"У озерка стоит Карельская избушка"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Журавлева Светлана Олеговна

Цель: формирование у детей представлений о строительстве карельской избы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_ozerka_stoit_karelskaya_izbushka.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

«У озерка стоит карельская избушка»

1. Цель: формирование у детей представлений о строительстве карельской

избы

2. Задачи:

Образовательное направление «Познавательное развитие»:

 познакомить детей с историей строительства изб в Карелии: где и как

строились избы, что использовали плотники при строительстве избы

 познакомить с обрядами и обычаями, связанными со строительством избы

Образовательное направление «Речевое развитие»:

 способствовать межличностной коммуникации, развивать речь на основе

знакомства с музейными предметами

 обогащать речь детей именами существительными и прилагательными

Образовательное направление «Социально-коммуникативное развитие»:

 воспитывать интерес и уважение к истории своего народа и его ремеслам,

любовь к устному народному творчеству

 формировать навыки общения с музейной средой

Образовательное направление «Художественно-эстетическое развитие»:

 развивать творческие способности через овладение навыками

материально-художественной и игровой деятельности

3. Рекомендуемый возраст детей: 6 – 7 лет

4. Вещный ряд: тесло, топор, скобель, молоток, киянка

5. Опорные слова: изба, сруб, валун, венец, щепка, плотник, скобель, тесло,

киянка

6. Необходимое оснащение:

 костюм Хозяйки

 презентация «Строительство карельской избы»

 игра «Угадай и назови дерево»: картинки с изображением деревьев

(сосна, береза, липа, ель, осина, ольха, дуб, рябина)

 игра «Какие инструменты нужны плотнику?» (модель плотника, картинки

с изображением топора, скобеля, тесла, молотка, долота, киянки, а также

дополнительные картинки инструментов, которые нужны людям других

профессий)

 игра «Забей гвоздь» (несколько деревянных брусков со сквозными

отверстиями, деревянные палочки округлой формы, соответствующие

отверстиям в брусках, деревянные молоточки на каждого ребенка)

 игра «Дорисуй узор» (карточки с незавершенным узором, которым

украшали карельские избы, шкатулка)

 игра «Построим избу» (две фотографии, разрезанные на пазлы с

липучкой; контуры изб из картона, на которые прицепляются пазлы; фото

карельских изб для образца)

 картина - букет для Хозяйки (ваза, отдельные цветы из бумаги светлых и

темных цветов с липучками)

Ход занятия

Дети заходят в избу, кланяются Хозяйке и здороваются.

Хозяйка:

- Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. У меня для каждого

найдется и местечко, и словечко. (Дети рассаживаются на скамейки).

Хозяйка:

- Вот нашлось для всех местечко,

А за мной теперь словечко,

Поведу я свой рассказ,

Удивлю, быть может, вас,

Расскажу я вам о том, как карелы строят дом…

Вы, ребятушки, скажите, мне рассказ свой начинать?

Вы хотите это знать?

(Ответы детей)

Хозяйка:

- Загадаю вам загадку, вы мне скажете отгадку.

Загадка:

В нём живёт моя родня,

Без него не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый …(дом)

Хозяйка:

- Ребята, а в каких домах живете вы? (ответы детей)

- В наше время строят дома из разного строительного материала. Назовите, из

какого материала можно построить дом? (ответы детей)

Игра «Назови, какой дом?»

Из дерева - …деревянный

Из кирпича - …кирпичный

Из соломы - … соломенный

Из камня - … каменный

Из блоков - …блочный

Из бруса - … брусчатый

Хозяйка:

- А знаете ли вы, какие дома строили карелы в старину? (ответы детей)

- Люди строили себе жилища из бревен. Может, кто-нибудь из вас знает, как

называли такие дома? (ответы детей)

Хозяйка:

- Такой дом называли изба или сруб. Их строили из бревен, при помощи топора

срубали деревья, из них получались бревна. От слова «срубали» произошло

слово «сруб».

Хозяйка:

- Ребятки, а можете ли вы назвать сказки, в которых герои жили в избе или

избушке?

Игра «Избушка в сказке» («Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Маша и

медведь», «Три медведя» и другие)

Хозяйка:

- А что бы вы еще хотели узнать о строительстве карельского дома?

(высказывания детей)

- Попробуем найти ответы на ваши вопросы.

Рассказ Хозяйки о строительстве карельского дома с использованием

презентации «У реки, у озерка стоит карельская изба»

Слайд №1- деревня

Хозяйка:

- Первым делом, конечно же, выбиралось место для строительства избы.

- Как вы считаете, какое место для строительства дома предпочитали карелы?

(перед детьми картинки с изображением леса, болота, скалы, реки, озера)

Слайд№2 – Где карелы строят дома?

Слайд № 3 – дома у реки

- В основном, карелы селились у воды, т.к. река или озеро было не только

местом для добычи пищи, но и основным путем сообщения.

Слайд № 4 – выбор места

- Прежде чем поставить избу у реки, спрашивали разрешения у самой «хозяйки

реки»: для этого брали связку бревен (или одно бревно) и пускали по реке. Где

бревно прибьет течением, здесь и ставили избу. Отбирались те места, которые

были пригодны для строительства избы.

Карелы не строили свои избы, где проходила дорога, потому что верили, что

там живет нечистая сила.

Слайд № 5 – сосна, сосновый лес

Хозяйка:

- Основным строительным материалом у карел было дерево. Строили обычно

из сосны, стояли такие избы до 200 лет.

Игра «Угадай и назови дерево» – детям предлагаются картинки с разными

видами деревьев, среди которых они должны найти сосну, а также назвать и

другие деревья.

Хозяйка:

- Молодцы, правильно назвали деревья.

Слайд № 6 – валка леса

- Деревья для строительства избы рубили в феврале месяце, когда дерево спит,

а вся влага ушла в землю. Примечали, как упадет первое дерево: если прямо –

значит, строительство избы пойдет хорошо и быстро.

- Давайте представим себя строителями дома.

Физминутка:

Мы пилили, мы пилили (руки вперед, движения руками вперед – назад),

Много бревен мы спилили (руки поднять вверх).

Мы из бревен строим дом (руки вперед, постукиваем кулаком о кулак),

Хорошо, чтоб жилось в нем.

Слайд № 7 - 14 – плотницкие инструменты

Хозяйка:

- А кто знает, как называют работника, который строит деревянные избы?

(ответы детей)

- Правильно, его называют плотником.

- Про хорошего плотника народом сложены поговорки:

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Топор обувает, топор одевает.

(дети проговаривают поговорки)

Хозяйка:

- А какие инструменты используют плотники в своей работе? (ответы детей)

- Плотникам при строительстве нужны топор, молоток, скобель, тесло, долото,

киянка (показ слайдов)

Хозяйка:

- У меня в избе сохранились старинные плотницкие инструменты. Давайте их

найдем (поиск предметов).

- Какие из них вам знакомы?

Рассматривание инструментов плотника, которые имеются в «Карельской избе»

Игра «Какие инструменты нужны плотнику»: вывесить модель плотника, дети

по подгруппам находят и называют плотницкие инструменты, а потом

проверяют, правильно ли каждая группа выполнила задание.

Хозяйка:

- Хотите попробовать себя в роли плотников?

Игра «Забей клин»: каждый ребенок забивает деревянным молотком втулки в

бруски с отверстиями.

Слайд № 15 – строительство избы

Хозяйка:

- Строили избы, как правило, сами хозяева и их родственники, считалось, что

кто построил избу, тот передал ей свой характер. Срубы ставили прямо на

землю, лишь под углы – валуны подсыпали мелкие камни.

Карельские избы были большие, двухэтажные, строились из больших бревен,

которые плотно прилагались друг на друга, конопатили их просушенным мхом.

Под первый венец клали оберегательные предметы: клочки шерсти, монеты,

кости петуха.

- Как вы думаете, для чего карелы клали клочки шерсти, кости петуха,

монетки? (предположения детей)

Хозяйка:

- Клочки шерсти – для тепла, монеты – для богатства, кости петуха – для

домового.

- А еще особенностью жилища карел является высота и монолитность –

соединение под одной крышей отдельных построек для скота и человека.

Хозяйка:

- Помогите мне построить – собрать карельскую избу.

Игра «Построим избу» (пазлы): дети собирают общую картинку (две

подгруппы, каждая собирает свою избу) карельской избы.

Хозяйка:

- Молодцы, справились с работой.

Слайд № 16 – избы с резьбой

Хозяйка:

- Карельские избы – из круглого бревна рублены; резными балками украшены,

росписью да «розетками» обозначены. Карелы умели искусно украшать свою

избу резьбой и росписью.

Хозяйка:

- У меня в шкатулке есть резные да расписные узоры. Да вот незадача – не

успела их закончить. Ребята, поможете мне завершить работу?

Игра «Дорисуй узор»: дети парами выполняют рисунок, которым можно

украсить карельскую избу.

Слайд № 17 – обряд вхождения в избу

Хозяйка:

- Ребята, а знаете ли вы какие-нибудь приметы, связанные с переездом в новый

дом? (ответы детей)

- С переходом в новую избу связано много обычаев. Переезжали в него рано

утром или в темноте. С собой несли огонь, иконы, хлеб, соль, петуха, кошку. В

первую очередь запускали кошку. Смотрели, если кошка первым делом

побежит к печному углу, то в избе будет больше девочек. Затем запускали

петуха, при этом примечали, куда петух вскочит: если на печь и запоет, то

жизнь в доме будет веселой.

- На новоселье гости непременно являлись с хлебом и солью. Карелы –

гостеприимный народ, говорят «Жданный гость – радость, а нежданный –

праздник».

Рефлексия эмоционального состояния «Букет для дома»

Хозяйка:

- Я тоже очень люблю гостей. К их приходу мне нравится украшать дом

цветами. Как он будет украшен сегодня – зависит от вас: если вам понравилось

у меня в гостях, вы нашли ответы на вопросы и узнали много нового – вложите

в букет светлые цветы. А если пришлось скучать – темные.

Хозяйка:

- Я была очень рада принимать вас у себя. Надеюсь, вы станете частыми

гостями в моей избе.

Дети прощаются с Хозяйкой и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заучивание стихов в дошкольном возрасте. Стоит или не стоит?

Данная статья расчитана на оказание помощи родителям, при заучивании стихов с детьми. В ней можно найти ответ на часто задаваемый вопрос: " Зачем мне стоит учить стихи с ребенком?".Грам...

Познавательное занятие по родному краю в подготовительной группе «У реки, у озерка стоит карельская изба»

Познавательное занятие по родному краю в подготовительной группе «У реки, у озерка стоит карельская изба»...

Знакомство детей с карельским орнаментом в подготовительной группе. «Карельская вышивка»

Знакомство детей с карельским орнаментом в подготовительной  группе. «Карельская вышивка»Цель: Приобщение детей к народному искусству карельского народа.    Задачи...

Конспект занятия Организованной Образовательности Деятельности во второй младшей группе ТЕМА: «Чтение карельской потешки и колыбельной: «Мишка», «Баю-бай». Знакомство с карельской игрой «Сиди, сиди, Яша»

Конспект занятия Организованной Образовательности Деятельности во второй младшей группеТЕМА: «Чтение карельской потешки и колыбельной: «Мишка», «Баю-бай». Знакомство с ка...

Театрализованная деятельность по сказке"Заюшкина избушка".Сказка "Заюшкина избушка"(текст).Сказка "Заюшкина избушка"(стихи).

1).Театрализованная деятельность.Презентация по теме:"Международный День Театра-27 марта".Инсценировка русской-народной сказки "Заюшкина избушка".Литературно-художественное сопрово...