Конспект ООД "Сабантуй"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Смакова Файруза Акрамовна

Конспект организованной образовательной деятельности

по обучению детей подготовительной группы татарскому языку
Тема: «Татарский праздник «Сабантуй»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sabantuy.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г. Туймазы

Муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

по обучению детей подготовительной группы татарскому языку
Тема:
«Татарский праздник «Сабантуй»»

Возрастная группа: подготовительная

                                                                                                                 Выполнил:

                                                                                                            Смакова Ф.А.

                                                                                                             Воспитатель

                                                                                Имеющаяся категория: первая

                                                                                                    Стаж работы: 15л            

Туймазы 2022 г

«Татарский праздник «Сабантуй»

(Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Новости с праздника» по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой, раздел «Познание окружающего мира»)

Образовательные задачи:

  1. Знакомить детей с разными народами, населяющими нашу страну.
  2. Учить детей уважать культуру, отличную от их собственной.
  3. Дать представление о татарском национальном празднике «Сабантуй», о его истории, об обычаях, которые соблюдаются при проведении праздника.
  4. Продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций народов России: с татарскими народными играми.

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию эстетического вкуса и формированию восприятия прекрасного.
  2. Развивать представления у дошкольников о различных формах фольклорных обрядов и традиции народов, населяющих территорию России.
  3. Формировать у детей познавательный интерес к прошлой истории, приобщать их к истокам культуры и народного творчества разных народов, разного этического происхождения.
  4. Обогащать и активизировать словарь.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать в детях терпимость и уважение друг к другу, к обычаям и традициям людей разных национальностей, разного этнического происхождения.

Предварительная работа:

– рассматривание иллюстраций о праздниках;

– рассматривание национальных блюд;

Интеграция образовательных областей:

– познание.

– развитие речи

–художественно – эстетическое развитие

Методы и приёмы, социо- игровые технологии:

–музыкально-ритмические упражнения;

–игра-имитация «Варим кашу»;

–игра-имитация «Бег по проталинкам»;

–импровизированный татарский танец;

–игра «Разбей горшок»

-игра «бой с подушками»

-игра «бег в мешках»

-игра «бег с ложками»

Словарная работа: мэйдан, сабантуй, карга боткасы, корэш, сабан.

Материалы и оборудование:

– деревянные ложки;

-ведро, палка, платок;

- веревка;

- 2 подушки

- 2 мешка

– теннисные шары.

Музыкальный ряд:

  1. Татарская плясовая;
  2. Песню Ришата Шайхутдинова “Сабантуй”

Ход:

1. Оештыру моменты

Исәнләшү

-Исәнмесез, балалар!

-Хэерле кон.

Исэнмесез диеп Суз башлыймын,

-Утырыгыз.

– Балалар, без сезнең белән бәйрәмнәр белән танышуны дәвам итәбез. Сез нинди  халыкара бәйрәмнәр беләсез?

 – Ребята, скажите, пожалуйста, какие праздники вы знаете? (Яңа Ел, 8 март – Хатын-кызлар көне, 23 февраль – Ватанны саклаучылар көне, 9 май – Җиңү бәйрәме (Новый год, 8 марта – праздник всех женщин, День защитника Отечества)).

  • Ә хәзер инде безнең татар халкына гына хас булган бәйрәмнәрне санап чыгыйк. А какие татарские национальные  праздники вы знаете?   ( Нардуган, Нәүрүз,Сабантуй, Сөмбелә, Каз өмәсе)    
  • Хәзер бер жыр тынлап китәек але. Нәрсә турында сүз бара икәнен аңларга тырышыгыз. А сейчас послушайте песню. Постарайтесь понять о чем она.

(слушают песню Ришата Шайхутдинова “Сабантуй”)

- Балалар, бу нинди җыр – күңеллеме, күңелсезме? Какая эта песня – веселая или грустная? (Бу күңелле җыр)

- Ул нәрсә турында? О чем эта песня? (Ул Сабантуй турында)

-Җыр Сабантуй турында булгач, нәрсә турында сөйләшербез икән,уйлап карагыз әле? А как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Без Сабантуй турында сөйләшербез)

Дәрес максаты белән таныштыру.

- Дөрес әйтәсез, без буген Сабантуй турында сөйләшербез, мин сезне татар халкының милли бәйрәменә чакырам.

– А сегодня я хочу вас пригласить на татарский праздник. Называется он «Сабантуй». Давайте все вместе скажем «Сабантуй»

(повторяют несколько раз вместе с воспитателем).
– Кто-нибудь из вас слышал раньше это слово? Знаете ли вы, что это за праздник?
Какие народы празднуют его?
(возможны варианты ответов).

 3. Дәрес материалы буенча эш.

-   Балалар, нәрсә соң ул Сабантуй? (Сабантуй – бәйрәм)

-   Нинди бәйрәм? (Ул – татар халкының милли бәйрәме) 

  • Сезнең бу бәйрәмгә барганыгыз бармы ? ( әйе)
  • Сез анда кем белән барасыз ( әни, әти, апа, абый белән....)
  • Бу бәйрәм сезгә ошыймы? ( әйе)
  • Сабантуй  төшенчәсе нәрсә аңлата икәнен беләсезме? (юк) Бу сүзнең тарихы нидән гыйбәрәт икән?

            – «Сабан» – төрекчәдән «плуг».  Укучылар, сабан белән ни эшлиләр? (бу хезмәт коралы, ул җирне эшкәртү өчен кирәк). «Туй» исә – «свадьба» яки «торжество», «праздник» дигәнне аңлата.  «Сабантуй» – сабан бәйрәме (праздник плуга).

– Вы не забыли, что такое плуг и для чего он нужен? (это орудие труда, он нужен для вспахивания земли)

    – «Сабантуй» – это праздник татарского народа. Похожие праздники есть у башкир и чувашей. 

Сабантуй состоял из нескольких обрядов, которые совершались ранней весной – от начала таяния снега до посева.

С появлением первых проталинок собирались старики-аксакалы на сельский сход, или, как сейчас говорят, на собрание, и договаривались о сроках проведения сабантуя, выбирали место для праздника (Поле)– майдан (мәйдан). 

– «Дети и взрослые отправлялись по дворам, собирали крупу, молоко, масло. Затем выходили в поле и у воды (у речки или озера) из этих продуктов готовили кашу. Целый день дети веселились, играли в различные национальные игры, ели кашу. Так они задабривали духов плодородия и выражали свое почитание птице вороне». А каша эта так и называлась – «карга боткасы» или «воронья каша».

-Повторите «Карга боткасы»

Физминутка

– Я приглашаю вас всех выйти ко мне. Давайте, мы тоже сварим «воронью кашу».

– Ребята, а каша эта как называлась на татарком языке?

-Карга боткасы

Возьмем кастрюлю, наливаем туда молока, насыпаем крупу, солим, постоянно размешиваем кашу, чтобы не пригорела. Кладем масло и опять размешиваем (дети, имитируя движения, «варят» кашу).

А пока каша варится на костре, побегаем по проталинкам.

( одна группа детей прыгает из обруча в обруч, как по проталинам) А в это время прилетели вороны, поклевали кашу и улетели (другая группа – «вороны»- прилетают к кастрюле и «клюют кашу»).

Вот и покормили ворон! (Дети садятся).

– Подготовка к сабантую начинали задолго до праздника – еще с осени. Молодые девушки и женщины шили себе и своим близким красивые платья с широкими юбками с оборками, белые фартуки, платки, вышивали на них цветными нитками различные растительные орнаменты: цветы, листочки, завитки. К празднику все наряжались в национальные костюмы, все одевали свои лучшие наряды. С одеждой татарского народа мы с вами познакомимся подробнее в другой раз.

– Следующий обряд сабантуя – это подготовка подарков.

Всю зиму девушки и молодые женщины готовили подарки – шили рубашки, платья, ткали, вышивали платки и главный символ сабантуя – вышитые полотенца.

Весной, за несколько дней до сабантуя, молодые парни – джигиты – запрягали лошадей и по всей деревне собирали подарки: вышитые платки и полотенца, куски ткани, яйца. Привязывали подарки к длинному шесту и провозили этот шест по всей деревне, демонстрируя всем односельчанам творения рукодельниц. Сопровождались сборы эти песнями, шутками – прибаутками.

– Вот и настал день сабантуя к майдану стал стекаться народи стар, и мал. гармонисты, певцы, танцоры – поодиночке или целыми ансамблями. С хлебом, солью, с национальным блюдом чак – чак встречают всех гостей.

– Всё! Праздник Сабантуя начался! Аксакалы, своего рода Совет Сабантуя, назначают жюри для вручения подарков. Наступает кульминация праздника – состязание в меткости, в упорстве, в силе, ловкости.

– Вот самые меткие с завязанными глазами бьют горшки.

-Давайте мы тоже с вами поиграем.

(Игра )

– А здесь самые ловкие и упорные джигиты по наклонному бревну идут к своему призу. (Фото)

– А вот эти смелые парни пытаются определить, кто из них сильнее и перетянет канат с соперником!

-Давайте мы тоже проверим свою силу

(Игра )

- Еще одна игра «Бег с «яйцами» в ложке ».

Без мешка-то просто пробежать, вот попробуй обогнать всех в мешке!

А состязание называется «бег в мешках». «Капчык йогереше»

Смотрите, там, на майдане, начинается главное состязание – курэш –

- Повторите корэш.

Корэш - это татарский национальный вид борьбы. А вот и победитель! Ему и главный приз сабантуя – кудрявый барашек!

– А это бой с мешками с сеном. Так и пытаются сбить друг друга с бревна эти удалые мужчины. Кто усидит на бревне, тот и победитель! Тому и приз!

А сейчас представьте себе, что мы с вами тоже на сабантуе. Давайте мы тоже проверим себя на ловкость.

(Бой с подушками)

Самое зрелищное состязание – это конные скачки. Вот они, резвые, несутся изо всех сил к заветному для наездника подарку – к красивому вышитому полотенцу!

На самой верхушке этого гладкого столба – подарок. Но самое-то главное – залезть на этот столб! Это, дети, не всякому по плечу!

– Молодцы!

– Ребята, на каком празднике мы сегодня побывали? (на сабантуе).

– Вам понравилось? (ответы детей)

– Какие игры вам понравились? (ответы детей).

– Как называется место где проводят сабантуй? (Мэйдан)

– Ну вот, уже и день прошел, солнце садится. Все люди рады веселятся, желают всем здоровья и чтобы у всех поспел хороший урожай.

Слышите, над майданом зазвучала задорная плясовая. А теперь я всех вас приглашаю на весёлый татарский танец!

(Звучит татарская плясовая, дети танцуют)


                                                Игры.

  1. «Скачки»
  2. «Бег в мешках»
  3. «Бег с «яйцами» в ложке »
  4. «Кто быстрее заполнит ведро?»
  5. «Перетягивание каната»
  6. «Бой с мешками»
  7. «Борьба - курэш»

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....