Досуг "Мой край родной"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

сценарий досуга для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_dosuga_moy_kray_rodnoy.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий досуга «Мой край родной»

Тема досуга: Мой край родной.

Возрастная группа: старшая-подготовительная к школе группа

Цель: углубить  знания детей о культуре своего народа.

Задачи:

-познакомить с выдающимися людьми Чувашии.

-расширить знания о чувашской культуре.

-расширить знания о национальных блюдах, вышивке.

-воспитывать любовь и уважение к своему народу.

- создать радостное настроение.

Формы работы: беседа о чувашском народе, чтение чувашских стихов, просмотр презентации «Декоративно-прикладное искусство», «Национальная кухня», рассматривание иллюстраций «Чувашская национальная кухня», рассматривание узоров-карточек, отгадывание загадок, чтение пословиц, подвижные народные игры.

Предварительная работа: Беседы о Чувашском народе; рассматривание иллюстраций; знакомство с чувашским орнаментом; разучивание стихов; чтение чувашских сказок, пословиц; разучивание чувашских народных игр.

Материалы и оборудование: чувашские национальные костюмы, предметы чувашской национальной одежды, картинки «Чувашские узоры», картинки «Чувашская национальная кухня», ноутбук, проектор, презентации, портреты знаменитых людей, листья этих деревьев, повязка на глаза.

Оформление: Стенд с чувашской символикой, выставка вышивки, доска с портретами знаменитых людей Чувашии, шаблоны деревьев дуба и берёзы.

Ход мероприятия.

Добрый день, дорогие ребята, дорогие гости! «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.         Чувашский народ обладает богатой и уникальной культурой. Неспроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций своего народа.

 У чувашского народа есть обычай- встречать гостей с хлебом и солью. (воспитатель Салампи, девочка Илемпи и мальчик Азамат в национальных костюмах приветствуют гостей с хлебом и солью).   Сегодня мы пройдёмся по станицам истории родного края. Что же мы знаем о родном крае?

1 страница. Известные люди. Чуваши — самобытный древний народ с богатой  этнической культурой. Они являются прямыми наследниками Великой Болгарии и позже — Волжской Болгарии. Многие представители чувашского народа получили мировую известность. (рассматривание портретов)

- Иван Яковлевич Яковлев - педагог, составитель чувашского алфавита, просветитель чувашского народа.

-Василий Иванович Чапаев - военачальник, герой Гражданской войны.

 - Андриян Григорьевич Николаев - космонавт, дважды Герой Советского Союза

-Михаил Кузьмич Сеспель - классик чувашской литературы

-Константин Васильевич Иванов - классик чувашской литературы

 -Пётр Петрович Хузангай-народный поэт Чувашии

Дети читают стихи на чувашском языке

-«Тăван çĕршыв» П.Хузангай                                                                                        - «Чăваш чĕлхи» О.Титова

- «Тăван чĕлхем» Л. Фёдорова

- «çуралнă çĕршыв» В.Урташ

- «Тăван çĕршыв» П.Ялкир

- «Тăван çĕршыв»В.Енĕш

   2 страница. Одежда. Вышивка. У чувашей есть свой народный костюм.   В праздничные дни чуваши надевали  национальную  одежду.  Давайте назовём их. (показ вещей из сундука: тухья, сурпан, тутăр,  хушпу, кĕпе ,пиçиххи)

Чувашский народ трудолюбив. В труде он не замечал, как проходит время. Женщины любили вышивать. (рассматривание вышивок) Вышивкой чуваши украшали женские и мужские рубашки, платья, головные уборы, полотенца, покрывала. Чуваши считали, что вышивка бережет человека от болезней, лечит, оберегает от беды, поэтому в избах не было вещей без вышивки.  В чувашской вышивке каждый узор (орнамент) обозначает какой – то предмет.   

Игра «Угадай узор» (воспитатель читает загадки, а дети находят отгадки на них в чувашских узорах)

-Доброе, хорошее 
На людей глядит, 
А людям на себя 
Глядеть не велит. (Солнце)

-В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый.(дом)

-Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится.(Река)

-Его весной и летом                                                                                                                             мы видим одетым,                                                                                                                     а осенью с бедняжки                                                                                                                                         сорвали все рубашки.  (дерево)

-Не пахарь, не столяр,                                                                                                                           не кузнец,не плотник,                                                                                                                                                                          а первый на селе работник. (лошадь)

-Мама, папа, брат и я-                                                                                                                      вместе мы одна ….(семья )

- От дома начинается,
У дома и кончается.(дорога)

-Никого не родила, а все матушкой зовут. (земля)

   Задание для родителей « Составь по узорам рассказ»(вызываются 2-3 родителя)

3 страница.  Кухня. Неотъемлемой частью культуры любого народа является его национальная кухня. Чувашский народ очень гостеприимный. Он рад даже нежданному гостю, ни в коем случае не отпускает его, не угостив чем-нибудь. (презентация «Национальная кухня»)

Каждое блюдо презентуют родители (серте яшки, хуплу, шăртан, хуран кукли, чăкăт)

4 страница.   Песни.  Чувашия – край ста тысяч песен. Много песен сложил чувашский народ за свою многовековую историю. Песни сопутствовали ему в работе и в праздники.

Песня «Чăваш ачи чăвашах»

5 страница.  Танцы. Чувашский народ любил не только петь, но и танцевать. Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. В нем отражены характер труда, быта, культуры, истории народа, выражены его чувства и настроения.

Танец «Чăваш ташши» под песню Александра Васильева

6 страница. Пословицы. Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и чувашский  язык невозможно представить без пословиц и поговорок. У чувашского народа много пословиц о дружбе, о семье и воспитании ребёнка, о труде, о Родине и красоте родного края.

Родители берут листья дуба и берёзы (В традиционных представлениях чувашского народа дуб олицетворяет мужское начало, а берёза-женское) читают пословицы и приклеивают на шаблоны деревьев.

- Çип ăçтан çинçе, çавăнтан татăлать.

- Нумай пĕтĕ, сахал çитĕ; пĕрле пурăннине мĕн çитĕ.

-Лайăх ят мултан та паха.

-Пăсасси çăмăл та, тăвасси хĕн.

- Юлташсăр çын тымарсăр йывăç пек.

-Тăван çĕр-шывра хĕвел те çутăрах.

-Тăван çĕр-шывран хакли çук.

7 страница.Игра.У чувашского народа есть свои игры. Ни один праздник не обходится без любимых народных игр. И я предлагаю всем поиграть в чувашскую народную игру «Ят пĕлмелле»(«Отгадай  имя»)

В середине круга стоит мальчик или девочка с завязанными глазами, дети, взявшись за руки, ходят по кругу и говорят:

Ларать, ларать, Мишша, ларать

Шĕшкĕ тĕмĕ айенче.

 Ҫиет, çиет, Мишша çиет

 Шĕшкĕн сарă мăйăрне.

Вăхăт çитсен тăрас пулать,

Ятне тĕрĕс калас пулать

По окончании стихотворения дети останавливаются. Один из играющих подходит сзади к водящему и произносит его имя, тот должен отгадать по голосу, кто это говорит.(игра повторяется 3-4 раза) 

Игра « Летучая мышь» ( « Ҫера  çерçи» )  

Сбивают или связывают накрест две тонкие планочки или щепочки. Получается вертушка летучая мышь. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки, остальные — вокруг них. Один из капитанов первым кидает летучую мышь высоко вверх. Все остальные стараются поймать ее при падении еще в воздухе или схватить уже на земле. Правила игры: Отнимать уже пойманную летучую мышь не разрешается.

Итог:-Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. И я надеюсь, что все из вас поняли, что очень важно сохранять культуру и традиции своего народа. Будем беречь и любить наш чувашский язык. На этом прощаемся. До новых встреч.

Использованная литература:

  1. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
  2. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006. 
  3. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа, Чебоксары, 2003 г.
  4. Артемьева Т.В., Михайлова С.Г. Литературное образование детей 4-го года жизни в Чувашском национальном детском саду – Чебоксары: Чуваш. Гос. Пед. Ун-т, 2014.
  5. Антонова З.С. Почитаем вместе. Хрестоматия. -Чебоксары,1991.
  6. Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org

http://nasledie.nbchr.ru

http://zagadki-pro.ru

 https://ru.chuvash.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)

Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....