Конспект занятия по бурятскому языку «Табан хушуун мал» для разновозрастной группы.
план-конспект занятия

Дурхисанова Неля Владимировна

Конспект занятия по бурятскому языку «Табан хушуун мал» для разновозрастной группы.

На данном занятии ведется знакомство детей со сказкой «Репка»на бурятском языке, также обобщение знаний детей о пяти драгоценных животных. Продолжим учиться бурятским словам «дээрэ», «дооро», «ухэр», «хонин», «морин», «тэмээн», «ямаан» (название домашних животных).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_buryatskomu.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по бурятскому языку «Табан хушуун мал» для разновозрастной группы.

Цель: прививать интерес и любовь к познанию бурятского языка.

Задачи:

Образовательные: Знакомить детей со сказкой «Репка»на бурятском языке, обобщить знания детей о пяти драгоценных животных, продолжать учить детей бурятским словам «дээрэ», «дооро», «ухэр», «хонин», «морин», «тэмээн», «ямаан» (название домашних животных).

Развивающие: развивать память через разучивание сказки, речь через художественное слово (бурятский фольклор); развивать мышление, умение отвечать на заданный вопрос, понимание заданного умение обобщать,

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к бурятскому языку, к культуре бурятского народа, бережное отношение к животным, к друг другу, улучшает взаимодействие между детьми, учить строить партнерские отношения.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познание.

Материал к НОД: проектор, колонки, маски,  презентация, мячик.

Ход образовательной деятельности:

Учитель-Сайн байна, ухибууд! Здраствуйте дети!Харыт энэ юун гээшэб? Посмотрите,что это ?Энэ шэдитэ абдар-волшебный. Это волшебный сундучок. Досоон юун байнаб харахамнайгу? Что внутри,посмотрим? Эндэ бэшэг байна, уншая. Бэшэг соо таабаринууд бэшээтээ байна,уншая. Тут письмо,какое же это письмо,откроем прочитаем?

Дети- Прочитаем.

Хоть крепки мои копыта, и остры мои рога,

Я добра и не сердита, нравом вовсе не строга.

В поле я мычу: Му-му!

Молочка налить кому?        (корова-унеэн)

Энэ хэн бэ? (ухэр) Про кого это загадка? (слайд 1)

Дети- Это корова.

Корова на бурятском языке Унеэн. Какую пользу приносит корова?

Дети-(дает молоко, мясо, шкура,) (слайд 2)

Учитель-Чемпионка в быстром беге,

я порой вожу телеги

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес.      

Энэ хэн бэ? (морин). Про кого эта загадка?

Дети- Лошадь.(слайд 3)

Учитель-Лошадь на бурятском языке –Морин. Как используют люди лошадей?  

Дети- (молоко, шкура, мясо, как транспорт) (слайд 4)                        

   Учитель- Завиточки на рогах,

а колечки на боках.

Вышел он поесть ромашек

Как зовут его?          

Энэ хэн бэ?  (хонин)

Дети- Овца. (слайд 5)

Учитель- Овца на бурятском языке Хонин. Какую пользу приносит овечка? Дети- (шерсть, мясо, шкура.) (слайд 6)

 Учитель- Молоко ее полезно,

В огород она залезла,

И глядит во все глаза

Длиннорогая…  (коза)

Энэ хэн бэ? (ямаан) Про кого эта загадка?

Дети- про козу.(слайд 7)

Учитель- Какую приносит пользу козочка?

Дети- (молоко, шерсть)(слайд 8)

Учитель- С гибкой шеей и горбатый,

С теплой шерстью рыжеватой

Груз тяжелый, всякий люд

По пескам везет    (верблюд)

-Энэ хэн бэ? (тэмээн)

Дети- верблюд.(слайд 9)

Учитель- верблюд на бурятском языке Тэмээн.

-В каком качестве использовали в основном верблюдов? ( мех, транспорт, так как они самые выносливые животные. В качестве мяса верблюдов не использовали, в современном мире стали использовать, в основном монголы).

-Молодцы, все загадки разгадали. Таабаринуудые мэдэхэ  бэрхэт даа!

(10 слайд)

-Хэды амитад болобо? Сколько животных получилось?  Тоолое!(табан -пять)

-давайте посчитаем по-бурятски. (нэгэн,…..)

(11 слайд) - Как мы их вместе называем? (5 драгоценных животных)

- у какого народа почитались эти животные? (у бурят).

 (12 слайд) – ушоо, Бэшэг соо Максарай нааданайнууд тухай бэшэгдэнэ. Максарай нааданайнууд эндэ тэндэ таранхай. Туhалыт гэнэ!

А еще в письме сказано, что игрушки у Максара везде раскиданы. Помогите ему найти. Поможем?

-Ухэр хаана байнаб?   (стол дээрэ)

-морин хаана байнаб?   (hуудал доро)

-Ямаан хаана байнаб?    (стол доро)

-тэмээн хаана байнаб?    (hуудал дээрэ)

- Зуб даа, бэрхэт! Помогли Максару найти его игрушки. А за это Максар отправил нам волшебный предмет. Энэ юун бэ? (бумбэгэн)

-  бумбэгоор наадаха дуратайгут. Наадая?   (дети: наадая!)

-сейчас всех я превращу в мячики.

Нэгэ, хоер, гурба

бумбэгэнууд бологты!!!!

игра «Мой веселый звонкий мяч»( Хунгэн солобон бумбэгэм).

Хунгэн солобон бумбэгэм,

Хухин хайшаа бумбэрбэш?

                                             Хухэ, улаан унгэтэй,

                                            Хусэхэнь угаа бэрхэтэй.                    (С.Я. Маршак)

-энэ ямар бумбэгэн? (улаан, ногоон, хухэ, яагаан, хара).

- вам понравилась игра? Спасибо скажем Максару

Дети-hайндаа!

Учитель-Ухибууд, а сейчас мы с вами познакомимся со сказкой «Репка» на бурятский лад.

Инсценирование сказки «Репка».

«Гансараа яадааб, хамтаараа шадабди»

-hуугтыдаа, ухибууд!

-о чем мы сегодня говорили?

- с кем мы сегодня играли?       (ухэр, хонин, ямаан, тэмээн, морин)

-какая игра вам больше всего понравилась? (бумбэгэн)

-Что больше всего понравилось?

-Что-то новое узнали? Или все вам было знакомо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по бурятскому языку "Табан хушуун мал.Гэрэй амитад"

Табан хушуун мал – пять вершинных животных были основными в кочевой культуре бурят. В круг этой почетной «пятерки» входят верблюд, лошадь, бык, овца и коза....

Конспект занятий по бурятскому языку "Табан хушуун мал"

Конспект занятий по бурятскому языку "Табан хушуун мал"...

Конспект занятия по бурятскому языку на тему: «Гэрэй амитад» (старшая группа)

Конспект занятия по бурятскому языку на тему: «Гэрэй амитад» (старшая группа)...

Конспект занятия по бурятскому языку по сказке А. Тороева «Табан хурган» для детей старшей группы

Конспект занятия по бурятскому языку  по сказке А. Тороева «Табан хурган»для детей старшей  группы...

Конспект занятия по бурятскому языку в средней группе Пять священных животных «Табан хушуу мал».

Цели и задачи:1. Углубить представление детей о домашних животных (пяти священных животных у бурят, учить называть этих животных на русском и бурятском языках.2.Учить детей отвечат...

Конспект занятия по бурятскому языку на тему «Тело человека» в средней группе

Дать понятие «Тело человека» на бурятском языке. Формировать представления о частях тела, обогатть словарный запас детей словами (мальчик, девочка, лицо,  глаза, нос, рот, уши) о их р...