Балалар баҡсаһы өсөн
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сәхибгәрәева Әлиә Зөфәр ҡыҙы

Бөгөнгө һәр балаға үҙ халҡының донъя халыҡтары араһында тотҡан урынын, уның ҡабатланмаҫ күренеш булыуын, уның ер йөҙөндә йәшәгән һәр кешегә кәрәклеген аңлатырға кәрәк. Һәр халыҡ үҙенең бай традицияларын, рухи ҡаҙаныштарын һаҡларға, уларҙы балаларҙы тәрбиәләү аша киләһе быуындарға еткерергә тейеш. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок» д. Улукулево муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан

Конспект ООД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский нагрудник»

                                                              Подготовила и провела:

                                                                          воспитатель Сахибгареева А.З.

Улукулево-2021

Программное содержание:

Цель: Расширять представление детей с понятием «башкирский нагрудник».

Задачи:

Знакомить детей с одним из традиционных занятий башкир – изготовлением нагрудника, его предназначением в быту;

Развивать способность к воображению, заинтересовать детей технологическим процессом;

Воспитывать интерес к традиционным ремеслам башкир,вызывать чувство радости и удивления.

Средства: записи башкирских мелодий, слайды, мультимедийная установка,

выставка нагрудников с обьединения «Агинэй»  Улукулевской СДК, пластилин, стеки, белый картон, салфетки.

Словарная работа: селтэр, хакал, тояк.

Методы и приемы: беседа, просмотр слайдов, дидактические игры, интонационное выделение слова, проговаривание слов, словосочетаний.

Предварительная работа: беседа с детьми о национальной одежде, об орнаментах. Рисование предметов одежды и быта башкир. Чтение башкирских народных сказок «Падчерица Гульбика», «Ленивая девочка», «Алп-батыр». Прослушивание башкирских народных песен «Урал», «Гильмияза», «Сынрау торна».

Ход ООД:

Звучит башкирская мелодия курая.

Входят дети и образуют круг.

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Дети приветствуют друг друга добрыми словами.

Здравствуй, друг!

Здравствуй, друг!

Становись скорее в круг.

Свою руку другу дай (Дают друг другу руки)

Дружно весело шагай. (Идут по кругу хороводным шагом)

Воспитатель: Ребята, в какой республике мы с вами живем?

Дети: Мы живем в республике Башкортостан.

Воспитатель: Наша республика многонациональна. Народы, каких национальностей проживают в нашей республике?

Дети: Русские, башкиры, татары, узбеки, чуваши, мордва.

Воспитатель: У каждого народа свои обряды, обычаи, национальные костюмы. Посмотрите, на мне сегодня национальный костюм какого народа? (Ответы)

Воспитатель: Чем еще дополнялся женский костюм?

Дети: Разными украшениями: нагрудниками, браслетами, серьгами, пряжками.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о культуре башкирского народа и о том, какие украшения носили башкирские девушки, женщины.  Я вас приглашаю посмотреть выставку нагрудников Улукулевских мастериц. Посмотрите на форму изделия, нагрудник удлиненной формы назывался селтер, а овальной - хакал («борода»). Их  шили из плотной ткани, на неё нашивали кораллы, бисер, раковины-каури, монеты, цепочки, бубенчики. Из них собирались разнообразные узоры. Как вы думаете, мы сможем с вами изготовить такое украшение?

(Ответы детей)

 Я вам предлагаю стать настоящими дизайнерами по костюмам и украсить один из элементов башкирского национального костюма нагрудную повязку, которую надевали на платье женщины.

Пройдите, пожалуйста, в наш кинозал. (Показ 1 слайда)

Воспитатель: Ребята, башкирские женские украшения очень разнообразны. По украшениям женщин можно было определить к какому сословию принадлежит семья. Мужчина, покупая что-либо, мог отрезать монету от украшения жены и таким образом расплатиться за покупку. Украшения в семье передавались по наследству, постепенно пополняясь новыми. Сегодня вновь возрождается интерес к традиционным элементам одежды.

Воспитатель: Что можно сказать об этих украшениях?

Дети: В этих украшениях много монет, есть бусины.

Воспитатель: Какие они?

Дети: красные, коралловые

Воспитатель: Когда девушка или женщина шла, то слышался тихий звон монет. Считалось, что это оберегает ее от злых духов. Можно сказать об изготовлении нагрудников, что это работа художника?

Дети: Это тоже художники, только работают с бисером и монетами на ткани.

Воспитатель: Верно. Для изготовления наших нагрудников, я хочу вам предложить пластилин. Для этого мы скатываем пластилин красного цвета на тонкие жгутики, они послужат нам коралловыми нитками. 

Воспитатель:(Следующий слайд 2).Посмотрите, пожалуйста, как расположен узор на пластине?

(Ответы детей)

Ребята, горизонтальные коралловые нити на верхней части нагрудника означали реки, а вертикальные-горы. В конце свисающие нити с монетками называли тояк.

Воспитатель: Перед тем как начинать творческую работу, отдохнем.

Мы узоры изучали и немножечко устали

А теперь давайте с вами мы подвигаем руками

Руки к верху поднимаем, а потом их опускаем

А потом их разведем и скорей к себе прижмем.

А теперь быстрей, быстрей, хлопай, хлопай веселей!

Звучит музыка. Дети выполняют работы по слайдам, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

В конце все работы располагаются рядом с выставкой. Дети рассматривают работы других детей.

Воспитатель: Ребята, скажите, какие у вас получились работы?

Дети: Красивые, непохожие друг на друга, разные.

Воспитатель: А вам понравилось наше занятие? Расскажите, что вы видели и слышали. А что вам понравилось больше всего? А что было самое сложное для вас?

(Ответы детей)

Вот и закончилось нашего занятие. Я благодарю вас за то, что вы были такими активными, весёлыми и любознательными.

Проводится анализ и самоанализ педагогов и воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: “Балалар һәм әтиләр юл кагыйдәләре илендә.” (Мәктәпкә әзерлек төркеме балалары һәм әтиләре арасында үткәрелгән ярыш-кичәнең программасы)

КВНТЕМА: “Балалар һәм әтиләр юл кагыйдәләре илендә.”(Мәктәпкә әзерлек төркеме балалары һәм әтиләре арасында үткәрелгән ярыш-кичәнең программасы)...

Лексик -грамматик категорияләрне үзләштерү буенча зурлар торкеме балалары (сөйләм теленең гомуми үсешендә кимчелекләре булган ОНР балалар) белэн үткэрелгэн шогыль “ Язгы урманга сәяхәт

Коррекцияле-белем бирү:  Балаларның яз фасылы турындагы белемнэрен тирәнәйтү, язның төп билгеләре белән таныштыруны дәвам итү ,сүз байлыкларын   активлаштыру, бәйләнешле сөйләмне...

Балалар бакчасында сәләтле балалар белән эшләү программасы

Балалар бакчасында сәләтле балаларны ачыклау...

«Татарстан Республикасы Саба муниципаль районы Югары Симет «Ромашка» балалар бакчасы» мәктәпкәчә белем муниципаль бюджет учреждениесе филиалы - «Түбән Симет балалар бакчасы» Проект эшнең исеме : "Китап киңәшчең синең"

Бүгенге көндә безнең җәмгыятьтә уку статусы бөтенләй кимеде. Мәгълүматларның техник яктан камилләшүе чорында китапка кызыксыну кимеде. Бу проблеманы хәл итү өчен үсеп килүче буынның китап укуга, китап...

«Татарстан Республикасы Саба муниципаль районы Югары Симет «Ромашка» балалар бакчасы» мәктәпкәчә белем муниципаль бюджет учреждениесе филиалы - «Түбән Симет балалар бакчасы» Проект эш: "Яңа ел"

Теманың актуальлеге:Яңа ел-иң яраткан, искиткеч гаилә бәйрәме. Кыш бабайның сихри үзгәрешләре һәм бүләкләре булган бәйрәм. Әлеге проектта Яңа елны бәйрәм итү традицияләрен өйрәнү һәм саклау мөһим урын...