Методическая разработка образовательной деятельности.
методическая разработка (подготовительная группа)

Богданова Наталья Валентиновна

Данное занятие является частью системы мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников и предполагает ознакомление детей с сохранением культурного наследия во времена Великой Отечественной Войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

          детский сад № 20 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербург

Методическая разработка образовательной деятельности.

Тема:

«Культурное наследие Санкт-Петербурга или как прятали Ленинград»

с детьми старшего дошкольного возраста

                                                                                ГБДОУ №20

                                                             Кировского района Санкт-Петербурга

Богданова Н.В.

Санкт-Петербург

2019

Методическая разработка образовательной деятельности

«Культурное наследие Санкт-Петербурга или как прятали Ленинград»

с детьми старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Мероприятие рассчитано на работу с детьми 6-7 лет. Занятие проводится со списочным составом детей в 18 человек. Дети уже имеют представление о Великой Отечественной Войне и о подвигах советских солдат. Данное занятие является частью системы мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников и предполагает ознакомление детей с сохранением культурного наследия во времена Великой Отечественной Войны.

Цель: создание условий для формирования у детей духовно-нравственных ценностей в процессе знакомства с героическими поступками жителей родного города.

Задачи:

Образовательные:

- уточнять знания детей о Великой Отечественной Войне;

- дать знания о героических действиях жителей Ленинграда по сохранению культурного наследия;

- формировать правильное отношение к войне.

Развивающие:

- способствовать речевому развитию в монологических высказываниях;

- развивать мышление, воображение, нравственные качества дошкольников.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну;

- воспитывать умение детей работать в малых группах.

        Ожидаемые результаты: сформировано чувство гордости и уважения к ветеранам ВОВ, нравственные ценности в отношении событий ВОВ, уважение к культурному прошлому России. Воспитано желание беречь, и приумножать культурное наследие родной страны. Пополнен речевой словарь новыми словами и выражениями. Активизированы психические процессы: память, мышление, воображение.

Средства: билеты, презентация «Как прятали Ленинград», набор разрезных картинок с изображением зданий Эрмитажа, Исаакиевского собора, Михайловского и Екатерининского дворцов.

Сценарий мероприятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

С добрым утром! Начат день.

Первым делом гоним лень.

Мы занятие начнем,

Новых знаний наберем.

  1. Сюрпризный момент.

Звучит вступительная мелодия из музыкального произведения «В далеком, тревожном военном году».

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в кинотеатр на очень интересный старинный фильм. Но чтобы получить билеты на это кино, нужно правильно ответить на несколько вопросов. Напомните, пожалуйста, как нужно отвечать на занятии.

Дети: не выкрикивать, поднимать руку, не вскакивать.

Воспитатель: Верно. Тогда внимательно слушайте вопросы:

- в каком году началась, и закончилась Великая Отечественная война? (1941 – 1945 гг.)

- сколько лет Дню Победы в ВОВ в следующем (2020) году?(75 лет)

- с какой страной воевала Россия? (С Германией)

- почему началась война? (Германия хотела захватить чужую процветающую страну)

- что такое подвиг? (Героический поступок)

- как называют солдатов, которые воевали в ВОВ и дожили до наших дней? (Ветераны)

- за что городам давали почетные звания Города-Герои? (за героизм и мужество)

За каждый ответ давать двум-трем первым ответившим детям билеты.

Воспитатель: все получили билеты?

Дети: Да!

Воспитатель: тогда проходите в «зал», занимайте места.

Дети рассаживаются на подушечки  перед экраном проектора.

Воспитатель: Раньше кино было беззвучным, люди не умели ещё озвучивать его, поэтому я буду комментировать каждый кадр.

Слайд 1 – заставка «Как прятали Ленинград».

Воспитатель: эта история о нашем городе и его жителях, которые в военные годы спасали своими силами памятники архитектуры и ценные вещи, эта история о Ленинграде. Так раньше назывался Санкт-Петербург.

Слайд 2 – В первый год войны Ленинград был взят немецкими солдатами в блокаду. Это значит, что город окружили, и не впускали, и не выпускали из него ни одного человека. В город не поступала провизия, начался голод, появились проблемы с отоплением. Многие люди погибли. Таким образом фашисты хотели вынудить город сдаться. Но всё-таки наш народ силен духом. Собрав все силы, немецких солдат выгнали из города. Блокада продолжалась два с половиной года.

Слайд 3 – Во время войны под обстрел попадало абсолютно всё. И чтобы сохранить красоту зданий, памятники знаменитым людям, жители Ленинграда решили прятать их от глаз фашистов. Они маскировали здания и скульптуры: укрывали их мешками с песком в несколько рядов, фанерными щитами, бревнами.

Слайд 4 - Те памятники, которые можно было снять, оборачивали тканью, и зарывали под землю до окончания войны. Но памятники великим полководцам оставляли всё же на виду. Это было сделано для того, чтобы вдохновлять русский народ на борьбу с врагом.

Слайд 5 – Чтобы замаскировать большие здания, приходилось шить большие полотна под цвет растительности на всю крышу. Вплетали даже деревья. Так с высоты авианалетчикам не было видно зданий.

Слайд 6 – Но если крышу можно было спрятать, замаскировав ее, то купола и шпили, которые блестели золотом на солнце, решено было выкрасить в серый цвет, чтобы они сливались с небом.

Слайд 7 – Самая трудная маскировка была у Петропавловского Собора. Чтобы закрыть шпиль Собора, в ноябрьскую стужу два альпиниста поднялись по лестнице, и смогли укрыть тканью верхушку и фигурку ангела на шпиле.

Слайд 8 – А для шпиля Адмиралтейства за одну ночь был изготовлен огромный чехол, который весил полтонны. Необходимо было укрыть его, т.к. шпиль являлся одним из главных ориентиров города для немецкой авиации.

Слайд 9 – Мосты и здания вокзалов маскировали под руины, обломки. Устанавливали деревянные конструкции, которые создавали видимость разрушений. Рельсы, чтобы не блестели, покрывали специальной защитной краской.

Слайд 10 – Как же Ленинградцы спасали свои заводы, которые хорошо просматривались с неба? Они сооружали из фанеры легкие конструкции, похожие на жилые дома. Так же маскировали и стадионы – прямо на поле возводили макеты жилых домов.

Слайд 11 – Ночью, как вы знаете, освещенный город очень хорошо виден. И чтобы отвести от Ленинграда обстрел с воздуха, был издан строжайший указ о полном затемнении. Чтобы ночью в квартире включить свет, жителям приходилось завешивать окна плотными одеялами, светлые лампочки сменяли на синие, окна подъездов красили зеленой краской. А чтобы и пруды не блестели в свете луны – туда добавляли специальный красящий порошок.

Слайд 12 - К сожалению, некоторые строения всё-таки серьезно пострадали. Так, сумев спасти ценности из музеев, не удалось избежать разрушений самих зданий и парковых насаждений, потому что боевые действия велись на их территории. Сгорел Большой Екатерининский дворец в царском селе, практически полностью сгорел Павловский дворец, очень сильно пострадал Петергоф.

Воспитатель: Вот какие наши земляки были – сильные духом, смелые, отважные, готовые рисковать своей жизнью ради сохранения культурного наследия.

Воспитатель: Я предлагаю вам ненадолго перенестись в то время и превратиться в самых настоящих солдат.

Физминутка «Бравые солдаты»

Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом

Левой – раз, и правой – раз, посмотрите все на нас!

Встанем смирно без движения, начинаем упражненье.

Руки вверх подняли – раз, выше носа, выше глаз.

Упражнение второе – положение рук иное (руки на поясе),

Будем делать повороты, выполнять с большой охотой.

Ну а третье упражненье – руки в плечи – круговые движенья,

Вперед – вперед, назад – назад это полезно для наших солдат.

А теперь сгибаем без труда, чтобы сила богатырская была.

Приступаем к туловищу мы, наклонов по восемь сделать должны.

Сначала два раза вперед наклонись, затем два раза назад – не ленись.

Вправо два раза и влево два раза ты наклоняйся,

Делай красиво – не ошибайся!

На ноги свои обрати ты вниманье, делай глубокие приседанья.

Теперь попрыгать очень нужно, пружиня вверх – скачите дружно!

Снова выровняли ряд, словно вышли на парад.

Выше ногу, тверже шаг, так в строю идет солдат!

Подходят к столам, на которых лежат разрезные картинки.

Воспитатель: Перед вами на столах лежат картинки известных зданий Санкт-Петербурга. Сейчас мы будем теми жителями города, которые спасали свое достояние. Мы будем восстанавливать разрушенные здания.

Дети делятся на 4 команды. На каждом столе лежат разрезные картинки нескольких зданий вразброс. Воспитатель дает задание каждой группе выбрать из множества кусочков выбрать только одно определенное здание.

1 группа – Екатерининский дворец;

2 группа – Исаакиевский собор;

3 группа – Михайловский дворец;

4 группа – Эрмитаж.

Дети после сборки называют, как правильно звучит здание.

Воспитатель: Давайте проверим, верно ли вы собрали здания?

Слайд 13 – Иллюстрации фасадов зданий.

Воспитатель: Все хорошо справились.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, много лет прошло с тех пор. Как вы думаете, можно ли забыть подвиг русского солдата? Как отобразились боевые действия на зданиях Санкт-Петербурга? Какое название раньше носил город Санкт-Петербург? Зачем прятали архитектурные сооружения и памятники? Как жители маскировали город? Что для этого делали? Как мы можем в наше мирное время сохранять здания? (Не рисовать на них краской из балончиков, не разрушать строения, периодически делать ремонт) Что значит блокада города? Верно, ли присвоено Санкт-Петербургу звание Города-Героя?

Ответы детей.

Воспитатель: Огромный героизм и стойкость проявили ленинградцы во время Великой Отечественной Войны. Давайте же не будем забывать это, и сохраним в своем сердце на века.

Список литературы

  1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. / М.: АРКТИ, 2007.
  2. Зацепина Н. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников, М.: Мозаика-Синтез, 2011г.
  3. Сульдин, А.В. Блокада Ленинграда. Полная хроника – 872 дня. Изд.: АТС, 2015. – 280 с., 112 ил.
  4. Архитектура Ленинграда в годы Великой Отечественной войны/электронный ресурс: https://vk.com/world_of_building?w=wall-120836807_25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: Беседа с детьми «Наш младший воспитатель"(Представлено на районном методическом объединении воспитателей младших групп)

Цель: формировать  первичные представления об окружающем мире, профессии младший воспитатель.Задачи:Формирование позитивных установок к различным видам труда.Формирование первичных представлений ...

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...