Социальная компетентность детей по этнокультурному компоненту.
статья

Иванова Александра Валерьевна

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры. Педагоги столкнулись с такой проблемой как поверхностные знания детей и родителей традиций, культуры, национального фольклора (игры, сказки, загадки и т.д.), недостаточное обогащение материального, методического обеспечения с учетом региональных особенностей в учреждении.В нашем дошкольном образовательном учреждении происходит приобщение детей к истории, природе родного края, к культуре, к знакомству с родным краем, с прошлым родного края. Знакомство детей с культурой народов: бурят, татар, русских. Сравнение и нахождение сходства культур. Воспитание уважения к собственной культуре и культуре другого народа.Совместное участие родителей и детей в мероприятиях позволяет сформировать ценностное отношение к окружающему миру, сблизить родителей с детьми, а детям – получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить их любовь и свою значимость. 

Направленное изучение особенностей приобщения детей к народной культуре подтверждает, что без специальной работы соответствующие умения не формируются или отличаются   поверхностностью. Формирование этнокультурной компетенции дошкольников   – это планомерная, систематическая работа. Общие усилия педагогов и родителей, использование разнообразных средств воспитания, ответственное отношение взрослых за свои поступки могут стать основой для дальнейшей работы и дать положительные результаты по воспитанию социальной компетентности детей по этнокультурному компоненту.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная компетентность детей по этнокультурному компоненту.

Иванова Александра Валерьевна

МБДОУ «Боханский детский сад №1»,

педагог-психолог

Детство представляет собой процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых. Накопление ребенком социального опыта под руководством взрослого — это путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника и успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной компетентности человека на определенной ступени его развития.

Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности - способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими. Необходимо целенаправленно воздействовать на личность, создавая для этого психолого-педагогические условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Важным условием построения функциональной модели социальной компетенции дошкольников является применение различных диагностических методик на всех этапах: для диагностики уровня начальных социальных знаний дошкольника, для прослеживания динамики процесса, для выявления уровня сформированности социальной компетенции у детей. Приобщение дошкольников к национальной культуре - актуальный педагогический вопрос современности. Каждый народ хранит исторически сложившиеся традиции и особенности и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры. Педагоги столкнулись с такой проблемой как поверхностные знания детей и родителей традиций, культуры, национального фольклора (игры, сказки, загадки и т.д.), недостаточное обогащение материального, методического обеспечения с учетом региональных особенностей в учреждении. Мы живем в многонациональном поселке Бохан.  Наша местность богата историческим, этнографическим наследием культуры и традиций коренных народов. Оно позволяет осуществлять краеведческую и этнокультурную работу. Поэтому, одним из важнейших направлений воспитательной работы считаю приобщение дошкольников к духовным ценностям своего народа. Этнокультурная компетентность — это представление и культуре, и истории других наций и народностей, и признание этнокультурного разнообразия. Формирование этнокультурных компетенций — длительный и сложный процесс, который необходимо строить так, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дошкольники увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других .Введение национально-регионального компонента в образовательный и воспитательный процессы – одно из важнейших средств в формировании ключевых компетенций у дошкольников, посредством подготовки их к будущей жизни. Совместное участие родителей и детей в мероприятиях позволяет сформировать ценностное отношение к окружающему миру, сблизить родителей с детьми, а детям – получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить их любовь и свою значимость. Совместная работа способствует развитию у дошкольников чувства гордости за свой родной край, за Родину, за свой народ, способствует формированию патриотических чувств у дошкольников. В нашем саду используются разнообразные формы сотрудничества с родителями: педагогические гостиные (воспитатели, родители, дети),        семейные фотовыставки, индивидуальные консультации, мастер-классы, родительские собрания, проведение опросов с целью  выявления  их этнокультурной компетентности, оформление информационных стендов для родителей, выпуск фотогазет, плакатов, буклетов, организация изготовления поделок из природного материала,  интерактивные площадки, квест-игры с родителями. Именно родители помогают педагогам закреплять знания у детей об окружающем мире родного края, учат детей сохранять культуру и традиции бурятов, татар и русских народов, беречь красоту родной природы.

Оценку качества эффективности работы по направлениям этнокультурного образования прослеживаю в процессе обследования воспитанников, педагогов и родителей. Для этого была разработана педагогическая диагностика для детей и анкетирование для педагогов и родителей.  Целью педагогической диагностики детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников, касающихся:  уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;  потребности использовать данные знания и умения на практике; уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки. Целью анкетирования педагогов является изучение представлений педагогов о сущности и значении этнокультурного образования, определение интересов педагогов к этнокультурному образованию дошкольников, изучение интереса и отношение родителей к этнокультурному развитию детей. В ходе проведения мониторинга была установлена устойчивая динамика роста основных линий этнокультурных компетенций воспитанников.

В нашем дошкольном образовательном учреждении происходит приобщение детей к истории, природе родного края, к культуре, к знакомству с родным краем, с прошлым родного края. Знакомство детей с культурой народов: бурят, татар, русских. Сравнение и нахождение сходства культур. Воспитание уважения к собственной культуре и культуре другого народа.

У детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, формируются навыки сотрудничества и ценностное отношение к культурно — историческим особенностям родного края, формированию профессионального интереса и желанию в дальнейшем реализовать себя в сфере творческого, сценического или вокального направления; развивается художественный и эстетический вкус. Так же дети имеют более высокий уровень познавательного развития, обучаемости, эмоционального и эстетического. Это вследствие того, что в дошкольном образовательном учреждении данному компоненту уделяется большое внимание. Проводятся беседы о достопримечательностях природы Боханского района, просмотры видеофильмов, рассматривание фотографий, иллюстраций, репродукций картин с изображением природы, чтение рассказов, пение песен, разучивание танцев, стихов современных поэтов. А также проводятся целевые прогулки по поселку, экскурсии с различной тематикой о поселке, праздники, развлечения, тематические выставки, встречи с участниками исторических событий, людьми искусства. В группах поддерживается благоприятная обстановка для развития личности ребенка, дети знакомятся с природой, экологическими взаимоотношениями, культурно — историческими знаниями, произведениями искусства. В детском саду создан благоприятный фон, который так необходимо для развития личности ребенка. Дети знакомятся с народными промыслами, произведениями искусства, природой, экологическими взаимоотношениями, памятниками литературы, изобразительного и музыкального искусства. Более эффективным является процесс использования средств этнокультурного компонента: театральные постановки, народные игры и праздники, чтение художественной литературы. В нашем детском саду стали традиционными такие народные праздники как  «Масленица», «Праздник Белого месяца - «Сагаалган» и др.

В своей работе с детьми я использую такие дидактические игры как:

1. «Найди картинку»

Цель: Побуждение детей к нахождению предмета по описанию, расширение знаний о предметах быта.

Материалы: Предметные картинки с изображением бурятской, русской национальной одежды, посуды, народных игрушек.

2.«Поиграем в сказки»

Цель: Закрепление знаний детей о народных сказках, о национальных героях.

3. «Театр народных игрушек»

Цель: Расширение знаний детей о народных промыслах.

Игровые действия: ребенок играет роль артиста. Он рассказывает о народной игрушке, которая ему больше всего понравилась.

5. «Магазин одежды»

Цель: Формирование представлений о бурятском национальном костюме по его элементам (дэгэл-шуба, гутал-обувь, малгай-шапка и т. д.) и цветовой окраске.

6. «Чей дом?»

Цель: Уточнение и расширение представлений о многообразии материальной культуры народов мира на основе их жилищ.

7. Кто, где живет?»

Цель: учить детей соотносить представителей животного мира со средой их обитания.

8. «Придумай сказку-загадку»

Цель: Закрепление знаний детей о народных сказках

Положительные результаты связаны с тем, что вся работа по формированию этнокультурной компетенции детей имеет положительную динамику. Где не только дети, но и родители, и педагоги оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.

Таким образом, Направленное изучение особенностей приобщения детей к народной культуре подтверждает, что без специальной работы соответствующие умения не формируются или отличаются   поверхностностью. Формирование этнокультурной компетенции дошкольников   – это планомерная, систематическая работа. Общие усилия педагогов и родителей, использование разнообразных средств воспитания, ответственное отношение взрослых за свои поступки могут стать основой для дальнейшей работы и дать положительные результаты по воспитанию социальной компетентности детей по этнокультурному компоненту.

Литература:

1.Анфимова Е.В. Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками. Электронный ресурс.URL:

2. Белоцерковец Н. И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого доступа образовательного учреждения: автореферат. - Ставрополь, 2002. - 18 с

3. Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности. - М., 1995. - С. 42-57.

4. Исакова Т. В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья. - СПб.: РГПУ, 2003. - С. 18-24.

5. Кобзева О.В. Формирование социальной компетенции у дошкольников. Электронный ресурс.URL:

6. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам

русской народной культуры: Программа: Учебно-метод. пособие. – СПб.:

Детство-Пресс, 2014        

7. Рототаева Н. А. Психологические условия развития социальной компетентности: автореф. дисс. - Москва, 2002. - 28 с.

8. Панаткина, Т.В. Мультикультурное образование, современные

подходы к воспитанию народных традиций / Г.В. Панаткина // Педагогика.

– 2012. – №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"

Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и ...

Оценка социальной компетентности детей младшего возраста

Оценка социальной компетентности детей младшего возраста  3-4 лет...

Социальная компетентность детей дошкольного возраста.

Под социальной компетентностью понимается состояние равновесия личности и социального окружения, развитие у человека навыков, достаточных для выполнения задач, присущих тому жизненному период, в котор...

Диагностика социальных компетентностей детей старшего дошкольного возрасты

Диагностические материалы для обследования сформированности социальных компетеньностей дошкольников...

Социальная компетентность детей дошкольного возраста в изменившихся социальных условиях

Данная статья предназначена для пользования воспитателями,работающими с детьми старших групп детских садов.В этом возрасте у детей происходит формирование социальных навыков,усвоение объективно заданн...

Выступление на педсовете по теме самообразования " Патриотическое воспитание детей посредством этнокультурных компонентов"

Выступление на педсовете по теме:Отчет по самообразовательной работе «Патриотическое воспитание детей посредством этнокультурного развития»...