Информационный материал "Крестьянская изба"
методическая разработка (подготовительная группа)

Информационный материал о крестьянской избе с иллюстрациями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_krestyanskaya_izba.docx327.62 КБ

Предварительный просмотр:

Русская крестьянская изба


Исследователи архитектуры признают традиционное русское жилище, как уникальный феномен народного зодчества. Историки, этнографы, искусствоведы, архитекторы отмечают самобытность и своеобразие деревянного зодчества. Оно заключается в том, что такие древнейшие требования к архитектуре как «польза», «прочность», «красота» дополняются связью жилища с окружающей природой и духовностью среды обитания. Русская архитектура, в том числе и деревянное зодчество, обладает такими общими признаками, как содержательность, выражение извечных нравственных устоев народа, его гуманизм, оптимистическая жизнеутверждающая сила, стремление к гармонии и красоте, тесная связь с природой, Космосом.

У жилых деревянных построек Урала нет строгих канонов. Это объясняется сложными условиями развития народного зодчества в этом регионе. Территория Урала от северной тундры до южных степей с очень разными климатическими и природными особенностями заселялась русским народом постепенно и по-разному. Этим иобъясняется огромное количество типов построек, их конструктивных форм, вариантов декоративного оформления.

Уральская территория осваивалась русскими переселенцами с двух основных направлений: с севера (реки Северная Двина, Мезень, Пинега, Вычегда) и с центральных районов (Москва, Вятка, Казань, Поволжье). Русские переселенцы с этих мест и являются носителями традиционных приемов деревянного зодчества. Однако, на развитие уральского жилого зодчества оказало влияние и местное, коренное население (коми-пермяки, татары, манси, марийцы, башкиры, киргизы), которое вело в основном кочевой или полукочевой образ жизни.

Природные, климатические, социально-экологические особенности разных регионов Урала непосредственно влияли на структуру народного жилья. Народное жилище Урала по его пространственной организации можно разделить на две группы: 1. Дома с открытыми дворами. Дом и хозяйственные постройки отделены друг от друга, составляя в целом усадьбу (четырехстенки, пятистенки, шестистенки). Такие дома, в основном, характерны для более южных территорий Урала, где климат мягче, менее суров. 2. Дома с крытыми дворами. Жилая часть и хозяйственные постройки составляют единый комплекс, в котором хозяйственные постройки размещались либо в подклете (нижний этаж), либо непосредственно примыкали к жилой части (дом брусом).

Жилище русского человека отличается единым принципом построения внутреннего пространства избы. Ее внутреннюю, жилую часть разделяла на две половины матица - особо крепкое обтесанное бревно, на которое укладывались потолочные бревна. Собственно, в одной части находились входная дверь, печь, в другой - красный угол.

В первой зоне священным местом является печь, поэтому ее называют еще «печной» зоной. Полифункциональность печи объясняется тем, что она и кормит, и обогревает семью, и дает возможность устроить самое уютное, теплое место для сна. Поэтому к ней предъявлялись особые требования: она должна быть не жадной (мало дров требовать), жаркой, просторной и красивой.

В каждой избе печь имела свой художественный облик. Небольшие ниши (печурки), выступы (каминки), пропорции и конфигурация открытого устья придавали ей неповторимое своеобразие.

По диагонали от печи располагалась обрядовая зона - красный угол (передний, почетный, большой). Именно он встречал каждого, входящего в избу. В красный угол приглашали сесть самых почетных гостей. Украшали его по-особому. Здесь находились иконы - сосредоточие духовной жизни человека. Их могло быть несколько и располагались они симметрично: большая - посередине и повыше, меньшие - по бокам и пониже.

В целом, «красный угол» оформлялся по принципу пирамиды, «высокого терема»: ниже иконостаса стоял стол, еще ниже - лавки, расположенные по периметру пола.

В более просторной избе отдельно выделялась «белая горница», где была спальня хозяев дома. Во второй половине XIX века на Среднем Урале и Сибирском Зауралье, с появлением зажиточных крестьян, экономическое положение которых позволяло иметь «белые» избы, получила распространение живописная декорация жилища. Помимо стен жилища расписывалась и домашняя утварь (посуда, шкафы, припечные доски и пр.).

Данный промысел появился на Урале с приходом мастеров «красильщиков» из различных частей России, в основном из вятских и кармацких земель. Он отличался большой подвижностью. Профессиональные художники-«красильщики», выходцы из крестьян, расписывая избы, переезжали из деревнив деревню, из волости в волость.

Специфику русского крестьянского дома можно понять, рассматривая его не только с утилитарной точки зрения, а и как духовное пространство, организованное сообразно высочайшим устоям нации. Крестьянский дом - это показатель мировоззрения людей, результат их духовной деятельности, что еще в большей степени подчеркивается его внутренними художественными особенностями (интерьер). В уральском регионе это, прежде всего, особенности живописной росписи дома. Определенные ее принципы формировались в соответствии с особенностями планировки крестьянского дома. Членение его жилого интерьера проходило не только на печную и обрядовую зоны, но и на три яруса по вертикали. Основой содержания домовой росписи, согласно этим ярусам, являлись связи обжитого пространства с окружающим миром.

Нижний ярус был связан с землей, нижней сферой мироздания. Мастера разделывали открытые взгляду нижние венцы сруба, основание печи, низ дощатых перегородок «под мрамор»; позднее «под кирпич» и «царские кудри». Роспись велась синим и красным цветом.

Мифологическая и поэтическая связь нижнего яруса дома с землей, на которой он стоит, имела реальную основу. По поверьям, в подполье под печкой жил домовой - доброе существо, охранитель дома, без которого жизнь в доме считалась невозможной. Образ «домового», «хозяина» являлся отголоском реального обряда, когда умерших членов семьи погребали в доме у очага. Дом осознавался жилищем не только живых, но и предков, связывая, тем самым, поколения. Именно поэтому дом передавался от одного поколения другому.

Средний ярус - это мир человека, связанный с реальными мифологизированными обитателями земли. Основу росписи стен, дверей, простенков составлял растительный орнамент (куст, дерево, букет в вазе и пр.), а также изображение зверей, птиц; в более позднее время —человека. Обычно роспись этой части дома велась красками огня, символизирующими жизнь, очаг (красные, красно-оранжевые, золотисто-оранжевые тона).

Огромная смысловая роль в росписи крестьянского дома отводилась окнам и дверям. Помимо функции общения с внешним миром, они выполняли и другую - охранительную. На них и около них всегда писались магические мотивы, имеющие, по преданиям старины, защитную силу (солярные знаки, изображения птиц, звери).

При изображении растительных мотивов соблюдались принципы симметричности и ярусности. Ярусов в таком мотиве, как дерево, могло быть от трех до пяти. Смысл такого растительного мотива объяснялся уральским крестьянином по- своему. Так, деление на ярусы он объяснял как деление на поколения: прародителей, родителей, детей, как рожденных. Так и ожидаемых. В зависимости от присутствия в растительном орнаменте изображений птиц, зверей, сюжет композиции приобретал особый смысл.

Смысловая содержательность мотивов уральской домовой росписи многозначна. Так, образ птиц прочитывался как символ жизни, т.к. с древних времен человек считал птицу посредницей между землей и небом, облаками, наполненными влагой, и землей. Образ птицы, согласно древним мифам, - это еще и символ солнца. Однако, значение изображения птицы прочитывалось по-разному, что зависело от места его расположения, от роли той вещи, которую оно украшало, от сочетания с другими мотивами. Например, пожелание благополучия изображалось симметричной композицией, состоящей из древа с парным изображением птиц. Такой доброжелательный мотив мог быть обращен как к отдельному человеку (к женщине - в росписи на прялке), так и ко всей семье (роспись простенка).

Символ солнца - это изображение золотых птиц на белых ветках яруса дерева в соседстве с цветком с сияющими лепестками. Такая композиция, выполненная на входной двери, выполняла также охранную функцию. Символом счастливой жизни могли служить обобщенные образы петушка и курочки, павлина и павы, совы и филина.

Изменяющийся окружающий мир вводил в жизнь крестьян новые явления, что, в свою очередь, послужило причиной пополнения уральской домовой росписи новыми мотивами. Все чаще стали появляться рядом с растительными композициями фигуры людей, что, однако, не меняло сути миропонимания крестьян.

Появление сюжетов с антропоморфными мотивами, передающими особенности городского костюма, свидетельствовало об активном интересе крестьян к изменяющейся жизни. Содержание сюжетов включало изображение, порой, целого свадебного цикла: прогулка, свидание, сватовство, свадьба. Непременными его мотивами были цветущее дерево и конь. Такие композиции служили пожеланием благополучия в семье.

Самый верхний вертикальный ярус в крестьянском доме - потолок. Потолок - это его «небо», непременно связанное с образом светила - солнца. Солнце - это также символ жизни, от него напрямую зависела жизнь крестьянина. Поэтому мотивы, украшающие части потолка, соответствующие функциональным зонам, включали в себя изображение солярных знаков, венков, выполняющих охранную роль.

На формирование художественного образа дома большой влияние оказывало его наружное декоративное оформление (экстерьер). Составными этой сложной декоративной композиции были такие части, как: элементы крыши (конек, охлупень, причелины, полотенца, фронтоны, водотечники), наличники окон, крыльцо, усадебные ворота. Каждая из этих частей имела свое практическое назначение и особенности декоративного оформления. В целом основной специфической особенностью декора уральских домов является использование домовой резьбы, росписи и деталей из металла.

В заводских селениях в силуэтных композициях народного зодчества широко применялось резное, просечное, кованое железо. Деревянная резьба на крышах изб, над воротами, над кровлей крыльца дополнялась железом или невысокими резными или коваными ажурными решетками, что усиливало эстетический эффект экстерьера. Постройки из дерева в декоративном оформлении из металла становились более выразительными, нарядными и жизнерадостными.

Таким образом, на Урале народное жилище было адаптировано к новым жизненным условиям. Механического перенесения его особенностей с русского Севера и центральной России не было. Данная выше характеристика народного жилища свидетельствует о творческом подходе уральских зодчих, богатстве их фантазии, конструктивной изобретательности, удивительном художественном чутьем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста "Русская изба"

Проект «Русская изба» продолжает серию проектов, проходящих в нашей группе в рамках общего проекта нашего учреждения «Обо всём расскажет книжка».Дети продолжат знакомиться с ис...

Информационно - творческий проект «Русская изба»

              Информационно - творческий проект «Русская изба» Тип проекта: Информационно - творческий.Вид проекта: Групповой.Участники проек...

Познавательно-информационный, творческий "Русская изба"

Познавательно-информационный, творческий  "Русская изба"...

Информационный проект "Мини музей- Русская изба "Кошкин дом".

В проекте «Мини музей - Русская Изба-Кошкин дом», рассказывается о становлении патриотических чувств, через приобщение детей к русскому народному творчеству. Данный проект так же направлен...