Конспект совместной образовательной деятельности с детьми "Испечём мы шанежки"
план-конспект занятия (старшая группа)

Андреева Роза Александровна

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного  возраста. Тема "Испечём мы шанежки". Материал предназначен для педагогов дошкольного образования. Целью являтся  приобщение детей к национальным традициям коми кухни, сохранение связи  с традициями и преемственностью малой родины через задачи:

1.      Расширить представление детей о выпечке коми народа.

2.      Обобщить знания о способе приготовления шанег.

3.      Обогащать словарь детей.

4.      Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Текст.

Презентация "Культура коми выпечки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект СОД "Испечём мы шанежки"23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» с. Летка

Прилузский район, Республика Коми.

Конспект совместной образовательной деятельности

 в старшей группе

«Испечём мы шанежки»

Воспитатель первой квалификационной категории

Андреева Роза Александровна

Цель занятия: Приобщать детей к национальным традициям коми кухни, Сохранять связь детей с традициями и преемственностью малой родины.

 Задачи:

1.        Расширить представление детей о выпечке коми народа.

2.        Обобщить знания о способе приготовления шанег.

3.        Обогащать словарь детей.

4.        Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Предварительная работа: чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар», русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да маслянный»), рассматривание иллюстраций с изображением выпечки, заучивание поговорок о хлебе, отгадывание загадок, аппликация «Укрась посуду коми орнаментом».

 Материал: предметы посуды, тесто из ржаной муки, картофельная начинка (пюре), макет русской печки, предметы утвари и мебели для коми избы. Карточки с изображением ингредиентов для выпечки, противни, прихватки, тарелки из папье-маше (творческие работы детей), влажные салфетки. Презентация «Культура коми выпечки».

Ход занятия.

Под коми народную мелодию дети с воспитателем заходят в зал.

 -Видза оланыд дона челядь, гостьяс.  Дети  хочу спросить у вас в какой республике мы живем?

Ответы детей.

-Правильно, в республике Коми. Коми народ очень гостеприимный. У каждого народа свои традиции. А что такое традиции?  (Предположения детей)

-Слово «Традиция» означает «передача», это то, что передаётся от одного поколения к другому.

Влетает Сорока под мелодию птиц.

Слова Сороки: - Видза оланыд. Баба Ёма ждёт гостей,  она привыкла встречать гостей выпечкой, но ей сейчас не здоровится. Она просит  испечь её любимое блюдо – коми шанешки с картошкой .

 Воспитатель: Как же можно помочь Бабе Ёме ? (предложения детей)

- А мы с вами сможем  испечь сами? Я вам помогу.

- Лети сорока и передай Бабе Ёме, что мы мы выполним её просьбу.

 -Традиционным блюдом за столом во время чаепития является необычная выпечка.

-У Коми народа своя выпечка, о которой я вам сейчас расскажу.

 

-А что такое выпечка? (Ответы детей)

Посмотрите на экран.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Культура коми выпечки».

Воспитатель: - Картофельные шаньги. На  коми языке это звучит так «Картупеля  нянь».

- Я утром  замесила тесто и оно уже готово для изготовления коми шанег. Разбирайте готовые колобочки теста и занимайте рабочие места.

Очень хочется с вами поделиться одним маленьким секретом:

перед работой с тестом необходимо смазать руки растительным маслом, чтобы оно не прилипало к пальцам. Посмотрите, как я это делаю. (Дети смазывают руки маслом).

Итак, берём один колобок, катаем его в руках. Чувствуете, какое тесто мягкое, нежное, оно впитывает всю нашу любовь и ласку. Ведь не зря говорят, что у добрых людей выпечка получается очень вкусной и ароматной.

Из колобка мы делаем лепёшку. Приминаем колобок и делаем тесто более тонким. Теперь нам надо приподнять края лепёшки, чтобы положить начинку. (дети делают всё вместе с воспитателем).

-А как вы думаете, ребята, какая начинка у коми-шанег? (Предположение детей)  Я вам предлагаю отгадать.

- Ну что, догадались? Особенностью коми-шанег является картофельная начинка. Отсюда и созвучное название «Картупеля нянь».

В середину лепёшки мы кладем начинку и равномерно распределяем её по лепёшке. Чтобы шаньги получились румяными, надо их смазать взбитым яйцом со сметаной.

Воспитатель приготавливает нужную смесь и показывает, как надо смазывать шаньги. Дети смазывают ложечкой выпечку самостоятельно.

-А можно  ли эти шаньги уже есть? (ответы)

-Что нам надо с ними сделать? (Испечь)

-Где можно испечь? (В духовке)  или в русской печке.

- Раньше у коми народа не было электрических духовок, микроволновок, а была русская печка. В ней выпечка получалась очень ароматной.

-Ребята, аккуратно положите свои  шаньги на противень и протрите руки салфетками, а я в это время поставлю шаньги выпекаться русскую печку или ыджыд пач! ( макет печки ).

 2 часть занятия

Воспитатель: - А пока шанешки пекутся я предлагаю вам поиграть в игру «Выбери продукты для картофельных  шанег».

Дети выбирают карточки с изображением  продуктов для  приготовления теста  и начинки для  шанег.

Итог игры: дети складывают нужные карточки на мольберт.

3 часть занятия

Под музыку

Входит Баба Ёма : - Видза оланыд, гостьяс да челядь.  Ко мне прилетела Сорока и протрещала , что вы выполнили мою просьбу.( Ответы детей)

-Проходи БабаЁма,. «Видза олан», что на Коми языке означает «Здравствуйте». Ты наверно замерзла в своей лесной избушке,  да мы  исполнили твою просьбу  и печём коми шанежки для гостей.  

Посмотрим готовы ли они уже ( подходим к русской печке) . Пока ещё шанешки не готовы , порадуем Бабу Ёму и гостей.

Стихотворение «Шанешки», читает ребёнок.

Песня «Шаньги».

- Ну теперь, я думаю, наше угощение готово.

-Ах какая замечательная выпечка получилась, ароматная. (заранее в печке на противне лежали готовые шаньги, недавно испечённые).

 - А как это блюдо звучит на Коми языке? (Ответы детей)

- А теперь можно переложить шанежки в наши нарядные тарелочки и угостить наших гостей.

Воспитатель ставит поднос с шаньгами на стол: - Баба Ёма,  угощай гостей и угощайся   сама горячими шанежками и чаем.

Воспитатель: -Дети,  садитесь тоже за стол и угощайтесь шаньгами. А какие получились шанежки, расскажите. ((предложения детей).

- Баба Ёма, мы очень старались помочь тебе.

Баба Ёма благодарит детей: - Какие вы молодцы , выручили меня. Хорошо я встречу моих гостей. А за это я вам подарю украшения и дарит девочкам  бусы  из шиповника (сушёного) и прощается на коми языке.

Воспитатель:- Девочки сегодня вы узнали рецепт  приготовления  вкусных, сытных  шанежек.

Воспитатель обращается к гостям:- Спасибо всем гостям, а на память о сегодняшней встрече я даю вам буклеты с рецептом картофельных шанег на тонкой корке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на основе интеграции образовательных областей «Прогулка по Петергофу»

Цели и задачи: продолжать развивать у детей познавательный интерес, через представление о Петергофе и Санкт – Петербурге;расширять и обогащать словарный запас детей;закреплять прямой и обратный с...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области «Познание» «Закрепление представлений о геометрических фигурах»

Цели и задачи: продолжать формировать представления детей о геометрических фигурах;формировать умение распознавать фигуры в предметах окружающей обстановки;формировать умение выделять особые приз...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего возраста по образовательной области "Художественное творчество" тема "Блины к Масленице"

Знакомить детей с русским народным праздником Масленица.Воспитывать уважительное отношение к русским праздникам....

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «ИГРУШЕЧНЫЙ МИШКА»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ«ИГРУШЕЧНЫЙ МИШКА»...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Пешеходы на дороге. Светофор»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  (вторая младшая группа)ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ«Пешеходы на дороге. Светофор...

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности педагога, родителей и детей (непрерывной образовательной деятельности) по теме: Осенняя пора, очей очарование.

Разработчики:Вдовенко В.В, воспитатель ДС № 107 Форма работы педагога с детьми: концерт.Возрастная группа: старшаяТема календарно-тематического плана:   Осенняя пора, очей очарование.Ди...