Донской фольклор
методическая разработка (подготовительная группа)

Пойта Яна Викторовна  *Яна ПойТанцуй*

Данный  раздел включат материалы по донскому фольклору для детей дошкольного возраста в соответствии с программой воспитания ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий празднования Масленицы на Дону

Пойта Я. В., Коломиец Г.Г., музыкальные руководители МБДОУ № 64

г. Новочеркасск, Ростовской области

Городское праздничное гулянье «Масленица на Дону»  проводилось в рамках сетевого взаимодействия разных типов учреждений образования мкр. Донской с целью приобщения воспитанников к народным традициям донского края.

Данный сценарий праздника был составлен исходя из приобщения детей к культуре Донского края.

Цель: создать условия для формирования интереса к народным традициям празднования Масленицы на Дону посредством музыки, песен, хороводов и танцевальных игр.

Задачи:

  • закрепить знания детей об обычаях и традициях празднования Масленицы на Дону;
  • развивать познавательный интерес и любознательность;
  • воспитывать эмоционально-художественную отзывчивость к культурному наследию Донского края.

Участники мероприятия: воспитанники средних, старших, подготовительных групп ДОУ, вокальная группа из числа педагогов «Дончанка», персонажи – Казак, Казачка, Поводырь (Скоморох), Медведь, Баба-Яга, Весна.

Место проведения: театральная площадка нашего ДОУ на улице.

Оборудование: музыкальная колонка, ноутбук, аккордеон, гармошка для медведя, чучело масленицы, метла, мешок с номером телефона весны, телефон, народные музыкальные инструменты для игры в оркестре.

Ход проведения мероприятия

Под музыку участники праздника проходят на театральную площадку и становятся полукругом. Вокальная группа педагогов «Дончанка» исполняет песню «Ой, блины»

Выходят Казак и Казачка (ведущие).

Казак и Казачка: Здорово дневали!

Дети и взрослые: Слава Богу!

Казак: Что за праздник тут у вас?

Дети и взрослые: Масленицу играем, зиму провожаем, весну встречаем!

Казачка: Всех на праздник приглашаем! Проводы зимы - встречу весны начинаем! А ну-ка, казачата, выходите, да нас на празднике повеселите!

Дети подготовительной группы № 1 и исполняют песню «Пришла к нам Масленица». В это время Казак и Казачка под музыку выносят Масленицу и проносят её по кругу и устанавливают на сцене.

Под музыку приходит Поводырь (Скоморох) с Медведем.
Казачка:
Масленица кривошейка, встречаем тебя хорошенько.

С блинцами, с каравайцами, с вареничками!

Поводырь: Слышали праздник здесь у вас? С праздником, люди добрые, с Масленицей! (Кланяются). Медведюшка, а ты петь умеешь? (Медведь утвердительно кивает головой). Поводырь подает медведю гармошку (или другой инструмент), просит спеть да поиграть. Он поет беззвучно, широко раскрывая рот.
Поводырь:
 Больно тихо ты поешь! (к зрителям) А вам слышно?

Ответы детей: Нет!

Поводырь: Попросите медведюшку, пусть громче сыграет да споет!
Все дети и взрослые: Медведюшка, спой  громче.

«Общая пляска» по показу Поводыря (Скомороха).

(Под музыку Медведь начинает играть. Дети и взрослые пляшут, хлопают. Поводырь пляшет с медведем. Медведь продолжает играть, а после реветь, поводырю, который отмахивается от него руками. Поводырь забирает гармонь. Медведь кланяется).
Поводырь: Ох уж и распелся ты Мишенька, всех детей сейчас испугаешь!

А теперь, покажи-ка нам, как красные девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются. (Медведь смотрится в лапу, прихорашивается).
Поводырь:
А как, Миша, бабушка блины печь собралась, только руку обожгла? ( Медведь показывает, ревет).
Поводырь: А как ребята в детский сад идут? Медведь быстро бежит.
Поводырь: А как домой возвращаются? (Медведь еле передвигается, утирая слезы).
Казачка:
Ну что, ребята, путь наши гости останутся у нас на празднике? Повеселимся да позабавимся все вместе!  

Казак: А знаете ли вы, что Масленицу на Дону праздновали целую неделю и каждый день имеет своё название?

Ответы детей: Знаем!

Казачка: А теперь друзья, ребятки, отгадайте – ка загадки!

Казак: Веселись и радуйся утро, день и вечер!
Наступает первый день - понедельник…

Ответы детей: Встреча.
Казачка: А у меня ещё вопрос!
Понедельник пролетел, вот и вторник зашумел.
Звучит весёлый наигрыш, а вторник у нас…

Ответы детей: Заигрыш.
Казак: Разгулялись, господа, а на дворе уже среда.
Сладкая маковка, под названием…

Ответы детей: Лакомка.
Казачка: Он и чистый, и широкий – то четверг уж на пороге.
В этот день ты не зевай, он зовётся…

Ответы детей: Разгуляй.
Казак: Вот и пятница пришла, зятя в гости привела –
Есть блины, кататься с горки, это …

Ответы детей: Тёщины вечёрки.
Казачка: А теперь пришла суббота, сидеть девчатам дома неохота,
И резвятся, словно белки, это…

Ответы детей: Золовкины посиделки.

Казак: День последний подошёл, великий пост с собой привёл.
В последний день едим блины печёные, а зовётся воскресенье…

Ответы детей: Прощёное.

Казак и Казачка: Молодцы ребята!

Казачка: Нету без гармошки пляски, небылицы нет без сказки,
Посиделок – без подружки, а веселья - без частушки!

Дети старших групп №1 и № 2, исполняют масленичные частушки.

Казак: Зазывай, народ, Весну, синеокую красу!

Все зовут Весну, но под музыку выходит Баба-Яга.

Баба Яга: Все о весне да о весне говорите, а про меня, бабулечку  - красотулечку забывают все! (Смотрит в зеркальце и плачет).

Казачка: Баба Яга, мы Весну ждем, может быть, знаешь, где она?

Баба Яга: Ну-у-у-у, знаю, и не скажу, пока не поиграете со мной, я зря, что ли, мешочек принесла волшебный!

Казак: Конечно, Баба Яга, поиграем, наши дети очень любят играть!

Мы знаем, что твоя метла волшебной силой обладает!

Баба Яга: Конечно! А иначе как бы я до вас добралась, в та-а-акую даль?

(Баба Яга держит метёлку, а она как - будто вырывается из рук).

Баба Яга: Стоять, метёлочка моя! Что ты говоришь? (слушает метёлку)

Хорошо, ты хочешь с ребятами играть?

Проводится игра «Метёлка»

(Дети сначала 3 раза вращаются вокруг себя, после превращаются в «лесные фигуры»- лиса, медведь, мышка, заяц и др.).

Баба Яга: Метелка волнуется раз, метелка волнуется два,

Метелка волнуется три, лесная фигура на месте замри!

Баба Яга: Ох, спасибо вам, друзья! Вдоволь наигралась я! (Достает из мешка записку от Весны, отдает её Казаку).А я отправляюсь домой, избушку в порядок привести да и блинов напечь пора уже!(Уходит).

Казачка набирает номер телефона Весны и разговаривает с ней, приглашает ее к детям. Звучит музыка. Выходит Весна.

Казачка и Казак: Здравствуй, Весна – красна!

Весна: Здравствуйте, рада видеть вас! Меня вы заждались? Предлагаю не скучать, со мною вместе поиграть! Как услышите весть хорошую – хлопайте в ладоши! А если не очень хорошую - ногами топайте, договорились?

Дети и Весна играют в игру «У весны сегодня день рожденье»

Казак: Ай да зимушка-зима! Зима славная была!

Казачка: Но пришла пора проститься! Да с весною подружиться!

Казак: Подходи скорей народ, Масленица всех вас ждёт! Песню дружно запевайте, Масленицу провожайте!

Дети подготовительной группы № 2 исполняют песню

«Разрумяными блинами» с Весной.

Казачка: И сегодня к сожаленью наше кончилось веселье.

Казак: Ты прощай, прощай наша Масленица!

Все вместе: Ты прощай, наша широкая!

Весна: А теперь настал черёд положить блины нам в рот.   

Подходите, не стесняйтесь, да блинами угощайтесь!      

Весна: Ну и мне уже пора, до свиданья, детвора!



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника с элементами кукольного театра

«Покров день у ворот, всех на праздник он зовет»

Пойта Я. В., Коломиец Г.Г., музыкальные руководители МБДОУ № 64

г. Новочеркасск, Ростовской области

Цель: создать условия для развития эмоциональной отзывчивости, гордости, за Донской край используя художественное слово, музыку.

Задачи:

  • закрепить знания о быте и обычаях Донских казаков;
  • развивать творческий потенциал дошкольников через песни, танцы,  игры;
  • воспитывать любовь к истории Донского края.

Участники праздника: воспитанники старших, подготовительных групп.

Место проведения: музыкальный зал детского сада.

Оборудование: музыкальная колонка, ноутбук, аккордеон, фортепиано, белое полотно для игры, театральная ширма, куклы для спектакля (Маша, бабушка, мышка, заяц, ежик, лиса).

Ход проведения мероприятия

Звучит песня «Как Донские казаки». Дети выходят  в центр, танцуют.

Ведущая: Здравствуйте гости дорогие!

Как дневали сегодня, осень в гости ждали?

А мы праздник не начинали – вас поджидали!

А теперь пора!

       Выходят дети подготовительной группы № 2 и рассказывают стихи.

1 ребенок: Постучалась снова в двери осень,

Детский сад наш «Яблонька» нашла.

С урожаем, листьев разноцветьем,

К нам на праздник в детский сад пришла.

2 ребенок: Осенняя пора, настал и твой черёд!

Повсюду осени мы чувствуем дыханье.

И листопад, и птичий переплет,

И лес, и сад полны очарованья.

3 ребенок:  В лесу осеннем каждый кустик мил.

Все замерло, как будто в чудной сказке.

И мелкий дождик сверху окропил,

Листву свою меняющую краску.

4 ребенок: Краснеют гроздья спелые рябин,

Грибочек нам свою покажет шляпку.

И золото берёзок и осин

Так хочется с собой забрать в охапку.

5 ребенок: Прекрасна осень! Чередою дни

Летят седой зиме навстречу.

Но каждый миг волшебный сохраним,

Он будет в нашей памяти отмечен.

 Дети подготовительной группы № 2 исполняют вокально-хореографическую композицию «Осень, осень, осень золотая».

Ведущая: На празднике всегда весело, но какой же праздник без гостей?

Входят братья-месяцы, припевают и приплясывают под музыку«Из-под дуба, из-под вяза…»

Ведущая: А вот и осенние братья-месяцы! С чем к нам пожаловали?

Сентябрь: С мелким дождем!

Октябрь: С хрустящим грибком!

Ноябрь: С первым ледком!

Сентябрь: Сентябрь лето провожает, осень встречает!

Октябрь: В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подбирайся!

Ноябрь: Ноябрь снега надует – хлеба много будет! (Дети садятся).

Ведущая:Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень! А что же за праздник праздновали в октябре и очень его любили? А спросим–ка мы у ребят?

Дети: Праздник Покров! Встреча осени с зимой.

Ведущая: Я предлагаю послушать музыку колокольного звона, возвещающий праздник Покров.

Слушание музыки «Колокольный звон церквей».

Дети подготовительной  группы №1 читают стихи.

1 ребенок: Колокольный звон раздается,

Пробуждая села, окрест!

В каждом сердце светло отзовётся,

Чистый, праздничный благовест!

2 ребенок: Распахнулись синие дали,

Для любви, для тепла, для добра.

Целый год мы его так ждали

Праздник светлого Покрова!

3 ребенок: Уж ты Батюшка Покров,

Защити наш дом и кров,

От беды, ненастья, непогоды, горести.

Дай нам счастья - радости полные горсти.

Уж мы тебя рады каждый год встречать,

Встречать – величать!

Дети и взрослые исполняют хоровод «Как на день покров».

Ведущая: Нынче праздник на дворе,

Вот и радость детворе!

Повод песни петь, плясать,

И себя нам показать!

Дети старшей группы №1 исполняют хоровод «Урожай собирай».

Ведущая: И трава, листва, и снег – все земле достанется,

А тогда спрошу я вас: что же нам останется?

Выходят 2 девочки из старшей  группы №2, читают стихи.

Девочки: Мы казачки молодые,

Красотой рекорды бьем!

Красоты своей рецепты в огороде мы берём!

Дети старшей группы №2  исполняют «Овощные частушки».

Выходит девочка из подготовительной группы №1 «Непоседы».

Девочка: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас прейдут

Поплясать немножко!

Дети подготовительной группы №1 исполняют танец «Казачий пляс».

Ведущий: Вы все пели, и плясали,

Праздник мы Покров встречали!

Сказку мы сейчас покажем

Про Покров вам в ней расскажем!

Звучит музыка. Презентация кукольного театра «Шарф-Покров».

Ведущая: Ребята, вам понравилась наша сказка?

Ведущая: Предлагаю поиграть с ребятами в веселую игру «Шарф-Покров». Когда вы услышите веселую музыку, я мы будем плясать, а если зазвучит грустная музыка, поднимите руки вверх  и попросите «Шарф-Покров помоги».

Игра «Шарф-Покров».

В игру играют поочерёдно сначала старшие группы, затем подготовительные.

Ведущий: Гости, что же вы сидите?

Пирогов что ль не хотите?

Праздник наш мы завершаем,

Пирогами угощаем!

До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного осеннего развлечения  

«Осенью гуляем, казачью славу прославляем»

для старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к народным традициям.

Ход развлечения

Под музыку дети заходят в музыкальный зал и рассаживаются на стулья.

Ведущий: Здравствуйте ребятушки!

Собрались мы с вами неспроста,

Праздник осени встретить пора!

Посиделки осенние ждут,

Пусть царит здесь тепло и уют.

Время даром не теряйте!

Выступленья начинайте!

Дети – чтецы  подг. группы к. н. № 2  «Колокольчики» читают стихи.

1 реб. Постучалась снова в двери осень,

Детский сад наш «Яблонька» нашла.

С урожаем, листьев разноцветьем,

К нам на праздник в детский сад пришла.

2 реб. Осенняя пора, настал и твой черёд!

Повсюду осени мы чувствуем дыханье.

И листопад, и птичий переплет,

И лес, и сад полны очарованья.

3 реб. В лесу осеннем каждый кустик мил.

Все замерло, как будто в чудной сказке.

И мелкий дождик сверху окропил,

Листву свою меняющую краску.

4 реб.Краснеют гроздья спелые рябин,

Грибочек нам свою покажет шляпку.

И золото берёзок и осин

Так хочется с собой забрать в охапку.

5 реб. Прекрасна осень! Чередою дни

Летят седой зиме навстречу.

Но каждый миг волшебный сохраним,

Он будет в нашей памяти отмечен.

Дети подг. группы к. н. № 2 «Колокольчики» исполняют вокально-хореографическую композицию «Осень, осень, осень золотая». После садятся на стулья.

            Под музыку заходит Осень и исполняет танец, разбрасывая листья из корзины.

Ведущий: А вот и  Осень пожаловала!

Осень, Осень, что с тобой?
Где же взгляд лучистый твой?
Почему ты плачешь вдруг?
Потускнело все вокруг!

Осень: Очень грустно мне с утра
Никому я не нужна
От меня лишь вред и слякоть,
Как же мне друзья не плакать?
Леший с Бабою Ягой
Мне сказали: «Осень, стой!
Все ребята любят лето
Поворачивай домой». 

Ведущий: Неправда, не верь им. Мы все очень ждали тебя, и ребята приготовили тебе сюрприз. 

Дети подг. группы к. н. № 1 «Непоседы »Исполнение песни «Осень, осень, осень снова к нам пришла». После садятся на стулья.

Осень: Очень рада я друзья,
Что вы любите меня.
Больше горевать не буду
Про обиды я забуду.
Хочу я с вами веселиться
И в танце весело кружиться.

«Танец осенних листочков» исполняют дети подг. группы к. н. № 2 «Колокольчики». После садятся на стулья.

Ведущий: Посидим рядком, да погутарим ладком. Хорошо мы с вами потрудились. Растили в огороде овощи ,в садах фрукты, в поле хлеб. Собрали весь урожай, теперь можно и отдохнуть, повеселиться, поиграть, позабавится. (Звучит музыка. Все удивляются…).

Под музыку заходит Атаман.

Атаман: Здорово дневали!

Все: Слава Богу.

Атаман: Праздник то у вас какой?

Все: Праздник осени золотой!

Атаман: Очень хочется узнать, казачата, понимаете ли вы о чём гутарят у нас на празднике. Я буду говорить по-русски, а вы гутарить по казачьи. (Первое слово говорит атаман, а дети поясняют его).

Здравствуйте –здорово дневали.

Говорить –гутарить ;

Жаловаться –жалиться ;

Петь –играть;

Хоровод –курагод ;

Дом –курень;

Люди –мир;

Сегодня –ноне ;

Петух –кочет;

Ужинать –вечерить;

Немного – трошки;

Кукла –кундюбочка.

Ведущий: Любо гутарите казачата!  А ну-ка, выходите,  пословицы для Атамана расскажите! Любо?

Дети: Любо! Любо!

Выходят дети – чтецы подг. группы к. н.  № 1 «Непоседы».

1 ребенок: Атаман без усов и бороды….Дети: Что рыба без воды.  

2 ребенок: Талант от Бога…. Дети: А успех от труда.

3 ребенок: Добрая хозяйка … Дети: Дороже золота.

4 ребенок: В поле казак воин…Дети: А дома хозяин хлебосольный.

5 ребенок: И в поле, и на войне…Дети: Казак всюду на коне.

6 ребенок : Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас прейдут

Поплясать немножко!

Дети подг. группы «Непоседы» исполняют танец «Казачий пляс». После садятся на места.

Атаман: Праздники я люблю, и на праздниках бывать тоже.

Казаки – народ удалый и весёлый, озорной

Выходите, казачата поиграйте-ка со мной!

Посмотрим, как вы можете коня оседлать. Да не забудьте: «не хвались, когда на коня садись, а только когда слазишь» . По коням!

Проводится эстафета «Всадники».

           Мальчики и девочки строятся в 2 команды. По свистку командиры садятся на лошадь и двигаясь вперед прямым галопом объезжают кегли, возвращаются и передают лошадь следующему участнику и так — до последнего участника. Эстафета продолжается до тех пор, пока командир команды не встанет первым. Побеждает та команда, которая первой проедет дистанцию и встанет за командиром.

Осень: Ай, какие да кони у вас резвые!

Вот вам девочки-казачки  два ведра,
А ну – ка, дружно, напоите своего коня!

          Девочки  строятся в две команды.  Для игры нужно 2 коромысла и 4 ведра. Девочки берут коромысла с ведрами, обходят ориентир и возвращаются обратно к своей команде «не проливая воду»,  передавая коромысло следующему игроку.

Проводится игра «Напои коня».

Атаман: Да, самым верным другом казака был конь. Любил и берёг казак не только коня, но и свою Родину, был сильным и смелым её защитником. Казаки, а покажите уменье управляться с саблей?

 (Мальчики строятся в 2 команды. Ведущая и Осень льют из кувшина воду в таз, а казак должен перебить струю так, чтобы было меньше брызг).

 Проводится игра «Перебей струю».

Атаман: Ну и молодцы, удалые казаки и казачки! Вы сегодня доказали: Что казачьей нашей славы - вы наследники по праву.
Осень: Мы традиции блюдем, свято память бережем,
И сердцах хранить мы рады, песни, пляски и обряды! .
Ведущий: Словом, казаки во всем. Так давайте же споем!

Все исполняют песню «Эх, казачата».

Ведущий: Вот и настал момент прощанья. Будет краткой наша речь. Говорим мы: ( все гости) До свиданья! До новых встреч.



Предварительный просмотр:

Сценарий празднования

Дня установления Герба и Флага Всевеликого войска донского

для старших дошкольников

Цель: Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к родному краю, его традициям и культуре, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины.

Задачи:

• Развивать творческие способности, художественный вкус детей;

• Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей от совместного со взрослыми участия в мероприятии.

• Выразительно исполнять стихотворения (интонационно разнообразно в зависимости от их содержания, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию.

Предварительная работа

• Беседа с детьми об истории родного края, о казачестве, о традициях и творчестве казаков.

• Подбор музыкально-литературного материала по тематике праздника и его разучивание. Привлечение родителей к подготовке мероприятия.

• Подготовка выставки «А у нас на Дону» в помещении сада.

• Оформление театральной площадки на участке сада в казачьем стиле.

Ход мероприятия

Звучит а/з марша «Донцы-молодцы». Четверо мальчиков с флагами (российским, ростовским, областным, казачьим) выполняют перестроения в марше и выстраиваются в линию. Между ними проходят девочки (у первой в руках – испеченный каравай, положенный на полотенце) и выстраиваются в линию перед мальчиками.

Ведущая: Жива традиция, жива - от поколенья старшего.

Важны обряды и слова из прошлого из нашего.

И потому принять извольте, пришедшие на праздник к нам,

Из наших рук и хлеб и соль! И будет радость вам!

(Девочки с караваем идут к гостям. Пока гости угощаются хлебом-солью, все остальные дети в это время выстраиваются в два полукруга.

Исполняется песня «Как на зорьке».

1. Как на зорьке заиграет ветерочек озорной-

Солнце ярко озаряет край наш дорогой.

2. Кто у нас не бывал, кто у нас не гулял –

Всех мы рады пригласить на Дону погостить.

Дети садятся на места

Ведущая: Наша жизнь так быстра и стремительна,

Как Дон-батюшка воды несет.

Но опора нужна людям, истина,

Без опоры никто не живет.

И к казачеству мы обращаемся,

Возвращаясь к земле, и корням.

Братство, равенство, дух казачества-

Вот что нужно сегодня всем нам.

- И сегодня на наш праздник пришел атаман нашей станицы «Донская». Приветствуем его и приглашаем на сцену! (слово Атаману. Он поздравляет всех с праздником, говорит о любви к родной земле, верности казачьим традициям.)

Ансамбль казачьей песни станицы Донская исполняет песню

«Как у нашей сотни».

1. Как у нашей сотни командир хороший,

Как у нашей сотни командир хороший.

Припев: Чернявая моя, чернобровая моя,

Чернявая моя, чернобровая моя,

Черноброва, черноглаза, кудрявая голова,

Кудрявая, кудрявая,

Кудрявая голова.

Браво! Браво Катерина!

Браво, сердце моё!

Браво! Браво Катерина!

Браво, сердце моё!

2. Командир хороший, старшина удалый,

Командир хороший, старшина удалый.

Припев:

3. Старшина удалый, казаки все бравы,

Старшина удалый, казаки все бравы.

Припев:

4. Казаки все бравы, кони их убраны,

Казаки все бравы, кони их убраны.

Ребенок 1: Я родом из Донского края

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, полей, садов

Великий и могучий Дон,

Гордится им святая Русь

Гордятся все, и я горжусь.

Ведущая: Да! Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своего Отечества и веры. Когда-то, в давние времена, царица Анна Ивановна повелела на Дону создать войско для охраны южных рубежей России. В подарок войску было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у казаков сине-красная форма.

Из-за кулис слышится военный марш. Входит строевым шагом Казак (взрослый персонаж. Казак скандирует в ритм своему шагу):

Раз-два! Раз-два! Удалая голова.

Раз-два, раз-два! Испугаюсь черта с два!

Раз-два! Раз-два! Это знает стар и млад,

Дона армии герой - доблестный казак!

(Останавливается возле Ведущей и прикладывает руку к шапке).

-Имею честь доложить: казак Иван Чернобровкин, прибыл для проведения праздничного мероприятия, дню установления Герба войска Донского, печати, Гимна.

Ведущая: Ой, казак, как хорошо, что ты пришел! Кто лучше тебя сможет наших будущих воинов уму-разуму научить, рассказать им о казачьей смекалке и взаимопомощи!

Казак садится перед детьми в центре на стул.

Казак:В давние времена, более 400 лет назад, в наши края бежали с разных мест люди от тяжелой жизни, от произвола властей. Они селились по берегам Дона, потому что где вода – там и жизнь. Люди обустраивались, образовывали семьи и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя – казаками. Казак в переводе значит вольный человек, удалой. Жизнь была не легкой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки, и шел на войну, а воевать он обязан был до победы. Жизнь была опасной, так как часто нападали враги, а казаки всегда любили свою Родину и готовы были, в любой момент встать на её защиту. А вы знаете, какая главная казачья заповедь?

Дети: Люби Родину, ибо она твоя мать!

Казак А какое же главное призвание казака?

Дети: Быть военным!

1ребенок: Казачество донское, казачество лихое.

Основой послужило казачьим всем войскам.

Куда бы ни кидали, куда б ни выселяли -

Границы охраняли на зависть всем врагам.

2 ребенок: Наши сотни, наши пики, они памятны врагам:

Мы с казачьим нашим гиком бьем нещадно басурман.

3ребенок: Много лет нашей державе, много лет нашим войскам,

Православной нашей вере, да и славным казакам.

Казак: И куда бы казаки ни уходили, где бы ни воевали, всегда их мысли и чувства летели домой, к великой реке, к Дону Ивановичу. Они приезжали домой, пускали коней к реке и кланялись ей в пояс.

Дети исполняют Песню «На тихом Дону».

1. На тихом Дону, на широком Дону

Закат переходит с волны на волну.

На Дон наш казачий с любой стороны

Вернемся, ему мы верны.

2. На тихом Дону, на привольном Дону

Задорная пеня летит в вышину.

Достойная смена казаков растет,

И край наш родной все цветет.

Казак:В старых казачьих песнях военная служба для казака – это его жизнь, его честь, гордость и святыня. Казак смелый, отважный, бесстрашный воин. И были у казаков свои заповеди, которые нарушать было нельзя. Какие же это заповеди, знаете?

Заповеди казаков:

- Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

- По тебе судят обо всем казачестве.

- Служи верно своему народу, а не его вождям.

- Держи слово! Слово казака дорого.

- Чти старших, уважай старость.

- Сам погибай, а товарища – выручай.

- Помни – храбрые всегда добрые, потому, что они сильные!

- Не мсти! Оставляй врага своего на суд божий!

Казак: А еще такая заповедь: пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю, но помни – воля не своеволие! Лихость – не разбой! А доблесть – не жестокость!

Ведущая: А кто же были главными среди казаков, те, кто самые достойные, которых выбирали на казачьем кругу? (Дети: Атаманы).

Казак: Верно! А какому же атаману поставлен памятник у нас в Новочеркасске?

Дети: Матвею Ивановичу Платову!

Казак: Тоже верно! А где стоит он?

Дети:В сквере, перед атаманским дворцом.

Ведущая: - У Войска Донского была своя печать и свой гимн. И сегодня – День их установления. Послушайте Гимн Всевеликого войска донского в исполнении ансамбля казачьей песни станицы «Донская». Гимн слушаем стоя.

Ведущая:А сейчас предоставляем слово казачатам.

Дети: Мы- донские казачата,

Очень дружные ребята!

Век готовы мирно жить,

Дону-батюшке служить.

Малышей не обижать,

Славу предков умножать.

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов!

А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня.

Ведь не зря все дончаки

С детства – сразу казаки.

Православный, удалой

Наш казак всегда герой.

Независимый, свободный,

Род казачий очень гордый!

Надо казаком родиться,

Чтоб весь век судьбой гордиться!

Ведущая: Стройтесь, ребята.

Девочки становятся в полукруг от центра по росту. Мальчики- парами в две колонны в центре перед полукругом девочек, между рядами мальчиков - расстояние.

Песня и танец «Эх, казачата».

Приуныли казаки- пыльная дорога поют в построении

Не ведет их дальний путь, не звенят клинки.

Позабыты дни былые, песни боевые.

Ратный дух угас и вот приснули казаки.

Эх, казачата, ребята удалые.

Заведите песню дедов и отцов.

Пусть они припомнят годы боевые.

Встанут новые ряды славных казаков. 2 и 3 шеренги мальчиков-шаг к центру

И пускай пока немного велика папаха, м. - правую руку за голову- 4поворота

Но в седле казачьем старом я уже держусь. двигают руками- «едут на коне»

Подрастают казачата, песня раздается.

Скажет атаман довольный: Выходит четко Атаман и говорит

-Сменой я горжусь!

Эх, казачата, ребята удалые. М. идут по кругу за Атаманом и

Заведите песню дедов и отцов. выстраивают полукруг перед девочками

Пусть они припомнят годы боевые.

Встанут новые ряды славных казаков.

И опять казачья песня над рекою льется. Поют все в полукругах

Заклубился дым над люлькой, вспыхнули костры.

Вам, лихие казачата, удаль достается.

Вместе с шашкой передали вам ее отцы.

Эх, казачата, ребята удалые. м. перестраиваются парами на свои места

Заведите песню дедов и отцов.

Пусть они припомнят годы боевые.

Встанут новые ряды славных казаков.

Музыкальный проигрыш м. –имитирут бой на саблях

-По ко-оням!

Эх, казачата, ребята удалые. М. идут парами по кругу за Атаманом,

Заведите песню дедов и отцов.

Пусть они припомнят годы боевые.

Встанут новые ряды славных казаков. Выстраиваются перед девочками

парами.

Встанут новые ряды славных казаков.

Любо!

В исполнении ансамбля казаков песня исполняется песня

«В саду дерево цветёт».

1. А в саду дерево цветёт,

А казак у поход идёт.

Припев: Эх, раз, два! Ой, горе не беда.

А казак у поход идёт.

2. Да казак у поход идёт,

Да за ним девка слёзы льёт.

Припев:

3. Да не плачь, девка, не рыдай

Да кари очи не стирай.

Припев:

4. Да тогда, девка заплачешь,

Да как у строю побачишь.

Припев:

5. Да как у строю, у строю,

Да на вороненьком коню.

Припев:

6. Да на вороненьком коне,

Да на казачьем на седле.

Припев:

7. Да на казачьем на седле

Да при шашке, кинжале.

Припев:

Ведущая: А вот как это было…

СЦЕНКА

Казачка 1: По станице разговоры:

Скоро казакам на сборы.

Казачка 2: Кто из молодых ребят

Едет нонеча в отряд?

         В курене: стол, лавка, прялка, сундук, печка горшками, 2 бутафорские сабли.

          Отец и сын справляют сбрую, мать готовит у печи, дочка вяжет. Стук в дверь. Пришел урядник.

Урядник: Бог вам в помощь, добрый день!

Мабуть, не ждали вы гостей?

Атаман меня прислал,

Да наказ свой передал:

Казаку уже шестнадцать,

Пора службой заниматься!

Завтра двинемся дорогу,

Собирайся понемногу.

Мать: Может, сядем за стол? (с поклоном) Пообедаем гуртом…

Урядник: Это как-нибудь потом.

Много дел у нас в управе.

Ну, до встречи на заставе.

Мать: Ой, Андрюшенька, сыночек, драгоценный голубочек!

Не хочу тебя пускать! Саблей вострою махать!

Отец: Полно, мать, уже не птенчик!

Улетит орлом Андрейчик!

Сестра: Ой, ты, родненький мой, братка! Будет там тебе не сладко.

Потемнеет белый день…Опустеет наш курень…

Андрей: Ты, сестренка, не печалься, обо мне не огорчайся.

Ведь сегодня ж не война! Растит воинов страна.

          Вбегают девчата.

1-я: Отчего, Андрюш, не весел? Отчего ты нос повесил?

2-я: Он за нами заскучал, да чуть плакать не начал.

Андрей: Эх, вы, девки-тарахтелки! Расставляйте-ка тарелки!

Отобедаем гуртом!

Девчата: Ну, уж это мы смогем!

Мальчик-девочке: Нынче праздник на станице-

Воротились мы границы, защищали рубежи.

Ты соскучилась, скажи!

Девочка: Ну, конечно, я скучала,

Я не пела, не плясала.

Сейчас в курене родном

Для вас частушки пропоем!

Частушки

1. Мы девчоночки-казачки,

Не умеем мы тужить.

Без частушек – прибауток

Нам и суток не прожить.

2. Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

3. Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в курене

Половицы лопнут?

4. Караул! Караул!

Казак Миша утонул.

Не в болоте, не в реке,

Просто в кислом молоке.

5. Я сидела на окошке

Ехал казачок на кошке.

Стал к окошку подъезжать-

Не смог кошку удержать!

6. Ты до сборов не дорос,

Маленьким остался.

На коня тебя сажать

Дядька отказался!

Мальчики –наступают на девочек стенкой, грозят

7. Ну-ка, цыц, вы хохотушки!

Вам бы только все игрушки!

Незаметно год пройдёт,

Казачек наш подрастет.

Мальчики:

8. Чтобы дом свой защитить,

Казак сильным должен быть!

Чтоб границу охранять,

Должен на коне скакать.

Девочки:

9. Казаченьки-казаки,

буйные головушки

Долго ль будете стоять

вы от нас в сторонушке?

Перепляс. Входят друзья Андрея, обступают его.

1: Кто тут весело поет,

На веселье нас зовет?

Слышно всем издалека-

Провожают казака.

- Ты, Андрюха, не журись,

Поскорей домой вернись.

2: Мы тебе кинжал вручаем,

И наказ напоминаем:

Такая доля казака-

Разить врага наверняка!

3: Чтобы дом свой защитить-

Сильным должен казак быть!

Чтоб станицы охранять –

Должен на коне скакать.

    Подходит отец Андрея.

Отец: Дарю тебе коня гнедого,

Он верный друг был у меня.

Он твоего отца родного

Носил в огонь и из огня!

И помни, конь теперя твой,

Береги его, родной.

     Андрей гладит гриву коня берет за уздечку.

Казачок: Мы народ донской, бедовый,

В битве – смелый и суровый.

Все мы конники лихие,

Казачата молодые.

Андрей: Нам дано такое право:

Защищать былую славу

Наших дедов и отцов-

Дона славных молодцов.

Урядник: Ну, сынок, сбирайся в путь!

Все, что слышал, не забудь.

На прощание – гуртом

Песню для тебя споем!

          Исполняется песня «Мы с тобой казаки», С. Захарова- исполняют взрослые, дети подпевают

Мы с тобой казаки, дети русского поля

И живем мы с тобою у Дона - реки.

Наш устав и закон: честь, свобода и воля,

Мы с тобой казаки, мы с тобой казаки.

Любим землю свою мы, как мать, без обмана,

Хотя служба и жизнь нам порой не с руки,

Казаки - это Русь, что не ведает пана,

Слава Боже тебе, что мы есть казаки.

Пусть бывает порой мы немного не правы,

Да простит нас Господь, да простят старики.

Мы - священная Русь, мы - опора державы,

Мы с тобой казаки, мы с тобой казаки.

Ведущая: Ну вот мы и отметили все вместе – и взрослые, и дети. этот день 28 сентября –день установления Герба и Флага казаков! Что скажете?

Все: Любо!



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Яблочный Спас»

для детей младшего дошкольного возраста

Цель: приобщать детей к духовно-нравственным ценностям и народным традициям посредством использования кукольного театра.

Программные задачи:

  1. формировать у детей уважение к традициям православной культуры;
  2. воспитывать желание подражать добрым сказочным героям.

Оборудование: на площадке стоит ширма, куклы Би—Ба-бо: ёжик, яблоко нанизанное на палочку, яблоко разделенное на 4 части, заяц, сорока, медведь, дед и баба, яблонька - росток и яблонька с наливными яблочками, сделаны из картона, яблоко для игры.

Ход мероприятия

Ведущий: Сегодня русский народный христианский праздник «Яблочный спас». Близится время сбора урожая.«Яблочный Спас»- праздник урожая яблок, начало горячей поры их заготовок. В этот день в церквях освещают плоды нового урожая, и считается, что яблоки становятся чудодейственными: откусив яблоко, можно загадывать желание и оно обязательно исполнится.

Ведущий: А сейчас друзья, ребятки, отгадайте-ка загадки.

  1. Весной повисло,

Всё лето кисло,

А сладко стало-

На землю упало (яблоко).

  1. Круглое, румяное

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко).

  1. Само с кулачок -

Красный бочок

Тронешь - гладко

А откусишь — сладко. (Яблоко).

Ведущая: Молодцы, все загадки отгадали.

Сказка  в гости к нам пришла,

Интересная она.

Не крутись, не зевай,

А смотреть начинай.

Ведущий: Жили - были дед и баба. Вот и говорит баба:

Баба: Поехал бы ты дед на базар, да купил бы яблоньку, наша то совсем старая стала, скоро засохнет.

Ведущий: Поехал дед на базар и купил яблоньку. Привёз её домой и посадил яблоньку. Поливал, землю рыхлил, ухаживал за ней. Выросла яблонька большая- пребольшая, вся яблоками увешана. (Появляется яблонька с яблоками). А одно яблочко было большое, непослушное, непоседливое, маму - яблоньку не слушало- крутилось, вертелось, с ветерком играло и на землю упало. (появляется яблоко) Надоело яблочку лежать, оно и покатилось по дорожке.

Катится яблочко по дорожке, а навстречу ему ёжик.

Ёжик: Яблочко- яблочко, а я тебя съем!

Яблоко: Не ешь меня колючий ёжик. Я тебе песенку спою.

Ведущий: И яблоко запело:

Яблоко: Я яблочко румяное.

Я яблочко душистое,

Я на яблоньке висело

И на веточке поспело.

Ветер дунул, я слетело,

И на землю я упало,

По дорожке побежало.

Я от дедушки ушло,

Я от бабушки ушло, а от тебя - ёжик, не хитро уйти.

Ведущий: Катится, катится яблочко по полю, а навстречу ему зайка — побегайка бежит.

Заяц: Яблочкояблочко, я тебя съем?

Яблоко: Не ешь меня зайка — побегайка. Я тебе песенку спою.

Ведущий: И яблоко запело:

Яблоко: Я яблочко румяное.

Я яблочко душистое,

Я на яблоньке висело

И на веточке поспело.

Ветер дунул, я слетело,

И на землю я упало,

По дорожке побежало.

Я от дедушки ушло,

Я от бабушки ушло,

От ежа я ушло,

а от тебя - заяц,

не хитро уйти.

Ведущий: Катится, катится яблочко по полю, а навстречу ему сорока — белобока,

Сорока: Яблочко- яблочко, а я тебя съем!

Яблоко: Не ешь меня сорока - белобока. Я тебе песенку спою.

Ведущий: И яблоко запело:

Яблоко: Я яблочко румяное.

Я яблочко душистое,

Я на яблоньке висело

И на веточке поспело.

Ветер дунул, я слетело,

И на землю я упало,

По дорожке побежало.

Я от дедушки ушло,

Я от бабушки ушло,

От ежа я ушло,

и от зайца ушло,

а от тебя - сорока,

и подавно уйду.

Ведущий: И покатилось яблочко дальше, только сорока его и видела. Катилось, катилось и в лесочек прикатилось. Катится по лесной тропинке, а навстречу ему медведь косолапый бредёт.

Медведь: Яблочко, яблочко, я тебя съем?

Яблоко: Не ешь меня мишка косолапый. Я тебе песенку спою.

Ведущий: И яблоко запело:

Яблоко: Я яблочко румяное.

Я яблочко душистое,

Я на яблоньке висело

И на веточке поспело.

Ветер дунул, я слетело,

И на землю я упало,

По дорожке побежало.

Я от дедушки ушло,

Я от бабушки ушло,

От ежа я ушло,

И от зайца я ушло,

а от тебя - медведь,

не хитро уйти.

Ведущий: Медведь очень умный был, большую лапу к яблочку протянул и говорит.

Медведь: Слыхал я от сороки, что по лесу яблочко гуляет, песенку распевает. Говорят ты такое румяное, душистое, спелое. Сядь ко мне на ладошку я погляжу, может ты не спелое-зелёное и не вкусное. Яблочку обидно стало, что медведь так говорит, и прыгнуло прямо в лапы.

Ведущий: А медведь его крепко лапами прижал и друзей своих позвал. Яблочко поровну разделил и всех угостил: ёжику - кусочек, зайке - дольку, сороке четвертинку и себя не обделил, тоже кусочек получил. Угостил медведь всех и бочонок с мёдом достал. Стали звери яблочко с мёдом есть, яблочный Спас отмечать, урожай прославлять.

Станем дружно все в кружок, в развеселый хоровод.

Хоровод «Катилось яблочко по кругу».

Ведущий: Яблоко быть добрым помогает.

Хандру и скуку разгоняет.

А сколько наслаждения получаешь

Когда ты яблочный пирог,

За обе щёки уплетаешь!

Так разве не волшебное оно?

Когда весь свет с ума свело!

Им восторгаешься и ты и я.

И будет так всегда, мои друзья!

В конце занятия воспитатель угощает всех детей яблоками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»

Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде. ...

Паспорт проекта «История, культура и быт донского казачества»

Проект воспитателя МБДОУ детский сад №2 «РАДУГА»   АНТЮХИНОЙ ЛИНЫ ВАЛЕНТИНОВНЫ. Данная работа способствует воспитанию у детей гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития...

Презентация "Донской край"

Расширять представления детей о родном крае....

Семинар «Сохранение народных традиций через приобщение детей к Донскому фольклору».

Данный материал является обобщением опыта работы в направлении казачества....

Конспект по ознакомлению детей с природой Донского края Тема: «Донская аптека».

Цель: Создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Донского края.Задачи:Познакомить детей с растениями: чабрец, подорожник, крапива, одуванчик, ромашка; их внешним видо...

Конспект занятия «Фольклор донского края» (подготовительная группа )

Цель: Создание условий для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с фольклором  Донского края.Задачи:Образовательные:-Расширить и обобщить представления детей о Донском ...

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...