Конспект занятия по кубановедению. Тема: «Быт кубанской семьи».
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)

Маликова Вера Николаевна

Конспект занятия по кубановедению. Тема:  «Быт кубанской семьи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_15.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по кубановедению.

Тема:  «Быт кубанской семьи».

Задачи: познакомить детей с бытом казачества, расширить представления о жизни казаков; воспитывать любовь к малой родине; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Оборудование. Карта России, иллюстрации с казаками, казачьей хатой, утварью.

Словарная работа: глечик, макитра, чугунок, коромысло.

Ход проведения:

Воспитатель входит в группу, в руках у него свернутая карта мира. Он раскладывает ее на столе и начинает внимательно рассматривать, что-то ищет на ней, при этом что-то говорить себе под нос, стараясь привлечь внимание детей.

Воспитатель показывая на карту:

- Ребята на земле существует много стран, а в какой стране мы с вами живем?

Ответы детей.

Воспитатель показывает на карте.

Воспитатель: 

- Да, ребята, Россия – это наша большая Родина. Но она делится еще на много частей. В одной из таких частей живем мы. Называется он – Краснодарский край. Это наша малая родина. Здесь живем мы, наши дедушки и бабушки, т. Е. наши предки. Конечно, каждый из вас может рассказать мне, где он живет, какой у него дом. А я хочу вам рассказать, где и как жили наши предки давным-давно. Что было у наших предков, чего не было. Ребята, хотите посмотреть, как жили наши предки? Приглашаю вас в путешествие в прошлое.

Воспитатель показывает иллюстрации.

Воспитатель: 

- В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работал в поле, кормил семью.

А главное охранял границу от врагов. Его жена казачка работает в доме, занимается хозяйством. Живут они в хате. Самый большой предмет в хате была печь.

Все свои слова воспитатель сопровождает показом иллюстраций.

Воспитатель: 

- Это самое главное в казачьей хате. Она кормила, в ней готовили еду. Хорошая печь - это сердце хаты, тепло и уют. Сама хата сделана из камыша, хвороста и глины, поэтому она быстро нагревалась. Печь служила спальным местом, на ней спали маленькие дети. А еще в печи пекли хлеб. А хлеб всему голова.

Воспитатель: Физминутка «Молотьба».

Не гром грохочет, не пальба

Гремит, грохочет молотьба.

Гора зерна растет до неба.

Ты видишь, сколько будет хлеба?

Шумят, гремят грузовики

Стучат на мельнице волки

Гора муки растет до неба

Ты видишь, сколько будет хлеба?

Мне говорят, что спать пора

Но не усну я до утра

Мне поглядеть бы хоть немножко

Как мама будет печь лепешки.

Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к нашей хате. Что мы еще видим?

Ответы детей.

Воспитатель: 

- Молодцы, правильно большой ящик, это сундук, в те времена заменял сегодняшний шкаф. Чем больше сундуков, тем богаче семья. Сундуки были большие, деревянные, когда в дом приезжали гости, их можно было сдвинуть и устроить спальное место. А вот стол и лавки, они сделаны из дерева и их не красили, т. к. краски не было. Ребята, а что мы видим в углу хаты?

Ответы детей.

Воспитатель: 

- Замечательно, правильно это икона была в каждой казачьей семье, находилась она в красном углу. Икона символизирует, что здесь живут по божьим законам. Казаки были честные, мужественные. Иконам поклонялись, как в обычные дни, так в церковные праздники Казаки хорошо работали, а вечерами собирались и пели песни. Песни у казаков были мелодичные. Ребята, а что лежит на полу?

Ответы детей.

Воспитатель: 

- Почти правильно угадали, в старину эти коврики называли половицы. Раньше каждая казачка сама ткала половики, для красоты и чтобы было тепло в доме. Казачки были настоящие хозяйки и рукодельницы. Они очень любили украшать свой дом и одежду вышивкой и выбивными кружевами. Это нарядные, красивые рушники и полотенца, скатерти, салфетки, подзоры на юбку или кровать. Еду готовили в чугунках, они тяжелые чугунные. Каша в такой посуде была очень вкусной, запашистой, ароматной. Молоко хранили в глиняной посуде, которая называется глечик. Оно хранилось в них долго и не прокисало. Тесто замешивали в макитре, это глиняный сосуд – горшок. С утра до вечера казачки занимались делом, ходили к колодцу за водой.

Воды носили много на коромысле.

Все свои слова воспитатель сопровождает показом иллюстраций.

Воспитатель:

 - Вам понравилось наше путешествие в прошлое? Где мы с вами были сегодня? Что вам понравилось?  А вы запомнили, какая посуда была у казаков? А где казачки хранили свое добро? Я хочу сказать большое спасибо всем вам за внимание и за ваши замечательные ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по кубановедению «Родная Кубань и ее столица»

Знакомлю детей с историей возникновения столицы Кубаниее достопримечательностями историческим прошлым. Продолжаюзнакомить детей с развитием города в наши дни, егодостижениями и богатством. Воспитывают...

конспект занятия по кубановедению "Кубанские посиделки"

Програм. задачи: познакомить детей с обычаями кубанского народа;пробудить интерес к народному творчеству;развивать речь, память;воспитывать доброту, уважение к обычаям.Атрибуты: 3 клубка с нитками, на...

Конспект занятия по кубановедению в старшей группе по теме: "Традиции чаепития у разных народов мира."

Воспитывать уважение и интерес к людям разных национальностей,их культуре.Дать представления о традициях чаепития разных национальностей.Закреплять знания о родной странеАктивизировать в речи прилагат...

Конспект занятия по Кубановедению

Коспект занятия по Кубановедению...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Конспект занятия по кубановедению. Тема: «Родная станица – Медведовская (история возникновения)».

Конспект занятия по кубановедению. Тема:  «Родная станица – Медведовская (история возникновения)»....