличные отметки.

    Девочка летом отдыхает на даче.

    Фамилия этой девочки Ткачева.

    1. Уменьшительно-ласкательные суффиксов существительных.

    «Большой – маленький»

    Мяч – мячик

    Палец - …

    Ключ - …

    Заяц - …

    Стул - …

    Носок - …

    Стакан - …

    Кувшин - …

    Замок - …

    Звонок - …

    Чулок - …

    Пояс - …

    1. Дома выучить скороговорку

    Встретил ежика бычок

    И лизнул его в бочок.

    И, лизнув его в бочок,

    Уколол свой язычок.

    А колючий еж смеется:

    «В рот не суй, что попадется»!

                                                    Занятие 7

    Тема: Автоматизация звука Ч в  прямых слогах ЧЕ, ЧИ, ЧУ.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2.Пальчиковая гимнастика.

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик – прыг в кровать,

    Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж заснул.

    Встали пальчики – ура!

    В детский сад идти пара!

          Поочередно сгибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Большим пальцем касаться всех остальных, с восклицанием «Ура» кулак разжать.

    Большой палец встал один,

    3.Слоговые ряды

    ЧЕ-ЧУ-ЧИ-ЧА

    ЧУ-ЧИ-ЧЕ-ЧО

    4.Картинный материал (стр. 166-167).

    5. Слова и фразы

    Чек                черепаха                     червяк

    Чемодан        черемуха                    чердак

    Внучек           черешня                     вечер

    Чепчик           чернила                      качели

    Научите Вову читать.

    Бабушка печет внучке печенье.

    Чижик – маленькая птичка.

    Вот чей – то чемодан.

    Девочка учит чижика читать.

    6. Запомни и повтори

                       Чемодан – черепаха – червяк – чердак

    7. Притяжательные прилагательные

               Чей хвост лучше? Чья голова умнее? (заяц, волк, белка, медведь)

    8.  Дома картинки к словам (чемодан, черешня, качели, черепаха, червяк, чепчик).

                                                      Занятие 8

    Тема: Автоматизация звука Ч в  прямых слогах.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2.Пальчиковая гимнастика.

      Раз, два, три, четыре, пять

      Вышли пальчики гулять.

      Раз, два, три, четыре, пять

      В домик спрятались опять.

    3.Слоговые ряды

    ЧИ-ЧИ-ЧУ-ЧУ-ЧУ

    ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ

    ЧИ-ЧИ-ЧИ-ЧЕ-ЧЕ

    4.Картинный материал (стр. 168-169).

          5.Слова и фразы

    Пчела               чижик              начинка               ключи

    Ручей                мячик              починка              чудо

    Чучело              чулок              чудак

    Девочка учит чижика читать.

    Вот мученье. Он читать не хочет.

    У мальчика Вите новый мячик.

    Горячи в печи калачи.

    Черный грач – врач червяков и личинок.

          6. Словообразование существительных (лиц по их занятиям)

    Учит – учитель

    Летает - …

    Работает в буфете - …

    Ходит в разведку - …

    Читает - …

       

         7. Составление предложений с образованными словами.

    Читатель читает книги.

    Разведчик ходит в разведку.

         8.Дома выучить стихотворение «Барсучата»

    Барсучиха бабушка испекла оладушки.

    Угостила трех внучат –

    Трех драчливых барсучат.

    А внучата не наелись –

    С ревом блюдцами стучат.

    Ну-ка сколько барсучат

    Ждут добавки и молчат.

                                                             Занятие 9

    Тема: Автоматизация звука Ч - С'.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2.Пальчиковая гимнастика.

    Большой палец встал один,

    Указательный за ним.

    Средний будет безымянный,

    Тот поднял мизинчик малый.

    Встали братцы все – «Ура»!

    На работу им пора.

    3.Игра «Наоборот»

    СЯ-СЯ-ЧА-ЧА

    СЕ-СЕ-ЧЕ-ЧЕ

    СЮ-СЮ-ЧУ-ЧУ

    СИ-СИ-ЧИ-ЧИ

    4.Классификация картинок на оба звука.

          5. Игра «Запомни и повтори»

                                      Свечи – письмо – спички – перчатки

     

          6. Дома отгадать слово

    Ве., ме., кара.., вра., гу.., мя., но., до.., не. .

          7. Картинный материал (стр. 179 – 180).

                                                    Занятие 10

    Тема: Автоматизация звука Ч - Т'.

          1. Артикуляционная гимнастика.

    2.Пальчиковая гимнастика.

    Я здороваюсь везде –

    Дома и на улице.

    Даже, здравствуй, говорю

    Я соседской курице.

    3.Игра «Наоборот»

    ЧА-ЧА-ТЯ-ТЯ    мять - мяч

    ЧЕ-ЧЕ-ТЕ-ТЕ     Петька - печка

    ЧУ-ЧУ-ТЮ-ТЮ  редька - речка

    ЧИ-ЧИ-ТИ-ТИ    петь – печь

    4. Слова и фразы

    Чинить машину              качать воду

    Читать книгу                   начать петь

    Нянчить Вовочку            отвечать тихо

    Я хочу качаться на качелях.

    У кошечки котеночек.

    Петь надо громче.

    Тетя Таня печет печенье.

          5. Договаривание сложноподчиненных предложений

    Чтобы научиться читать, надо … (знать буквы)

    Чтобы отлично учиться, надо …(делать уроки)

    Надо знать буквы, чтобы… (научиться читать)

    Чтобы научиться играть в мяч, надо …  .

                                                        Занятие 11

    Тема: Автоматизация звука Ч  в связных текстах.

          1. Артикуляционная гимнастика.

        2. «Черепаха»

    Черепаха, не скучая,

    Час сидит за чашкой чая.

    Черепаха всех смешит,

    Потому что не спешит.

    А куда спешить тому,

    Кто всегда в своем дому.

    3.«Учу читать»

    Вот какой невежда чижик-

    Не читает чудных книжек.

    Научить его хочу,

    Но никак не научу.

    Скачет он и днем и ночью

    И о чашку клювик точит.

    Ну и чиж! Какой чудак!

    Я читаю – он никак!

    4.               Я разломал коробочку,

    Фанерный сундучок.

    Совсем похож на скрипочку

    Коробочки бочок.

    Я к веточке приладил

    Четыре волоска –

    Никто еще не видывал

    Подобного смычка.

    Приклеивал, настраивал,

    Работал день-деньской,

    Такая вышла скрипочка

    На свете нет такой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека по грамматике #Cидим дома# Дистанционное обучение

    Задание на самостоятельную работу родителей с детьми в период карантина...

    Карточки для автоматизации звуков #Cидим дома# Дистанционное обучение

    Картотека карточек по автоматизации звуков для самостоятельной работы родителей с детьми в период карантина...