Эколого – краеведческий проект «Синичкин день» (4 – 5 лет)
проект (средняя группа)

Ковбаса Оксана Юрьевна

 

Проект «Синичкин день» направлен на изучение птиц, встречающихся в нашей области в осенне-зимний период. Он позволяет не только расширить знания детей, но и изучить вопросы, связанные с жизнью птиц в тяжёлых условиях. Тем самым содержание проекта позволяет приобщить детей к экологическому краеведению, формирует потребность в общении с Природой, гуманное, заботливое отношение к птицам, интерес к их жизни. Здесь учитываются возрастные особенности развития ребёнка – дошкольника, его социально – эмоциональное благополучие, сезонные особенности природного окружения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sinichkin_den.docx791.14 КБ

Предварительный просмотр:

  • Эколого – краеведческий проект.

«Синичкин день»    (4 – 5 лет)

автор: Ковбаса О.Ю. – воспитатель 1 категории 

                                                              1.Паспорт проекта.C:\Users\User\Desktop\Documents\ФОТО1\Синичкин день 2011\IMG_2043.JPG

Направление проекта:

 современные эколого – краеведческие технологии в

 образовательном процессе детского сада.

Название проекта: «Синичкин день».

Длительность проекта: пять дней.

Автор проекта: Ковбаса О.Ю – воспитатель 1 категории.

2.Актуальность проекта, постановка проблемы.

 «Любовь к родной природе так же естественна, как любовь к матери и отцу» - утверждал детский писатель Виталий Валентинович Бианки. Но современный городской ребёнок оторван от Матери – Природы, он лишён непосредственного её восприятия. Как же научить ребёнка с раннего возраста ощущать мир родной природы, как нечто близкое, эмоционально насыщенное, духовно значимое?

Экологическое понимание природных образов, любовь к ней, может возникнуть в результате постоянного общения ребёнка с родной Природой. Люди стали всё меньше обращать внимание на состояние Природы и непосредственное общение с ней заменяют телевизор и компьютер. Поэтому для нас  очень остро встаёт проблема формирования экологического сознания у детей, воспитание человека-гражданина и патриота.C:\Users\User\Desktop\Documents\ФОТО1\Все фоты 2010 2011 уч год\Синичкин день 12 ноября\DSC08219.JPG

Детский сад № 149 «Ёлочка» расположен в лесопарковой зоне Автозаводского района г. Тольятти,  приоритетным направлением является «Познавательное развитие» (эколого – краеведческий аспект). Проведение экологических народных праздников – одна из ведущих форм работы с детьми среднего дошкольного возраста по реализации задач данного направления.

12 ноября отмечается экологический праздник – «Синичкин день». Это старинный народный праздник. Уже несколько лет подряд по инициативе Союза охраны птиц России этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц и начинают подкормку пернатых.

Для нашего детского сада стало традицией проводить  этот праздник совместно с семьями воспитанников. Конечно же, главная героиня праздника – синица. C:\Users\User\Desktop\Documents\ФОТО1\Синичкин день 2011\IMG_2025.JPG

Проект «Синичкин день» направлен на изучение птиц, встречающихся в нашей области в осенне-зимний период. Он позволяет не только расширить знания детей, но и изучить вопросы, связанные с жизнью птиц в тяжёлых условиях. Тем самым содержание проекта позволяет приобщить детей к экологическому краеведению, формирует потребность в общении с Природой, гуманное, заботливое отношение к птицам, интерес к их жизни. Здесь учитываются возрастные особенности развития ребёнка – дошкольника, его социально – эмоциональное благополучие, сезонные особенности природного окружения.

На подготовительном этапе реализации проекта нами было проведено анкетирование родителей детей среднего дошкольного возраста с целью выявления интереса к жизни пернатых друзей зимой, выявления стремления участвовать в жизни птиц в данный период. В анкетировании участвовало 64% семей. Анализ анкет показал, что родителям интересно участие в жизни птиц. Но они мало практикуют и приобщают своих детей к заботе о птицах. Также на подготовительном этапе среди семей был проведён конкурс кормушек, которые были вывешены на территорию детского сада.C:\Users\User\Desktop\Documents\ФОТО1\Синичкин день 2011\IMG_2034.JPG

Беседы с детьми,  выявили, что дети имеют очень большое желание участвовать в жизни птиц.

Проект «Синичкин день» является первым шагом большой длительной акции по сохранению птиц, которая продлится всю зиму.

3. Цели и задачи проекта.

Цель: Расширение  знаний детей 4-5 лет о жизни синицы и других  зимующих птиц зимой. Формирование элементарных навыков эколого-краеведческой деятельности, а именно: навыка экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Задачи: 

  • развивать познавательный интерес через ознакомление с традиционным праздником «Синичкин день»;
  • обогащать опыт исследовательских действий в процессе познавательно-исследовательской деятельности
  • способствовать активному освоению несложных способов ухода за животными, живущими рядом;
  • стимулировать радостные переживания от положительного поступка;
  • активизировать словарь детей; 
  • способствовать проявлению игрового и художественного творчества дошкольников.

4. Ресурсное обеспечение. 

Нормативно-правовое обеспечение

Согласно требованиям СанПин  2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. No 26);в режиме дня детей среднего дошкольного возраста два раза в день предусмотрена прогулка, на которой осуществляется непосредственное общение с природой и забота о птицах.

Кадровое обеспечение: 

В детском саду имеются все категории работников, которые необходимы для качественного осуществления проекта: эколог, музыкальный руководитель, воспитатели первой и высшей категории.

Материально-техническое обеспечение:

Детский сад расположен в лесопарковой зоне, поэтому на территории д /с можно увидеть много птиц. Для проведения мероприятия имеются заранее подготовленные кормушки, музыкальное оборудование, разнообразные виды корма для птиц.

Программно-методическое обеспечение:

- Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (Т.И.Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. –СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017);

-Методическое пособие по краеведению для дошкольников 4-7 лет. «Волжская земля-родина моя»/О. В. Каспарова, ВН. Гандина, О.В. Щеповских, Тольятти, 2013 г.

Организационно-методическое обеспечение:

Во время прогулки детей  предусмотрена деятельность по заботе о птицах (подкормка).

Информационное обеспечение:

В детском саду имеются наглядные формы работы с родителями, пропагандирующие заботу о наших пернатых друзьях: афиши, стенгазеты, схемы изготовления кормушек, приглашения, фотовыставки.

                                 

 5. Результативность проекта.C:\Users\User\Desktop\Documents\ФОТО1\Синичкин день 2011\IMG_2032.JPG

Результат-эффект.

1. У детей среднего дошкольного возраста возрос интерес к прямому общению с природой.

2. Сформирована потребность в участии жизни пернатых у 50% семей по результатам анкетирования.

Результат-продукт.

1. Изготовление кормушек и домиков для пернатых.

2. Разработка плана-схемы мест на территории д/с, где разместятся кормушки.

3. Проведение тематического занятия.

4. Изготовление картотеки художественного слова «Синичка-именинница».

5. Выставка детских работ ( рисование, аппликация, лепка ) на тему «Зимующие птицы».

6. Выпуск радиопередачи «Синичка-именинница».

7. Проведение праздника «Синичкин день».

8. Выпуск газеты «Эко-новости». В ней фото- отчёт, благодарность родителям и воспитателям за помощь в проведении интересного и нужного праздника.

6. План мероприятий по реализации проекта.

Подготовительный

Мероприятия:

  • проведение конкурса кормушек;
  • обследование территории д/с с целью составления карты-схемы расположения кормушек;
  • организация творческой группы педагогов по анализу проблемы, цели и задач проекта;
  • создание интереса к участию в празднике педагогического коллектива;
  • анкетирование родителей;
  • беседы с детьми.

Результат: кормушки для птиц, карта-схема, протоколы бесед с детьми, анкеты родителей; заинтересованные и методически подготовленные сотрудники.

Основной 

Мероприятия:

  • проведение тематического занятия в группах;
  • изготовление картотеки художественного слова «Синичка-именинница» (чтение с детьми различных сказок и рассказов о синице, заучивание  стихов, поговорок, пословиц и загадок о синице)
  • вывешивание кормушек по карте-схеме;
  • конкурс рисунков на тему «Зимующие птицы»;
  • участие детей в выпуске радиопередачи «Синичка-именинница»;
  • фотографирование деятельности детей;
  • привлечение родителей к участию в жизни пернатых друзей, используя разные формы наглядной агитации.

Результат: тематическое занятие, картотека художественного слова; рисунки детей; выпуск радиопередачи; фото-сессия «Дети-друзья птиц»; разнообразная наглядная информация, пропагандирующая прямое общение с природой.

Завершающий

  • итоговое анкетирование родителей;
  • изготовление памятки по правильному подкармливанию зимующих птиц;
  • проведение праздника «Синичкин день»;
  • организация кафе «У птички»;
  • выпуск газеты «Эко-новости»;
  • оформление и распостранение опыта д/с №149 «Ёлочка» через участие в различных мероприятиях  г.о. Тольятти.

Результат:  памятка по изготовлению коммушек  и использования видового корма для разных групп птиц; праздник «Синичкин день»; газета «Эко-новости»; публикация методических рекомендаций для воспитателей по организации деятельности детей по заботе о птицах.

  1. Практическая значимость проекта.     C:\Users\User\Desktop\Documents\ФОТО1\Все фоты 2010 2011 уч год\Синичкин день 12 ноября\DSC08217.JPG

      Проект ежегодно востребован по реализации основной образовательной    программы  и при решении задач  приоритетного направления детского сада в рамках регионального компонента.

          Содержание  проекта  обеспечивает выполнение поставленных задач.

         7. Бюджет проекта.

            Самофинансирование.

C:\Users\User\Desktop\Documents\ФОТО1\Все фоты 2010 2011 уч год\Синичкин день 12 ноября\DSC08216.JPG

C:\Users\User\Desktop\Documents\ФОТО1\Все фоты 2010 2011 уч год\Синичкин день 12 ноября\DSC08222.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.

Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....

Семинар "Эколого- краеведческая работа и ее значение для патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

МДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №66 «БЕРЕЗКА»Г.ДМИТРОВСЕМИНАР  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ  «ВАРИАНТЫ»НАПРАВЛЕНИЕ:: ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЫЕ ОБЛАСТИ:«ПОЗНАНИ...

Проект по формированию эколого - краеведческих знаний у детей с ОНР в ходе реализации инновационной направленности детского сада «Хлеб – всему голова»

Цель проекта:Формирование у детей старшего дошкольного возраста научно-экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой  деятельности....

эколого-краеведческая программа "Любимый край-родной Ямал"

Программа "Любимый край-родной Ямал"-результат творческого поиска педагогического коллектива МДОУ № 8 "Теремок"г. Салехарда и создана с целью ознакомления дошкольников  с природными богатствами Я...

План эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для старших дошкольников.

Вашему вниманию предлагаю перспективный план работы эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для детей старшего дошкольного возраста. Это результат моего опыта работы по ознакомлению старших...

План Эколого-краеведческого кружка "Росинка" в старшей логопедической группе "Пчелка"

Расширять, углублять, систематизировать знания детей по экологии мне помогает экологический кружок «Росинка», который я организовала в группе, взяв за основу парциальные программы С.Н. Николаевой «Юны...