Викторина «История родного города Бердска»
методическая разработка (подготовительная группа)

Грачева Анна Николаевна

Сценарий образовательной деятельности викторины «История родного города Бердска» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gracheva_anna_nikolaevna_stsenariy.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «История родного города Бердска»

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

Грачева Анна Николаевна

МБДОУЦРР№28 «Огонек»

Бердск 2020

Сценарий образовательной деятельности

Викторина «История родного города Бердска»

(подготовительная группа 6-7 лет)

Тема: Викторина «История родного города Бердска»

.

Задачи:

Образовательные

  • Продолжать накапливать знания детей об истории прошлого и настоящего времен.

Развивающие

  •  Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы используя предположения и рассуждения; высказывать свою точку зрения; применять имеющиеся знания в дальнейшей совместной деятельности.
  • Развивать  логическое мышление в процессе отгадывания;

Воспитательные 

  •  Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его еще красивее.
  • Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.

Планируемый результат: Проявление положительных эмоций, интереса, радости, при общении со сверстниками; ориентироваться в истории родного края. предпосылки УУД (универсальные  учебные  действия): умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих качеств, самооценка и пр.

Средства, оборудование, материалы: 

наглядные (демонстрационный материал): карточки  с  вопросами  викторины

музыкально-литературные: фонограмма песни Н.И.Базылевой «Это Бердск!»

технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: мультимедийная установка, слайд-презентация «История родного города».

раздаточные материалы: наборы  настольного  конструктора  по количеству детей, эмблемы команд,  ,   памятные  ленточки по количеству детей.

Место проведения: групповое помещение детского сада.

Совместная  деятельность  с  детьми  предшествующая  викторине:      Под руководством воспитателя, дети строят из деревянного конструктора  макет города на столах. Дети работают в подгруппах. Каждая подгруппа строит свою часть города. Все постройки объединяются общим пространством детских столов в макет города.  Макет  поможет  детям  сформировать  обобщенное представление о родном городе, о том, как расположены все его части и, в итоге, легче ориентироваться в вопросах викторины. Воспитатель незаметно раскладывает карточки с вопросами викторины.

Ход  образовательной деятельности

Воспитатель предлагает детям полюбоваться макетом города, который они выполнили  своими  руками,  уточняются  названия  построек.  В  некоторых постройках спрятаны карточки с вопросами.

 -Вот какой красивый наш город. Мы с вами уже много знаем о нем. Сегодня, я предлагаю вам как горожанам принять участие в викторине «История родного города». А что  такое  викторина? По  результатам  ответов, вы  получите частичку символического ключа нашего города.  Для этого предлагаю разделиться на 2 команды  две команды. (Дети тянут эмблемы)

Тот, кому достались эмблемы зеленого цвета попадает в команду «Любознайки» . Тот, кто вытянул эмблему голубого цвета будет в команде «Почемучки».  Вопросы нашей викторины на карточках, которые спрятаны на макете города. Давайте найдем карточку, которая спрятана на улице, где находится наш детский сад. Предлагаю найти карточку команде «Любознайки» (Дети  находят  карточку).

Правила  нашей викторины: команды  будут отвечать на вопросы по очереди, оценивать  ответы будут  команды противников. Если вы согласны с ответом  – поднимаете флажок, если нет - опускаете его вниз.

Вопросы

1.Как называется улица, на которой находится наш детский сад?

2.Как называется наш город?

3. Как называют людей, жителей нашего города?

4.Что обозначает слово «Бердск»?

5. На какой реке расположен Бердск?

6. Сколько лет нашему городу?

 Команды  успешно  ответили  на  вопросы  викторины, и  получают за это частичку «ключа нашего города».  Если дети затрудняются в ответах на вопросы, воспитатель предлагает посмотреть слайд-презентацию.

Представьте, что все мы оказались в кинотеатре, в котором демонстрируется фильм «История родного города». (Демонстрация слайд-презентации и рассказ воспитателя о городе)

В 1716 году был заложен Бердский острог – его стали использовать как опорный пункт для продвижения русских завоевателей Сибири на Алтай. Город был небольшой крепостью. Времена тогда были неспокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов, и они окружали свои селения высокими стенами из бревен с башнями и воротам.

- Дома строили из бревен, которые соединялись между собой без гвоздей. На концах бревен делали топором вырубки и закрепляли бревна. Поэтому и говорили «срубить дом». Острог был надёжной защитой, так как природа создала вокруг него чудо-треугольник: с одной стороны протекала Обь, с другой – Бердь, а третью охранял вековой сосновый бор. Через некоторое время вокруг укрепления вырос посад, где стали селиться люди, занимавшиеся промыслом, торговлей, ремеслом.

После возникновения города, необходимо дать ему название. Почему город назвали Бердск? Окончательного и стопроцентно достоверного ответа  нет. Возможно, наименование реки происходит от татарского слова «бирду», означающего «отдал, подарил».

Известно, что в XVI веке хан Кучум отдал эту реку с прилегающей территорией своему сыну Мурату, сделав его царевичем Берди. Возможен и другой вариант объяснения — от татарского слова «бердэш», что означает «единство, сплоченность». Есть еще предположение — русло Берди напоминало своими изгибами стрелецкое оружие «бер-даш»... Шло время, острог развивался, но пришёл в ненадобность, из-за нехватки земли крестьяне его покидали, переселялись в деревни или создавали новые. К концу 18 века грозное укрепление, лишившись врагов, стало чахнуть от своей ненужности. Стены и башни рушились, сгнившие брёвна уходили на дрова для церкви... Так закончилась славная история Бердского острога. Он стал селом.

Село Бердское было невелико, было построено в основном из дерева, т.е. все дома и хозяйственные постройки были деревянные и, конечно же, невысокими. И сама крепость, окружавшая город, была деревянной. Вокруг города было много озер, рек, лесов и полей.

-Как вы думаете, чем занимались наши предки, те люди, которые жили в древние времена?

Правильно, наши предки занимались многими ремеслами, а так же земледелием, скотоводством. Они выращивали на полях овес, пшеницу, лен, ячмень. Разводили коров, лошадей, овец, свиней. Для домашних животных косили траву и сушили сено. Леса окружали наш город повсюду. Густые, непроходимые. В них водилось много зверей – медведи, лоси, кабаны, лисы, волки, бобры и многие другие. Охота занимала важное место в жизни горожан. Множество озер и рек давало развитию рыболовства. Реки играли важную роль в жизни людей нашего города. Они защищали от врагов, давали рыбу и воду для приготовления пищи.

Продолжаем викторину дальше.  Для этого на макете нам нужно найти вторую карточку с вопросами. Найдут ее те ребята из команды «Почемучки».  Помните правила нашей викторины: одни отвечают на вопросы, а другие оценивают ответ.

  1. С сооружением какой постройки связано основание нашего города?
  2. Почему острог построили рядом с рекой?
  3. Для чего был построен острог?
  4. Какими промыслами занимались жители?
  5. Какой купец  основал мельницу, которая способствовала развитию Бердска?

А сейчас - физкультурная пауза, ведь нашему городу нужны здоровые дети, которые будут дальше строить наш город и оберегать его. Предлагаю найти себе пару и вспомнить нашу физминутку «Что такое город?»

Город – это улицы, (руки прямые перед собой)

Блеск  огромных  стёкол (поочередные круговые  движения  ладонью  перед собой лицом друг к другу)

Праздничных витрин, (взяться за руки, образуя воротца)

Быстрое движение (согнуть руки в локтях)

Прохожих и машин.(ходьба и бег на месте)

Город - это солнце, (руки вверх, пальцы изображают «лучики»)

Город – это я! (показать руками на себя)

Город это дружная огромная семья! (пожать руки друг другу)

А теперь предлагаю командам на макете найти карточки, на которых написано, сколько лет нашему городу. Предлагаю закончить предложения, которые написаны на карточках

Словесная игра «Закончи предложение».

1.Наш город можно назвать зелёным, потому что...

2.Много лет назад на месте города был...

3. Наш город стоит на реке...

4. Нашему городу исполнилось…

5.Я люблю свой город, потому что...

6.Когда я вырасту, то построю в городе...

Теперь каждая команда  получает по частице «ключа нашего города». У каждой команды сейчас есть по три частички «ключа». Давайте подумаем, как их можно использовать? (Собрать вместе) Дети собирают «ключ города Бердска». Теперь,  когда наша  викторина  окончена,  и  вы вместе,  сообща  собрали символический  ключ  нашего  города,  каждый  из  вас  достоин  получить почетную ленточку нашего горожанина.

Рефлексия

 Позвольте мне взять на себя роль журналиста и взять у вас интервью:

- Какой вопрос сегодня показался вам самым трудным?

- С чем вы справились легко?

- А в каком ответе вы сомневались?

- Куда вы хотели бы сходить в День рождения родного города?

- Тебе очень хочется получить ленточку?

- Как ты ее используешь? (Звучит фонограмма песни «Это Бердск»)

Итак,  торжественный  момент  награждения  наступил,  памятная  почетная ленточка вручается юному горожанину ...(воспитатель называет фамилию, имя, отчество каждого ребенка).  После  вручения  ленточек,  воспитатель предлагает  детям поаплодировать друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»

Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...

Конспект занятия по ознакомлению с историей родного города "История города в названиях улиц"

Конспект занятия по ознакомлению с историей развития  родного города...

" История рождения города "- презентация по ознакомлению старших дошкольников с историей родного города

Наглядный материал по изучению истории  г.Благовещенска, состоящий из двух частей:часть1-История рождения города; часть 2-памятники основателям города...

Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )

Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси...

Конспект НДО в подготовительной группе на тему "История возникновения города Бердска"

Дети познакомятся с историей возникновения родного города....

Приобщение детей 6-7 к культуре родного края посредством ознакомления с историей родного города.

План по самообразованию "Приобщение детей 6-7 к культуре родного края посредством ознакомления с историей родного города"...