Авторская программа музыкально-фольклоного кружка "Забавушка"(для детей старшего дошкольного возраста)
рабочая программа (старшая группа)

Шубенкова Татьяна Евграфовна

Авторская рабочая программа музыкально-фольклорного кружка "Забавушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_zabavushka.doc109.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад № 366

Дзержинского района Волгограда                                                                                                                                       (МОУ детский сад № 366)

Принята педагогическим советом

протокол №   от          

   

             

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МОУ детский сад № 366 _____________ /Е.М.Лавышко/                     приказ №                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                                              

МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА «ЗАБАВУШКА»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

                                                                                       

   Автор:  

                                                                         Шубенкова Татьяна Евграфовна,  

музыкальный руководитель

2019 год

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка.
  2. Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию дополнительного образования по познавательному развитию дошкольников, за рамками образовательной программы детского сада.

  1. Нормативно – правовая основа программы:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049 -13
  • Устав МОУ детский сад № 366
  • Лицензия на образовательную деятельность МОУ детский сад № 366
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ платных образовательных услуг МОУ детский сад № 366

Данная рабочая программа разработана на основе программ   методических рекомендаций:

  • Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.  Примерная основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»;
  • “Ладушки” авторская программа И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой:
  • Н.В. Хазова «Горенка» и Борониной Е.Г. «Оберег» - парциальные программы по комплексному изучению музыкального фольклора в детском саду;
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016;
  • Тимофеева Л.О., Волохова Н.Н., Т.В. Тимофеева, В.Ф. Князева, И.В. Богачева Приобщение дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2016;
  • Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т. И. Оверчук.: Мозаика-Синтез; Москва; 2004;
  • Костина Э. П. Мой родной дом: программа соц. и нравств.-патриот. воспитания детей 4-7 лет . - Н. Новгород : Талам, 2000;
  • Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.-Петербург, 2002.
  1. Новизна и отличительные особенности программы.

Новизна программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы даёт возможность детям в течение двух лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.        Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.

 Кружковая деятельность предполагает комплексное изучение следующих разделов:

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».

Раздел 2. «Народная песня».

Раздел 3. «Игровой фольклор».

Раздел 4. «Хоровод».

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

          В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно              возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал.

Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и, как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, а также с участием родителей.

2.Актуальность. Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно, что важным моментом в воспитательной работе детских садов становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

С целью сохранения самобытной духовной культуры и приобщения детей к русскому народному творчеству, а также с целью развития у детей музыкальных и творческих способностей была организована работа музыкально-фольклорного кружка “Забавушка”.

3.Цель и задачи программы.

Общая цель программы: Приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа; воспитание нравственно-патриотической, эстетически развитой личности средствами фольклора.

Задачи программы:

Образовательные:

1. Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.

2. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.

3. Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.

Развивающие:

1. Развивать кругозор и интерес к народной культуре;

2. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

3. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;

4. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

5. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Воспитательные:

1. Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.

2. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа.

3. Воспитывать уважительное отношение к ценностям народной культуры, к истории России, чувства патриотизма и гордости за русский народ.

4.Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на два года обучения (дети 5-7 лет). Кружок проводится 1 раз в неделю (34 занятия в год). Продолжительность: 30-35 минут. Форма проведения занятий: групповая. Занятия проходят во второй половине дня.

5. Принципы и подходы.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • развивающего образования, цель которого – музыкально-творческое  развитие ребенка 5- 7лет;
  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • обеспечивание единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей старшего дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются качества, являющиеся  ключевыми в  музыкально-творческом  развитие ребенка 5- 7лет;
  • принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей 5-7 лет;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности старших дошкольников в рамках непосредственно образовательной деятельности кружка;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от построения программы;
  • строится с учетом соблюдения преемственности между детским садом и начальной школой, сотрудничество с семьей.

6. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу курса дети должны знать и уметь:

Группа детей 5-6 лет

  • Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
  • Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
  • Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
  • Слышать и правильно интонировать в пределах октавы.
  • Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).
  • Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
  • Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.
  • Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.
  • Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения.
  • Оказывать помощь сверстникам и взрослым.
  • Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
  • Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
  • Проявлять внимание и заботу к близким.
  • Передавать полученные знания малышам.

7.Методы и приемы обучения:

Методические приемы:

  • наглядный, словесный, практический;
  • беседы с детьми;
  • наблюдение за природой;
  • слушание русских народных песен, сказок;
  • разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
  • инсценировки песен и малых фольклорных форм.

Основная форма работы с детьми:

  • Непосредственная образовательная деятельность.
  • Календарные праздники.
  • Театрализованные представления, концерты.

8. Педагогические условия для реализации программы:

  • создание развивающей среды в детском саду;
  • разработка методического материала по музыкально-фольклорному      развитию;
  • для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями.

Проводятся следующие формы работы: родительское собрание, беседы, консультации и др.

Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в познавательной деятельности и в оказании помощи детям в освоении данной программы.

II. Содержательный раздел

  1. Организация процесса обучения        

        «Детский музыкальный фольклор»

ТЕМА 1. «Потешки, приговорки, заклички».

Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

ТЕМА 2. «Колыбельные песни, пестушки».

Предназначение данных произведений. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

ТЕМА 3. «Считалки, дразнилки, частушки».

Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

РАЗДЕЛ II

«Народные песни»

ТЕМА 1. «Календарные песни».

Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

ТЕМА 2. «Свадебные песни».

Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.

ТЕМА 3. «Лирическая песня».

Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно -мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.

РАЗДЕЛ III

«Игровой фольклор»

ТЕМА 1. Песенный припев.

Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.

Тема 2. «Движения, театрализованное действо».

Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

РАЗДЕЛ IV

«Хоровод»

ТЕМА 1,2. «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».

Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).

Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

РАЗДЕЛ V

«Игра на детских музыкальных инструментах»

ТЕМА 1. «Знакомство с народными инструментами».

Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. 3 знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

ТЕМА 2. «Ансамблевая игра».

Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

Структура занятия с детьми 5-6 лет

  1.  Приветствие.
  2.  Артикуляционная гимнастика.
  3.  Основная часть:

           - беседа,

           - пение, инсценировки,

           - музыкально - ритмические движения, музицирование.

  1.  Игра.

III. Организационный раздел.

  1. Оснащение образовательной деятельности: Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика

  1. Учебно – методическое обеспечение:

1. Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду». М. «Владос».1999.

2. Зарецкая, Н. В. Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста [Ноты] / Н. В. Зарецкая. - М. : Айрис-Пресс, 2007.

3. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду»

Творческий центр. Москва. 2006г.

6. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С-П. «Детство – Пресс», 2008.

7. Мельников М.Н. Русский фольклор. М., 1987.

8. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина Л.В. - М., 1992.

9. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. - М., 1999

10. Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000.

11. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2009г.

12. Хазова М.В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. М. «Владос».1999г.

13.БардинаП.Е  Жили - были. -  Томск: изд. Томского университета, - 1997г.- 222с.

14.Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.-Петербург, 2002.

15.Каплунова И., Новоскольцева И.. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”, “Этот удивительный ритм”.

16.Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.

17.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.

18.Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия., 2004.

19.Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.

20.М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Росточек». Авторская разработка комбинаторного типа оздоровительная программа по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общей мышечной слабостью.

Оздоровительная физическая культура  в последнее время  широко внедряется в дошкольные учреждения. Причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушение опорно - двигательного аппарата...

авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...

авторская программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Сумей постоять за Родину-мать!»

«Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал…Ты вспоминаешь Родину такую,Какой ее ты в детстве увидал…»...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...

Авторская программа Развития творческих способностей «Маленький актёр» старший дошкольный возраст

Цель:Развивать творческие способности средствами музыкально-драматического искусства....

Авторская программа «Чудеса в ладошке » для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного вос...