Жизнь коренных жителей Ямала
календарно-тематическое планирование

Худи Юлия Николаевна

-рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд);

- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обы чаям других народов.

Оборудование: физическая карта России, иллюстрации с изоб ражением природы Севера, животного мира, растительности, чума,

образцы национальной одежды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhzizn_korenyh_zhiteley.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕСТКИЙ САД «РОДНИЧОК» Г. НАДЫМА»                        

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК» Г. НАДЫМА»)

Жизнь коренных жителей ямала

 (Средняя группа)

Подготовили: воспитатель

Худи Юлия Николаевна

2022 год

г. Надым

Цели:

 -рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд);

- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обы чаям других народов.

Оборудование: физическая карта России, иллюстрации с изоб ражением природы Севера, животного мира, растительности, чума,

образцы национальной одежды.

Ход

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Одним из желаний девочки было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой. Почему?

Дети. Там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.

Воспитатель. Она ничего не знала о Севере. Давайте ей по можем.

Воспитатель вывешивает карту России.

В какой стране мы с вами живем?

Д е т и. В России.

Воспитатель показывает границу России.

Воспитатель. В России живет много разных народов. Сего дня мы поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь. (По казывает на карте.) 11а Севере бывает долгая полярная ночь. Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление — северное сияние. (Показывает изображение северного сияния.) На Севере есть места, где на много-много километров тянется тундра. Повторите это новое слово.

Дети повторяют слово хором и индивидуально.

В тундре растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками. Вот посмотрите на эту картинку. (Показывает иллюстрацию, изображающую лишайник.) Еще там можно встретить карликовую березу. (Показывает картинку.) Почему она называется карликовой?

Дети. Потому что маленькая, низкорослая. Воспитатель. Какие ягоды вы собираете в лесу?

Дети. Землянику, чернику, малину.

Воспитатель. В тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы, — брусника, голубика, морошка. (Показывает картинки) Тундра подходит к северным морям. (Показывает на карте) Каких животных Севера вы знаете?

 Дети отвечают.

Это и знаменитый белый медведь, и тюлень, и морж. (Показывает картинки) Еще в снегах можно увидеть быстрого белоснежного песца. (Показывает картинку) Но больше всего там се верных оленей. Их разводят народы, населяющие тундру, — якуты, эвенки и многие другие. Их профессия — оленеводы. Повторите это слово.

 Дети повторяют.

Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с одного места на другое. Съедят олени корм - идут дальше, а за ними оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного Ледовитого океана. То место, где живут оленеводы, пасущие оленей, называется стойбище. Живут в стойбищах, в чумах. Чум делают из оленьих шкур. (Показывает картинку) Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место. Олень - животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы  Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят и в морях, и реках.  Давайте посмотрим на тех, кто живет на Севере нашей страны, там, где почти весь год лежит снег, где нет такого жаркого лета, как у нас. (Показывает картинку «Дети Севера») Кого вы видите на этой картинке?

Дети перечисляют, воспитатель не комментирует, давая возможность внимательнее рассмотреть. Что делают дети?

Дети. Катаются на санях.

Воспитатель. Эти легкие длинные сани называются нарта ми. Повторите это слово.

Дети повторяют.

Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лоша ди или автомобиле. Управляет оленями каюр. Мы с вами много знаем профессий, узнали и еще об одной. Что вы видите в руке каюра?

Дети отвечают.

Это длинный шест. Зачем он ему?

Дети. Чтобы погонять оленей.

Воспитатель. Везде снег. Как вы думаете, детям и воспита тельнице холодно?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему вы решили, что не холодно?

Дети. На них теплая одежда.

Воспитатель. Рассмотрим внимательно одежду. Из чего она сшита?

Д е т и. Из меха.

Воспитатель. Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Шьется из оленьего меха, мехом внутрь. Некоторые рукодельницы шьют очень красивые малицы. Найдите на картине детей в таких расшитых малицах. Обувь детей, шапки или капю шоны тоже из меха оленя.

Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает северян, но и служит основным видом транспорта.

Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень кра сивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расши вают одежду, рукавицы, делают игрушки. (Показывает некоторые изделия из меха, расшитые бисером). А сейчас мы поиграем.

Игра «Что лишнее?»

Детям раздаются по 3—4 картинки, среди которых одна лишняя, т.е. на ней изображен предмет, не относящийся к жизни и быту народов Севера.

Дети определяют, какая картинка лишняя и объясняют почему.

Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием хорошо.

Сегодня мы с вами помогли узнать девочке Жене о жизни народов Севера, природе, жилище, о том, как они одеваются и почему, об их труде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД "Коренные жители нашего края"

НОД  знакомит дошкольников с жизнью и бытом коренного населения  "ханты "и "манси"....

Мероприятие для старших дошкольников "ХАНТЫ И МАНСИ - КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРА"

Тема краеведения очень актуальная. Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в последние годы всё увереннее набирает силу процесс реа...

Цикл бесед по ознакомлению детей с природой родного края, его коренными жителями.

Беседы для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений о коренных народах Севера, их традициях....

Беседа «Коренные народы Ямала»

Формирование представлений о своей стране, родном городе, крае; о коренных жителях – «ханты», «ненцы», «селькупы»; познакомить с коми – зырянами....

Методическая разработка дидактической игры «Туця для Окси» по мотивам национальных орнаментов коренных народов Ямала.Разработчик : Андреева Наталья Васильевна воспитатель высшей квалификационной категории МБЛОУ «Детский сад № 7 «Крылышки» февраль 2021

Ознакомление дошкольников с культурой северных народов помогает нам сформировать  у них патриотические чувства, чувство любви и интереса к суровому северному краю, к земле Ямальской....

«Приобщение дошкольников к культурным традициям коренных народов Ямала посредством ознакомления с играми и игрушками»

Игра сопровождает человека всю жизнь и у каждого народа есть свои игры и игрушки. Народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей, и их быт, труд, национал...

«Знакомство с жизнью коренных народов Ямала» (НОД)

Конспект непосредственной образовательной деятельности предназначен для детей старшего докольного возраста. Занятие составлено в рамках познавательно-исследовательского проекта "История Мамонтенк...