Покормите птиц зимой
методическая разработка (подготовительная группа)

Колотовкина Лариса Юрьевна

Жалейте птиц,

Они не оскорбятся жалостью.

Поймите птиц,

Пожалуйста.

Как жить зимой без червяка и мошки?

Бросайте птицам крошки.

Помочь певцам,

Покуда вьюги не растаяли!

Ведь песни гибнут

Стаями...

                               П. Елфимов

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара»

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ

НОД в подготовительной к школе  группе детского сада

Педагог: Колотовкина Лариса Юрьевна

Бакчар

2020

Цель: Воспитание доброго заботливого отношения детей  к  зимующим птицам

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и систематизировать представление о зимующих птицах, об особенностях их приспособления к окружающей среде
  • Познакомить с планом-схемой, продолжать учить «читать» простейшие схемы, ориентируясь на условные обозначения, знаки, символы
  • Продолжать учить измерять объём сыпучих веществ с помощью условной мерки, правильно обозначать части целого (половина, одна из двух, четырёх частей). Находить части целого и целое по известным частям
  • Закрепить умение делать разметку при помощи шаблона
  • Учить видеть конструкцию объекта и анализировать её основные части, их функциональное назначение
  • Закрепить умение образовывать сложные и качественные прилагательные, совершенствовать речь, как средство общения

Развивающие:

  • Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из растительных элементов на листках разной формы
  • Совершенствовать речь как средство общения
  • Закрепить навыки коллективной работы, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу
  • Совершенствовать координацию рук и глаз, развивать мелкую моторику рук

Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение заниматься самостоятельным делом, договариваться, помогать друг другу
  • Воспитывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, трудолюбие, желание заботиться о братьях наших меньших

Материалы к занятию:

Демонстрационный: книга сказок, силуэтное изображение Жар-птицы, аудиозапись голоса Жар-птицы

Раздаточный:

Для кормушки: пятилитровые пластиковые бутылки (2), схема изготовления, шаблон летка, цветной скотч, ножницы, кисточки, салфетки, цветная гуашь с добавление клея ПВА

Для пирога: семена подсолнуха, геркулес, сухофрукты, пшено, маргарин, пластиковые стаканчики, миска, ложки, плотные нитки «Ирис».

Для печенья: картонные фигурки под основу различной формы, семена растений, клейстер, кисточки, салфетки, плотные нитки «Ирис»

Предшествующая работа: Знакомство с зимующими птицами нашего края, наблюдение за птицами на прогулке, развешивание кормушек, сбор корма для птиц, ежедневная подкормка птиц на участке, создание лэпбуков о птицах, рассматривание альбомов, загадывание загадок, рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги, оригами. Подвижные игры «Совушка», «Птица без гнезда», «Перелёт птиц», «Лётал, лётал воробей»; Дидактические игры: «Кого не стало?», « Кто лишний?», «Сосчитай», «Это правда или нет?». Чтение художественной литературы.

Ход занятия

Звенит колокольчик и приглашает детей в круг.

- Ребята, я очень рада видеть вас в детском саду, давайте поприветствуем друг друга

Утреннее приветствие: “С Добрым утром!”

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро!

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Улыбчивым лицам!

И каждый становится

добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро

длится до вечера...

           Валентина Котенёва

- Ребята, посмотрите, внимательно вокруг, и скажите, что нового или необычного появилось у нас в группе? (перо Жар-птицы)

-А почему вы решили, что это перо Жар- птицы?  (оно красивое, яркое, необычное, большое, только у птиц есть перья)

- Сегодня, когда я пришла в детский сад и открыла книгу, чтобы выбрать для вас сказку, из неё выпорхнула птица, да не простая, а сказочная, это она обронила перо, а вот и она сама (открываю книгу сказок, из неё «вылетает» Жар-птица)

Жар-птица:

         Дом мой – книжная страница,

А живу там я – Жар-птица!

К вам из сказки прилетела

И узнать у вас хотела,

Что за птицы здесь живут,

Что за птицы вам поют?

Кто зимует рядом с вами,

Радуя вас голосами?

Помогаете ли им,

Пташкам маленьким своим?

- Ребята, расскажем нашей гостье о птицах нашего края?  (Да) 

- Давайте познакомим Жар-птицу с нашими пернатыми друзьями, но вы должны не просто назвать птицу, но и рассказать какая она.

(Каждый ребёнок берёт картинку с изображением птицы, которая лежит рубашкой вниз, называет птицу и рассказывает какая она.)

Сова - большеголовая, большеглазая, ночная, мудрая, лесная

Дятел - пёстрый, длинноклювый, трудолюбивый

Сорока – длиннохвостая, белобокая, болтливая, любопытная, вороватая

Ворона – чернокрылая, серая, горластая, старая, сонная

Снегирь – красногрудый, чернокрылый

Синица – шустрая, проворная, желтогрудая, любопытная

Воробей – маленький, серый, пугливый, взъерошенный

Свиристель – яркий, хохлатый

Клёст – смелый, крючконосый, сосновый, еловый

Голубь – сизокрылый, почтовый, лесной, быстрокрылый

Поползень – юркий, быстроногий, белогрудый, неугомонный

- Ребята, скажите, а как называются все эти птицы?  (Зимующие)  Почему? (Они не улетают в тёплые края, а остаются зимовать)

Жар-птица: Спасибо ребята, за ваш интересный рассказ о зимующих птицах. Но посмотрела я в ваше окно,

А за окном – белым-бело,

Намело, завьюжило,

Все деревья в кружеве.

Снег на соснах, на кустах,

В белых шубках ели,

Как же птицам отыскать

Зёрнышки в метели?

Меня Иван-царевич кормит белояровой   пшеницей,

Чем же питаются ваши птицы?

-Ребята, расскажите, чем питаются птицы зимой?

Птицы едят семена трав, деревьев, достают семена из шишек, клюют ягоды рябины, ранетки, отыскивают спрятавшихся в коре деревьев, щелях домов и заборов насекомых.  Птицам нравится клевать семечки подсолнечника, арбуза, тыквы. Они клюют  пшено, крошки хлеба, кусочки сала. C наступлением холодов пташки прилетают поближе к жилью человека

Жар-птица: А скажите мне, ребята, наверно птицам очень страшен холод?

Птицам очень страшен голод. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Для того  чтобы согреться птицам надо много есть, а зимой темнеет очень быстро, в темноте корма не найти. «Сытому -  морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. А ещё в сильный мороз птицы сидят, нахохлившись,  и стараются не летать, птица в полёте мерзнет намного быстрее. Когда птица сидит у неё между пёрышками неподвижный воздух, он не пропускает холод и задерживает тепло. Чтобы согреться в мороз птахи прижимаются тесно друг к другу и прячут клюв под крыло. Зимой птички собираются в стайки, так им легче пережить зиму. Найдёт одна птичка корм и сразу всех оповестит, вот все и сыты и мороз не страшен!

  - Да, дорогая  Жар-птица, птицам очень страшен голод, поэтому мы с ребятами им помогаем, а как мы это делаем, мы тебе покажем, но сначала предлагаем немножко вместе с нами отдохнуть.

Вокруг себя повернитесь, и в синичек превратитесь.

Динамическая пауза «Синица»

Скачет шустрая синица.                      Прыжки на месте на двух ногах

Ей на месте не сидится.                       Прыжки на месте на левой ноге

Прыг-скок, прыг-скок,                         Прыжки на месте на правой ноге

 Завертелась, как волчок,                     Кружимся на месте

Вот присела на минутку,                     Присели

Почесала клювом грудку,                   Встали, наклоны головы влево-вправо

И с дорожки – на плетень,
Тири - тири, тень-тень-тень!              
Прыжки на месте с ноги на ногу

Вокруг себя повернитесь и в ребят все превратитесь.

-Ребята, сегодня  я предлагаю вам  разделиться по центрам, чтобы Жар- птица больше узнала о том, как мы помогаем зимующим птицам. В центре конструирования вы сделаете  по схеме кормушку из пластиковой бутылки, в центре кулинарии будете по рецепту готовить пирог для птиц, а в центре творчества из семян различных растений сделаете вкусное, красивое печенье для птиц, используя свою фантазию. Я думаю, что вам будет интересно, и вы справитесь с заданием. А сейчас при помощи пера Жар-птицы каждый выберет центр, в котором будет работать, обратите внимание, что в каждом центре может работать определённое количество детей.

(Дети, передавая перо Жар- птицы  друг другу,  выбирают себе центр, ставя своё фото на доске выбора, расходятся по центрам)

1.Центр конструирования:

Детям предлагаю схему изготовления кормушки из пластиковой бутылки. Дети рассматривают схему, запоминают последовательность выполнения работы, договариваются о помощи друг другу.  В процессе работы помогаю  сделать надрез, чтобы дети смогли вырезать отверстия для летка. Задаю вопросы: Зачем нужно обклеить края летка? (чтобы птицы не поранились) Почему леток должен быть с двух сторон? (чтобы птице было удобно влетать и вылетать) В конце работы дети украшают кормушки.

1 схема (смотреть приложение)

2 схема (смотреть приложение)

2. Центр кулинарии (смотреть приложение)

В центре кулинарии  предлагаю детям по рецепту сделать пирог для птиц из маргарина, семян подсолнечника, пшена, геркулеса и сухофруктов. Дети работают в команде, используя схему приготовления. Они отсыпают нужное количество компонентов приготовления пирога в общую миску, затем всё  перемешивают.  Получившуюся смесь раскладывают в стаканчики из-под йогурта.   Затем  вставляют верёвочку,  всё плотно утрамбовывают и  выставляют на холод. Напоминаю детям, что они должно чётко следовать инструкции, работать аккуратно и дружно. Задаю вопросы: Сколько вы взяли семян подсолнечника? (полстакана) А сколько нужно взять сухофруктов?  (полстакана) А сколько надо взять маргарина? (1 стакан) Сколько всего стаканов смеси нужно взять для пирога? (3 стакана)

3. Центр творчества:

Детям предлагаю различные картонные заготовки в виде сердечек, ёлочек, колечек, кругов, домиков на которые дети при помощи клейстера наклеивают различные семена и крупы, проявляя свою фантазию. Задаю вопросы:  Какие семена вы используете? (семена подсолнечника, тыквы, кабачка, пшено, геркулес)  Почему нельзя наклеивать семена  на клей? (клей вреден для птиц, а клейстер сварен из муки, поэтому он не навредит птицам)

Напоминаю  детям, что работать нужно аккуратно. По окончании работы дети кладут «печенье» на просушку.

Звенит колокольчик и приглашает детей на заключительный сбор.

- Расскажите ребята, получилось ли у вас справиться с заданием? Что вызвало затруднение? Куда вы повесите свои кормушки, пироги и печенье? Для чего мы всё это сделали?

- Молодцы ребята,  у вас получились замечательные кормушки и отличное угощение для птиц! А когда мы пойдём на прогулку, то развесим угощение и кормушки на деревья, пусть нашим друзьям будет не страшен никакой голод!

Жар-птица: 

Спасибо, ребята, вы – молодцы! Теперь я знаю, какие птицы живут рядом с вами, и как вы о них заботитесь. А мне пора возвращаться в сказку. До свидания!

- До свидания, Жар птица! Прилетай к нам ещё, мы всегда рады гостям!



Предварительный просмотр:

Приложение к ООД «Покормите птиц зимой»

1 схема

2 схема

Центр кулинарии (схема приготовления пирога)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...

Покормите птиц зимой( 15 января - день зимующих птиц !)

Консультация для родителей на тему: «Покормите птиц зимой».15 января -  день зимующих птиц.Подготовила воспитатель: Юрченко Елена НиколаевнаГБДОУЦРР детский сад №48Красносельского рай...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)

Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...

«Покормите птиц зимой» (зимующие птицы)

Обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой. Закрепить с детьми обобщающее понятие &la...