НОД «Узорная письменность» в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Васякина Лидия Семёновна

уточнить знания детей об особенностях ненецкой одежды, ее   назначении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_uzornaya_pismennost.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Белый медвежонок»

Воспитатель: Васякина Л. С.

НОД   «Узорная письменность» в подготовительной группе.

Задачи.

Образовательные: уточнить знания детей об особенностях ненецкой одежды, ее   назначении;  расширять знания о декоративно-прикладном искусстве ненецкого народа; продолжать знакомить с устным народным творчеством ненцев.

   Развивающие:        развивать интерес к ручному труду; творческий потенциал; внимание; воображение, мышление.

           Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к национальным традициям и обычаям; формировать аккуратное и бережное отношение к материалам;

Словарные слова: малица, паница, накосник, тучан., орнамент,  ягушка,    кисы, нарты, чум.

Материал и оборудование: открытки «Ненецкие орнаменты»,  кукла в ненецкой одежде,  экспонаты (детские кисы, женская сумочка, женские украшения, выполненные из бисера, налобники), трафареты ягушек,  орнаменты, ненецкая музыка, компьютерная презентация «Ненецкие орнаменты», символика ЯНАО, клей, ножницы, газеты.

Предварительная работа.

Беседы по познавательной деятельности по теме «Родной Ямал», просмотр презентации «В краю полярного сияния» и «Люби и знай родной свой край», рассматривание фотоальбомов, экскурсия в мини музей,  дидактические игры, подвижные игры.

(Группа стилизована под чум, у входа  детей встречает хозяйка).

Оргмомент: Ребята, давайте подарим друг другу улыбки. Сегодня к нам в группу пришло письмо из далёкой тундры, от девочки из чума Анико: «Здравствуйте ребята подготовительной группы. Скоро наступит мой любимый и долгожданный праздник - Новый год. Мне жалко губить природу и срубать ёлочки, чтобы украсить чум. Поэтому я придумала интересную ёлочку из бумаги и решила украсить её ненецкими орнаментами. Но в тундре очень холодно, мои руки всегда замерзают, думаю, что до нового года я так и не смогу развесить узоры на свою ёлочку».

Мы можем помочь Анико? Как? Тогда я вам предлагаю отправиться в поход в тундру. На улице сейчас холодно, одевайте тёплые комбинезоны, шапки, куртки, шарфы, валенки и варежки. Все готовы?

Ходить в походы весело,

Ходить в походы классно,

По снежным тропкам вместе нам

До чума бы добраться!

Узорами ненецкими

Украсить ёлку Анико,

Чтоб стало в чуме весело,

Красиво, ярко, празднично.

Впереди снежные сугробы, снег очень мягкий, идите аккуратно, чтобы не проваливаться, перешагиваем  через них. (Ходьба по дорожке «Топ-Топ», перешагивание через дуги).  

     Что - то я устала. Предлагаю устроить привал, но вначале  нужно отгадать загадку:

В кустах за кочкой притаился,

Боясь лисицы злой когтей.

Ушами длинными поводит,

Услышав шорох за спиной,

Дрожит, и нет ему покоя,

Ни летом нет и ни зимой. (Заяц)

- Как вы думаете, почему у зайца такие длинные уши? (Ответы детей)

- Я вам предлагаю послушать ответ из одной ненецкой сказки, которую я вам сейчас  покажу.  (Звучит ненецкая музыка). Присаживайтесь на пенёчки (пуфики).

Драматизация сказки.

Жил-был в тундре заяц-беляк. Однажды встретился он с сильным и могучим оленем. Олень сбросил свои рога и оставил среди кустов. Осмелел заяц и подошёл к оленю.

- Подари мне эти рога, большой олень.

- А зачем они тебе? Что ты будешь с ними делать?

- Рога мне очень нужны, это средство защиты. У меня много врагов и живу я в постоянном страхе. Ни днем, ни ночью нет мне покоя от волков, песцов и росомах.

- Ну, что ж, бери, - сказал олень и отдал зайцу рога.

Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал, совсем страх потерял. А лиса тут как тут. Подскочил заяц от испуга и ну бежать, да запутался рогами в кустах и визжит со страху. Подошёл к нему олень и говорит:

- Трус ты, заяц. А трусу большие рога не помогут. Тебе нужны длинные уши, сиди в кустах и слушай. Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные».

- Ненецкий народ не только придумывает про животных тундры сказки, а также их именами называет орнаменты, которыми ненецкие мастерицы украшают свои изделия.

И сейчас мы продолжим свой поход:

Ходить в походы весело,

Ходить в походы классно,

По снежным тропкам вместе нам

До чума бы добраться!

Узорами ненецкими

Украсить ёлку Анико,

Чтоб стало в чуме весело,

Красиво, ярко, празднично. (Ходьба по дорожке «Топ-Топ», перешагивание через дуги).

Следующий наш привал  предлагаю вам сделать в мини-музее ненецких мастериц. Но вначале поиграем в игру «У Оленя дом большой».

     Проходите, ребята в музей и посмотрите на  изделия, украшенные ненецким Орнаментом.  Все тундровички -  мастерицы умеют шить красивую одежду и обувь, украшать её орнаментом.

 Ребята, обратите  внимание на предметы, находящиеся у нас в группе. Где можно увидеть орнаменты ямальских мастериц? (ответы детей: на флаге, гербе ЯНАО, на газетах, которые выпускаются у нас на Ямале, на охотничьем поясе, накостниках, нагрудных украшениях и других предметах). Чтобы ёлочка Анико была нарядной и необычной,  нужно подробнее узнать о ненецких узорах. Присаживайтесь на пенёчки.

Просмотр презентации.

       Раньше в старину коренные жители не умели писать, но с помощью этих узоров они доносили свое впечатление о жизни, о природе до нас. Посмотрите, пожалуйста, на них. Слайд:  (4 орнамента)

На что похож каждый орнамент? (на геометрические фигуры: линии, ромб, треугольник).

- Ребята посмотрите, какая особенность ненецкого орнамента?  В этом орнаменте один рисунок повторяется много-много раз, строгая последовательность геометрических форм, сложность узора.

- Какие названия ненецкого орнамента вы запомнили? («чумики, заячьи ушки, рога оленя, морошка»).

Сейчас мы продолжим свой поход:

Ходить в походы весело,

Ходить в походы классно,

По снежным тропкам вместе нам

До чума бы добраться!

Узорами ненецкими

Украсить ёлку Анико,

Чтоб стало в чуме весело,

Красиво, ярко, празднично. (Ходьба по дорожке «Топ-Топ», перешагивание через дуги).

Вот и пришли мы к чуму Анико.  Здравствуй Анико. (Взять куклу из чума). Это её  творческая  мастерская, предлагаю стать на время    мастерицами-рукодельницами. Вокруг себя вы повернитесь, в мастериц все превратитесь.  

Подходите к столам. Выбирайте  любой орнамент и вырезайте  его. А  Анико, будет наблюдать за вашей работой.  Когда вы закончите вырезать узор, можете подходить к ёлочке  украшайте её своим ярким, красочным ненецким орнаментом. (Самостоятельная деятельность детей).

Ребята, Анико очень рада и благодарна, что вы смогли помочь ей украсить ёлочку к Новому году.  Теперь в чуме будет веселее и праздничнее. Попрощайтесь с Анико, и я предлагаю вам вернуться в детский сад.

Ходить в походы весело,

Ходить в походы классно,

По снежным тропкам вместе нам

До чума бы добраться!

Узорами ненецкими

Украсить ёлку Анико,

Чтоб стало в чуме весело,

Красиво, ярко, празднично. (Ходьба по дорожке «Топ-Топ», перешагивание через дуги).

Вот мы и пришли из похода, можете снимать тёплые вещи.

- Кому мы помогли?

- Какими орнаментами вы украсили ёлочку?

- Для чего ненецкий народ придумывал орнаменты? (Не умели писать и  с помощью этих узоров они доносили свое впечатление о жизни, о природе до нас).

-Что вам понравилось больше всего?

Рефлексия: ребята кому понравился поход, возьмите круг красного цвета (узор локоть лисы), а если вам было трудно - возьмите круг голубого цвета (узор заячьи ушки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по профилактике нарушений письменной речи.

Полный конспект подгруппового занятия по профилактике дисграфии . Лексическая тема "Скоро в школу"- выпускное занятие....

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы, посвященное Дню славянской письменности. « О России петь- что весну встречать»

Цель:     воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в  которой   мы живем, уважение к народным традициям....

Конспект по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Узорных дел мастер» (подготовительная группа)

Цель:Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве.Задачи:Образовательная:Умение создавать узоры по мотивам народных росписей (дымковская и филимоновская игрушки, хохлома и городец).Развив...

Методическая разработка НОД «Узорные платочки» в подготовительной к школе группе

Методическая разработка НОД  «Узорные платочки» в подготовительной к школе группе...