ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ (ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА)
статья (старшая группа)

dmitrieva_galina

«Настоящий человек начинается там,

 где есть святыни души…”

(В.А.Сухомлинский)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ

ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ (ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА)

Дмитриева Галина Эдуардовна, воспитатель

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад комбинированного вида №175»

«Настоящий человек начинается там,

 где есть святыни души…”

(В.А.Сухомлинский)

Что такое духовность? Многие думают, что духовность – это культура.

«Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных,

интеллектуальных интересов над материальными». [11,

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/53858]. Духовность – это посыл нравственности.

Духовность может быть разной, и какой Дух приемлет педагог, такое и воспитание

нравственности у детей.

Средствами духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить

доступ к духовности, являются:

- слово;

- родительский авторитет, авторитет педагога;

- познавательная, опытно-экспериментальная деятельность;

- природный и предметный мир;

- обычаи, традиции, народные праздники;

- общественное мнение (родителей, сверстников);

- духовный и моральный климат семьи;

- фольклор, художественная литература.

На протяжении двухсотлетней истории развития кубанского народа, на основе

народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков,

чувство коллективизма, любви к миру, природе.

Настало время, когда необходимо «вернуть» современных родителей и детей к

истории кубанского народа, богатству природных ресурсов, к его культуре, традициям,

обычаям, быту.

 Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и

перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков,

их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному краю и его истории

традиции осуществляется успешно, если созданы такие педагогические условия:

1. Формировать у детей систему элементарных знаний об истории родного края.

2. Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками

привычного морального поведения.

3. Давать знание в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей

совместно со взрослыми.

Сегодня переживают свое второе рождение и все больше и больше современных

людей начинают интересоваться народной культурой и традициями Кубани. И домашние

предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся

популярными и востребованными.

В результате данной работы реализованы следующий из поставленных задач:

привлечены родители для принятия участия  в изготовили макет мини – музея и предметов

быта; презентовали и поделились опытом изготовления мебели; дети познакомились с

разнообразием ткани и ролью тряпичной куклы в крестьянском быту, освоили технологию

изготовления куклы «Пеленашки», «Зайчик на пальчик», «Веснянка», «Коза», проведен

мастер – класс для родителей по изготовлению куклы для развития мелкой моторики рук

«Девчушка – веселушка»; создана презентация проекта и мини – музея для родителей и

педагогов ДОО.

Детство есть счастливейшее время жизни: время органической

непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого счастья»;

время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности, время душевной

искренности, время ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства. Чем любовнее

и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей

сохранится в человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь.

Необходимо отметить и важность в процессе воспитания связи таких явлений, как

духовность и эмоциональность. Ребенок по сути своей склонен к эмоциональности.

Поэтому, если его духовный опыт будет эмоционально приятным, то больше надежды, что

он закрепится в сознании ребенка и духовность для него будет не только пустым словом.

Поэтому были проведены: музыкальный досуг «Посиделки в Кубанской хате»,

развлечение «Масленица»; викторины, сюжетно – ролевые игры «Кубанская семья»,

«Дом», «У бабушки в гостях»; совместное посещение музея им Е. Д. Фелицына.

Развитию речи детей дошкольного возраста способствуют: беседы «Быт кубанского

народа», «Праздники на Кубани»; составленные творческие рассказы «Что мы увидели в

музее»; занятие «Путешествие в прошлое клубочка»; опыты и эксперименты: «Глиняные

игрушки», «Игрушки из ниток», «Мир ткани»; дидактические игры: «Угадай на ощупь,

что внутри», «Одень куклу», «Народные промыслы», «Что бывает из соломы (камыша,

лозы), дерева, ткани», «Где что стоит в хате?», «Составь орнамент», «Что лишнее?

78

Прививая любовь к здоровому образу жизни, были изучены кубанские подвижные

игры («Гори-гори ясно», «Переглядки», «Петух», «Достань платок») активными

движениями, дающими ребенку ощущение «мышечной радости». Получая

положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.

Задача педагогов – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье

должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности,

созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Главная цель духовного воспитания - обретение внутренней системы ценностей в

соответствии с требованиями современности. Важно не только научить ребёнка правилам

поведения, но помочь обрести стремление жить по ним.

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской

народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо

обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь

содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито

веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня,

русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе,

стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. Из народных кубанских

сказокдети узнают, что грехом считаются нравственные преступления: ложь, клевета,

зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не

совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные

ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно

судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют

своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам

идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского

человека. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные качества

личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности,

несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра. Народное

искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок

79

вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает

колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры,

хороводы. И все это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит

тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство

защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее,

источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми кубанской культуры, творчества,

фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое

развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую

духовную культуру. И нaчинать приобщение к ценностям кубанской нaродной культуры

необходимо с мaлых лет.

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной

культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в

национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие

детей.

У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс

формирования духовно-нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть

не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателем, поможет заронить

драгоценное зерно в душу ребёнка.

Список использованных источников:

1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. –

2008. – № 9. – С. 10-13.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.

3. Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010г.

4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П.; Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и

эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной.- 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера,

2013.

5. Н. В. Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство -пресс, 2011 г.

6. И. Н. Котова, А.С. Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла. -СПб: «Паритет»,

2008г.

7. Железнова Е. Р. Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного

возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

8. «Знай и люби свой край». Учебно – методическое пособие для воспитателей дошкольных

образовательных учреждений Краснодарского края. Составитель - Васнева А. Г.

Краснодар, 2002 год.

9. Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. 2-е изд. – Краснодар: ОИПЦ

«Перспективы образования», 2008.

10. Кубанские народные сказки и легенды. Составитель Воронин В. В. ООО «КАРГИЛЛ ЮГ».

Краснодар, 2011.

11. Интернет ресурсы (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/53858)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Родительское собрание на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   "ДЕТСКИЙ САД №42"        Родительское собрание на тему:«Развитие речи д...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКОВ

Актуальность проблем, связанных с формированием духовно-нравственной культуры подрастающего поколения, бесспорна. Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления ду...

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству и творчеству» «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с ...

Отчет по проекту Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культуре и традициям народов Поволжья. «Уроки доброты в русских народных сказках»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей иск...

"Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к народной культуре"

В наше время, полное тревог и противоречий, когда бесчеловечность, силовое давление и бездуховность становятся нормой в сообществе, возврат к истокам народной мудрости и традиций сможет помочь ребенку...

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»

                      Приобщение детей дошкольного возраста к «истокам русской народной культуры», определяется следующая...