выступление на МО
презентация

Будко Алина Александровна

региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ознакомление с родным селом,  как  средство реализации

регионального компонента в работе с дошкольниками»

(Слайд 2). Ничто на земле не может быть ближе, роднее и милее, чем малая родина. У каждого человека она своя. У одних - это большой город, а у других – небольшое село, но все люди любят ее одинаково. Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм.

 (Слайд 3). В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участникам. Среди направленной образовательной программы  дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. 

(Слайд 4). Региональный компонент предусматривает:

  • построение программы на местном материале с целью воспитания уважения к своей малой родине;
  • приобщение ребенка к национальному культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям.

(Слайд 5). Построение образовательного процесса  на региональном материале позволяет решать следующие задачи патриотического воспитания:

- формировать любовь к родному селу,  интерес к прошлому и настоящему;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, стране;

- воспитывать чувства гордости за своих земляков;

- развивать бережное отношение к селу (достопримечательности, культура, природа).

(Слайд 6). Для реализации этих задач  разработана программа «Люби и знай свой край родной» для воспитанников средней  группы.  Программа принята педагогическим советом и в результате опроса одобрена родителями. Мероприятия по программе проводятся один раз в неделю в форме экскурсий, экспериментальной, изобразительной деятельности, бесед, чтения художественной литературы и т.д.

(Слайд 7). Система и последовательность работы с детьми по реализации регионального компонента   представлена блочно-тематическим планированием:

(Слайд 8). I Блок «Вместе дружная семья» призван помочь ребенку понять  историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, развивать интерес к своей генеалогии.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Дошкольник должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины. Он должен научиться заботится о близких с детства, быть внимательным к другим, сострадать. Мы должны побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, добрым делам для семьи, родного дома. Знакомство ребенка с малой родиной  начинается именно с семьи.

Беседы на тему:

  • «Моя семья»,
  • "С кем я живу". (Устный рассказ, рисунок),
  • "В этом доме я живу". (Рассказ о своем доме, домашний адрес, рисунок),
  • "Мои родители" (Имя, отчество, место работы),
  • "Мои игры с бабушкой, дедушкой, сестрой, братом",
  • «Мой домашний любимец» и др.
  • Рисунки о семье помогают ребенку понять, что он и семья - единое целое.

(Фото дети слушают беседы, рисунки о семье)

(Слайд 9). II Блок «Моя малая Родина – мое село Овощи» позволяет детям ознакомиться с достопримечательностями родного села. В ходе экскурсий ребята знакомятся с организациями села, улицами, жилыми домами.

(Фото дети стоят около памятника, фантана, около ДК, школы)

(Слайд 10). III Блок «Просторы родного села» предполагает работу с детьми по ознакомлению с  природой и животном мире населенного пункта.

Знакомя детей с растительным и животным миром окрестностей села, проводятся целевые прогулки в местный парк. Дети узнают о разных породах деревьев, (бережно дотрагиваться до стволов и веток руками, стараются обхватить деревья, сравнивают цвет и форму листьев). Удивляются, сравнивая хвойные и лиственные деревья, учатся делать вывод, почему одни деревья называют лиственными, а другие – хвойными; зачем нам нужны деревья или что бы было, если на земле не было бы деревьев? Учатся слушать природу, думать, чувствовать, рассуждать, выражая свои чувства, беречь и охранять ее, формируется экологическая культура.

(Фото дети около деревьев, в парке)

(Слайд 11). - Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного села занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др. Приобщаем детей к русской праздничной культуре. Отмечаем государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День города, День металлурга, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения детей группы. Содействуем созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.

(Фото дети на праздниках)

(Слайд 12). - Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.

В  группе оформлен краеведческий уголок, где  собран материал ……………

уголок……………

(Фото уголка)

(Слайд 13). - В нашем учреждении родители всегда являлись и являются активными участниками проводимых мероприятий, которые направлены на повышение интереса к культуре родного народа. Стало традицией проведение мастер классов родителями с детьми и педагогами по изготовлению национальных игрушек, игр, предметов быта, и тем самым пополнению ими краеведческих уголков.

(Фото родителей в садике)

(Слайд 14). - В рамках реализации регионального компонента дети целенаправленно знакомятся с прославленными земляками, которые оставили «свой след» в истории села.  Ко Дню Памяти вместе с ребятами и их родителями мы организовали акцию «……..». Ко Дню………..Такие мероприятия воспитывают чувство гордости за родную землю, стремление прославить свое село на основе ознакомления с земляками, и такая работа станет традиционной в нашем учреждении.

(Фото акций)

                                     

(Слайд 15). - В ходе реализации регионального компонента в познавательном развитии детей, большую роль играет организация проектной деятельности. Так совместно с родителями были осуществлены следующие проекты: «Герб моей семьи», «Золотые краски осени», «Домашние животные», «Путешествие в мир насекомых», «Господин лук», «Веселый огород», «Покормите птиц зимой», «Наши меньшие друзья». В результате проектной деятельности дети закрепляют знания о природном мире нашего села, учатся находить культурные способы выхода из проблемных ситуаций, общаться друг с другом в процессе совместной работы, взаимодействуют с родителями.

(Фото проектов).Темы можно изменить!!!

(Слайд 16). Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному селу, краю, наконец, к большой Родине.

Надеемся, что система работы в данном направлении  заложит хороший фундамент для становления личности ребенка и в дальнейшем любовь к семье, селу и стране будет только умножаться. Наши воспитанники станут настоящими патриотами России.

- Уважаемые коллеги! Мне хочется, чтобы сегодня, вы пропустили через себя методы и приёмы, применяемые мною для знакомства дошкольников с родным селом.
- Скажите, пожалуйста, с чего для вас начинается Родина?
И русский народ, любя свою Родину, сложил много пословиц и поговорок.

(Слайд 17). - Я предлагаю вам, используя «Разноцветный алфавит» разгадать зашифрованные пословицы о Родине.
В этой игре буквы алфавита представлены эталонами цветных форм – квадрат, треугольник, овал, ромб, цветок, звезда, плюс, прямоугольник. (слайд) Например: буква А – красный квадрат, М – желтый кружок и т.д.

Я уверена, что вы без труда расшифруете спрятанные пословицы, приступайте!
Задания такого характера используются с детьми старшего дошкольного возраста и помогают детям овладеть мыслительными операциями, действиями, важными в плане общего интеллектуального развития. Пользуясь шифром, дети декодируют название города, в котором они живут, название улиц, животных и растений родного края. Кроме того, разгадывание зашифрованных слов способствует эффективному усвоению знаний о родном крае. На начальном этапе такие задания вызывают определенную трудность: у детей ещё недостаточно сформировано умение сравнивать, классифицировать, рассуждать и здесь нужно помнить о том, что мыслительные умения, как и всякие другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений.
- Какие пословицы у вас получились? Озвучьте их.

(Слайд 18).
Из этих пословиц видно, как русский человек любит свою Родину. Ведь Родина это страна, в которой мы родились и живем. Россия - это наша большая Родина. Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня, улица, дом, где он родился. Это малая Родина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....