Образовательная деятельность для детей подготовительной группы. Региональный компонент
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мартьянова Мария  Владимировна

Конспект занятия по ознакомлению детей с достопримечательностью Оренбургской области. Для активизации внимания, интереса  детей на занятии используется презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_podg._gr.docx30.86 КБ
Файл orenburgskaya_oblast_podg._gr.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4п. Новоорск»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие по жемчужинам Оренбургской области.»

Вид занятия: фронтальная организованная образовательная детская деятельность совместно со взрослыми.

Место занятия в Образовательной программе: Вариативная часть Образовательной программы (Региональный компонент)

Участники совместной деятельности: воспитанники подготовительной группы , воспитатели, музыкальный руководитель.

Форма организации  занятия: групповая

Методы и приемы  организации детской деятельности: мотивация деятельности, коммуникация, активное участие, стимулирование  интереса к занятию через сюрприз, электронные образовательные средства,  наглядность, музыку, проблемные  ситуации, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие детей", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное"

Детские виды деятельности: коммуникативная, речевая,  музыкальная, художественная, игровая.

Используемые педагогические технологии: 

* Информационно-коммуникационные технологии –ПК,  мультимедийная презентация «Жемчужины Оренбуржья», моделирование  "Оренбургские пуховые платки" с помощью иллюстративного материала.

* Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми - свободное перемещение детей во время занятия, поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагога с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

* Проблемное обучение -  наличие проблемных ситуаций и вопросов в ходе занятия.

Возникшая проблемная ситуация побуждает детей к мыслительному процессу для поиска решения поставленной задачи.

 * Развивающее обучение - в процессе решения проблемных ситуаций  ребенок развивает мыслительные операции (воображение, память, внимание), учится принимать самостоятельные решения, предвидеть результат, регулировать свое поведение со сверстниками.

* Интеграционное обучение -  интегрированный подход (образовательных областей и детских видов деятельности) даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Цели занятия:

Цель: познакомить с достопримечательностями Оренбургской области.

Задачи  по образовательным областям:

Познавательное развитие -  формирование первичных представлений о  малой родине,  социокультурных ценностях нашего народа, трудовых подвигах людей разных профессий.

Художественно-эстетическое развитие - дать детям возможность проявить себя творчески в музыкальной деятельности. 

 Речевое развитие-  Владение речью как средством общения. Развитие речевого творчества. Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

Социально-коммуникативное -   Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия. Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива. Снятие напряженности, страха, неуверенности за счет совместной  подгрупповой деятельности.  Воспитывать у детей бережное отношение к природе, к животным, к ремеслу.

Материалы и оборудование:

Для педагогов - мультимедийное обрудование, место для композиции "Оренбургские пуховые платки", мультимедийные презентации.

Для детей- природный и бросовый материал, атрибуты для обыгрывании минисценки.

Предварительная работа: Чтение стихов. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин по теме "Оренбуржье". Беседы: «Оренбургский край

Взаимодействие с родителями:. непосредственное  участие родителей заучивание стихов об Оренбургской области

План совместной деятельности:

I. Вводная часть: 3 мин.

 Сюрпризный момент, работа с картой Оренбургской области.

II. Основная часть: 20 мин.

Ведение диалога.

Проведение опыта.

Выполнение заданий.

Разыгрывание сценки.

Дыхательная гимнастика.

III. Заключительная часть: 2 мин.

Подведение итогов НОД

Ход непосредственной образовательной деятельности

I. Вводная часть

Воспитатель и дети входят в зал, приветствуют гостей.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.

В зал входит мл. воспитатель с посылкой.

Мл. воспитатель: Принесли посылку в детский сад № 4, в подготовительную группа «Непоседы». Ну, тогда примите посылку.

Воспитатель с детьми открывают посылку.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети называют, что лежит в посылке (соль, шишки, пуховый платок, жемчужины)

Воспитатель:

Ребята, это то, чем славится наша область, но зачем же здесь жемчужины?

Ребята, места, где мы сегодня побываем, называют жемчужинами Оренбургской области. Жемчужина это богатство. Это очень красивые и дорогие для сердца места. Это гордость нашей области Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по жемчужинам Оренбургского края.

- Ребята, что нам необходимо, чтоб не заблудиться и правильно попасть на место?

Дети: Карта.(слайд)

Воспитатель: Правильно. (Показ карты). Это карта Оренбургской области.

- Найдите наш главный город  и покажите его на карте.

Дети находят  на карте.

Давайте посмотрим, где же находятся жемчужины Оренбургской области (кидаю жемчужину). Город Соль-Илецк. Он расположен на юге нашей области.(слайд)

 Посёлок Саракташ находится в центральной части области.(слайд)

 Город Бузулук находится на западе нашей области.(слайд)

 А теперь мы отправляемся в путь.

II. Основная часть Под музыку дети подходят к стенду «Соль-Илецк»

Воспитатель: Первое где мы побываем это  город «Соль-Илецк». (слайд

.) Когда я произнесла слово Соль — Илецк, о чём вы сразу подумали?

Дети: О соли, о солёном озере.

Показ презентации.(слайд)

Воспитатель: Правильно, город Соль-Илецк возник на месте богатейшего месторождения соли, очень чистой и качественной. Чуть более 100 лет назад, во время весеннего половодья, разлившаяся река Песчанка затопила открытый карьер, где добывали соль. Так возникло уникальное солёное озеро Развал, единственное в России. Солёная вода, целебный воздух и лечебные грязи исцеляют от многих болезней: лечат суставы, болезни кожи.

Посмотрите на соль.

-На что она похожа? (На снег). Как и снег соль состоит из кристаллов. Потрогайте.

-Какие кристаллы бывают? (мелкие и крупные)

-Давайте проверим, есть ли запах у соли?

-У соли есть вкус? Давайте проверим. (Растворяем соль в воде)

-Для чего нам нужна соль? (Добавлять в пищу)

-А еще солью посыпают зимой скользкие дорожки, покрытые льдом.

-Он становится рыхлым и уже не скользко.

Воспитатель: А еще в Соль-Илецке есть соленое озеро.  И оно обладает уникальным свойством, с помощью соленой воды, мы

купаясь в этом озере, можем легко удерживаться на поверхности воды. (слайд)

-А вы знаете, чем еще славится Соль-Илецк? Отгадайте мою загадку:

Этот плод едва обнимешь,

Если слаб, то не поднимешь,

На куски его порежь,

Мякоть красную поешь.

Дети: Арбуз.

Воспитатель: Данил , а ты знаешь что такое арбуз: овощ, фрукт, или ягода?

Данил: Я думаю, что фрукт.

Воспитатель: Сейчас ребята покажут тебе сказку и ты поймешь, что же такое арбуз.

Разыгрывается сценка «Арбуз»

Воспитатель: На базаре шла торговля…

Овощи: Овощи!

Фрукты: Фрукты!

Ягоды: Ягоды!

Воспитатель: Овощи лежат все в ряд,

Фрукты на прилавке.

Лишь арбузы в стороне

Улеглись на лавке.

Арбуз: Почему я одинок?

Мне арбузу невдомек!

Кто я – овощ или фрукт?

Кто ответит мне вокруг?

Воспитатель: Побежал арбуз гулять

И родню свою искать.

Арбуз (Овощам):

Вы скажите мне друзья:

Может родственник вам я?

Очень сладкий я на вкус,

А зовут меня арбуз!

Овощи: Сладкий вкус мы уважаем,

Но тебя, Арбуз, не знаем.

Хоть на тыкву ты похож,

Нам в друзья не подойдёшь.

Ты не овощ – это точно.

И запомни это прочно!

Воспитатель: Вновь Арбуз пошел гулять и родню свою искать.

Арбуз (Фруктам):

Вы скажите мне друзья:

Может родственник вам я?

Очень сладкий я на вкус,

А зовут меня арбуз!

Фрукты: Сладкий вкус мы уважаем,

Но тебя, Арбуз, не знаем.

Очень ты похож на фрукт,

Все ж не родня нам ты, друг.

Нет, не фрукт ты – это точно!

И запомни это прочно!

Арбуз: Может мне спросить у ягод?

Будут ли они мне рады?

Арбуз (Ягодам):

Вы скажите мне друзья:

Может родственник вам я?

Очень сладкий я на вкус,

А зовут меня арбуз!

Ягоды: Рады тебе мы, Арбуз дорогой,

Вот и нашелся наш братец родной!

Арбуз: Значит, я – ягода? Это не шутка. Новость так новость!

Спасибо, малютка!

Воспитатель Вот это да… Вот сколько интересного мы узнали.

 Воспитатель: Ребята, ну а мы отправляемся дальше.

Под музыку подходим к стенду «Саракташ». (слайд)

Воспитатель: Саракташский район знаменит тем, что в нём зародился промысел, который по сей день является визитной карточкой Оренбургской области.

Как вы думаете, о чём я говорю?

Дети: Об оренбургском пуховом платке.

Воспитатель Посмотрите внимательно на эти замечательные изделия. Как вы думаете, за что их так ценят люди во всём мире?

Дети: Они красивые, нарядные, лёгкие, пушистые, тёплые.

Воспитатель: Обратите внимание на ажурные паутинки. У каждой из них свой неповторимый, особый рисунок. В одну из суровых Оренбургских зим, почти 200 лет назад Алена  Денисовна Рычкова связала первый Оренбургский платок. Народный промысел превратился в удивительное искусство. Вязать ажурные платки выучились многие Оренбургские мастерицы.   Долгими зимними вечерами пуховницы садились за спицы и начинали творить это замечательное чудо, согревающее душу, не только пухом, но и своей неповторимой красотой.

А ещё говорят, что оренбургская паутинка может уместиться в скорлупе гусиного яйца и её можно протянуть через обручальное кольцо. Хотите проверить?     (слайд)

(С помощью детей проводится опыт)

А получаются такие изумительные изделия благодаря необыкновенным свойствам пуха знаменитых оренбургских коз. (слайд)

С коз сначала вычесывали пух. Затем ческами его  расчесывали.

 И конечно же, благодаря золотым женским рукам оренбургских мастериц, которые вкладывают в каждый связанный платок частицу своей души.

Воспитатель: Ой, а что это такое? (ответы детей) (Слайд)

Прялка. Она  нужна, чтоб вот из этого пуха получать клубочек пряжи, из которого вяжут платки.

Воспитатель: а девочки знают стихи об оренбургских платках.

 1 Ребёнок:

Затуманились зарницы,

воют ветры — степняки,

Вяжут, вяжут пуховницы

оренбургские платки.

2 Ребенок:

Ах, платочек, мой платочек,

весь в узорах уголочек!

В зимний день в студёну пору

оренбургский наш мороз

Расчудесные узоры

На платочек перенёс!

Прослушивание  песни «Оренбургский пуховый платок».

Воспитатель:. Побывали на месте, где зародился такой замечательный промысел. А мы отправляемся дальше.

Подходим к надписи Бузулук. (слайд)

Воспитатель: Ребята, мы прибыли в город Бузулук. Здесь есть Бузулукский бор. Это жемчужина нашей Оренбургской области.

Воспитатель: А что такое бор?

Дети: Лес, в котором растут сосны, ели.

Показ презентации (слайд)

Воспитатель: Бузулукский бор – это значительный лесной массив (преимущественно сосновый, резко выделяющийся, словно остров, среди степей. Тем, кто побывал тут, навсегда запомнятся огромные сосны, устремлённые в небо, земляничные поляны и пляжи у чистой, как слеза, прозрачной реки Боровки.

Как хорошо, в бору, какой чистый воздух, какие огромные сосны.

Ребята, давайте представим что мы в бору и  подышим чистым воздухом в сосновом бору.

Дыхательная гимнастика «Белочки»

Дети, находятся в положении лежа, кладут ладонь на область диафрагмы.

Белочки лежали,

Белочки дышали.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Сели белочки, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Как прекрасен и удивителен животный мир Бузулукского Бора.

- Ребята, кого можно встретить в Бузулукском бору?

Ответы детей.

Воспитатель:Ребята, а вы можете по голосу узнать что за животное, или птица?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну тогда слушайте.

Игра «Узнай по голосу»(Голос животного, ответ на слайде)

Воспитатель: А еще  в бору растет много целебных трав, из которых делают отвар.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. (Рассматриваем травы) (слайд)

III. Заключительная  часть

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Это конечно далеко не всё, чем славится наш Оренбургский край. Мы ещё не сказали о нашей знаменитой пшенице, о многочисленных природных и культурных памятниках, о знаменитых людях нашего края. Но уже то, что вы узнали, даёт вам право гордиться тем, что вы родились на оренбургской земле.

- Давайте вспомним, по каким жемчужинам Оренбургской области мы сегодня путешествовали, и чем славятся эти районы?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРЕНБУРГ СОЛЬ-ИЛЕЦК БУЗУЛУК САРАКТАШ

Слайд 3

Озеро Развал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область «Художественное творчество» Рисование с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковые игры» Тема: «Городецкая доска»

Представляю вашему вниманию ещё один коспект по приобщению к истокам русской народной культуры. Через художественное творчество дети подготовительной нруппы закрепляют навык городецкой росписи....

конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы образовательная область «Познание» на тему: «Зимующие птицы» воспитатель Матвеева Светлана Анатольевна

Программное содержание:Образовательная область  «Познание»-расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;-развивать умения различать по внешнему виду и называть их;-закреплять умени...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по художественно-продуктивной деятельности "Клумба сказочных цветов" (рисование).

Нетрадиционные технологии - рисование с использованием различных бытовых инструментов (картонные палочки, воздушно-пузырчатая плёнка, поролоновые валики и т. д.)....

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Путешествие в лес» с использованием современных образовательных технологий

Данный конспект направлен на то,чтобы  вызвать у детей интерес к окружающему миру и сформировать представление детей о роли леса в жизни человека....