Приобщение детей к народным обычаям и традициям через народные игры и забавы
проект (средняя группа)

Шигаутдинова Гульнара Сагидулловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема: «Приобщение детей к народным обычаям и традициям через народные игры и забавы»

Выполнили: воспитатель

 Шигаутдинова Гульнара Сагидулловна

инструктор по физической культуре

Сафаргалеева Галия Самеевна

МДОУ «Д/с «Миляш» с.Кунашак

с.Кунашак 2019г.

Вид проекта: познавательно - оздоровительный

Тип проекта:

- по доминирующему методу: познавательно - игровой

- по характеру содержания: групповой

- по числу участников: группа детей 4-5 лет (15 детей, воспитатель группы, родители воспитанников, инструктор по физической культуре.

- по времени проведения: краткосрочный - 2 недели.

- по характеру контактов: в рамках ДОУ

- продолжительность: 04.02.19-15.02.19г.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель, инструктор по физической культуре.

Цель проекта:

  • Познакомить детей с традициями и обычаями русского, татарского и башкирского народов.
  • Формирование физической культуры как составной части целостной культуры личности;
  • Развивать интерес у детей к подвижным народным играм, предоставлять возможность организовывать их самим.
  • Воспитывать интерес детей к национальной культуре; формировать творчески развитую личность через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской, татарской и башкирской национальных культур.

Задачи:

  • Расширять представление о национальной культуре русских, татар и башкир.
  • Создание образовательной - культурной среды в группе: создание мини-музея «Народные промыслы и обычаи»
  • Прививать интерес к русским, татарским и башкирским народным подвижным играм;
  • Повысить уровень знаний педагогов в области значения народной подвижной игры в физическом развитии ребенка;
  • Содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности растущего организма;
  • Создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр;
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных подвижных игр.
  • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи.
  • Воспитывать любовь к своей родине.
  • Развивать навыки художественного творчества детей.

Актуальность

Проблема, значимая для детей на решение которой направлен проект: обогащение и расширение знаний детей о народной культуре и традициях у дошкольников на материале народных игр, забав и в непосредственно образовательной деятельности.

Большая ценность подвижных народных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и, следовательно, в более равномерном их развитию. Но значение народных игр не только в этом – они играют большую роль во всестороннем развитии детей.

Приобщение детей к народным традициям, промыслам, декоративно-прикладному творчеству обогащает и развивает внутренний мир ребенка.

 Таким образом, важно отметить, что с помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, а для этого необходимо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.

Название итогового мероприятия: Спортивный праздник «Вечерние посиделки»

Форма итогового мероприятия: развлечение.

Дата проведения итогового мероприятия: 15.02.19г.

Предварительная работа: 

  • Беседы и рассматривание иллюстраций;
  • Чтение художественной литературы
  • Разучивание песен, считалок, игр.

 

I этап. Разработка проекта.

1. Подобрать методическую литературу по данной теме.

2 Взаимодействие с инструктором физической культуры (использование подвижных игр);

3. Подобрать атрибуты, пособия для народных игр и забав.

4. Довести до сведения родителей важность этой темы.

5. Написать план мероприятий, сценарий развлечения.

II этап. Выполнение проекта.

1. Совместно с инструктором по физической культуре составить план работы с детьми.

2. Составление картотеки подвижных народных игр по национальностям.

3. Оформление папки-передвижки «Народные промыслы России»

4. Подбор атрибутов к народным играм.

5. Оформление мини-музея «Народные промыслы и традиции»

6. Спортивный праздник «Вечерние посиделки»

7. Консультации для родителей «Народные подвижные игры»

Продукт проекта:

• Для детей: рисунки, поделки, оформление мини-музея.

• Для педагогов: презентация проекта, конспекты мероприятий, образец планирования.

• Для родителей: материалы для консультации – папки передвижки, картотеки, авторские работы родителей для мини-музея, интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.

3 этап. Выполнение проекта (основной)

  1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.

Ситуативные разговоры, свободное общение:

  • «Традиции русского народа»;
  • «Народные традиции татар и башкир»;
  • «О народных промыслах»

Коммуникативное развитие (развитие речи):

  • Отгадывание загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.

Разучивание:

  • Народных песен: «Ой блины, мои блины», «Как на тоненький ледок»

Сюжетно-ролевые игры:

  • «К нам гости пришли», «Дочки-матери», «Магазин промыслов», «В гостях у матрёшки», «Мастерская народных мастеров»

Дидактические игры:

  • «Какого народа костюм»
  • «Отбери элементы хохломского узора»
  • «Узнай элемент узора»,
  • «Угадай и расскажи»,
  • «Сложи картинку»,
  • «Собери самовар из частей»
  • «Назови ласково»
  • «Дымковское лото».
  1. Физическая культура и в свободная деятельность:

Русские народные игры:

  • Игра-забава «Заяц, белка, жаба-цап!»
  • «Перетяни веревку»
  •  «Два мороза»
  • «Золотые ворота»
  • «Иголочка, ниточка, узелок»

Татарская народные игры:

  • «Тимербай»;
  • «Хромая курица»;
  • «Спутанные кони»;
  • «Змейка».

Башкирские народные игры:

  • «Юрта»;
  • «Стрелок»;
  • «Ловкий джигит»;
  • «Тюбетейка».
  1. Познавательное развитие.
  • Просмотр познавательного мультфильма «Шурале»
  • Презентация «Жилище и костюмы народов Южного Урала»
  • Беседа «Давайте познакомимся»
  • Беседа «Мой поселок Кунашак»
  • Беседа «Знакомство детей с народными играми»
  • Беседа «Традиционные национальные блюда»
  • Рассматривание кукол в национальных костюмах (мальчик, девочка).
  1. Художественно-эстетическое развитие.
  • Русские народные сказки:

«Теремок», «Морозко», «Хаврошечка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка»;

  • Е. А. Никонова «Семёновские матрёшки», «Золотая Хохлома», З. Александрова «Родина»;
  • Башкирские народные сказки: «Ленивая девочка» обр.Платонова, Стихотворение К. Киньябулатовой «Зухра и цыплята»;
  • Татарские народные сказки: «Белый змей», «Волшебные башмаки».

Иллюстрации:

«Богородская роспись, «Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома», «Достопримечательности Кунашака», «Семья», картины, иллюстраций и фотографий с изделиями народных промыслов, характерных узоров и орнаментов художественной росписи,  «Тульский самовар».

  1. Изобразительная деятельность.

Декоративное рисование:

  • «Рисуем флаг Кунашака»;
  • «Украсим ичиги (татарские сапоги)» национальным орнаментом.

Лепка:

  • «Деревянные ложки» в хохломской росписи».

Самостоятельное художественное творчество:

  • Украшение плоскотного изображения матрешек, посуды, игрушек, национальной одежды.
  • Раскраски на тему: «Народные художественные промыслы»
  • Пение и танцы под народные песни русских, татар и башкир.
  • Инсценирование народных сказок по выбору детей.

Центр театрализованных игр:

  • Набор игрушек кукольного, плоскотного, пальчикового театров для обыгрывания народных сказок, потешек.

Взаимодействие с семьей.

  • Наполнение атрибутами народного быта мини-музея «Народные промыслы и обычаи»;
  • Подготовка краткой информации совместно с ребенком о своих семейных традициях и обычаях;
  • Приготовление национального блюда для итогового развлечения «Вечерние посиделки».
  • Активное участие в играх, исполнение народных песен

Результат.

Таким образом, в результате выполнения проекта:

У детей расширилось представление о национальной культуре; привился интерес к русским, татарским и башкирским народным подвижным играм и состязаниям; обогатился словарный запас национальной речи; развились навыки художественного творчества.

У родителей была высокая заинтересованность и активность в течении всего проекта;

Повысился уровень знаний педагогов и родителей в области значения народных подвижных игр в физическом развитии ребенка, в укреплении здоровья.

Мы уверены, что через изучение истории, традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль принадлежит здесь народным играм, которые передаются из поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи.

        

В перспективе рассчитываем продолжать использовать игры в дальнейшей работе с детьми и родителями 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к народным обычаям и традициям "Подкова на счастье"

В конспекте подобран материал о работе кузнеца, объясняется смысл некоторых пословиц и погорворок, приведена легенда о кузнеце и подкове. практическая часть- чеканка подковы...

Опыт работы Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку.

Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку....

Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям через совместную деятельность с родителями

         Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Формирование традиций ну...

Консультация для педагогов ДОУ «Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через народные игры»

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желан...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ через квест игры

консультация для родителей "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ через квест игры"...

Приобщение детей к национальной культуре Коми народа через дидактические игры, используя прием межполушарного взаимодействия

Дошкольный возраст является  благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Именно в этом возрасте  развивается память, восприятие, мышление, воображен...