Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим. Тема: «Мой Ямал» старший дошкольный возраст.
план-конспект урока (старшая группа)

Керимова Дженнет Залимхановна
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»
 
 
Цель: Воспитывать любовь к малой Родине – Ямало-Ненецкому автономному округу (Ямалу); чувство ответственности и гордости за её достижения , формирование начал гражданственности и патриотизма. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_moy_yamal.docx427.01 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное образование город Муравленкологотип новый.jpg

Управление образования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по ознакомлению с окружающим

Тема: «Мой Ямал»

старший дошкольный возраст

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/019b/00175a2a-cea5a2e7/img0.jpg

                                                                                            Воспитатель

                                                           Керимова Дженнет Залимхановна

                                                                         1 квалификационная категория

г. Муравленко, 2021

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»

Цель: Воспитывать любовь к малой Родине – Ямало-Ненецкому автономному округу (Ямалу); чувство ответственности и гордости за её достижения , формирование начал гражданственности и патриотизма. 

Задачи: 

Образовательные   

  • Дать детям определённый уровень знаний о Ямало-Ненецком автономном округе (Ямале).  
  • Продолжать знакомить детей с символикой Ямало-Ненецкого автономного округа: флагом и гербом.  
  • Знакомить детей с картой округа, его столицей.  
  • Дать детям представление о крупных городах, входящих в состав округа.  
  • Продолжать знакомить с полезными ископаемыми региона: нефть, газ.  
  • Расширить знания детей об основных профессиях в округе (газовики, нефтяники). 
  • Расширить знания детей о коренных народах Севера.  
  • Формировать представление об особенностях климатических условий и природных зон округа. 

Развивающие 

  • Развивать наглядно-образное мышление, элементы словесно-логического мышления. 
  • Развивать умение отвечать на вопросы развернутым ответом, а также интонационную выразительность речи. 
  • Развивать зрительное внимание и слуховую память. 
  • Развивать любознательность 

Воспитательные 

  • Воспитывать любовь к малой Родине.  
  • Воспитывать интерес к культуре коренных народов Севера. 
  • Воспитывать умение выслушивать ответы детей, не перебивать, умение помочь товарищу. 

Предполагаемая результативность: 

  • Активное, добровольное желание каждого ребенка принимать участие в деятельности. 
  • Возникновение у детей потребности расширять свои знания и умения  для продуктивного участия в играх. 

 

Словарная работа:  

Обогащение словаря: Северный Ледовитый океан, административный центр, Полярный круг, геральдический щит. 

Активизация словаря: оленеводство, рыболовство, евражки, флаг, герб, ненцы, ханты, селькупы. 

Технические средства обучения: проектор, ноутбук, электронная презентация PowerPoint, нефть в колбе, каска нефтяника, иллюстрации об округе,  карта России, карта Ямало-Ненецкого автономного округа, герб, флаг Ямало-Ненецкого автономного округа. 

Музыкальное сопровождение: Надежда Сэротэтто «Мой Ямал, ненецкая народная музыка», Сергей Корнилов «Северный Край», П. Саймон и оркестр П. Мориа «Мост над бурными водами»; шумовой эффект «Звуки окружающего мира». 

Предварительная работа:  беседа «Моя Родина – Россия»; беседы о коренных народах Севера (ненцах, ханты),  беседы о животных: северный олень, лось, белка лиса, волк, медведь; беседы о растениях: берёза, кедр, сосна, ель; просмотр м/ф «Умка»; рассматривание иллюстраций городов, входящих в состав ЯНАО; знакомство с картой России; чтение ненецкой сказки «Кукушка», Т. Коти «Моя первая книга о России», В.Степанов «Моя Родина – Россия»; ненецкие народные игры: «Хейро», «Полярная сова и евражки», «Охота на куропаток»; посещение краеведческого музея: «В гостях у ненцев, хантов», «О чём может рассказать кукла Акань?»; просмотр презентации «Муравленко – наш город»; драматизация ненецкой сказки «Сова и куропатка». Прослушивание Е. Крылатова «Колыбельная Медведицы» из м/ф «Умка»;  «Северное сияние»   

 

Ход занятия: 

  

Дети заходят под песню в исполнении Надежды Сэротэтто «Мой Ямал» и садятся полукругом. 

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в интересное путешествие по Ямало-Ненецкому автономному округу на вертолете. Занимайте свои посадочные места. На вертолете мы доберемся с вами до самых труднодоступных мест округа, побываем на побережье северных марей, увидим стойбища оленей, чумы коренных жителей Севера, посетим крупные города Ямала.  

Ямал – это наш край, Ямал – это наш дом, Ямал – это наша малая  Родина. 

Предлагаю начать наше увлекательное путешествие: Наш округ является субъектом Российской Федерации. Занимает северную часть Тюменской области. Давайте посмотрим с вами на карту России и найдем на ней Ямало-Ненецкий автономный округ  (рассматривание карты). 

Второе название округа – Ямал. Так северные жители любовно называю его. С ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ» переводится – Край Земли, ведь недаром округ относится к районам Крайнего Севера. 

С давних времён на территории округа живут коренные народы Севера - ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережье рек, тайгу.  

  Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в сложных для проживания человека климатических условиях, а именно в арктической зоне, на севере Западно-Сибирской равнины. С севера Ямал омывается холодным Карским морем Северного Ледовитого океана, который дышит студёными ветрами, как бы испытывая на прочность смельчаков, живущих на его берегах. Но силён человек! На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осетра, муксуна – ханты. Лесные ненцы – охотники, рыбаки, оленеводы. Это удивительно дружелюбный, спокойный, отважный, трудолюбивый и выносливый народ, живущий одной жизнью с природой. Ребята давайте с вами отгадаем загадки коренных народов Севера: 

  1. Лежит у порога меховое кольцо – Чужого в чум не пускает (собака). 
  1. Осенью, красным сукном одетая, на болоте на одной ножке стоит (клюква) 
  1. Лес Великан полгода спит  (медведь). 

Ответы детей: 

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Посмотрите в иллюминатор. Велик Ямал: с севера он омывается холодным Карским морем, немалую территорию округа занимает полярная тундра, лишь на юге тундра переходит в зону тайга, где климат менее суровПрирода Ямала сурова и добра. Зима продолжительная, длится около 8 месяцев. Лето тёплое, но короткое. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушистые звери, много грибов, ягод.  

  Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, но все же главная ценность земли – люди – труженики. Большинство жителей округа трудятся в сфере добычи природного газа и нефти – нефтяники и газовики. Работают они на месторождениях, которые находятся далеко от городов и добираться до них очень не просто и долго, поэтому они уезжают на работу на несколько недель, а то и на месяц, то есть работают по вахте. 

В округе нашем 8 городов и поселки. Столица округа – город Салехард, старейший и единственный в мире город на Полярном круге. Попасть из одного населённого пункта в другой можно в основном лишь водным и воздушным транспортом, а по железной дороге можно добраться лишь к некоторым городам. Города округа: Салехард – столица  округа, Лабытнанги, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Муравленко, Губкинский, Тарко-Сале. 

Воспитатель: Ребята, как называется округ, в котором мы с вами живем? 

Ответы детей: Наш округ называется Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямал. 

Воспитатель: Ребята, давайте найдём на карте наш округ Ямал. (1-2 ребенка показывают на административной карте Российской Федерации границы округа). 

Страна наша большая, а округ небольшой. Так что же больше, страна или округ? 

Ответы детей: Страна Россия – больше, а округ наш – меньше. 

Воспитатель: С каждым годом хорошеет наш Ямал. Мы все должны гордиться, что живём в таком прекрасном округе. Ямал - «житница» нашей Родины.  

Скажите, ребята, что добывают на Ямале? 

Ответы детей: На Ямале добывают нефть и газ, а работают здесь нефтяники и газовики. 

Воспитатель: Ребята, назовите коренных жителей Ямала? 

Ответы детей: Коренные жители Ямала – это ненцы, ханты, селькупы. 

Воспитатель: Скажите, чем занимаются ненцы, ханты? 

Ответы детей: Основное занятие жителей Севера – оленеводство, рыболовство, охота. 

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько в округе городов? 

Ответы детей:  В округе восемь городов. 

Воспитатель: Назовите эти города. 

Ответы детей: Ноябрьск, Салехард, Муравленко, Губкинский, Надым, Новый Уренгой, Тарко-Сале, Лабытнанги. 

Воспитатель: Ребята, как называется главный город нашего округа? 

Ответы детей: Столица нашего округа город Салехард. 

Воспитатель: Как называется город, в котором мы с вами живем? 

Ответы детей: Наш город называется Муравленко. 

Воспитатель: Ребята, а теперь я приглашаю вас поиграть в ненецкую народную игру «Полярная сова и евражки». 

 

Подвижная игра «Полярная сова и евражки» 

Описание игры: 

Под ненецкую народную музыку евражки бегают по площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком и не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после  
3-4 повторений) отмечает тех игроков, кто отличился большей выдержкой. 

Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов. После игры дети садятся на свои места. 

 

Воспитатель: Теперь вспомним, что вы знаете о символике нашего округа: флаге. Давайте посмотрим на флаг Ямало-ненецкого автономного округа и расскажите, что означают цвета, присутствующие  на флаге?  

Рассказы детей: 

Красный цвет – цвет мужества, силы. 

Белый цвет – цвет чистоты, мудрости. 

Сине- голубой цвет – цвет моря, воды, неба, газа – основного вида природного богатства Ямала.  

Воспитатель: Верно ребята. Наличие трёх цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение автономного округа в состав Российской федерации. 

Белый орнамент «оленьи рога» символизирует основу жизни. 

При наложении белого орнамента на полотнище флага возникает аналогичный перевёрнутый рисунок в виде жилища (чума) коренных народов Севера. 

Ребята, что кроме флага относится к государственной символике? 

Ответы детей: к государственной символике также относится герб.  

Воспитатель: Верно. Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя. 

В сине-голубом поле геральдического щита изображен идущий белый северный олень, сопровождаемый Полярной звездой. Щит, как я уже говорила, увенчан золотой региональной короной особого вида с золотым пламенем на среднем зубце. В опорах щита изображены полярные медведи с червлеными пастями и с черными носами и когтями, стоящие на серебряных заснеженных льдинах, соединенных лазоревой лентой, на которой воспроизведен орнамент, соответствующий бело-сине-красному горизонтальному рисунку флага автономного округа. 

 

Подвижная игра «У оленя дом большой» 

Водящий (воспитатель) показывает движения и поёт песенку под музыку постепенно ускоряя темп песенки, а дети повторяют за ним. На каждую фразу стиха выполняется своё движение: 

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)  

Дом большой (руки над головой «домиком») 

Он глядит (правую руку над глазами) 

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно) 

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)  по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег) 

В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться») 

«Стук-стук Дверь открой (изобразить, как открывается дверь) 

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо) 

Охотник злой!» (сердитое лицо) 

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца) 

Лапу мне давай!» (подать руку) 

 

Воспитатель: Ребята  предлагаю вам разгадать кроссворд.  

  1. Как коренные жители нежно называют Ямало-Ненецкий автономный округ? (Ямал) 
  1. Какая ягода первой созревает в Ноябрьске самой первой? (голубика) 
  1. Какое полезное ископаемое добывают на Ямале и называют иносказательно «черное золото»? (нефть) 
  1. Любительница орешков, которую часто можно встретить в нашем «Детском парке»? (белка) 

Ребята, вы обратили внимание, что наш кроссворд необычный? Отгаданные слова вместе образуют новое слово, которое означает главное лакомство северного оленя, давайте прочитаем его – ягель.  

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что о Ямале сложено много стихотворений. Давайте послушаем стихи о нашей малой Родине. 

1 ребёнок: Ямал ты мой любимый, 

Ямал ты мой родной, 

Ямал, для государства 

Ты очень дорогой. 

2 Ребенок: Ямал – наш край,  

Ямал – наш дом, 

Здесь люди добрые кругом. 

И здесь творятся чудеса: 

3 Ребенок:  Взгляни зимой на небеса. 

Что видишь там? Скажи нам ты? 

- На небе звёзды, как цветы, 

Здесь все сбываются мечты. 

Воспитатель: Люблю тебя, седой Ямал! 

Ты – край снегов, 

Ты - край полярного сиянья, 

России нашей достоянье. 

Спасибо хочется сказать за все минуты счастья. 

Дети все вместе: Живи, Ямал, и процветай и будь, Ямал, ещё прекрасней! 

Воспитатель: ребята, скажите, что нового вы узнали? 

Ответы детей 

Воспитатель: Наше путешествие по Ямалу на сегодня закончилось. Вам понравилось? 

Ответы детей: Очень понравилось путешествие! 

Воспитатель: Дальше мы еще будет продолжать знакомиться с национальными песнями народов Севера, сказками, больше узнаем о национальной культуре коренных жителей, о жизни и быте северных народов, городах, входящих в состав ЯНАО, о природе родного края.  

Дети вместе с воспитателем выходят под песню в исполнении Сергея Корнилова – Северный Край. 

 

Методическая литература:  

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Ступеньки к школе» под ред. Н.В. Фединой; 
  1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников». Изд. 4-е доп. – М.:  
    УЦ «Перспектива», 2008; 
  1. Маханева М.Д. «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников». – М.:  
    ТЦ Сфера, 2010; 
  1. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» - М.: ТЦ Сфера, 2005. 

Интернет-ресурсы: 

1.Информационный портал Российского географического общества. Отделение РГО в Ямало-Ненецком автономном округе: http://yamal.rgo.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в город Настроения

Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев.Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства доброжелательности в общении с людьми....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зима»

Учить рисовать разными материалами: цветными восковыми мелками, акварелью. Формировать   умение строить композицию рисунка, передавать колорит природы в зимний период....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации области познание с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прозрачный невидимка".

Непосредственно образовательная деятельность помогает формировать у детей элементарные представления о воздухе, его свойствах. Способствует развитию мыслительных процессов, умении делать простейшие вы...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности инструктора по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста Тема: досуговое инклюзивное занятие «Палочка - выручалочка»

Актуальность: Современная педагогика позиционируется, как педагогика равных возможностей для всех детей, внедрение инклюзивного образования для детей с ОВЗ. Мероприятие подготовленно для детей с тяжел...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках Художественно-эстетического развития воспитанников старшего дошкольного возраста по теме « Русская ярмарка»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках художественно-эстетического развития воспитанников старшего дошкольного возраста по теме « Русская ярмарка»...

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста.Тема:«Царство лекарственных растений».

Цели:1. Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.2. Рассказать детям о Красной книге, о лекарственных растениях которые занесены в Красную к...