Конспект НОД по познавательному развитию
план-конспект занятия (старшая группа)

Кулачек Маргарита Ивановна

Тема: «Задания Матушки  Зимы»

Цель:  содействовать обобщению и закреплению у детей  представлений о зиме,

Задачи:

образовательные:

Уточнить и расширить запас конкретных представлений о зимних месяцах, зимних явлениях, зимних забавах.

Дать возможность применить на практике полученные знания о зиме, зимних явлениях, Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Развивающие:                                                                                 

 Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, упорядочивать, классифицировать объекты действительности.                                                                

Развивать у детей зрительное и слуховое внимание, логическое мышление;                                   

Воспитательные:                                                                                                

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.                                       

Формировать навыки сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми, навыки самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zadannya_matushki_zimy.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

      непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «Задания матушки Зимы»

Старшая группа

Воспитатель: Кулачек Маргарита Ивановна

Вид деятельности: Познавательно-исследовательская деятельность

Форма организации: Решение проблемных ситуаций

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Тема: «Задания Матушки  Зимы»

Цель:  содействовать обобщению и закреплению у детей  представлений о зиме,

Задачи:

образовательные: 

Уточнить и расширить запас конкретных представлений о зимних месяцах, зимних явлениях, зимних забавах.

Дать возможность применить на практике полученные знания о зиме, зимних явлениях, Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Развивающие:                                                                                

 Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, упорядочивать, классифицировать объекты действительности.                                                              

  Развивать у детей зрительное и слуховое внимание, логическое мышление;                                    

Воспитательные:                                                                                                Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.                                        Формировать навыки сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми, навыки самооценки.

Этапы работы

Действия воспитателя

(методы и приемы)

Материалы и оборудование

Мотивация детей к деятельности

Организационный момент

В круг широкий вижу я.

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся

И на место все вернемся.

Все друг другу улыбнемся, подмигнём

Нашу встречу мы начнём.

Проблемная ситуация

Воспитатель: - Дети сегодня утром нам в группу принесли письмо, но оно какое то странное. Вместо обратного адреса картинки.  Дети, кто же написал нам письмо, давайте разгадаем. Дети разгадывают ребус. Получается слово «Зима». 

Послушайте, что она пишет: «Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы все ждёте весну, но думаю вы еще так мало знаете обо мне, поэтому я решила не уходить и остаться ещё на три месяца. А если вы хотите, чтобы весна всё-таки наступила, тогда выполните все мои задания, и я, конечно же в свое время, покину вас.».

Воспитатель: Дети вы хотите что бы зима ушла, и наступила весна. А что для этого надо нам сделать . (выполнить все задания зимы)

Конверт с письмом от Зимы, мольберт и маркер.

Иллюстрация зимы на экране

Постановка детьми цели деятельности

- Нам нужно выполнить все задания Зимы и доказать зиме, что мы много про нее знаем.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Воспитатель: Ребята, свое первое задание Волшебница Зима прислала нам на видео. Давайте посмотрим его.

 Зима: А, ну-ка, ребятки, отгадайте мои загадки.

Тройка, тройка прилетела скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица: белокоса, белолица.

Как махнула рукавом всё покрыло серебром.

Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?

Дети: Это зима.

Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?

Дети: Это зимние месяцы.

Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?

Дети: Три месяца.

Воспитатель: А чтобы их назвать, нужно быстро загадки отгадать.

Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдёт

Наступает новый год!

Воспитатель: О каком месяце шла речь?

Дети: О месяце декабре.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год.

(Презентация слайд.)

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длимые ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще, декабрь это последний месяц года.

Воспитатель: А сейчас послушаем о другом месяце.

Загадка о январе.

 Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду, упадёт. Не вода, а уже лёд

 Даже птице не летится, от мороза стынет птица

 Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?

Воспитатель: О каком месяце в этой загадке?

Дети: О месяце январе

Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?

Дети: Январь – второй месяц зимы

Воспитатель: Объясните такие строчки

«Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз».

Дети: Значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться

(Презентация слайд.)

Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щипает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

Воспитатель: Правильно, а сейчас ещё загадка

Загадка про февраль

«Снег мешками валит с неба, с дом сугробы снега

То бураны, то метели на деревья налетели

По ночам мороз силён, днём капели слышен звон

День прибавился заметно ну, так что за месяц это»?

Дети: Это месяц февраль.

Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?

Дети: Это падает снег, снегопад.

Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?

Дети: В феврале бывают вьюги и метели.

(Презентация слайд.)

Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, все загадки отгадали, я думаю, с первым заданием мы справились. Давайте, читать письмо дальше?!

Задание 2. Игра «Хорошо – плохо» (элементы ТРИЗ)                     Воспитатель: Ребята, Зима просит вас рассказать  за что вы любите зиму, а за что нет. Мы будем выкладывать снежинку из полосок, белая полоска обозначает, что в зиме хорошо, а синяя полоска обозначает, что в зиме плохо (Выкладываем снежинку).

-Посмотрите, какая у нас получилась красивая снежинка.

-Скажите, пожалуйста, полосок какого цвета у нас оказалось больше?

- А это значит, что зима всё же прекрасное время года!

Ну и вновь у нас игра. Поиграем дети?

Физминутка.

Дети, все в кружок вставайте,

 Игру скорее  начинайте.

 (Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

 Дворник улицу метёт, (Имитируют)

 Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

3 задание: Игра «Звуки зимы»

Воспитатель: Дети зима прислала нам звуковые загадки, вы сейчас все внимательно будете слушать зимние звуки, но отвечать на них вы будете по цепочке, друг за другом, что бы каждый из вас смог поучаствовать в игре.

Самостоятельная деятельность детей по апробации способов деятельности

4 задание: Воспитатель: Вот вам четвертое задание от Зимы. Нужно найти лишний предмет, или явление  на картинке и объяснить свой выбор.

Игра «Четвертый лишний»

Это задание мы будем выполнять в аквариуме. Для этого мы разделимся на две команды. Сначала одна команда будет выполнять задание, а другая контролировать его выполнение, а затем команды поменяются местами. Договоритесь между собой, какая команда будет первая выполнять задание, а какая - будет наблюдателями.
Напоминаю, что команда наблюдателей не подсказывает своим товарищам, а внимательно смотрит за выполнением задания.
 Затем члены команды по очереди объясняют свой выбор в следующей последовательности «Я считаю что лишнее…, потому что»

5 задание:

Д/И «Чей это след?»

Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру «Чей это след?». Для этого выберите себе пару. Играть будем в карусели, поэтому определитесь, кто первым из вашей пары будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем.  Дети из внутреннего круга будут стоять на месте и задавать вопросы, а дети из внешнего круга будут по моему сигналу двигаться от одного к другому и отвечать на вопросы, затем все поменяются местами.
Дети из внутреннего круга подойдите ко мне, возьмите задание для своей пары. Вопрос нужно задавать так: «Назови, чьи это следы?». Играть начнем по моему сигналу – я хлопну в ладоши.

(Дети играют)
Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, получилось ли у вас отгадать следы животных, изображенные на картинках? Что вам больше всего понравилось: задавать вопрос или отгадывать звериные следы? Были ли у вас трудности при выполнении задания? А как вы считаете, ваши товарищи по паре справились с заданием? Какие были допущены ошибки? 

Подведение итогов

Рефлексия

У меня в руках хрупкая снежинка(из бумаги) Она излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу эту снежинку и делиться впечатлениями о сегодняшнем занятии (что вам дало сегодняшнее занятие, что нового узнали и т.д.), дарить свои пожелания».

Дети сидят в кругу, передают большую снежинку и рассказывают о своих впечатлениях (что понравилось, что не понравилось).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...

Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)

Конспект НОД  по познавательному развитию  (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....

Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"

Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....