НОД "Коми народные музыкальные инструменты"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тула Наталия Альбертовна

Разгадывание кроссворда на тему "коми народные музыкальные инструменты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_komi_narodnye_instrumenty.docx26.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фрагмент НОД

в подготовительной группе

по теме

« Коми народные

музыкальные инструменты».

Цель: Продолжать формировать у детей представления о коми народных музыкальных  инструментах и умение играть на них.

Задачи:

1.Продолжать знакомить детей с коми народными музыкальными инструментами: названия, использование в быту, из чего изготовлены, способами игры на инструментах.

2. Развивать чувство ритма, желание играть на музыкальных инструментах, музицировать в оркестре.

3.Воспитывать интерес и симпатию к музыке коми.

Материал и оборудование: 

Мультимедийная установка, презентация с кроссвордом «Коми народные  музыкальные инструменты», сундук с коми народными музыкальными инструментами.

                                                      Ход занятия:

- Видза оланныд, дона челядь! Здравствуйте, дорогие дети! Давайте поприветствуем друг друга с помощью игры.

Эмоциональная  игра «Видза оланныд».

Видза оланныд кияс – хлоп-хлоп-хлоп,

Видза оланныд кокъяс – топ-топ-топ,

Видза оланныд пиньяс – щёлк-щёлк-щёлк,

Видза оланныд ныръяс – пим-пим-пим,

Видза оланныд вомъяс – чмок-чмок-чмок,

Видза оланныд гöстьяс,

Видза оланныд !

На слайде презентации изображен пустой кроссворд.

.-Сегодня мы будем разгадывать кроссворд, а помогут его разгадать предметы, находящиеся в этом сундуке.

- Как вы думаете, что там? (Ответы детей).

- Узнаете, если отгадаете загадку.

Музыкант с ним очень дружен,

Для игры ему он нужен,

Чтобы мог в любой момент,

Взять он в руки  (инструмент).

- Давайте посмотрим. Сундучок мы открываем, что же там – сейчас узнаем.  Посмотрите, что это, ребята? (Ответы детей). Да, сегодня мы будем продолжать знакомиться с музыкальными инструментами народа коми.

- У этих инструментов своя история. Это сейчас они музыкальные инструменты, а раньше все эти инструменты применялись в хозяйстве и быту.   Достаем первый инструмент.

- Колотушка (Тутш-тотш). Раньше, в каждой деревне был сторож. Вечером он ходил по деревне и  стучал, оповещал, что пора готовится ко сну, что всё хорошо и можно спать спокойно.

Тутш-тотш – по домам!

Сообщает сторож нам!

Подошел уж день к концу,

Все готовятся ко сну.

Послушайте, как он звучит (играет на инструменте, предлагает ребенку поиграть).

В нашем кроссворде появилось первое слово по горизонтали. Тутш- тотш

Барабан (Пу-барабан)

-Кто знает, на чём я сейчас играла? Правильно, барабан. Только необычный, и называется «пу барабан». Ребята, а почему он так называется? (ответы детей). Правильно, потому что пу по-коми означает «дерево»-деревянный барабан.

Вот дощечка подвесная, звонкая  да шумная.

Пастухи на ней играют, стадо на выгон приглашают.

Вы знаете, кто первым просыпается в деревне? Петух, потом курица, цыплятки, а затем пастух. Он надевает на себя барабан, берёт палочки, идёт по улице и стучит. А для чего он это делает? Чтобы хозяйки услышали и выпустили коров, иначе без молока останутся  (предлагается ребенку поиграть на инструменте ).

Вот и второе слово появилось в  кроссворде. Пу-барабан

- Рубель (Сера палич). Раньше этот инструмент применяли для  стирки и глажки белья. (Показать, как это делали). А сейчас это музыкальный инструмент.

Сера палич – мастерица,

Кто сумеет с ней сравниться?

Днем на ней белье стирают,

Ну а вечером – играют!

Послушаем, как  звучит этот инструмент.

В нашем кроссворде появляется третье слово Сера палич

- Ребята, отгадайте, на каком инструменте я сейчас сыграю? (Играет на сяргане за ширмой). Правильно. Трещотка (Сярган). Раньше сярган применяли для отпугивания лошадей и других домашних животных, забравшихся  на поля с посевом.  Звучание сяргана сильное и трескучее.  Как думаете, почему дали такое название этому инструменту? (Трещит). Кто хочет  поиграть на нем?  (Желающие играют на инструменте).

Открывается четвертое слово Сярган

- Бубенчики. (Торган). Раньше этим инструментом отгоняли волков от пастбищ, где паслись домашние животные. Послушаем, как он звучит. И прочитаем название инструмента в кроссворде.  Торган

-Ребята, отгадайте загадку про следующий музыкальный инструмент.

В ней ягодки шуршат, ребятишек веселят.

Это первая игрушка под названьем….. (погремушка).

 Погремушка (Шур-шар). Этим инструментом забавляли маленьких детей. Погремушка, а по коми – шур-шар.

Шур-шар – из бересты, из березовой коры

Шур-шар,  шур-шар, на нем сыграет стар и мал.

Кто хочет поиграть на этом инструменте? (Дать ребёнку поиграть). Послушаем, как он звучит.

- Почему так коми народ назвал этот инструмент – шур-шар? (Шуршит).

Последнее слово по горизонтали Шур-шар.

- Посмотрите ещё раз на коми музыкальные инструменты и скажите,  пожалуйста, из чего они изготовлены? (Ответы детей).

- Да, все эти инструменты изготовлены из дерева и бересты- березовой коры  мастерами-умельцами. Такие инструменты называют шумовые.

А теперь, обратите внимание на наш кроссворд. Какое слово получилось по вертикали? Кто прочитает?

- Оркестр

В нашем оркестре всего понемножку –

Звенят бубенцы и слышно трещётку.

Шур- шар, барабан, сера- палич и сярган –

Веселую музыку вам заиграем.

Дети играют на инструментах под песню «Марьямоль» .

Т

У

Т

Ш

*

Т

О

Т

Ш

П

У

*

Б

А

Р

А

Б

А

Н

К

С

Е

Р

А

*

П

А

Л

И

Ч

С

Я

Р

Г

А

Н

Т

О

Р

Г

А

Н

Ш

У

Р

*

Ш

А

Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»

Конспект  НОД  по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»для подготовительной группы...

Методическая разработка музыкального занятия в средней группе «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»

Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....

Конспект музыкального занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Занятие  для старших дошкольников. Дети знакомятся с видами и звучанием русских народных инструментов, их историей происхождения....

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...